бесплатно рефераты
 

Компьютер и безопасность

Ширину поверхности для компьютера и клавиатуры не менее 750 мм, а при наличии принтера - 1200 мм;

§ Глубину каждой из указанных поверхностей стола - не менее 550 мм;

§ Опору поверхностей стола на стояк, расположенный в центре; в стояке должны проходить провода электропитания и кабель локальной сети с обеспечением необходимых требований по электробезопасности, а основание стола необходимо оснастить подставкой для ног;

§ Отсутствие ящиков.

Высота края стола, обращенного к работающему за компьютером, а также стула должна приниматься в соответствии с ростом учащегося в обуви согласно таблице.

Таблица. 1 Высота стола и стула над полом

Рост учащегося, см

Высота над полом, мм

Стол

Пространство для ног, не менее

Стул

116-130

520

460

300

131-145

580

520

340

146-160

640

580

380

161-175

700

640

420

Свыше 175

760

700

460

Ширина и глубина пространства для ног под столом определяется конструкцией стола. Допускается ситуация, при которой стол опирается не на стояк, а не ножки, но при строгом соблюдении его соответствия ростовым особенностям учащихся в обуви.

При невозможности укомплектования учебного помещения столами с регулировкой поверхностей по высоте для различных ростовых групп учащихся, высота поверхности стола над уровнем пола для клавиатуры должна составлять 725 мм. При отсутствии стола с опорой на стояк и регулировкой поверхностей по высоте для работы с компьютером можно временно допустить:

§ расположение клавиатуры на ученическом столе, а монитора - на подставке или подвеску его на кронштейне за ученическим столом;

§ расположение на двух ученических столах, составленных вместе: на одном - монитор, на другом - клавиатура.

Поверхности стола должны иметь цвет натуральной древесины. Допускаются бледно-голубой, бледно-зеленый или бледно-серый цвета. Поверхности стола должны быть матовыми.

Сиденья и спинки стульев должны быть полумягкими, покрытыми воздухопроницаемым, не электризующимся и не скользящим материалом, легко поддающимся очистке от загрязнения. Основные размеры стула в зависимости от ростовых особенностей учащихся представлены в таблице.

Таблица 2 Основные размеры стула

Параметры стула

Рост учащихся в обуви, см

116-130

131-145

146-160

161-175

175

Высота сиденья над полом, мм

300

340

380

420

460

Ширина сиденья, не менее, мм

270

290

320

340

360

Глубина сиденья, мм

290

330

360

380

400

высота нижнего края спинки над сиденьем, мм

130

150

160

170

190

Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм

280

310

330

360

400

Высота линии прогиба спинки не менее, мм

170

190

200

210

220

Радиус изгиба переднего края сиденья, мм

20-50

Угол наклона сиденья, градусы

0-4

Угол наклона сиденья, градусы

95-108

Радиус спинки в плане , не менее, мм

300

Наличие столов и стульев в соответствии с ростовыми особенностями учащихся способствует обеспечению правильной посадки и предупреждению отклонений со стороны костно-мышечной системы.

Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики должна обеспечить электробезопасность и безопасность от электромагнитных излучений, свободный доступ учащихся и педагога во время урока к каждому рабочему месту.

В прямоугольном помещении класса рабочие места учащихся располагаются вдоль продольных стен (у окна и напротив). Расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами должно быть в пределах 5-10 см, а между стеной с окнами и столами - не менее 20 см. Столы устанавливаются под прямым углом к поверхности стен таким образом, чтобы расстояние между боковыми поверхностями мониторов было не менее 1,2 м.

В квадратном помещении класса рабочие места учащихся располагаются по периметру, при этом расстояние между двумя соседними столами, расположенными в углах, должно быть не менее 2 м, как и при наличии рядной расстановки рабочих мест.

Работа за компьютером при указанной выше расстановке рабочих мест должна осуществляться при искусственном освещении и зашторенных окнах, что позволяет обеспечить на рабочих местах постоянный уровень освещенности.

Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами в соответствии с количеством рабочих мест учащихся при работе на компьютере. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий, индивидуальной, групповой работы, не требующей использования компьютера, или для выполнения контрольных работ.

2.2. Гигиенические требования к помещениям с компьютерами

Очень важно, чтобы помещения отвечало необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых способствовало бы сохранению здоровья. Помещение с компьютерами не должно располагаться в подвале и цокольных этажах, но может находиться на любом другом этаже здания.

