бесплатно рефераты
 

Безопасность жизнедеятельности 96

ти преобразования соответствующим образом нашли своё отражение и в Омской области. Органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования при Правительстве Омской области Указом Губернатора Омской области от 21.05. 2004 г. № 111 было определено Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области.

Прошел год. Попытаюсь подвести итоги работы, сформулировать цели и задачи, дать предварительную оценку действующего с 2005 года законодательства, сделать определённые прогнозы.

Какова обстановка в сфере природопользования?

1. Недропользование

В этой сфере по новому законодательству практически прекращено право двух ключей, предусмотренное статьей 72 Конституции РФ. Ранее федеральная государственная исполнительная власть и субъект РФ в равной степени управляли и распоряжались недрами. С сентября 2004 года субъект РФ единолично распоряжается общераспространенными полезными ископаемыми и участвует в решении вопросов по остальной подавляющей массе полезных ископаемых.

В области общераспространённых полезных ископаемых субъект РФ обеспечивает всю систему недропользования: от организации и проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами общераспространённых полезных ископаемых до оформления и выдачи лицензий на недропользование, их регистрации, ведение государственного кадастра и балансов запасов этих видов полезных ископаемых.

По другим полезным ископаемым (включая нефть, газ, металлы и др.) закон о недрах обеспечивает участие субъекта РФ по вопросам недропользования преимущественно в форме согласований.

Новое федеральное законодательство потребовало создание областной нормативной и правовой базы, создания определённых органов при Министерстве.

В 2005 году разработаны три порядка:

о предоставлении права пользования участками недр общераспространенных полезных ископаемых,

тоже для владельцев земельных участков,

об использовании полезных ископаемых, извлекаемых при ведении работ на водных участках.

Приказом Министра создана комиссия по заявкам на право пользования недрами, которая уже рассмотрела 7 заявок (глины кирпичные, торф, пески). Проведен аукцион на право пользования участком недр с целью добычи строительных песков в русле р. Иртыша с участием трёх организаций. Победителем аукциона признан ОАО "Омский речной порт", выигравший тендер с бонусом (разовый платёж) 2,5 млн. руб. Указанные средства поступили в областной бюджет.

Министерством в 2005 году оформлено 4 лицензии на право пользования недрами.

Второй год ведется большая работа по реализации областной целевой программы по геологическому изучению и рациональному использованию полезных ископаемых на территории Омской области. Задание по программе в 2004 году было выполнено на 100% (более 9 млн. руб). По плану реализуется и финансируется 2005 г. - по состоянию на 01.06.05 г. расходы по программе составили 6,4 млн. руб. (план 2005 г. - 18 млн. руб).

Ряд геологических объектов и работ на территории Омской области ведётся за счёт федерального бюджета, в том числе на нефть и газ, для водоснабжения ряда населённых пунктов на юге области, геологическое изучение юга Омской области. В 2004 году на эти цели было выделено 15 млн. руб., в 2005 году планируется 84 млн. руб.

Следует отметить, что в 2005 г. за счёт средств областного бюджета начинается оценка нефтегазоностности южной половины Омской области.

Буквально, полторы недели назад в Омской области был добыт первый миллион тонны нефти на Западно-Крапивинском месторождении, где применяются самые передовые и современные технологии, в том числе природоохранного характера.

Второй год продолжается эксплуатация Прирахтовского месторождения нефти, где добыто уже почти 2 тыс. тонн нефти. За счет Тевризского газоконденсатного месторождения успешно осуществляется газификация трех северных районов области: Тевризского, Знаменского и Тарского. С начала эксплуатации добыто почти 60 млн. м3 природного газа.

