бесплатно рефераты
 

Охрана труда

ребование безопасности к технологическим процессам включает нормативно техническую и технологическую документации.

Безопасность технологических процессов достигается также применением инженерно-технических средств безопасности (оградительные, предохранительные устройства, сигнализации, и др.).

Безопасность труда при механической обработке материалов.

Механическая обработка материалов выполняют вручную и на станках. При ручной применяются инструменты общего назначения: молоток, кувалда, напильники и так далее. Они изготавливаются из определенного материала. Их рукоятки должны быть надежно укреплены, берутся прочные породы деревьев, без сучков, величина рукоятки берётся по размерам.

Рабочих, занятых работой с ударным инструментом, обеспечивают защитными очками, а место работы ограждают сетками или щитами. Необходимо правильно организовать рабочее место слесаря, рационально расположить инструменты, с учётом рабочих поз исполнения, ограждают все передачи вне корпусов станков и представляющие собой опасность травмирования. Зону обработки ограждают экранами, защищающими от стружки и смазочно-охлаждающей жидкостью. Органы ручного управления располагают для удобного пользования, дверцы шкафов с электрическим оборудованием блокируют сводным выключателем. Все металлические части станка, которые могут оказаться под напряжением свыше 42 В заземляются или соединяются с нулевым проводом и др.

Предусматриваются меры, позволяющие снизить уровень шума и вибрации.

Необходимо применять инструменты и приспособления, для дробления и отвода стружки.

Заточные шлифовальные станки оборудуют защитным экраном из прозрачного материала, который блокируется с пусковым устройством станка. Работник должен иметь защитные очки. Во время работы спецодежда должна быть застегнута, волосы убраны под головной убор. Запрещается работать на станке в рукавицах или перчатках, опираться на рабочий станок, подавать через него какие либо предметы, удалять стружку непосредственно руками и так далее.

Субъективные и объективные средства предупреждения об опасности.

Субъективные (пассивные) средства только предупреждают о наступающей опасности.

1) контрольно- измерительные приборы (манометр, амперметр, вольтметр) - помогают контролировать протекающие процессы, осуществлять безопасную эксплуатацию машин и оборудования, определять предельно допустимые значения параметров.

2) Предупредительные знаки и надписи - для напоминания работающим об опасностях, о границах опасной зоны, неправильных действиях.

3) Сигнальные устройства - для предупреждения работающих об опасности или аварии (звук, световая сигнализация, звонки).

Объективные (активные) средства защиты не только предупреждают, но и сами устраняют опасность. Они действуют автоматически, не зависимо от квалификационного состояния работающих, не допуская воздействия на них опасных производственных факторов. Чаще всего такие средства образуют физическую преграду между работающими и опасными производственными факторами.

К ним относятся:

· Различные предохранительные устройства, ограждения защитные блокировки, заземление оборудования, индивидуальные средства защиты и др.

Тема 3.4 Безопасность эксплуатации герметичных систем работающих под давлением.

Герметичность устройств и установок -- это свойство не пропускать через стенку, соединения и другие элементы конструкции жидкости и газы, которые в них содержатся. Герметичность обеспечивает создание условий, необходимых для проведения соответствующих технологических процессов, а в ряде случаев является условием обеспечения безопасности труда. Это прежде всего относится ко всем системам, работающим под давлением, не равным атмосферному: компрессорам, стационарным установкам, баллонам, газо- и трубопроводам, а также вакуумным установкам.

Разгерметизация может привести к возникновению в рабочей зоне ряда опасных и вредных факторов (токсичных паров и газов, ионизирующих излучений, если рабочее тело радиоактивно, тепловых излучений при высоко- и низкотемпературных рабочих телах), а также перемещению разгерметизировавшихся емкостей в пространстве, резкому повышению давления, обрушению строительных конструкций и оборудования при взрыве.

Таким образом, разгерметизация может быть причиной отравлений, ожогов (как тепловых, так и химических), радиоактивного облучения, механического травмирования.

Вещества, способные образовывать взрывоопасную среду используются в производстве. Это прежде всего пары разного рода смазочных веществ, горючие газы, используемые в системах газоснабжения предприятий, водород. Все эти пары и газы активно вступают в реакцию с кислородом. Но окислителем может быть не только кислород, но и другие химические элементы и соединения (озон, фтор, хлор, окислы азота и т.п.). Взрывоопасную среду могут образовывать также пыли и вещества, склонные к взрывному разложению (ацетилен, гидрозин, озон, аммиачная селитра и т. п.). Взрывобезопасность должна быть обеспечена мерами взрывопредупреждения и взрывозащиты, организационными и организационно-техническими мероприятиями. Для предупреждения взрыва необходимо исключить образование взрывоопасной среды и возникновение источника инициирования взрыва. Предотвращение образования взрывоопасной среды и обеспечение в воздухе производственных помещений содержания взрывоопасных веществ, не превышающего нижнего концентрационного предела воспламенения, должно достигаться: контролем состава воздушной среды; применением герметичного производственного оборудования; применением рабочей и аварийной вентиляции; отводом взрывоопасной среды.