Площадь на одно рабочее место в помещении должна быть не менее 6 кв.м, объем - 24 куб.м при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте помещения, рекомендуется увеличить площадь, приходящуюся на одно рабочее место.

Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, не скользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антисептическими свойствами.

В учебном помещении при кабинете информатики должна быть лаборантская площадью не менее 18 кв.м с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

При входе в класс должны быть установлены шкафы с полками для хранения портфелей и сумок. Шкафы могут быть встроенными или пристенными.

Помещение должно иметь естественное и искусственное освещение. Ориентация оконных проемов должна быть на север или северо-восток. Основной поток естественного света должен быть слева, допускается справа. Не допускается направление основного освещения спереди и сзади.

Для окраски стен следует применять краски холодных тонов: светло-зеленого, светло-голубого, светло-серого. Допускается окраска стен светло-бежевым, светло-желтым цветом или цветом слоновой кости. При этом поверхности стен должны быть матовыми.

Для работы с компьютером следует применять систему общего равномерного освещения, выполненную потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий, с двух сторон от рабочего стола. Светильники не должны отражаться на мониторах, так же как и оконные светопроемы.

В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощность 40 Вт, 58 Вт или энергоэкономичные мощностью 36 Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.

Работа на компьютере приводит к снижению концентрации кислорода, повышению содержания озона, концентрации которого могут превышать предельно допустимые значения. Нарушается ионный состав воздуха, что приводит к ухудшению самочувствия людей, появление головной боли, снижению работоспособности и пр.

При наличии учащихся в классе, воздух загрязняется антропогенными веществами органической природы и углекислым газом. Поэтому в помещениях рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

Таблица 3 Оптимальные и допустимые параметры температуры и влажности

Оптимальные параметры

Допустимые параметры

Температура, ?С

Относительная влажность, %

Температура, ?С

Относительная влажность, %

19

62

18

39

20

58

22

31

21

55

-

-

При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. При этом необходим расчет количества устанавливаемых кондиционеров в зависимости от их производительности, тепловыделения от машин, людей, солнечного света и источников искусственного освещения.

Кондиционеры не должны создавать шум, превышающий нормируемые значения. Устанавливать кондиционеры следует в верхней части окон. Во время работы кондиционеров, двери в помещении должны быть закрыты. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции и кондиционеров, необходимо организовывать проветривание на каждой перемене и в любую погоду. Если позволяют погодные условия, то занятия можно проводить при открытых окнах.

Рабочее или учебное помещение должно быть изолировано от помещений, в которых создаются повышенные уровни шума и вибрации, а также располагаться вдали от уличных магистралей и улиц с большим транспортным движением. Уровень шума при неработающем компьютере не должен превышать 40 дБА, а при работе систем воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха - 35 дБА.

Гигиенические исследования, проведенные в учебных помещениях, в которых были использованы различные полимерные материала, показали, что из них в воздух могут выделяться вредные химические вещества, такие как фенол, формальдегид, хлористый винил, аммиак, толуол и пр., которые даже в концентрациях, не превышающих предельно допустимые величины, могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, снижая его работоспособность. С увеличением температуры воздуха миграция химических веществ в воздушную среду помещения увеличивается. При наличии в воздухе различных химических веществ, ощущается неприятный запах неодинаковой степени выраженности. Концентрация этих веществ зависит не только от температуры воздушной среды помещения, но и во многом определяется погодными условиями: температурой наружного воздуха, атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра по отношению к оконным проемам помещения и др.

По этой причине для внутренней отделки интерьера помещений не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К их числу можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические ковровые покрытия и др.

2.3. Гигиенические требования к правильной посадке при работе на компьютере

Правильная посадка учащихся за рабочим столом с компьютером способствует нормальному функционированию органов и систем организма, профилактике нарушения осанки и зрения, сохранению здоровья и хорошей работоспособности. Правильная посадка обеспечивается подбором стола и стула в соответствии с ростом в обуви.

При правильной посадке нужно сидеть прямо, напротив монитора, не сутулясь. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток, предплечья должны находиться под прямым углом по отношению к плечам и опираться на наклонную поверхность стола с клавиатурой; тем самым снимается статическое напряжение с мышц плечевого пояса и рук. Край сиденья стула должен заходить за край стола, обращенный к учащемуся, на 5-7 см. угол, образуемый голенью и бедром, должен составлять примерно 90-120 градусов, стопы должны опираться на пол или подставку для ног. Голова должна быть слегка наклонена вперед (не более, чем на 15 градусов). Линия взора должна быть перпендикулярна центру поверхности экрана и составлять с горизонталью в вертикальной плоскости, мысленно проведенной через середину экрана монитора небольшой угол (не более 10 градусов; оптимальное значение - 5 градусов).

