бесплатно рефераты
 

Организация оказания медицинской помощи при авариях на радиационно- и химически опасных объектах, в очагах промышленных пожаров, при обрушении конструкций зданий, при транспортных авариях и катастрофах

p align="left">Врач или фельдшер санитарной машины должен четко определить маршрут движения, исходя из главного принципа, - доставка больного по назначению, т.е. в то медицинское учреждение, где ему может быть оказана медицинская помощь в максимальном объеме.

Оказание медицинской помощи в лечебном учреждении

Пострадавшие должны быть доставлены в лечебные учреждения, в которых им может быть обеспечено оказание квалифицированной медицинской помощи в полном объеме. Объем и характер медицинской помощи на II этапе оказывается в соответствии с видом травм, состоянием пострадавшего и возможностями лечебного учреждения, в которое доставлен пострадавший. В случае, если не представляется возможным обеспечить пострадавшему медицинскую помощь в необходимом объеме, следует либо вызвать специализированную бригаду постоянной готовности соответствующего профиля, либо, если позволяет состояние пострадавшего, направить его в специализированное лечебное учреждение: отделение многопрофильной больницы, специализированный центр, как, например, при тяжелых ожогах. При направлении пострадавших в другое лечебное учреждение главным требованием является выведение их из шокового состояния, восполнение потерь крови и тщательная иммобилизация переломов костей. Объем помощи пострадавшему в специализированном учреждении (центре) оказывается в зависимости от состояния пострадавшего. На всех этапах оказания медицинской помощи пострадавшим должна тщательно вестись медицинская документация с указанием характера и объема медицинской помощи, оказываемой пострадавшему на данном этапе и мероприятия, проведенные на предыдущем этапе.

Экстренная медицинская помощь

Если имеются пострадавшие при ДТП, им нужно немедленно оказать первую медицинскую помощь, вызвать машину "скорой помощи" и известить дорожно-патрульную службу. Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Чтобы первая помощь пострадавшему была эффективной, необходимо знать основные признаки тех или иных повреждений.

При автомобильных авариях и катастрофах чаще всего отмечаются повреждения головы и конечностей. Если пострадавший лежит неподвижно, но дышит, лицо окровавлено, не пытается подняться, не реагирует на вопросы - значит он жив, но находится без сознания. В данном случае имеет место черепно-мозговая травма, чаще ушиб или сотрясение головного мозга, сопровождаемое "мозговой комой". Внешне кома похожа на глубокий сон, только разбудить пострадавшего невозможно. Мозговая кома сопровождается резким снижением тонуса подъязычных мышц и мягкого нёба. При положении пострадавшего на спине язык, прилегая к задней стенке глотки, западает, препятствуя доступу воздуха в легкие. Возникает механическая асфиксия, которая чаще всего и приводит пострадавшего к гибели.

Как правило, человека в коме, лежащего вниз лицом, оказывающие помощь поворачивают на спину и даже что-то подкладывают под голову, тем самым сближают заднюю стенку глотки с корнем языка и закрывают доступ воздуха в легкие, способствуя быстрейшему наступлению смерти. Но если у него длинная шея, то язык не достигает глотки и не прилипает к ней, а атоничное мягкое нёбо и нёбная занавеска во время вдоха и выдоха вибрируют, издавая звуки храпа. При этом во время вдоха пострадавший широко раскрывает рот, как рыба, выброшенная на берег. Возникает стридорный сипящий тип дыхания. Не меньшая опасность возникает вследствие угнетения кашлевого и глотательного рефлексов. Слюна, мокрота, рвотные массы или кровь из носа свободно затекают в дыхательные пути, перекрывая поступление воздуха в легкие.

Положение пострадавшего, находящегося в состоянии комы, на спине крайне опасно для жизни!

Первая помощь пострадавшему в состоянии комы заключается, прежде всего, в том, чтобы повернуть его со спины на бок. Но сначала необходимо определить реакцию зрачка на свет, прощупать пульс на сонных артериях. Поворачивать пострадавшего на бок следует за плечо и лопатку. Считается ошибкой, если пострадавшего поворачивают за голову. Нередко травмы головы сочетаются с переломами шейных позвонков.

