бесплатно рефераты
 

Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации

ЧС - обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

По характеру распространения: (не знаю, что он имел в виду, но подходит только это)

- техногенные;

- природные;

- Биолого-социальные;

- Социальные;

- Экологические;

- Военные.

По масштабу и тяжести последствий:

- локальные;

- муниципальные; (или местные по старой классификации)

- межмуниципальные;

- региональные; (или территориальные по старой классификации)

- межрегиональные; (или региональная по старой классификации)

- федеральные. (+трансграничные по старой классификации)

Локальные: число пострадавших не превышает 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек. Материальный ущерб при этом составляет до 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, при этом зона чрезвычайной ситуации ограничена пределами территории объекта производственного или социального назначения.

Муниципальные: число пострадавших более 10, но не свыше 50 человек или нарушение условий жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек. Размер материального ущерба при этом составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации. 3 она влияния факторов чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Авария - происшествие на промышленном объекте или транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или уничтожению производственных помещений, оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.

Катастрофа - крупная авария, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, окр. среде, разрушение и уничтожение материальных ценностей. Катастрофа ведет за собой трагические последствия.

Межмуниципальные

2 или более поселения или внутригородских территорий города федерального значения

10-50

100 тыс. - 5 млн.

Региональные

Не выходит за пределы одного субъекта РФ

50-500

5 млн. - 500 млн.

РСЧС. II этап развития - 1961. Создание ГО, подготовка населения и промышленных объектов к условиям ведения войны с применением ядерного оружия. 1948 - официальное объявление о создании водородной бомбы. К этому периоду стала очевидной инертность оценок объективно складывающихся новых уровней опасности.

Для современной промышленности характерна концентрация опасностей, связанная с широким использованием в больших объемах химических энергоносителей, способных гореть и взрываться, а также рост потенциальных опасностей на душу населения.

В современном производстве появилась реальная возможность выхода аварии за пределы одного объекта. Концентрация энергетически и химически опасных объектов и близкое соседство других производств увеличивают масштаб катастрофы.

Авария - происшествие на промышленном объекте или транспорте создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или уничтожению производственных помещений, оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. Межрегиональная ЧС - территория 2 и более субъектов РФ, пострадало людей 50-500, материальный ущерб 5-500 млн. МРОТ. Федеральная - в пределах РФ, более 500, более 500 млн. МРОТ.

6. Основой системы критериев, определяющих наличие ЧС и характеризующих их по масштабу и степени ущерба, является принцип фиксации и количества пострадавших, нарушения условий жизнедеятельности у определенного количества жителей, либо наличие того или иного материального ущерба, а также масштабы зоны бедствия данного события (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г.). При этом выполнение хотя бы одного из трех первых критериев дает основание сделать вывод о наличии ЧС.

7. Классификация ЧС:

а) по сфере возникновения:

техногенные

социальные

экологические

природные

военные

биолого-социальные

б) по скорости распространения:

внезапные

стремительные

умеренные

плавные

медленные

Техногенные ЧС:

аварии на РОО, ХОО, БОВ с выбросом и без выброса

аварии на всех видах транспорта

аварии на трубопроводах

электромагнитное загрязнение

аварии на электроэнергетических сетях

аварии на инженерных сооружениях коммуникального хозяйство

гидродинамические аварии

обрушение зданий

1-й этап HCXC-1932 г.

создается локальная противовоздушная оборона-1932 г.

она преобразовывается в общегосударственную местную противовоздушную оборону-с 1934 г. до 1961 г.

Основные задачи:

предупредить о налете противника

обучить население по борьбе с зажигательными бомбами

оказание медицинской помощи

к 1945 г. СССР имела самую большую и опытную армию.

Техногенные чрезвычайные ситуации могут возникать на основе событий техногенного характера вследствие конструктивных недостатков объекта (сооружения, комплекса, системы, агрегата и т.д.), изношенности оборудования, низкой квалификации персонала, нарушения техники безопасности в ходе эксплуатации объекта и др.

ЧС техногенного характера могут протекать с загрязнением или без загрязнения окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды может происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных, биологически опасных веществ. К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ (РВ) относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных научно-исследовательских реакторах, предприятиях ядерно-топливного цикла, атомных судах. При падении летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.

В качестве примеров ЧС данной группы можно привести аварии с выбросом РВ и загрязнением окружающей среды на ПО «Маяк» (1957 г.)

Под авариями с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ подразумевается авария химически опасных объектах (ХОО) в сфере экономики, а также на базах и складах временного хранения БХОВ, повлекшие за собой групповое поражении персонала объекта и населения. А также химическое заражение территории. Пример: авария на ХОО «Азот» Пермской области (1994)

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их из исследовательских учреждений и производств, осуществляющих разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС техногенного характера относится также электромагнитное загрязнение окружающей среды при функционировании техногенных источников

Электромагнитного излучения (ЭМИ), создающих электромагнитные поля повышенной интенсивности.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушением зданий, нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций и т.п.

