бесплатно рефераты
 

Факторы обеспечения безопасности учащихся в сейсмически опасных зонах

p align="left">В связи с прогнозируемым землетрясением на Камчатке силами строительных и ремонтных организаций начаты работы по повышению сейсмостойкости жилого и производственного фондов. Проводится отселение людей из домов, которые уже нельзя отремонтировать и укрепить. Создаются запасы материально-технических ресурсов, медикаментов, оборудования и техники. Предусматривается обеспечение области автономными источниками тепловой и электрической энергии, средствами связи. Формируются специальные подразделения для проведения спасательных и других неотложных работ, в частности, создается специализированный отряд пожарных, в котором будут специалисты - кинологи с собаками, специально обученными для поиска потерпевших [18, 45].

1.2 СЕЙСМИЧЕСКИ ОПАСНАЯ ЗОНА В РЕГИОНЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Повышается активность традиционно сейсмогенных регионов России. Наиболее сейсмически опасными являются Камчатка, Курильские острова, остров Сахалин, Северный Кавказ, Камчатка и наш, Байкальский регион.

В огромной каменной чаше, почти в центре Азии, на высоте 455 м над уровнем моря, площадью 31,5 тыс. кв. км, находится озеро Байкал. Длина его равна 636 км, наибольшая ширина - 79 км, наименьшая - 25 км. Это самое глубокое озеро на земном шаре. Глубина его достигает 1641 м. В Байкале сосредоточено 23 тысячи куб. км (22% мировых запасов) чистой, прозрачной, пресной, маломинерализованной, щедро обогащенной кислородом, неповторимой по качеству воды. На озере 22 острова. Самый большой из них - Ольхон. Береговая линия Байкала протянулась на 2100 км.

Стремительными водотоками, шумными водопадами, прорезая гранитные утесы, несутся в Байкал 336 реки, речки и ручьев. Самые крупные из них - Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная. Вытекает из озера лишь одна - могучая и стремительная Ангара, отдающая свои прозрачные воды Енисею [20].

Высокие (до 3500 м), со снежными вершинами горы, как зубчатой короною, венчают сибирскую жемчужину. Их гребни хребтов то удаляются от Байкала на 10-20 км и более, то приближаются вплотную к берегам. Отвесные береговые скалы далеко уходят вглубь озера, часто не оставляя места даже для пешеходной тропы. В стремительном беге скатываются к Байкалу с большой высоты ручьи и речки. В местах, где на их пути встречаются уступы из твердых пород, реки образуют живописные водопады. Байкал особенно прекрасен в тихие, солнечные дни, когда окружающие его высокие гольцы с заснеженными, сверкающими на солнце вершинами и гребнями гор, отражаются в огромном голубом пространстве.

Байкал уникален своей древностью. Ему около 25 миллионов лет. Обычно озеро в 10--20 тыс. лет считается старым, а Байкал молод, и нет никаких признаков того, что начинает стареть и когда-нибудь, в обозримом будущем, исчезнет с лица Земли, как исчезли и исчезают многие озера. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африка и Южная Америка [там же].

Формирование его берегов не закончилось до сих пор; на озере часты землетрясения, колебания отдельных участков берегов.

Байкальский регион имеет высокую сейсмичность - это одна из наиболее сейсмически активных внутриконтинентальных областей планеты. Сильные землетрясения происходят с периодичностью 7 баллов - 1-2 года, 8 баллов - 5 лет. Слабые землетрясения регистрируются практически ежедневно. За один год на Байкале регистрируют до 2000 мелких толчков землетрясений. Ученые называют Байкал "древним темечком Азии" [26].

Рифты как глобальный геотектонические элементы - это характерная структура растяжения земной коры (по Артемьеву, Артюшкову,1968; Ушакову и др., 1972). Под понятие рифтов подходят также узкие формы рельефа- борозды (“грабены”), еще не скомпенсированные осадками и отложениями; крупные и широкие впадины с достаточно взаимоудаленными бортами; куполовидные, или протянувшиеся в виде хребтов, системы поднятий, осложненные осевым грабеном (например, рифты в центральных частях океанов и в Восточной Африке). Считается, что все это есть лишь различные временные стадии формирования рифтовых структур, которые обнаружены в настоящее время в океанах и на континентах. Возраст определяется по отложениям и осадкам [13, 43].