Переворачивание пострадавшего за голову неизбежно приводит к смещению сломанных позвонков, что может повлечь паралич конечностей. После того как пострадавшего повернули на бок и очистили от рвотных масс и крови, необходимо приступить к осмотру других частей тела. Если обнаружена кровоточащая рана, на нее накладывают давящую марлевую повязку индивидуального перевязочного пакета (его можно заменить чистым носовым платком или чем-то подобным). Если кровотечение не остановилось, накладывают жгут или закрутку выше раны или кровоточащий сосуд прижимают пальцем. При обнаружении перелома конечности на нее накладывают транспортную шину из подручного материала (доски, палки, плотного картона) с захватом двух суставов выше и ниже перелома. Чтобы переложить пострадавшего на носилки, необходима помощь трех-четырех человек. Двое из них становятся лицом друг к другу: один приподнимает плечи и голову, другой - ноги. Два других помощника поддерживают пострадавшего за поясницу и за бедра. Первая медицинская помощь (с элементами первой врачебной) пострадавшим оказывается медицинским персоналом скорой помощи сразу по прибытии ее на место ДТП: мероприятия по остановке кровотечения, противошоковые мероприятия, транспортная иммобилизация. По ходу эвакуации пострадавшего должна продолжаться инфузионная противошоковая терапия. При необходимости применяются оксигенотерапия, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца.

В стационаре пострадавшим осуществляется квалифицированная медицинская и специализированная травматологическая помощь.

Железнодорожные катастрофы

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте:

- естественный физический износ технических средств

- нарушение правил эксплуатации

- усложнение технологий

- увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств

- рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил личной безопасности

Состав железных дорог считался наиболее безопасным видом транспорта. Однако более строгий анализ показывает, что по показателям безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в результате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. При ликвидации последствий таких инцидентов помимо организации медицинской помощи пострадавшим необходимо проведение комплекса природоохранных мер.

Оперативное реагирование на ЧС

Более сложной задачей, стоящей перед здравоохранением отрасли, является создание и отработка системы оперативного реагирования для оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим, особенно при крупномасштабных ЧС. Как показывает анализ многолетнего опыта, ни одно крушение или авария на железных дорогах практически не имеет аналогов. Поэтому руководителям и другим участникам ликвидации последствий ЧС обычно приходится принимать нестандартные решения в каждом конкретном случае. Объективные сложности в работе медицинской службы связаны, главным образом, с многообразием специфических условий и факторов, влияющих как на масштабы последствий железнодорожных крушений и аварий, так и на характер и объем оказываемой медицинской помощи.

Основными из них являются:

- значительный контингент пострадавших (нередко со смертельными исходами) среди железнодорожного персонала и пассажиров, находящихся в поездах, на пассажирских платформах и в зданиях вокзалов, а также населения прилегающих территорий;

- особенности структуры железнодорожного травматизма по локализации, характеру и тяжести;

- необходимость работы в условиях дефицита собственных сил и средств для оказания медицинской помощи своевременно и в должном объеме;

- необходимость оказания экстренной медицинской помощи в неблагоприятных местных географических и ландшафтных условиях (труднодоступная местность, на перегонах, вдали от населенных пунктов и мест дислокации медицинских учреждений) и в любое время суток и года, а также в условиях возможного химического и радиоактивного заражения местности и объектов в результате аварийных ситуаций с химическими и радиоактивными опасными грузами.

Особенности медико-тактической обстановки при железнодорожных авариях должны учитываться при планировании адекватных мероприятий на случай ЧС. Их эффективность существенно повышается при проведении прогностической оценки медико-санитарных последствий типовых вариантов ЧС, учете реальных возможностей задействования собственных медицинских сил, средств и соотнесения этих возможностей с потребностями в них для ликвидации последствий различных по масштабам и характеру ЧС, заблаговременном решении вопросов взаимодействия с соответствующими формированиями и учреждениями службы медицины катастроф.