К ЧС экологического характера относят изменения состояния атмосферы, суши, гидросферы и биосферы в целом. ЧС экологического характера чаще всего возникают в результате неблагоприятного техногенного воздействия человека на окружающую среду, хотя, зачастую, причиной их могут быть и стихийны явления, а также комплексное воздействие техногенных и природных факторов. В результате нарушений состояния атмосферы возможно изменение климата, возникновение острого «кислородного голодания» в крупных городах, образование обширных зон «кислотных дождей», разрушение озонового слоя над населенными территориями и другие подобные явления. Неблагоприятные изменения в состоянии суши могут приводить к деградации почв, потере полезных площадей и истощению невозобновляемых запасов полезных ископаемых.

Из-за отрицательных изменений гидросферы все чаще возникают ЧС, связанные с нехваткой питьевой воды и водных ресурсов для обеспечения технологических процессов и организации хозяйственно-бытового водоснабжения, обмелением рек и морей, подтоплением и засолением плодородных почв и т.д.

Деятельность человека вызывает отрицательные изменения и в биосфере - происходит исчезновение многих видов животных и растений. Гибель растительности на обширной территории, нарушение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов (например, лесов).

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне - МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

на территориальном и местном уровнях - соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

Все чрезвычайные ситуации (ЧС) классифицируются как конфликтные и бесконфликтные, характеризующиеся скоростью и масштабами распространения

К конфликтным ситуациям относятся военные столкновения, экономические кризисы, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, разгул уголовной преступности, террористические акты и др.

К бесконфликтным ЧС относятся техногенные, экологические и природные явления, вызывающие ЧС.

По скорости распространения все ЧС делятся на внезапно возникшие, быстро, умеренно и медленно распространяющиеся.

По масштабам распространения все ЧС делятся на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Чрезвычайные ситуации природного характера могут возникать вследствие:

* геофизических явлений (землетрясений и извержений вулканов);

* геологических явлений (например, просадка земной поверхности, сель, обвал, оползень);

* метеорологических, в том числе агрометеорологических, явлений (буря, Тропический циклон ураган, смерч, ливень, сильный снегопад, засуха, лавина и др.);

* гидрологических явлений (например, наводнение);

* морских гидрологических явлений (например, цунами, шторм);

* природных пожаров (лесные, торфяные, степные, подземных ископаемых и т.д.);

* явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).

ЧС природного характера делятся на: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические и космические

Что включают органы управления на территориальном, местном и объектовых уровнях единой системы РСЧС?

Органами постоянного управления по делам гражданской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС) являются: на территориальном и местных уровнях - комитеты, главные управления, управления, отделы, создаваемые при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления; на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняются функции рабочих органов КЧС.

Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС) и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти ДДС.

Дополнительно:

Общее руководство гражданской обороной и защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях осуществляют руководители органов исполнительной власти всех уровней, именуемые руководителями гражданской обороны и защиты населения и территорий в ЧС (РГО и ЗНиТ).

В системе управления РСЧС предусмотрено создание стационарных и подвижных пунктов управления (ПУ). Стационарные ПУ могут быть повседневными (мирное время) и запасными (военное время). Подвижные пункты могут быть воздушными и мобильными.

Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются нештатные органы управления: оперативные штабы (группы) - ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.

В чём заключается 2-ой этап становления РСЧС?

II этап (1961-1990 гг.). Создание и функционирования системы Гражданской обороны страны (ГО).

В 50-е гг. XX в. Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки к цели потребовало коренных изменений доктрины ядерных держав. Проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела особую остроту и важность. В связи с этим в 1961 г. система МПВО была преобразована в систему Гражданской обороны, вошедшую в состав Министерства обороны.

Перед гражданской обороной была поставлена задача - совместно с ПВО страны не допустить в будущей войне уничтожения 25-30% населения нашей страны и 50-70% её производственных мощностей, сконцентрированных в крупных городах, что представляло собой «неприемлемый ущерб» и могло привести к военному краху.

Высокая степень готовности ГО к выполнению этой задачи в 60-70-е гг. XX в. Была одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны со стороны вероятных противников СССР.

Однако ориентация ГО в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно приводила к однобокости развития системы защиты населения от ЧС. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что ГО не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера и в то же время в 1980-е гг., когда несколько уменьшилась международная напряженность, стали накапливаться проблемы защиты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера.

В 1987 г. были приняты меры по приданию системе ГО определённых функций в плане непосредственного решения задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. Однако трагедия показала, что решительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, она опять оказалась не готовой к решению задач мирного времени. Сложившаяся обстановка требовала создания новой государственной системы, способной эффективно решать задачи защиты населения и территорий в ЧС как в военное, так и в мирное время. (учебник стр. 17-18)

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

на силы и средства наблюдения и контроля;

силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);

контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);

службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;

ветеринарную службу;

сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;

лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;

службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.