Район Байкала (т. н. Байкальская рифтовая зона) относится к территориям с высокой сейсмичностью: здесь регулярно происходят землетрясения, сила большей части которых составляет один-два балла по шкале интенсивности МСК-64. Однако случаются и сильные, так в 1862 году при десятибалльном Кударинском землетрясении в северной части дельты Селенги ушёл под воду участок суши площадью 200 кмІ с 6 улусами, в которых проживало 1 300 человек, и образовался залив Провал. Сильные землетрясения отмечены также в 1903 г. (Байкальское), 1950 г. (Мондинское), 1957 г. (Муйское), 1959 г. (Среднебайкальское). Эпицентр Среднебайкальского землетрясения находился на дне Байкала в районе поселка Сухая (юго-восточное побережье). Сила его достигала 9 баллов. В Улан-Удэ и Иркутске сила главного толчка достигла 5-6 баллов, наблюдались трещины и незначительные разрушения в зданиях и постройках. Последние сильные землетрясения на Байкале происходили в августе 2008 года (9 баллов) и в феврале 2010 года (6,1 балла) [там же].

Рано утром 27 августа в южной части Байкала произошло землетрясение, мощность которого составила около 10 баллов. В Иркутске были зафиксированы сейсмические толчки интенсивностью 6 - 7 баллов, в Байкальске - 8, а в Ангарске и Черемхове - до 5 баллов. Землетрясение ощущалось также во многих регионах Сибири: от Красноярска и Новосибирска до Читы. В этих городах магнитуда составила от 2 до 2,5. Представители ГУ МЧС по Иркутской области сообщают, что жертв и разрушений нет [рис. 1].

Рисунок 1. Землетрясение 27.08.2008

В своей книге «Землетрясения в Иркутске» Голенский С.И. [20, 10] обобщает информацию о всех крупных землетрясениях, происходивших за историю города и составляет католог землетрясений, из которого видно частота , с которой происходят землетрясения у нас в регионе. Автор также приводит характеристику развития сейсмического процесса нашего региона. Он пишет, что уже давно замечено, что периоды сейсмической активности в виде сближенных во времени сильных землетрясений в целом в Байкальской зоне довольно регулярно сменяются периодами относительного затишья (периодами преимущественного накопления в земной коре деформаций и напряжений) средняя продолжительностью около 50 лет, иногда чуть меньше. Согласно этим представлениям конец 20 и начало 21 века - время сейсмической активности, что и наблюдаем мы: после самого сильного землетрясений 29 августа 1959 года, следующее крупное землетрясение произошло в 1995 году, а затем, с небольшими перерывамив два-три года несколько еще.

Дргуой наш земляк, Арьтемьев А.А. в своей диссертации объясняетт, что причины землетрясений - либо разлом, либо разрыв земной коры, а точнее - тектонической плиты, "плавающей" на внутренних слоях планеты. Сжатие - разлом (например, как у палки, которую перегнули), растяжение - разрыв (как у троса, который слишком натянули). И в том, и в другом случае есть главный эффект - это первый толчок, и есть "доламывание" или "доразрыв" оставшихся "волокон", это следующие мелкие отголоски. В любом случае, если сильный толчок уже произошел, а за ним последовала серия более мелких, то повторение сильного толчка, во-первых, невозможно, а во-вторых, если это уже будет второе землетрясение, а не продолжение первого, непредсказуемо[15, 3].

Заместитель начальника ГУ МЧС Михаил Бегун отмечает, что землетрясение в Иркутской области сопровождалось паникой среди людей. Работа административных служб, а также коммерческих заведений была парализована. "Байкал-ТВ" сообщает, что даже пресс-конференцию пришлось проводить на открытом воздухе [5].

Землетрясение сказалось и на работе Восточно-Сибирской железной дороги. Сейсмические толчки ощущались сразу на нескольких станциях, что привело к приостановке движения на участке Ангасолка - Слюдянка. В тот же день железнодорожные работники занялись проверкой состояния путей и придорожных построек.