Организация ликвидации последствий ЧС

На этапе первичной информации о ЧС (посредством поездной, перегонной, межстанционной, служебной диспетчерской и других видов связи), если в ней есть сведения о столкновении или сходе пассажирского подвижного состава, осуществляется немедленный выезд к месту происшествия мобильных медицинских сил и средств, формируемых на базе линейных, узловых и отделенческих больниц. Именно на них возлагается ответственность за передачу своевременной медицинской информации в вышестоящие органы о наличии и численности пострадавших, характере и тяжести поражений.

Согласно установленному порядку первичная информация по ЧС в дальнейшем уточняется. При необходимости используется метод кодирования информации по специальным критериям в зависимости от вида крушения или аварии и численности пострадавших.

На основе полученной информации и оценки складывающейся обстановки органы управления медицинскими силами и средствами в оперативном порядке принимают решения по обеспечению пострадавших необходимой медицинской помощью. При этом практически одновременно и в порядке подчиненности задействуются (в зависимости от масштабов аварии) три уровня управления ходом ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: отделенческий (отделенческие, узловые или линейные ЛПУ), дорожный (врачебно-санитарная служба дороги) и центральный (Департамент здравоохранения МПС). На всех уровнях действует четкая система оперативного дежурства, обеспечивающая получение и передачу медицинской информации в вышестоящие органы, а от них - соответствующих распоряжений на весь период ликвидации последствий ЧС (с учетом дублирования в выходные и праздничные дни).

К числу первоочередных мер относятся формирование и подготовка к работе в условиях ЧС медицинских сил и средств, в особенности ВВБ и БСМП, комплектуемых на базе ЛПУ железных дорог. Их приоритетной задачей является оказание пострадавшим своевременной и в необходимом объеме медицинской помощи. Для этого используются все имеющиеся ресурсы отраслевого здравоохранения, включая железнодорожный подвижной состав.

В комплекс подготовительных и ликвидационных мероприятий входят:

- вызов медицинских работников и привлечение специалистов из других учреждений;

- организация первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим на месте происшествия;

- организация квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЛПУ, в том числе за счет перепланирования, высвобождения и перепрофилирования коек;

- доукомплектование стационаров необходимыми аппаратурой и медикаментами;

- специальная подготовка медицинского персонала по вопросам лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших при крушениях и авариях.

Степень готовности указанных сил и средств к работе в условиях ЧС определяется их заблаговременной подготовкой и оперативным реагированием на любые нештатные ситуации, возникающие на железных дорогах, в том числе при наиболее неблагоприятных или осложненных вариантах ликвидации последствий ЧС. Имеются в виду крупномасштабные ЧС с большим количеством пострадавших, ЧС на изолированных участках железных дорог или в других неблагоприятных условиях (на перегонах, вдали от мест дислокации медицинских учреждений, в ночное время и т. п.), связанные обычно с дефицитом врачебных кадров основных профилей. Целенаправленно планировать организационные мероприятия по оказанию медицинской помощи пострадавшим и включать в состав врачебных бригад узких специалистов в зависимости от особенностей повреждений при каждом виде ЧС. В этой связи более актуальным является формирование на базе ЛПУ железных дорог медицинских бригад постоянной готовности - аварийных, хирургических и реанимационных, а также бригад специализированной медицинской помощи следующих профилей: хирургического, реанимационного, травматологического, нейрохирургического, кардиологического, токсико-терапевтического, комбустиологического.

Формирование и подготовка перечисленных сил и средств с учетом реальных возможностей лечебно-профилактических учреждений предусматривают использование для работы в ЧС кадров и коечного фонда действующих в повседневном режиме подразделений ЛПУ соответствующих профилей.

Структура санитарных потерь

В структуре железнодорожного травматизма преобладают множественные механические травмы различной локализации, закрытые черепно-мозговые, комбинированные травмы, ожоги, отравления продуктами горения и другими токсичными веществами. В зависимости от вида крушения и действия основного поражающего фактора в структуре санитарных потерь преобладают однотипные повреждения.

