бесплатно рефераты
 

Санитарно-гигиенические требования организации обучения в СПТУ

ри двустороннем боковом освещении минимальное зна-чение КЕО нормируется в точке посередине помещения на пересечении вертикальной поверхности характерного разреза помещения и условий рабочей поверхности (или пола).

При верхнем или верхнем и боковом естественном осве-щении нормируется среднее значение КЕО в точках, распо-ложенных на пересечении вертикальной плоскости характер-ного разреза помещения и условной рабочей поверхности (или пола). Первая и последние точки принимаются на рас-стоянии 1 м от поверхности стен или перегородок.

В учебных мастерских и других учебных помещениях КЕО .должен создаваться с учетом характера выполняемой зрительной работы в соответствии с главой СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектиро-вания».

Освещенность должна быть равномерной. Равномер-ность освещения определяется отношением минимальной ос-вещенности в люксах (лк) к максимальной и должна соот-ветствовать не менее 0,3.

Качественные показатели освещенности определяются со-отношениями яркости между отдельными поверхностями интерьера. Наилучшие условия видимости создаются при соот-ношениях яркостей тетрадь -- поверхность -- парта или стол 2:1--4:1, классная доска -- тетрадь 1:3--1:10. При этом определяющее значение имеют коэффициенты (отражения (Q) внутренних поверхностей интерьера учебных помещений.

Для окраски поверхностей парт и столов рекомендует-ся светлая гамма цветов (светло-голубая, светло-серая, свет-ло-зеленая, бежевая, цвет натуральной древесины) с коэффи-циентом отражения не менее 0,30.

Классная доска должна иметь матовую поверхность, ок-рашена в темно-зеленый или коричневый (при использовании мела) цвет с коэффициентом отражения 0,1--0,2, лучше чер-ный. При использовании угля или графопроектора доска должна быть белого цвета.

Поверхность стен, потолков, пола и оборудования учебных и учебно-производственных помещений должна быть матового поста.

Для окраски поверхностей интерьера учебных и учебно-производственных помещений рекомендуются теплые тона окраски при средневзвешенном коэффициенте отражения не менее 0,45. Потолок и верхние части стен, а также оконные рамы и двери следует окрашивать в белый цвет, коэффициент отражения которого равен 0,8.

Коэффициент отражения бледно-желтого, бледно-розового, бледно-голубого и других светлых тонов окраски должен быть не менее 0,6.

На все полимерные материалы (пленки, краски, лаки и др.), используемые для отделки интерьера, полов и учебной мебели должны иметь разрешения Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава России.

В целях предотвращения снижения светоотражающей способности ограждений учебных и учебно-производственных помещений следует:

· плакаты, стенгазеты, витрины и т. п., как правило, раз-вешивать на стене противоположной классной доске. Верхний край вывешенных материалов должен быть не выше 1,75 м от пола. Допускается размещение схем технологических процес-сов и т.п. на внутренней стене специализированных каби-нетов;

· шкафы для учебного материала и наглядных пособий следует располагать у противоположной сте-ны; поверхность их должна иметь светлую гамму тонов;

· нельзя размещать на подоконниках в учебных поме-щениях комнатные цветы. Рекомендуется цветы размещать в подвесных кашпо или переносных цветочницах высотой 65--76 см. Подвесные кашпо не должны располагаться в площади светового проема окна.

В кабинетах технических средств обучения (ТСО) сте-на, служащая фоном к экрану (телевизор, кино, проекции), должна быть окрашена в цвет охры или бежевые тона с коэф-фициентом отражения не менее 0,6. Стена не должна быть загружена лишними деталями и предметами.

Солнцезащитные приспособления должны быть обо-рудованы в учебных и учебно-производственных помещениях, спальных общежитиях для всех климатических районов.

Наилучшими видами солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между окон-ными рамами.

Допускается для защиты от солнца применять шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.

Запрещается применять стеклоблоки, пленки из полихлор-винила и другие полимерные материалы.

Солнцезащитные устройства должны иметь светлую ок-раску с коэффициентом отражения не менее 0,4. Шторы для кабинетов химии, физики, не должны снижать освещенность при расшторенных окнах.

Для предотвращения снижения освещенности в учеб-ных и учебно-производственных, жилых помещениях деревья сажаются на расстоянии не менее 10 м от окон здания, кустарники -- 5 метров.

Искусственное освещение

Искусственное освещение и электротехнические уст-ройства должны соответствовать требованиям главы СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». Нормируемые уровни освещенности зависят от характера зрительных работ, размера рассматриваемой детали и контраста ее с фоном.

