бесплатно рефераты
 

Организация и проведение эвакуации в мирное и военное время

p align="left">- встреча автоколонны в местах посадки населения;

- сбор и посадка эвакуируемого населения на транспорт;

- формирование эвакоколонн и сопровождение их к маршрутам эвакуации;

- контроль за полнотой эвакуации населения и информации об обстановке соответствующего руководства ГО. Подачу автотранспорта для эвакуации населения обеспечивает центральный диспетчерский пункт, который создается на базе диспетчерской службы авто предприятий совместно с ГИБДД и транспортными отделами администраций [14:1].

Для эвакуации детских учреждений предусматривается автотранспорт, который закрепляется за конкретным учреждением, назначением времени и места подачи транспорта. Целесообразно на маршрутах эвакуации создание промежуточных пунктов эвакуации с развертыванием на них пунктов регистрации, дозиметрического и химического контроля, специальной обработки, санитарно-обмывочных пунктов, станций по обеззараживанию одежды, подвижных пунктов питания и подвижных пунктов вещевого снабжения. Создаются также медицинские распределительные пункты за зонами возможного заражения.

Сложность эвакуационных мероприятий состоит в том, что затрагиваются аспекты производственного, общественного, социального порядка и их проведение зависит от тщательной проработки всех организационных вопросов.

Важнейшим фактором является своевременность принятия решения на вывод населения из опасных районов за границы зон возможного поражения (заражения). Промедление в этих случаях чревато тяжелыми последствиями [14:2].

Глава 2. Разработка плана эвакуации на примере высшего учебного заведения (ИГЛУ)

2.1 Заблаговременная подготовка постоянного и переменного состава

Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в зависимости от степени участия в выполнении задач гражданской обороны и РСЧС, а следовательно и требований к уровню их знаний, умений и навыков организуется и осуществляется по следующим группам:

1. Руководящий и командно-начальствующий состав

2. Личный состав НАСФ и спасательных служб

3. Работающее население не входящее в состав формирований

4. Учащиеся и студенты общего и профессионального образования

5. Неработающее население

Формы обучения в области гражданской обороны и защиты от ЧС (по группам обучаемых):

А) Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проводят подготовку к действиям в ЧС в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. (ФЗ № 129-ФЗ от 28.10.2002 г.) [1:33].

Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в УМЦ по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области ГО и ЧС природного и техногенного характера.

Перечень должностных лиц и работников ГО, подлежащих обучению вУМЦ ГОЧС и на курсах ГО, определяется приказами МЧС РФ: от18.06.01 г. № 273, от 22.01.02 г. № 19, зарегистрированными в Минюсте РФ и Организационно-методическими рекомендациями. Для повышения эффективности обучения учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или родственных категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Продолжительность учебных занятий с преподавателем в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО составляет 6 учебных часов (по 45 мин.) по 40-часовой программе.

Обучение слушателей завершается сдачей зачетов.

Б) Для подготовки РС в организациях, муниципальных образованиях создаются учебные группы не более 20-25 человек, в которые входят:

- руководитель организации;

- заместители руководителя организации;

- главные специалисты;

- специально уполномоченные работники на решение вопросов ГОЧС;

- личный состав штаба ГОЧС;

- руководители формирований общего назначения и их заместители. Состав группы определяет руководитель организации, муниципального образования приказом. На крупных объектах может быть создано несколько групп, руководитель группы назначается приказом РГО из числа его заместителей, главных специалистов.

Тематика занятий определяется Программой подготовки РС по месту работы по ГО и ЧС от 9 июля 2001 г. Подготовка проводится в объеме 15 часов. Конкретные темы и время на их изучение определяет руководитель ГОЧС с учетом уровня подготовки обучаемых, специфики производства, местных условий.

Подготовка проводится путем сборов или периодических занятий (как это определено приказом руководителя) как на своей учебно-материальной базе, а при ее отсутствии -- на арендуемой на договорной основе УМБ других объектов.

Обучение завершается проведением ежегодного КШУ [1:34-35]. В результате подготовки по ГОЧС на объекте руководящий состав должен знать свои функциональные обязанности по ГОЧС, уметь организовать и практически осуществлять мероприятия, предусмотренные планами по ГОЧС объекта в объеме занимаемой должности.