2. Лесопользование

В 2004 году наиболее сложно обстояло дело в лесном законодательстве. Было три редакции Лесного Кодекса: в редакции 122-ФЗ от 28.08.05, по которому субъект РФ полностью исключался из лесных отношений. Во втором проекте Лесного Кодекса в ведение субъекта РФ отдавались преимущественно леса I группы. С 1 января 2005 года вступил в действие Лесной Кодекс в редакции 199-ФЗ от 29.12.05 г. По этому закону субъекту РФ определены полномочия по владению, распоряжению и управлению лесами, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Практически положение с бывшими сельскими лесами аналогично ситуации с недропользованием общераспространенных полезных ископаемых, т.е. субъект РФ полностью отвечает за ведение лесного хозяйства в этой группе лесов.

В нашей области сельские леса составляют почти 35% лесного фонда. Это около 2 млн. га лесных земель, в том числе почти 400 тыс. га так называемых бесхозных лесов в южной половине Омской области.

Другим важным направлением нового лесного законодательства явилось наделение субъекта РФ полномочиями по организации тушения лесных пожаров в лесном фонде Омской области. Следует отметить, что федеральным лесным законодательством реализация двух основных полномочий предусматривается за счёт субвенций из федерального бюджета. Однако вот уже в течение 5 месяцев реализация этих полномочий не оформляется комплексом необходимых законодательных и подзаконных актов. Отсутствуют Постановления РФ по передаче сельских лесов во владение субъекта РФ, по порядку финансирования за счет субвенций федерального бюджета, по реорганизации ФГУ сельских лесов, входящих в систему Министерства сельского хозяйства РФ.

В пожароопасный период 2005 г. все субъекты РФ вступили без необходимого законодательства, без средств на тушение пожаров и ведение лесного хозяйства. В этой ситуации в инициативном порядке Правительство области предприняло ряд мер:

было подготовлено и утверждено Постановление Комиссии по чрезвычайным ситуациям о подготовке к пожароопасному сезону;

проведены два кустовых совещания с широким кругом работников лесной службы, органов местного самоуправления, природоохранных и надзорных органов;

подготовлено и утверждено распоряжение Правительства Омской области о финансировании расходов на тушение лесных пожаров и авиапатрулирование за счёт средств областного бюджета в объёме почти 3,5 млн. руб.;

было подписано Соглашение между Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области и федеральным Агентством лесного хозяйства России о взаимодействии по тушению лесных пожаров;

заключены соответствующие договора с Территориальным агентством лесного хозяйства по Омской области.

На сегодняшний день за счёт областного бюджета профинансировано расходов по тушению пожаров на сумму 2,5 млн. руб.

В апреле-мае 2005 г. выявлено 189 пожаров. Общая площадь, пройденная пожарами, составила 1280 га, в том числе по лесным культурам 85 га. Количество погибших лесных культур составило 12 га. Все эти показатели на порядок ниже, чем в прошлом году. Очаги загорания оперативно выявлялись силами лесхозов, с помощью авиапатрулирования и данных космического мониторинга. Была отработана система оперативного информирования.

Вместе с тем в организации тушения лесных пожаров выявляются и недостатки, которые будут тщательно проанализированы с разработкой соответствующих превентивных мероприятий.

Самые неотложные задачи на ближайшее время в этой сфере:

реорганизация и реформирование системы управления и ведения лесного хозяйства в сельских лесах, включая вопросы финансирования, материально-технического обеспечения, кадровой политики, бесхозных лесов, ценообразования за отпускаемую древесину, повышение использования расчётной лесосеки и т.д.

подготовка и утверждение конкретных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню в сельских лесах.

Необходимо также отметить, что в Государственной Думе РФ, в настоящее время, в стадии второго чтения проходит новый проект Лесного Кодекса, в корне отличающийся от действующего. В этом законопроекте предлагается опять полностью исключить субъекты РФ из лесных отношений, предполагается введение частной собственности на лес, в том числе и в лесах I группы. Неопределенна судьба лесхозов, лесной охраны. Омская область в лице Правительства Омской области и Законодательного Собрания Омской области дали отрицательное заключение на данный законопроект.