Характерные механические повреждения:

1.Столкновение пассажирского подвижного состава: преимущественно закрытые черепно-мозговые травмы (до 50 %), травмы верхних и нижних конечностей (до 30 %), поверхностные тупые и рвано-ушибленные раны мягких тканей различной локализации (до 20 %). Удельный вес множественных и комбинированных травм (более 60 %), а также травм с синдромом длительного сдавливания при невозможности быстрого высвобождения пораженных из-под деформированных конструкций локомотивов и вагонов.

2.Сход с рельсов пассажирских поездов: преимущественно поверхностные повреждения мягких тканей (до 60 %) и черепно-мозговые травмы (до 30 %). При возгорании подвижного состава, это может привести к резкому увеличению числа пострадавших с термическими (до 40 %) и комбинированными (до 60 %) поражениями.

3.Последствия взрывов: преимущественно скальпированные, резаные и рвано-ушибленные раны мягких тканей, закрытые черепно-мозговые травмы и ранения глаз. В большинстве случаев до 20 % общего числа пораженных нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи.

Организация оказания медицинской помощи

Оказание медицинской помощи пострадавшим при крушениях и авариях на первом, наиболее сложном этапе ликвидации последствий, имеет свои особенности. К месту происшествия по установленному регламенту и в кратчайшие сроки в составе восстановительного поезда следует санитарный вагон с медицинской бригадой, необходимым оснащением и экипировкой. Кроме того, в зависимости от тяжести медицинских последствий регламентирован выезд на место происшествия ответственных работников, главных и ведущих специалистов медицинского отдела Бел. ЖД, управлений и отделов здравоохранения железных дорог, дорожных и отделенческих больниц, а также медицинских бригад соответствующих профилей (хирургических, реанимационных и др.).

Медицинская сортировка пораженных

Целесообразно привлечение специалистов высокой квалификации (как правило, хирургов), имеющих большой опыт организационной работы в условиях ЧС. Обычно пораженных подразделяют на четыре категории, которые различаются по приоритету в оказании медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения:

I - находящиеся в терминальном состоянии и нуждающиеся в облегчении страданий (около 10 %).

II - находящиеся в тяжелом состоянии и нуждающиеся в неотложных мероприятиях (около 20 %);

III - находящиеся в состоянии средней тяжести, помощь которым может быть отсрочена (около 30 %);

IV - легкопораженные, нуждающиеся преимущественно в амбулаторной помощи (около 40 %).

При категоризации пораженных первой группы медицинский персонал традиционно испытывает трудности, так как в обычных условиях для спасения жизни этим пострадавшим используются все доступные силы, средства и методы медицины. Следует учитывать, что среди пораженных может оказаться большое число детей, особенно в отпускной период (до 45 %). Во всех случаях летальность среди них значительно выше, чем взрослых. В стационары дети раннего возраста, как правило, не поступают, они погибают на месте происшествия. Дети, получившие травмы, ожоги, отравления и т. п., подлежат первоочередной госпитализации, поскольку нуждаются в срочном оперативном вмешательстве, детоксикации и в то же время щадящем лечении, что может быть обеспечено при условии привлечения к этой работе высококвалифицированных специалистов педиатрического профиля.

V. Организация оказания медицинской помощи в очагах промышленных пожаров

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей.

Температура газов под действием ударной волны может повышаться до температур, вызывающих самовоспламенение, а во взрывоопасной среде вызывает химические реакции. Сочетание явления ударной волны с наличием зоны химической реакции порождает детонационную волну, в результате чего происходит детонация. При прохождении во взрывоопасной среде ударной волны происходит скачкообразное изменение параметров состояния газов - давления, температуры, плотности, что вызывает детонационное горение. Огненный шар детонации возникает в результате горения газопаровоздушных смесей, переобогащенных углеводородными соединениями. Переходу к детонации способствуют препятствия: стены строений, предметы, пересеченная местность на пути распространения пламени, вызывающие явление турбулентности.