Уровень освещенности рабочих мест при выполнении точнозрительных работ, отнесенных ко II «в» разряду точно-сти (часовое, ювелирное производство и др.) должно быть не менее 4000 лк при системе комбинированного освещения.

52. В кабинетах технических средств обучения (ТСО) све-товая обстановка должна создаваться с учетом возможности ведения записи во время использования визуальных ТСО, причем яркость рабочей поверхности не должна превышать яркости экрана и освещенность ее не должна быть ниже 300 лк. На занятиях с применением ТСО могут быть исполь-зованы следующие визуальные экранные технические средства обучения:

а) телевизоры с размером экрана по диагонали 59--61 см (марки «Темп», «Рубин», «Электрон», «УНТ-59», «Весна», «Крым», «Чайка», «УЛПТ-61», «Горизонт», «Березка», «Изумруд», «Славутич», «Школьник» и др.);

б) диапроекторы: «Свитязь», «Альфа», «Лэти» -- при условии строгого соблюдения расстояния прибора до экра-на--3 м;

в) графопроекторы: «КОД», «ЭДП-454», «ЛИТМО».

В целях наилучшего условия восприятия при применении ТСО следует использовать диффузно-отражающие или матово-белые экраны марок: «ЭПП-1», «ЭПП-2м», «ЭПП-3», «ЭГЩ-4», «ЭПБ-С» с коэффициентом отражения не менее 0,8.

В слесарных мастерских световая обстановка создается системой общего освещения, причем уровень освещенности на рабочем месте не должен быть менее 500 лк.

В производственных мастерских, кабинетах спецтехноло-гии уровень освещенности устанавливается в зависимости от размера, точности работ и контраста объекта с фоном по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности нормируемой для учебных помещений. При этом допускается использовать систему комбинированного освещения.

Оптимальные уровни искусственной освещенности спор-тивного зала составляют 400 лк на уровне пола.

Для общего освещения учебных помещений с нор-мальными условиями среды (отсутствие пыли, повышенной влажности и химически активных веществ) должны исполь-зоваться люминесцентные светильники, предназначенные для общего освещения помещений общественных зданий: се-рии ЛПО01, ЛПО02, ЛПО0З, ЛПО13, ЛПО16, ЛПО18, ЛПО21 «Ореол»,- Л201ОМ, ЛСО02, ЛВО13, ЛВО01, ЛВО31, ЛВОЗЗ.

Для освещения классных досок должны использоваться светильники серии ЛПО12, которые устанавливаются парал-лельно ей на расстоянии 2,2 м от пола и 0,6 м от поверхности классной доски. Освещенность классной доски должна быть не менее 500 лк.

При расположении училища севернее 50° с. ш. необ-ходимо предусмотреть облучение с использованием эритемных ламп в системе общего освещения из расчета 1 лампа ЛЭ-30 на 5 м2 при высоте расположения 2,8--3 м.

При невозможности использовать эритемные лампы в системе общего освещения следует организовать фотарии («Указания по профилактике светового голодания людей» № 547-65 от 7.Х.65 г.).

Вновь выполненная или реконструируемая осветитель-ная установка должна быть принята комиссией, в состав которой входят представители: заказчика, проектной и монтажной организаций, санэпидстанции, технической инспек-ции Совета профсоюза, органа государственного пожарного надзора и органа государственного энергетического надзора и при необходимости других заинтересованных организаций.

Воздушно-тепловой режим

В помещениях учебных заведений относительная влажность воздуха должна быть в пределах 30--45%.

Температура воздуха в классах, кабинетах, лабораториях химии и физики, в лекционных аудиториях, актовом зале, киноаудитории должна быть в пределах 17--20°С. В мастер-ских по обработке металла, дерева и др., где работа связана с повышенной энерготратой, температура воздуха не должна быть выше 16--18°С, в спортивном зале и комнатах для про-ведения секционных занятий 15--17°С, в раздевалке при спортзале 19--23°С, в кабинетах врачей 21--23°С, в рекреа-ционных помещениях 16--18°, в библиотеке, в помещениях абонемента, в комнате обработки и комплектования книг, в кабинетах администрации, комнатах общественных организа-ций 17--2ГС, в жилых комнатах общежития 18--20°С, в умы-вальных 20--23°С, в душевых -- не ниже 25°С, в вестибюле и гардеробе 16--19°С.

Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и фор-точки не должны заклеиваться и забиваться гвоздями.

Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные -- во время уроков.

До начала учебно-производственных занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания во время уроков и перемен должна определяться погодными условиями (температурой и влажностью воздуха, скоростью его движения, направлением ветра). При температуре воз-духа до 10°С минимальная длительность сквозного проветривания 1--3 минуты.