Силы МЧС и аварийно-спасательные службы Иркутска были приведены в полную готовность, также был создан оперативный штаб.

В связи с землетрясением Байкальский ЦБК временно приостановил производство целлюлозы. Начальник отдела по связям с общественностью комбината Алексей Нагаев отметил: "Варка целлюлозы приостановлена в целях безопасности. ТЭЦ комбината по-прежнему работает. Около 16:00 по местному времени (11:00 мск) мы намерены обсудить ситуацию с МЧС и принять решение о возобновлении производства" [там же].

Случаи сильных землетрясений в Иркутске не редки. Так, в 1863 г . были зафиксированы восьмибалльные толчки. В городе сами собой звонили колокола, на церквях падали и гнулись кресты, а на реке трескался лед. В 1959 г . в акватории озера Байкал были зафиксированы сейсмические толчки мощностью до 7 баллов. Спустя 30 лет в южной котловине озера произошло землетрясение магнитудой 8. Толчки ощущались и в Иркутске. Землетрясение сопровождалось подземным гулом.

Стоит отметить, что Сибирская платформа, на которой расположен город, менее сейсмична, чем соседняя Байкальская рифтовая зона. В связи с этим эпицентры большинства землетрясений приходятся именно на котловину озера Байкал. В среднем в Иркутске за год регистрируется до 304 ощутимых сейсмических толчков до 3 - 4 баллов, эпицентры которых находятся в районе озера. Средний интервал между землетрясениями в 6 баллов составляет приблизительно 15 лет, в 4 балла - два года.

Однако случаются и сильные, которые происходят с частотой 5-10 землетрясений в 100 лет.

Как уже упоминалось выше, в 1862 году при десятибалльном Кударинском землетрясении в северной части дельты Селенги ушёл под воду участок суши площадью 200 кмІ с 6 улусами, в которых проживало 1 300 человек, и образовался залив Провал. Сильные землетрясения отмечены также в 1903 г. (Байкальское), 1950 г. (Мондинское), 1957 г. (Муйское), 1959 г. (Среднебайкальское). Эпицентр Среднебайкальского землетрясения находился на дне Байкала в районе поселка Сухая (юго-восточное побережье). Сила его достигала 9 баллов. В Улан-Удэ и Иркутске сила главного толчка достигла 5-6 баллов, наблюдались трещины и незначительные разрушения в зданиях и постройках. Последние сильные землетрясения на Байкале происходили в августе 2008 года (9 баллов) и в феврале 2010 года (6,1 балла) [33, 183].

Исходя из всего вышесказанного, мы делаем следующие выводы:

Байкальский регион имеет высокую сейсмичность - это одна из наиболее сейсмически активных внутриконтинентальных областей планеты. Сильные землетрясения величиной 7 баллов происходят с периодичностью 1-2 года, величиной 8 баллов - 5 лет. Слабые землетрясения регистрируются практически ежедневно. За один год на Байкале регистрируют нескольких тысяч мелких толчков землетрясений [17].

Район Байкала (т. н. Байкальская рифтовая зона) относится к территориям с высокой сейсмичностью: здесь регулярно происходят землетрясения, сила большей части которых составляет один-два балла по шкале интенсивности МСК-64.

В то же время, город Иркутск расположен на юге Сибирской платформы и относится к области значительно менее сейсмичной, чем соседняя Байкальская рифтовая зона.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ

2.1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ В МОМЕНТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие -- психологический, а третьи -- тот и другой одновременно [22].

Так, ряд ученых при рассмотрении состояния исходят из того, что это тонус нервной системы: уровень активности -- пассивности нервно-психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе психическая. Так, например, В. Н. Мясищев писал, что под состоянием он понимает общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс [12, 43]. Таким образом, речь идет о различных уровнях активации мозга, понимаемых как разные состояния: сон -- бодрствование, возбуждение -- торможение.