Примерная программа обучения работающего населения в области ГОЧС от 15.09.05 г, № 14/4/802 является одним из элементов единой системы подготовки населения в этой области. Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работников организаций, не входящих в состав формирований ГО, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 14 часов.

Обучение работников организаций проводится по решению руководителей организации, как в рабочее время, так и без отрыва от основной производственной деятельности.

Для проведения занятий в организациях создаются учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам и другим структурным подразделениям. Состав группы не должен превышать 20-25 человек. Занятия проводятся руководящим составом, инженерно-техническими работниками, начальниками цехов, участков, членами комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также другими подготовленными лицами. Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказами начальников гражданской обороны организации. Они должны пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований [1:37-38].

Обучение неработающего населения осуществлять по месту жительства путем:

- проведения занятий в учебно-консультационных пунктах жилищно-эксплуатационных органов по Программе подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в ЧС, утвержденной МЧС РФ 3 ноября 1994 года в объеме 12 часов ежегодно (Приложение № 4).

- посещения пропагандистских и агитационных мероприятий (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, показ учебных фильмов и другие), проводимых по планам должностных лиц ГО и территориальной подсистемы РСЧС;

- чтения памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике ГО и защиты от ЧС;

- участия, (в установленном порядке) в комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.

Основное внимание при обучении этой группы населения, обращать на морально-психологическую подготовку и умелые действия в ЧС, характерные для мест проживания, воспитание чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.

Подготовку организаторов (консультантов) учебно-консультационных пунктов осуществлять на курсах ГО городов и районов области, Практиковать проведение тренировок с населением на которых отрабатывать действия по сигналам оповещения. Из опыта субъектов РФ для обучения неработающего населения создаются учебно-консультационные пункты (см. библиотечка ВЗ №7,2000 г,). Перед УКП ставятся следующие задачи: (методические рекомендации по организации и работе УПК)

- обучить граждан способам защиты от ССП;

- выработать у них уверенность в надежности средств и способов защиты от ЧС любого характера;

- дать практику и привить навыки для действий в условиях ЧС мирного и военного времени;

- повысить морально-психологическое состояние людей, помочь правильно оценить складывающуюся обстановку для принятия разумных и адекватных действий;

- научить население правилам защиты детей и обеспечения их безопасности при выполнении мероприятий ГО;

- активно пропагандировать (разъяснять) роль, значение и задачи ГО и РСЧС в современных условиях [1:39-40]

Обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия, в установленном порядке, в проведении "Дней защиты детей", в учениях и тренировках по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций. В целях создания системы внешкольной подготовки учащихся к действиям в условиях ЧС, подготовки резерва для поисково-спасательных формирований во всех городах и районах области проводить работу по созданию кадетских корпусов, школ, классов, кружков (секций) "Юный спасатель". Ежегодно в летний период планировать и проводить полевые лагеря "Юный спасатель". Ежегодно в марте-апреле месяцах проводить городские и районные соревнования "Школа безопасности".

Принимать активное участие в областном слете-соревновании "Школа безопасности".

Подготовку детей дошкольного возраста рекомендуется организовать проведением занятий по Программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста", введенной в действие письмом Минобразования России от 18 июля 1997 г. № 112/34-16. Цель программы -- научить ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях и способствовать становлению у него основ экологической культуры и здорового образа жизни[1:42-43].

2.2 Подготовка объекта к эвакуации

Сущность и способы рассредоточения и эвакуации. Рассредоточением называется организованный вывоз (вывод) и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих работу в городах и важных объектах, расположенных вне этих городов.

К категории рассредоточиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающих жизнедеятельность города (например, работники коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Загородной зоной в данном случае называется территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для городов и важных объектов, расположенных вне этих городов. Граница зоны возможных разрушений устанавливается в зависимости от значения города и численности его населения [15:83]. Рабочие смены вывозятся, чтобы обеспечить непрерывность процесса производства предприятий, продолжающих деятельность в городах, а формирования -- чтобы поддержать их в готовности к немедленному ведению спасательных и неотложных аварийно- восстановительных работ после ударов противника. Пешим порядком выводятся рабочие и служащие предприятий, организаций и учреждений в соответствии с разработанными планами и население, не занятое в сфере производства. К этому населению можно отнести неработающих членов семей, учащихся высших и средних учебных заведений, профессионально- технических училищ и другое население, способное эвакуироваться пешим порядком. При недостатке транспортных средств часть рабочих смен также может выводиться пешим порядком с членами их семей.