Спортивные залы и помещения для проведения секцион-ных занятий должны быть хорошо проветрены перед началом занятий.

Сон и отдых учащихся должен проводиться в хорошо про-ветренных и аэрируемых через фрамуги и форточки помеще-ниях.

В уборных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляцион-ные решетки ежемесячно очищаются от пыли.

В лабораториях и учебно-производственных мастер-ских, у станков и механизмов, работа, на которых связана с выделением повышенного тепла, пыли, газов, должна быть эффективная общая и местная вентиляция, обеспечивающая содержание вредностей не выше допустимых уровней и кон-центраций.

Работа вытяжной вентиляции должна обеспечивать содер-жание пыли и вредных веществ в воздухе учебно-производ-ственных помещений ПТУ и ТУ на уровне, установленных предельно допустимых величин.

Нагревательные приборы типа радиаторов «Москва», «Комфорт» должны своевременно, по мере загрязнения, очи-щаться от пыли, но не реже 1 раза в неделю.

Оборудование помещений

Учебные кабинеты (классы) лаборатории в учебных заведениях оборудуются рабочими столами и стульями в соответствии с ростом учащихся.

Учебная мебель должна обеспечивать правильную посадку учащихся за рабочими столами и соответствовать ГОСТу 11016-71 «Стулья ученические», а при наличии в кабинетах парт ГОСТу 5994-72 «Парты школьные», организация посадки проводится в соответствии с методическими рекомендациями «Об использовании школьной мебели». Запрещается использова-ние скамеек, табуретов и стульев без спинок.

Расстановка оборудования в учебных и производст-венных помещениях должна проводиться с соблюдением угла рассматривания не менее 35°.

Столы и парты в учебных кабинетах и лабораториях про-дольной конфигурации должны стоять в 3 ряда перпендику-лярно стене с оконными проемами, чтобы основной световой поток был слева от учащихся. Величина ширины проходов, начиная от стены со светопроемами, должна быть следующая: первого, второго и третьего -- 0,6--0,7 м, последнего (между внутренней продольной стеной и 3 рядам парт или столов) -- 0,5 м.

В первом климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого ряда парт или столов должно быть не менее 1 м.

Ширина прохода между доской и первыми столами (пар-тами) в рядах должна быть равна 2,4-2,7 м; между стеной, противоположной доске, или встроенными шкафами и послед-ними партами или столами -- 0,7 м, а при наличии «оборотного» класса или кабинета это расстояние должно быть не менее 1 м.

В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации мебель устанавливается в 4 ряда, при этом расстояние от первых столов (парт) до классной доски должно быть ее менее 3 м.

В лабораториях расстояние между рядами учебной мебели -- 1,0 м; между чертежными столами в кабинетах черче-ния--0,7 м.

Оборудование в мастерских должно расставляться пер-пендикулярно или под углом 30--45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между стан-ками в рядах -- не менее 0,8 м).

70. Конструкция классных досок может быть различной (передвижные, открывающиеся, меняющиеся по высоте с наклоном). Все классные доски должны иметь лотки для удержания меловой пыли, тряпки или губки.

Целесообразно под классной доской устроить шкафчики для хранения мела, линеек, угольников и т. п., наглядных по-собий и пр. Шкафчики можно делать во всю ширину кабинета.

Оборудование кабинетов химии, должно отвечать «Правилам по технике безопасности для кабинетов химии об-щеобразовательных школ системы Министерства просвеще-ния СССР», утвержденным Министерством просвещения СССР 1.XI.72 г.

73. Оборудование мастерских должно проводиться в со-ответствии с технологией по отраслевым нормам и техникой безопасности. Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а площадь помещений -- не менее 4,5 м2 (СНиП 245-71 п. 3.2).

Комплектность оборудования различных кабинетов, мас-терских и др. помещений должна обеспечиваться в зависимо-сти от вместимости училища в соответствии со «Сборником сметных норм затрат и типовых наборов оборудования и пред-метов внутреннего убранства общественных и административ-ных зданий», том 5 Учебные заведения, выпуск 2, «Профес-сионально-технические училища», утвержденным Госстроем СССР в 1975 г.

Любое переоборудование материально-технической базы ПТУ и ТУ, связанное с совершенствованием и модерни-зированием оборудования и внедрением новых технических средств обучения, используемых при профессиональной под-готовке учащихся, должно проводиться по согласованию с санитарно-эпидемиологическими станциями.

Директора учебных заведений должны своевременно пред-ставлять техническую документацию на внедряемое или модернизируемое оборудование в санэпидстанции для их согласования.