Взрывозащита -- система мероприятий, предотвращающих воздействия на людей опасных и вредных факторов, возникающих в результате взрыва. Она включает применение оборудования, рассчитанного на давление взрыва; применение огнепреградителей, гидрозатворов, водяных заслонов, инертных газовых или паровых завес; защиту аппаратов от разрушения при взрыве с помощью устройств аварийного сброса давления (предохранительные мембраны и клапаны, быстродействующие отсеченные и обратные клапаны и т. д.).

Причины аварий и несчастных случаев при работе компрессоров и условия безопасности их эксплуатации.

Взрыв компрессоров может быть следствием перегрева его стенок, повышения рабочего давления, возникновения на корпусе зарядов статического электричества, загорания и взрыва смеси паров смазочного материала с воздухом, гидравлического удара (в цилиндрах компрессоров, холодильных установок).

Опасность перегрева элементов конструкции компрессора связана прежде всего с тем, что при сжатии любых газов их температура повышается и тем больше, чем больше степень сжатия. Кроме того, она обусловлена образованием «нагара» на стенках цилиндра, клапанных устройств и трубопроводов, представляющего собой смеси твердых продуктов разложения смазочных масел. Нагар увеличивает трение и приводит к местным перегревам, инициирующим взрыв.

Превышение рабочего давления чаще всего объясняется отсутствием или неисправностью контрольно-измерительной аппаратуры, нарушением правил эксплуатации компрессора.

В компрессорах холодильных установок возможны конденсация используемых в цилиндре легко сжимаемых газов и возникновение гидравлического удара, что может быть причиной его разрушения.

Безопасность эксплуатации компрессоров достигается строгой регламентацией вида применяемого смазочного материала, устройством систем охлаждения и очистки рабочих тел.

К мероприятиям по устранению гидравлических ударов относится обеспечение непрерывного или периодического отвода сконденсированной жидкости из холодильников, а также контроль относительной влажности воздуха, засасываемого в компрессор должна быть не более 60 %. Для поддержания необходимого давления используют предохранительные устройства -- клапаны открытого и закрытого типа.

Все движущиеся части компрессора с приводом ограждают.

Для исключения ошибочных действий обслуживающего персонала к обслуживанию компрессоров допускаются машинисты и аппаратчики, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены и имеющие соответствующие удостоверения.

Причины аварий стационарных сосудов, газовых баллонов, газо- и трубопроводов.

Эти причины весьма многообразны и могут быть разделены на конструкторские, технологические и эксплуатационные. К конструкторским причинам относятся неправильный выбор конструкции или отдельных ее элементов, отсутствие проверочного расчета на прочность. К технологическим причинам относятся появление дефектов конструкции, снижающих ее прочностные характеристики. Это литейные раковины, непровары, газовые поры и шлаковые включения сварных соединений, дефекты заклепок, внутренние и наружные трещины, прожоги. Все они в значительной мере обусловливают вероятность разгерметизации системы под давлением.

К эксплуатационным причинам относятся: нарушение режимов эксплуатации (превышение допустимых значений давлений, температур), в том числе вследствие ошибочных действий персонала или из-за отсутствия контрольных приборов; побочные процессы в устройствах и установках (коррозия, образование накипи); расширение жидкостей в замкнутых объемах вследствие нагрева;

изменение прочностных свойств конструкционных материалов в условиях низких температур; образование смеси «горючее - окислитель».

Взрыв баллонов сжатых и сжиженных газов может произойти при заполнении их рабочим телом, для которого они не предназначены.

Применительно к системам трубо- и газопроводов причиной разгерметизации может быть замерзание конденсата, деформации вследствие тепловых расширений.

С учетом названных причин аварий систем, работающих под давлением, правила Гостехнадзора устанавливают требования к устройству и безопасной их эксплуатации.

Для выявления технологических факторов разгерметизации сосуды и аппараты, работающие под давлением, перед пуском в эксплуатацию, а также периодически подвергают освидетельствованию и испытаниям. При этом осуществляют внутренний осмотр всех сосудов.

Газо- трубопроводы также должны иметь сигнальную окраску.

Важным мероприятием, содействующим выявлению появления газа в воздухе рабочей зоны, является придание ему запаха (одоризация).

Газопроводы прокладывают с небольшим уклоном в сторону движения газа, а буферную ёмкость снабжают в нижней части спускной трубкой с краном для систематического удаления водяного конденсата и масла.