Рассредоточение и эвакуация населения комбинированным способом осуществляются по территориально-производственному принципу. Это значит, что вывод в загородную зону как рассредоточиваемых и эвакуируемых рабочих и служащих, так и эвакуируемых членов их семей, студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется через предприятия, учреждения и учебные заведения.

Остальное население эвакуируется, как правило, через ЖЭКи и домоуправления по месту жительства. При этом население, эвакуируемое в близлежащие от города районы загородной зоны, выводится пешим порядком непосредственно в отведенные ему места для расселения, а эвакуируемое в более отдаленные районы выводится на промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), откуда оно по завершении эвакомероприятий выводится (вывозится) в районы постоянного размещения [15:85].

Преимущество комбинированного способа заключается в том, что он обеспечивает достижение основной частью населения безопасной зоны в сравнительно короткие сроки.

Районы расселения эвакуируемых. Районы расселения рассредоточиваемых и эвакуируемых в загородной зоне и порядок их вывода и вывоза определяются исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся с учетом создания условии для продолжения производственной деятельности предприятий в городе, транспортных возможностей, наличия жилого фонда и обеспечения группировки сил ГО, предназначенных для ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения. Районы рассредоточения и эвакуации по возможности должны совпадать с районами шефских связей. При распределении загородной зоны для расселения рассредоточиваемых и эвакуируемых учитывается то, что районы расселения рабочих и служащих предприятий, продолжающих производственную деятельность в городе, должны быть на таком удалении от города, чтобы на переезд в город на работу и обратно в загородную зону на отдых затрачивалось не более 4 - 5 ч. При распределении районов расселения учитывается также и то, что рассредоточенные рабочие и служащие представляют собой не только отдыхающую смену, но составляют также формирования ГО, предназначенные для ведения спасательных и неотложных аварийно- восстановительных работ на своих предприятиях. Поэтому рассредоточиваемые рабочие и служащие расселяются вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей (не далее 5 км от них).

Эвакуированное население, не связанное с производственной деятельностью и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служащих, размещается в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления,-- в населенных пунктах, находящихся вблизи этих зон.

Планирование рассредоточения и эвакуации. Планирование рассредоточения и эвакуации является одной из важных задач штабов ГО всех степеней. Основной документ, определяющий объем, содержание, сроки проведения мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения и порядок их выполнения, -- это план гражданской обороны, частью которого является раздел по защите населения.

Для определения порядка и очередности эвакуации население распределяется по группам, В масштабе города проведение рассредоточения и эвакуации планируется штабом гражданской обороны города. Выписки из этого плана доводятся до сведения штабов гражданской обороны городских районов и объектов народного хозяйства в части, касающейся их. Исходными данными для планирования рассредоточения и эвакуации населения города являются:

- общая численность населения, проживающего в городе; количество предприятий, учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других учреждений и организаций; количество рабочих и служащих, подлежащих рассредоточению, и членов их семей; количество населения, подлежащего эвакуации; количество населенных пунктов сельской местности и помещений в них, пригодных для размещения людей, учреждений и организаций; санитарное состояние населенных пунктов;

- наличие железнодорожных, автомобильных и водных путей и их пропускная способность; количество железнодорожных станций и платформ, пристаней и причалов, пунктов посадки и высадки; состояние мостов; возможности повышения пропускной способности дорог и видных путей;

- наличие в городе и в загородной зоне медицинских учреждений, медицинского персонала, медикаментов и профилактических средств; возможности медицинского обеспечения населения на сборных пунктах, в пути следования и в районах размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых;

- наличие и размещение запасов продовольствия и предметов первой необходимости; количество и пропускная способность предприятий общественного питания; наличие хлебозаводов, пекарен и их производительность; возможность организации подвижных пунктов питания, порядок доставки недостающего продовольствия и предметов первой необходимости;

- наличие защитных сооружений, их вместимость и защитные свойства; наличие материалов и конструкций для строительства быстровозводимых убежищ и противорадиационных укрытий; наличие индивидуальных средств защиты, места их хранения, порядок и сроки обеспечения индивидуальными средствами защиты рассредоточиваемых и эвакуируемых.