Уровень глаз должен соответствовать середине высоты экрана монитора. Оптимальный обзор в горизонтальной плоскости, проходящей через центр экрана, располагается в пределах 15 градусов, допустимый - 30 градусов.

Оптимальное расстояние от глаз учащихся до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см, допустимое - не менее 50 см. при расстоянии глаз до экрана менее 50 см, работать на компьютере не рекомендуется, поскольку это будет приводить к быстрому развитию усталости глаз, их покраснению, рези и т.п., а в дальнейшем это может сказаться на развитии близорукости.

Рациональный режим занятий и работы на компьютере предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы и перерывов, а также соблюдение профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья.

Перерывы в работе на компьютере должны проводиться через каждые 30-40 минут по 10-15 минут каждый. Для детей перерывы должны проводиться через каждые 10-20 минут, в зависимости от возраста, по 10 минут, а для взрослых через каждый час, по 15 минут.

Не следует пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками физкультпаузами, т.к. их проведение улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга.

2.4. Организация рабочего места

1. Приступая к работе на компьютере, необходимо осмотреть рабочее место и убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования.

2. Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем, на расстоянии 60-70 см. при работе недопустимы повороты головы или корпуса тела пользователя.

3. Не рекомендуется располагать монитор около яркого источника света; на мониторе не должно быть бликов, сильного контраста с внешнем освещением.

4. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился на уровне или чуть выше центра монитора.

5. Высота стула должна быть такой, чтобы при правильной установке монитора относительно уровня глаз, ноги пользователя были на полу; при необходимости следует установить подставку. Сидеть следует свободно, без напряжения, не сутулясь и не облокачиваясь на спинку стула.

6. Туловище пользователя должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см.

7. Клавиатура должна быть расположена прямо перед пользователем и на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100-110 градусов.

8. Во избежание чрезмерных нагрузок на кисть при длительной работе с клавиатурой желательно оборудовать рабочее место креслом с подлокотниками, уровень высоты которых, замеренный от пола, совпадает с уровнем высоты расположения клавиатуры.

9. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть или запястье должны иметь твердую опору. Провод мыши должен лежать свободно.

10. Все питающие провода и соединительные кабели должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.

11. В помещении, где находится компьютер, нельзя находиться в верхней и влажной одежде.

12. В целях пожарной безопасности нельзя кушать и пить рядом с компьютером.

Глава 3. Безопасность в кабинете информатики МОУ СОШ №9 г. Алексин

МОУ СОШ №9 города Алексина имеет два кабинета информатики. Один находится на третьем этаже, другой - на четвертом.

Число рабочих мест для учащихся в кабинетах равно 15. Кроме этих 15 рабочих мест, в кабинете установлено 10 парт для теоретических занятий.

Каждое рабочее место ученика оснащено компьютером (монитор, системный блок, клавиатура, мышь). К каждому столу подведено электропитание и кабель локальной сети.

Каждый стол имеет: две раздельные поверхности: первая - горизонтальная для размещения монитора и системного блока компьютера, и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15 градусов), что способствует поддерживанию правильной рабочей позы учащихся без резкого наклона головы вперед. Ширина поверхности для компьютера и клавиатуры около 800 мм. Глубина каждой из указанных поверхностей стола - не менее 550 мм. Отсутствие ящиков.

Высота края стола и высота стула регулируются в соответствии с ростом учащихся.

Поверхности стола имеют цвет натуральной древесины.

Сиденья и спинки стульев полумягкие, покрытые воздухопроницаемым, не электризующимся и не скользящим материалом, легко поддающимся очистке от загрязнения.

Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики обеспечивает электробезопасность и безопасность от электромагнитных излучений, свободный доступ учащихся и педагога во время урока к каждому рабочему месту.

Класс имеет прямоугольное помещение. Рабочие места учащихся располагаются вдоль продольных стен (у окна и напротив). Расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами в пределах 5-10 см, а между стеной с окнами и столами - не менее 20 см.