Паропроводы снабжают конденсатоотводчиками, которые позволяют предотвратить возникновение гидравлических ударов и пробок.

К эксплуатации установок и сосудов, работающих под давлением, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение и аттестацию и имеющие удостоверение на право их обслуживания.

В системах, работающих под давлением, используют различные контрольные приборы. Это, прежде всего, манометры для измерения давления.

При необходимости понижения давления газа или воздуха при их отборе из баллона или емкости применяют редукционные клапаны.

Для контроля температуры в установках под давлением повсеместно используют термометры, а также термопары. Для контроля наличия жидкости в котлах и подобных им установках применяют указатели уровня жидкости.

Тема 3.5 Организация безопасной работы грузоподъемных машин и механизмов.

Подъемно-транспортные средства весьма разнообразны. Они включают простые устройства (блоки, ручные лебедки и тележки, домкраты) и подъемно-транспортные машины (ПТМ). К последним относятся транспортирующие и грузоподъемные машины.

Анализ травматизма при эксплуатации подъемно-транспортных средств показывает, что большая часть несчастных случаев, в том числе с тяжелым исходом, приходится на работы, на которых используются грузоподъемные машины.

Система требований, обеспечивающая безопасную их эксплуатацию, установлена Правилами Гостехнадзора, также инструкциями по технике безопасности для крановщиков, стропальщиков, для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов, утвержденными Гостехнадзором.

Требования безопасности при эксплуатации транспортирующих машин и простейших подъемных устройств определены инструкциями по технике безопасности.

К тяжелым последствиям приводит падение поднимаемых грузов вследствие обрыва канатов и цепей, за которые поднимается груз, разрушения элементов крана при перегрузке или потере устойчивости, «набегания» груза на элементы конструкции крана или его соскакивания с грузозахватного органа.

Прочность инадежность ПТМ обеспечиваются при выполнении требований безопасности в соответствии с правилами Гостехнадзора по всем основным конструктивным элементам и системам.

Для обеспечения устойчивости кранов используют противовесы.

Мостовые краны и их тележка, работающие на открытых эстакадах, должны быть снабжены противоугонными устройствами для исключения перемещения кранов, находящихся в нерабочем состоянии, от ветровой нагрузки. В этом случае наиболее рациональным считается использование клещевых захватов, зажимающих головки подкрановых рельсов, путем использования гидро и пневмоприводов. Их устанавливают с обеих сторон моста.

Для исключения возможности разрушения кранов от перегрузки их снабжают ограничителями грузоподъемности, отключающими механизм подъема груза

Для исключения наезда кранов на строительные конструкции применяют ограничители хода (упоры), монтируемые на концам рельсового пути. Грузоподъемные машины с машинным приводом, движущиеся по рельсовому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об опоры или друг о друга снабжают соответствующими упругими буферными устройствами.

Другим видом ограничителей хода являются концевые выключатели, обеспечивающие автоматическое отключение привода крана при переходе его подвижными частями установленных положений.

Из других видов предохранительных устройств можно отметить блокировки

Оградительные средства защиты применяют для исключения доступа к легкодоступным, находящимся в движении или под напряжением электрического тока частям грузоподъемной машины. Ограждают все виды передач (зубчатые, цепные и т. п.), соединительные муфты и барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах, валы механизма передвижения кранов и других систем (если последние расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала). Ограждению подлежат также открытые токоведущие части.

Исключительно важную роль для обеспечения безопасности в аварийных ситуациях играют тормозные устройства.

При эксплуатации грузоподъемных машин применяются, кроме того, системы сигнализации. Они могут быть двух типов. Это сигнальная окраска подвижных элементов грузоподъемного оборудования, габаритов транспортных проемов, перепадов в плоскости пола, ограждений, углов стен, люков в полу, ступеней лестниц, а также звуковая предупредительная сигнализация на кранах, управляемых из кабин или с пульта.

Зона перемещения грузов мостовых кранов, являющаяся опасной, должна быть обозначена желтой сигнальной линией.

Спецификой систем заземления ПТМ является использование в качестве заземляющих устройств подкрановых путей (там, где они имеют место) и специальных цепных устройств, скользящих у кранов на автомобильном ходу по земле или по дорожному покрытию.

Для исключения самопроизвольного включения механизмов при восстановлении напряжения сети после очередного отключения электропитания используют специальную (нулевую) защиту.

На башенных и портальных кранах необходимо устраивать молниезащиту.

При эксплуатации грузоподъемных кранов должно применяться противопожарное оборудование.

Оценка технического состояния подъемно-транспортных устройств с точки зрения соответствия изложенным требованиям безопасности производится при их техническом освидетельствования.

Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию.

Грузоподъемные краны, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному -- не реже одного раза в 12 месяцев; полному -- не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых не реже чем через, каждые пять лет.

Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемного крана.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться: осмотру; статическому и динамическому испытаниям.

Результаты технического освидетельствования кранов, передвигающихся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, записывает в их паспорт лицо, производившее освидетельствование. Результаты технического освидетельствования других грузоподъемных машин записывают в журнал их учета и осмотра.

Освидетельствованию подвергают и вспомогательные приспособления для перемещения грузов.

Техническое освидетельствование вспомогательных приспособлений.

Грузозахватные устройства, являющиеся оборудованием кранов, а также съемные грузозахватные устройства подлежат до пуска в работу полному техническому освидетельствованию.

Стальные проволочные канаты (тросы), цепи, пеньковые и хлопчатобумажные канаты используют в грузоподъемных машинах в качестве гибких органов.

Стальные проволочные канаты могут быть одинарной и двойной свивки, однослойные и многослойные.

При выборе канатов должно обеспечиваться условие их обязательной прочности на разрыв.

В качестве гибких органов используют также сварные и пластинчатые цепи. Коэффициент запаса прочности этих канатов должен быть также не менее 8.

Грузоподъемные крюки и петли являются универсальными грузоподъемными приспособлениями кранов и имеют наибольшее применение. Крюки могут быть однорогие и двурогие. Для кранов большой грузоподъемности применяют крюки специальной конструкции -- пластинчатые. Грузовые петли могут быть цельнокованые и составные.

Съемные грузозахватные приспособления могут быть охватывающими, поддерживающими, зажимными и притягивающими.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары предприятие-владелец должен периодически их осматривать в установленные сроки, но не реже, чем: через каждые шесть месяцев при осмотре траверс; через один месяц при использовании клещевых и других захватов, а также тары; через каждые 10 дней при осмотре стропов (за исключением редко используемых).

Редко используемые съёмные грузозахватные приспособления должны осматриваться перед выдачей их в работу.

Браковка находящихся в работе стальных канатов осуществляется по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.

Надзор за состоянием грузоподъемных машин и их безопасной эксплуатацией осуществляется инспекцией Гостехнадзора и инженером по техническому надзору, назначенным администрацией предприятия-владельца машины после проверки у него знаний Правил комиссией и выдачи ему соответствующего удостоверения.

В цехах, на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных кранов в каждой смене должно быть приказом назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов, из числа инженеров и других специалистов (начальников смен, сменных мастеров, прорабов, начальников участков) после проверки у них знаний и инструкций крановщика и стропальщика. Периодическая проверка знаний этих лиц производится через три года.

Стропальщики должны производить перед работой осмотр объемных грузозахватных устройств и тары, которые должны иметь бирки с указанием грузоподъемности и дату освидетельствования.

Раздел 4. Пожарная безопасность.

Тема 4.1. Горение и пожароопасные свойства веществ.

Виды горения и пожароопасные свойства веществ и материалов.

Горением называют физико-химический процесс, для которого характерны три признака: химическое превращение, выделение тепла, излучение света. Основа горения - экзотермическая окислительно-востановительная реакция (или комплекс реакций) вещества с окислителем. Окислителями могут быть хлор, бром, сера, кислород, кислородосодержащие и другие вещества.

Однако чаще приходится иметь дело с горением в атмосфере воздуха, когда окислителем является кислород.

Для возникновения горения необходимо наличие горючего вещества, окислителя и источника воспламенения. Но и в этом случае горение будет возможным, если горючие вещество и кислород (или другой окислитель) находятся в определенном количественном соотношении, а тепловой импульс имеет запас тепла, достаточный для нагревания вещества до температуры его воспламенения. Если мало горячего вещества в смеси с воздухом или мало кислорода (менее 14-16%), процесс горения не начнется.

Горение может быть вызвано непосредственным воздействием на горючее вещество открытого пламени или накаленного тела, слабым, но беспрерывным и продолжительным нагреванием горючего вещества, самовозгоранием, взрывом, химической энергией (трение, удар, давление), лучистой энергией тепла, нагретым до высоких температур воздухом и т.д.

Количество тепла, выделяемого при полном сгорании вещества и горючего вещества, называют теплотой сгорания.

При горении большая часть тепла идет на нагревание окружающей среды, строительных конструкций и самих горючих веществ. Тепло в окружающую среду передается путем теплопроводимости, конвекции и излучения.

Под теплопроводимостью понимают перенос тепловой энергии при непосредственном соприкосновенном веществ, материалов и конструкций. Конвекция - это перенос тепловой энергии в результате перемещения или перемешивания частиц жидкости или газа. Конвективные потоки на крупных пожарах достигают больших скоростей, что приводит к перебросу на значительные расстояния горящих головней и искр. Тепловое излучение представляет собой перенос тепловой энергии в виде электромагнитных волн.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.