- наличие водоисточников, их характеристика, возможности и сроки строительства новых;

- метеорологические условия, характерные для данной местности;

- возможности возникновения зон катастрофического затопления и других стихийных бедствий.

- Штаб ГО объекта, получив указания вышестоящего штаба ГО, разрабатывает раздел плана гражданской обороны объекта по вопросам организации и проведения рассредоточения и эвакуации.

Организация рассредоточения и эвакуации. На основании плана рассредоточения и эвакуации в ходе подготовки к их осуществлению проводятся следующие мероприятия:

- создаются и поддерживаются в постоянной готовности пункты управления, средства связи и оповещения;

- подготавливаются все виды транспорта, станции и пункты посадки и высадки, транспортные и пешеходные маршруты, промежуточные пункты эвакуации и районы размещения в загородной зоне;

- выявляются помещения и сооружения, пригодные для использования в качестве противорадиационных укрытий;

- строятся и оборудуются источники водоснабжения;

- подготавливается и проводится ряд других мероприятий, способствующих успешному проведению рассредоточения и эвакуации. Городская (районная) эвакуационная комиссия создается по решению соответствующего исполкома Совета депутатов трудящихся. Один из заместителей председателя исполкома назначается председателем эвакуационной комиссии. В состав эвакуационной комиссии выделяются ответственные работники исполкома Совета депутатов трудящихся, транспортных органов, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, военкомата и связи.

Рассредоточение и эвакуация проводятся через сборные эвакуационные пункты (СЭП), создаваемые городскими эвакуационными комиссиями. Эти пункты предназначаются для сбора, регистрации рассредоточиваемого и эвакуируемого населения и отправки его на пункты (станции, платформы, пристани) посадки или на исходные пункты пешеходных маршрутов, На СЭП также возлагаются: организация посадки людей на транспорт или формирование пеших колонн и отправка их в загородную зону; организация укрытия людей в районе СЭП по сигналу "Воздушная тревога"; представление сведений в эвакуационную комиссию о количестве рассредоточенных и эвакуированных, отправленных через СЭП в загородную зону. СЭП развертываются в общественных зданиях (школах, клубах и т. п.) вблизи железнодорожных станций, платформ, пристаней, т. е. вблизи мест посадки на соответствующий транспорт. Кроме того, СЭП размещаются также на предприятиях, имеющих подъездные пути или речные (морские) причалы, а также на тех предприятиях, с которых рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация членов их семей осуществляется автомобильным транспортом. Начальники СЭП с получением распоряжения о начале проведения эвакуационных мероприятий:

- приводят СЭП в готовность к приему эвакуируемых; устанавливают связь с начальниками станции, портов, пристаней и пунктов посадки, а также со штабами ГО объектов, прикрепленных к данному СЭП; уточняют порядок отправки рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, номера выделенных железнодорожных эшелонов (автоколонн, судов), время их подачи и отправления, номера пешеходных маршрутов, состав пеших колонн и исходные пункты.

По мере прибытия населения начальник СЭП совместно с представителями штабов ГО объектов и ЖЭКов осуществляет его прием и регистрацию; распределяет по вагонам (автомобилям, судам); формирует пешие колонны.

О ходе рассредоточения и эвакуации начальник СЭП докладывает штабу ГО и эвакуационной комиссии города (района).

О начале эвакуации население оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, домоуправления и органы милиции. Получив извещение о рассредоточении и эвакуации, граждане в точно указанное время должны прибыть на СЭП. При следовании на СЭП каждый должен взять с собой паспорт, военный билет, документы об образовании, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, свидетельство о рождении детей, необходимый запас продуктов (на 2 -- 3 дня), белье, постельные принадлежности и другие необходимые вещи с учетом длительного пребывания в загородной зоне.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.