Работа за компьютером осуществляется при искусственном освещении и зашторенных окнах, что позволяет обеспечить на рабочих местах постоянный уровень освещенности.

В кабинетах установлены LCD-мониторы, жидкокристаллические. Изображение на них создается уже без помощи электронно-лучевых трубок, поэтому такой монитор лишен мерцания. К тому же от них не исходит электромагнитное излучение и магнитное поле.

Помещение, отведенное под кабинет информатики, имеет объем 36 куб.м и высотой 4м.

Поверхность пола ровная, без выбоин, окрашена коричневой краской. При кабинете имеется лаборантская.

В кабинете два окна и 15 люминесцентных светильников, что позволяет осуществить естественное и искусственное освещение.

В каждом кабинете приточно-вытяжные вентиляции.

Стены кабинетов окрашены в светло-голубой цвет.

В каждом кабинете около входа висит памятка «Как нужно вести себя в кабинете информатики», в которой указаны такие правила:

§ В кабинет входить без верхней одежды;

§ В кабинете не кушать и не пить;

§ Без преподавателя ничего не включать;

§ Провода не трогать.

В школе занятия идут по 45 минут, в течение урока учитель делает 10 минутный перерыв для того, чтобы глаза учащихся отдохнули.

Я считаю, что кабинеты информатики в школе соответствуют всем требованиям и выполнены как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Вывод

В этой курсовой работе были изложены требования к рабочему месту программиста, пользователя, а также к кабинетам информатики в образовательных учреждениях.

Созданные условия должны обеспечивать комфортную работу. На основании изученной литературы по данной проблеме, были указаны оптимальные размеры рабочего стола и кресла, рабочей поверхности, а также проведен выбор системы оптимального освещения производственного и образовательного помещения.

В отличие от мониторов для компьютерных устройств ввода (клавиатура и мышь) в настоящее время не имеется общепринятых и широко распространенных стандартов. В то же время многие производители данного оборудования, рекламируя свою продукцию, описывают различные конструктивные решения, повышающие эргономичность ее использования: клавиатура с возможностью регулирования расположения клавиш, мышь с формой, уменьшающей усталость кисти при длительной работе. Хотя некоторые из них стоит рассматривать только как броскую рекламу, многие модели действительно являются своеобразным технологическим скачком вперед с точки зрения безопасности работы за компьютером.

Правда, даже супербезопасная техника может оказаться бессильной помочь, если неправильно организовано рабочее пространство. Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки.

Неправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к хроническим растяжениям кисти. Важно не столько отодвинуть клавиатуру от края стола и опереть кисти о специальную площадку, сколько держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Поэтому клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя. Современные эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола. Глубина стола должна позволять полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору.

Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по-разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки, но при этом человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор. Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см ниже уровня глаз.

Очень важно хорошо подобранное кресло. Казалось бы, требования к нему сформулировать предельно просто - оно должно быть удобным. Но это еще не все. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. Оно обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Важно, чтобы все регулировки были независимыми, легко осуществимыми и имели надежную фиксацию. Кресло должно быть регулируемым, с возможностью вращения, чтобы дотянуться до далеко расположенных предметов.

Соблюдение условий, определяющих оптимальную организацию рабочего места пользователя, позволит сохранить хорошую работоспособность в течение всего рабочего дня, повысит, как в количественном, так и в качественном отношениях производительность труда.

Список литературы

1. Самгин Э.Б., Освещение рабочих мест. Текст лекций. Москва, МИРЭА, 1989г.

2. Розанов В.С., Рязанов А.В. Обеспечение оптимальных параметров воздушной среды в рабочей зоне. Учебное пособие. Москва, МИРЭА, 1989 г.

3. Под ред. к.т.н. Павлова Н.Н. и инж. Шиллера Ю.И.,Справочник проектировщика. Внутренние санитарно-технические устройства. Часть 3. Вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1.Москва, Стройиздат, 1992 г.

4. Под ред. к.т.н. Павлова Н.Н. и инж. Шиллера Ю.И.,Справочник проектировщика. Внутренние санитарно-технические устройства. Часть 3. Вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 2.Москва, Стройиздат, 1992 г.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.

6. Роберт И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. /Методические рекомендации. М.: Научно-методический центр среднего профессионального образования министерства общего и профессионального образования РФ, 1999.

7. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. /Учебно-методическое пособие. М.: Московский государственный заочный институт пищевой промышленности Министерства общего и профессионального образования РФ, 1999.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.