Отсюда одни ученые (в основном физиологи) говорят о функциональных состояниях, а другие (в основном психологи) -- о психических. Действительность же такова, что, если рассматривать состояния человека, а не отдельных его функциональных систем, в любом функциональном состоянии присутствует психическое, а в любом психическом -- физиологическое. Однако поскольку многие психические состояния только наблюдаемы или изучаются только интроспективным методом, по самоотчетам людей, без привлечения физиологических методик, создается впечатление, что они чисто психологические. И это обстоятельство чрезвычайно затрудняет разработку объективной классификации состояний человека [18, 135].

Условно можно принять, что когда речь идет о функциональных состояниях, имеют в виду уровень функционирования человека в целом или его отдельных функциональных систем (сенсорной, интеллектуальной, моторной), а когда говорят о психических состояниях, то речь идет о качественной специфике {модальности переживаний) реагирования человека на ту или иную ситуацию (без учета уровня функционирования). Но поскольку в действительности в психических состояниях сочетаются и уровневые, и модальностные характеристики, то речь должна идти о психофизиологических состояниях.

Именно этой позиции мы будем придерживаться в дальнейшем, считая психические состояния психофизиологическими.

Исследователи, изучавшие частоту психических нарушений, наблюдавшихся при землетрясениях, несмотря на методические сложности проведения эпидемиологического анализа, приходят к выводу, что в момент воздействия острые реактивные психозы возникают у 10-25% пострадавшего населения. Число лиц, у которых выявляются психические расстройства на последующих этапах развития ситуации, варьирует в широких пределах: от 3 до 35% пострадавшей популяции. Так, выявлено, что в течение года после землетрясения в Манагуа количество госпитализаций в психиатрические стационары увеличилось в 2 раза; значительно (и достоверно) возросла заболеваемость неврозами. Невротические и психосоматические нарушения, связанные с перенесенной катастрофой, отмечаются у пострадавших на протяжении ряда лет.

Землетрясения всегда вызывали у людей различной степени расстройства психики, проявляющейся в неправильном поведении. Вслед за острой двигательной реакцией часто наступает депрессивное состояние с общей двигательной заторможенностью. В результате этого, как показывает статистика, большая часть получаемых травм среди населения объясняется неосознанными действиями самих пострадавших, обусловливаемыми паническим состоянием и страхом [25, 34].

Возможно, ли снизить психотравмирующее воздействие землетрясения на человека? Да, возможно, прежде всего, воспитанием у каждого человека таких качеств, как мужество, самообладание, дисциплинированность, ответственность за поведение не только самого себя и своих близких, но и окружающих людей по месту жительства, работы или учебы. Воспитанию этих качеств в значительной степени способствует хорошо отлаженная система подготовки населения по гражданской обороне, разъяснительная работа среди населения, особенно среди тех, кто проживает в сейсмически активных регионах, коим и является регион, прилегающий к озеру Байкал.

Наша задача, рассмотреть и описать то состояние, которое испытывали подростки во время землетрясения 27 августа 2008 года. Мы будем принимать во внимание ответы учащихся на вопросы анкет, в также устные рассказы из бесед во время занятий на уроках ОБЖ по теме «Землетрясение».

Кроме ответов на вопросы анкеты, учащиеся активно обсуждали свое состояние и чувства в момент землетрясения. В силу возрастных особенностей учащиеся не всегда отвечали искренне - было заметно, что многим юношам стыдно признаться в том, что они испытывали страх. Но, как показала работа на занятиях, многие просто не знали, что делать и как действовать, именно, поэтому присутствовали неуверенность и тревога, страх.

Далее мы приведем некоторые высказывания учащихся:

«Где-то около 11 утра я сидела дома за компьютером и вдруг началось такое… Из под меня стул чуть не убежал. Шторы затряслись вместе с гардинами. Я посмотрела за окно на улицу и четко увидела, что наш дом пошел ходуном. Мне было жутко и страшно».

«Утром в 10. 35, я еще специально посмотрел на часы, мы с сестрой почувствовали первый толчок. В комнате сразу все закачалось. Потом люстра зазвенела, а через 10 минут был второй толчок. Я почувствовал панику, не знал, что делать».

«Утром я проснулась от какого-то сотрясения по всей комнате. Моя кровать, компьютерный стол, книги все задвигалось и затряслось. Я очень сильно испугалась и мама тоже».