С точки зрения производства работ, связанных с тушением пожаров, спасением людей и материальных ценностей, классификация пожаров производится по трем зонам:

- отдельных пожаров;

- массовых и сплошных пожаров;

- затухающих пожаров и тления в завалах. Пожары также подразделяются на лесные, торфяные, степные, пожары в населенных пунктах, газовые, газонефтяные и нефтепродуктов.

Особенности пожаров на металлургических предприятиях:

- быстрое распространение огня в маслопроводах, кабельных туннелях и этажах, транспортерных галереях, на покрытиях большой площади и в системах гидравлики высокого давления;

- возникновение и распространение пожара ниже уровня земли и на большой высоте;

- плотное задымление больших объемов, распространяющееся на значительное расстояние от очага горения;

- разливы расплавленного металла и шлака;

- факельное горение газов и жидкостей, находящихся в аппаратах и трубопроводах под давлением;

- загазованность территории аммиаком, коксовым, доменным и другими газами, взрывы газов и сажи

- возможность распространения огня в перегрузочных узлах, транспортерных галереях, в масло- и кабельных туннелях, подвалах, в машинном зале.

Основные поражающие факторы:

- тепловое излучение пожаров

- психологическое воздействие

- действия ядовитых веществ, образующихся в результате горения.

Причины, определяющие число санитарных потерь при пожарах:

-масштабы пожара

-характер и плотность застройки в населенных пунктах

-огнестойкость зданий и сооружений

-метеорологические условия (скорость ветра, осадки и др.)

-время суток и плотность населения в зоне действия поражающих факторов.

Пожары на объектах промышленности, в отличие от стихийных пожаров, могут представлять большую опасность, поскольку окислителем является не только кислород атмосферы, но и содержащие его химические соединения (топливные углеводороды, перхлораты, пероксиды, селитра, целлулоид, порох). Процесс характеризуется быстрым повышением температуры, задымлением помещений, распространением огня скрытым путем, угрозой взрыва.

Организация экстренной медицинской помощи

Принципы оказания медицинской помощи пораженным на месте любой катастрофы одинаковы.

Современные технологии передачи информации о ЧС, ведении спасательных работ, оказании медицинской помощи, стабилизации состояния пострадавшего и эвакуация в стационар, обеспечивающие своевременное проведение всего комплекса мероприятий в течение "золотого часа", точная и своевременная информация о характере ЧС, количестве пострадавших (санитарные потери) и доступности медицинской помощи,

быстрое извлечение пострадавших спасателями, оказание экстренной медицинской помощи на месте ЧС, стабилизация состояния перед эвакуацией в пункте сбора пораженных, немедленная эвакуация в специализированные лечебные учреждения (ожоговый центр), заблаговременное оповещение объектов здравоохранения, осуществляющих прием массового количества пострадавших.

В период изоляции оказывается само- и взаимопомощь самими пострадавшими, свидетелями происшествия, жителями близлежащих районов. Важно сохранить физическое и психофизиологическое равновесие. По мере прибытия в очаг ЧС служб спасения, пострадавшие получают доврачебную и первую врачебную помощь перед эвакуацией. МЧС, центры медицины катастроф, бригады СМП, работают по принципу взаимодействия. Руководитель спасательных работ и ответственный за медико-санитарное обеспечение (первая прибывшая к очагу ЧС бригада СМП) оценивают обстановку, определяют место пункта сбора пораженных, организуют встречу прибывающих медицинских ресурсов и ставят им конкретные задачи. При наличии возможностей оказывается квалифицированная помощь. Определяется направление эвакуации различных групп пораженных, в какое лечебное учреждение, сколько и каких пострадавших направляется. Информация доводится до персонала, непосредственно осуществляющего эвакуационные мероприятия.

При оказании первой медицинской помощи необходимо погасить горящую одежду, немедленно вынести пострадавшего из зоны поражения и разместить за границей очага возгорания. При остановке дыхания - искусственная вентиляция легких.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.