Санэпидстанции, в месячный срок, должны рассмотреть представленную документацию, ознакомиться с действующим образцом этого оборудования, условиями, характером и ре-жимом труда на них подростков и дать свое заключение о возможности его применения в учебно-производственном процессе, а также рекомендации по рациональному его исполь-зованию.

Приложение 1

Извлечения из главы СНиП П-60-75
«Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы проектирования».

Расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива для хранения жидкого топлива до границ земельных участков детских яслей-садов, школ, школ-интернатов, лечебно-профилактических учреждений или до жилых и других общественных зданий и сооружений следует прини-мать не менее 50 м. Расстояния от автозаправочных станций, предназначенных для заправок и только легковых автомобилей и имеющих мощность до 500 заправок в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать до 25 м. Указанные расстояния следует принимать от бензораздаточных колонок и границ подземных резервуаров для хранения жидкого топлива.

Расстояние от наземных гаражей, станций технического обслуживания автомобилей, площадок для стоянки и хране-ния автомобилей до зданий ПТУ и ТУ следует принимать не менее данных, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Расстояние, (м)

Надземные гаражи и площадки при количестве автомобилей

Станция технического обслужи-вания при количестве постов

более 100

100--51

60--21

20 и менее

более 30

30-11

10 и менее

-*

-*

50

25

-*

-*

50

ПРИМЕЧАНИЕ: * определяется в каждом случае по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

Въезды и подземные гаражи легковых автомобилей и вы-езды из них должны быть удалены от окон жилых домов и учебных заведений не менее чем на 15 метров.

Приложение 2

Извлечения из главы СНиП П-60-75
«Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы проектирования».

Количество учащихся в профессионально-технических училищах следует принимать в соответствии с заданием на проектирование; для предварительных расчетов допускается принимать из расчета 3% численности населения городов с числом жителей более 10 тыс. человек, а в средних специальных учебных заведениях -- из расчета 5% численности населения городов в том числе жителей более 30 тыс. человек.

В малых городах, поселках и сельских населенных пунк-тах профессионально-технические училища следует преду-сматривать из расчета обслуживания жителей населенных пунктов, входящих в систему группового расселения.

Размеры земельных участков профессионально-техниче-ских училищ и средних специальных учебных заведений (на 1000 учащихся) следует принимать согласно таблицы. Согласно СНиПа П-66-78 «Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения» минимальная вместимость учебного заведения принята 540 учащихся; вместимость на 1200 учащихся исключена.

Таблица

Вместимость учебных заведений учащихся

480

720

960

1200

1440

1920

Размеры земельных участков, га

6

5

4

3,6

3,2

3

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Размеры земельных участков сельскохозяйст-венных и гидромелиоративных профессионально-технических и средних специальных учебных заведений допускается увеличивать, но не более чем на 50%.

2. Размеры земельных участков, полигонов, опытных полей, лесных опытных участков и др. не входят в общую норму земельных участков учебных заведений, приведенных в таблице.

Приложение 3

Извлечения из главы СНиП П-66-78
«Профессионально-технические и средне-специальные учебные заведения. Нормы проектирования».

Площадки учебных заведений

Помещения

Количество учащихся

Площадь
в кв.м

1. Учебные кабинеты и групповые аудитории

30

50

2. Учебные кабинеты русского и иностранного языка

15

36

3. Лекционные поточные аудитории

60

72

4. Лекционные поточные аудитории

90

108

5. Лекционные поточные аудитории

120

140

6. Учебные кабинеты по специальности

30

60-72

7. Кабинеты технических средств обучения (ТСО)

30

72

8. Лаборатории, кабинеты чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования

30

72-90

9. Лаборатории, кабинеты чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования

15

36-60

10. Препараторские

-

18

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Площадь помещений учебных кабинетов и групповых аудиторий, размещаемых в зданиях панельной и каркасной конструкции допускается увеличивать до 54 кв. м.

2. Учебные кабинеты русского языка предусматриваются только для учебных заведений, где преподавание ведется не на русском языке.

3. Площадь помещений, перечисленных в позициях 6, 8 и 9 настоящего приложения, определяется в зависимости от набора и габаритов технологического оборудования.

4. Препараторские предусматриваются из расчета обслуживания каждой препараторской лаборатории 2 смежных учебных кабинетов или 2 однородных лабораторий.

5. Лаборатория площадью 81 кв.м и более допускается размещать в учебно-производственных помещениях.

Литература:

1. Санитарные правила по устройству и содержанию учебных заведений системы профтехобразования. Ленинград, 1982

2.
Санитарно-эпидемологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079 - 01. М. - Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2002. - 64 с.

3. Санитарные нормы и правила. СНиП П-66-78 Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования. М., 1985

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.