Уже из устных ответов и воспоминаний видно, что уровень стресса был высоким у каждого, не смотря на желание показаться храбрее. Для уточнения данных, мы провели тестирование.

Итак, проанализируем ответы на вопросы анкеты (см. Приложение).

Учащимся были заданы вопросы об их психофизиологическом состоянии на момент землетрясения 27 августа 2008 года. Вопросы следующего содержания: Испытывали ли Вы страх? Испытывали ли Вы неуверенность? Как долго длилось это состояние?

На первом этапе (входящее тестирование) в анкетировании участвовали 26 человек.

Анализ анкет показал, что во время землетрясения в августе 2008 года:

15 человек находились дома,

4 человека в гостях (на даче, у друзей, у бабушки),

3 человека на улице (в лесу, огороде),

3 человека в общественном месте (магазин, администрация, офис),

1 человек в общественном транспорте.

На момент землетрясения 8 человек спали.

Рис.2 Эвакуация во время землетрясения.

Как видно из диаграммы, большая часть опрошенных, а именно 35% (9 человек) не эвакуировалась из помещения в силу разных обстоятельств (спали, не успели, побоялись и т.д.) [рис. 2].Немедленно эвакуировались 5 человек - 19% опрошенных. Около 5 минут понадобилось для эвакуации 15% (4 человека), и 4% (1 человек) интервьюированных вышли из помещения позднее, чем через 10 минут после первого толчка. 23 % (6 человек) опрошенных находились вне помещения и, следовательно, в эвакуации не было необходимости.

Рисунок 3. Чувства, испытываемые при землетрясении (страх).

На вопрос «Испытывали ли Вы страх во время землетрясения?» утвердительно ответили 17 человек (65 % опрошенных). Не испытывали страх (по разным причинам, в том числе, потому что не успели понять, что происходит) 9 человек, соответственно 35% опрошенных [рис. 3].

Рисунок 4. Чувства, испытываемые при землетрясении (неуверенность).

На вопрос «Испытывали ли Вы неуверенность?» Утвердительно ответили 16 человек - 62 %, отрицательно 10 человек, то есть 38% опрошенных [рис. 4].

Итак, если опираться на разработки ученых рассмотренных нами в начале главы, то мы можем сделать следующие выводы:

Состояние учащихся во время землетрясения можно назвать ситуативным, так как реакции не типичны и не характерны для учащихся в их повседневной жизни. Практически все учащиеся вспоминали, что еще несколько дней после землетрясения они испытывали тревогу, многие боялись находиться в замкнутом пространстве и на высоких этажах.

У одних учащихся страх и неуверенность более выражены, у других данное состояние выражено поверхностно. На наш взгляд, это зависит от нескольких факторов: стрессоустойчивости, типа нервной системы (легковозбудимая или нет) и, естественно, от осведомленности, от наличия навыков поведения в стрессовой ситуации.

2.2 ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОМЕНТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.

Проведя опрос и сделав анализ ответов учащихся, мы увидели, что отсутствие хорошо отработанного алгоритма поведения в период землетрясения увеличивает психофизиологический стресс. В связи с этим в своей последующей работе мы попытались выработать устойчивые навыки безопасного поведения при землетрясении.

На этапе педагогической практики перед нами стояла задача отработать алгоритм действия во время землетрясения и выработать навыки безопасного поведения, как во время землетрясения, так и после него, у учащихся, проживающих в сейсмически опасных зонах.

Для достижения поставленных задач, необходимо было отобрать полезную и важную информацию, продумать план и ход уроков ОБЖ и внеклассных мероприятий.

Итак, для учащихся училища была проведена серия уроков ОБЖ по теме «Землетрясение», в которые входил информационный материал о землетрясениях, материал по безопасному поведению до, во время и после землетрясения, оказанию медицинской помощи пострадавшим. А также была проведены тренировочные эвакуации из здания училища.

На первом занятии мы изучали следующие вопросы: что такое землетрясение, как и почему оно происходит, как измеряются землетрясения, их последствия и самые крупные землетрясения зафиксированные в мире. Учащимся предлагалось подготовить самостоятельные сообщения я демонстрацией на карте места событий. Так же обсуждалась сейсмологическая обстановка в нашем регионе.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.