3. Водные ресурсы

По новой редакции Водного Кодекса, вступившего в силу с 1 января 2005 года, субъекты РФ практически исключены из водных отношений. Они уже не участвуют в лицензировании водопользования и заключении договоров на водопользование. Из водного закона исключена даже статья "Полномочия субъектов РФ". Остались считанные разрозненные полномочия, связанные с подготовкой противопаводковых мероприятий и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и ряд подобных позиций. Действующим водным законодательством водные платежи переведены на федеральный уровень.

В текущем году проведена большая подготовка к паводкоопасному периоду 2005 г. разработано и утверждено соответствующее постановление КЧС Омской области с планом организационно-технических мероприятий. В течение апреля-мая 2005 г. ситуация с паводком оперативно отслеживалась по многочисленным показателям с разработкой средне - и долгосрочных прогнозов. Благоприятные климатические условия конца 2004 г. и первой половины 2005 г. позволили пройти этот период без серьёзных негативных последствий.

Как Вам известно, в мае 2004 года в г. Омске была проведена международная научно-практическая конференция по проблемам р. Иртыша с участием прииртышских регионов России и Республики Казахстана. По результатам конференции было подписано Соглашение по рациональному использованию водных ресурсов р. Иртыш между Омской областью и Павлодарской и Восточно-Казахстанской областями.

Такие же предложения были направлены руководству Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. В начале мая получено принципиальное согласие по этому предложению от Ханты-Мансийского автономного округа.

В апреле-мае 2005 г. Министерством проведена работа по организации финансирования за счёт федерального бюджета строительства гидротехнических сооружений в с. Большеречье и с. Знаменка на общую сумму 3 млн. руб. Оформляется заявка на 2006-2008 годы.

Необходимо отметить, что Министерством ведётся большая работа по организации взаимодействия и сотрудничества с федеральными органами в сфере природопользования. Заключены или находятся в стадии подписания соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с федеральным агентством по недропользованию по Омской области, ФГУ "Омский территориальный фонд геологической информации и природных ресурсов", с федеральным агентством лесного хозяйства по Омской области, с Нижне-Обским бассейновым водным управлением.

Практически любое природопользование уже априори предполагает негативное воздействие на окружающую среду. Поэтому любой природопользователь является реальным загрязнителем окружающей среды. Главный вопрос, проблема - найти оптимальное соотношение между природопользованием и его влиянием на природную среду. Рациональное природопользование предполагает минимизацию потребления природных ресурсов: атмосферного воздуха, воды, минерального сырья, растительных, древесных и других ресурсов. Это позволяет снизить объемы вредных выбросов, сбросов, промышленных отходов. Рассмотрим состояние окружающей среды Омской области.

Экологическая ситуация

Анализируя данный вопрос в историческом плане, примерно в течение последних 10-15 лет, а именно с начала 1990-х годов началась серьезная оценка экологических проблем г. Омска, можно отметить, что принципиальная суть экологических проблем, проблем загрязнения, практически не изменилась.

Какие это проблемы? Во-первых, это загрязнение природной среды: атмосферы, водных объектов, загрязнение отходами.

Загрязнение атмосферы

В связи с сокращением объемов промышленного производства почти в два раза, а по некоторым отраслям промышленности и более, почти на 50% снизились выбросы от стационарных источников. Снижение выбросов также произошло в результате реализации программы по газификации Омской области.

Но вместе с тем в общем объеме загрязнения атмосферы значительно увеличилась доля выбросов от автотранспорта. За последние пять лет количество автомобильного транспорта увеличилось почти на 33% в целом по области и на 19% в г. Омске. Выбросы от автотранспорта играют решающую роль в уровне загрязнения атмосферы, т. к. их выбросы осуществляются в "зоне дыхания", где гораздо слабее действуют факторы рассеивания. Установлено, что доля загрязняющих веществ от автотранспорта почти на 60% формирует загрязнение города. Причем такими специфическими вредными веществами как: формальдегид, бенз(а) пирен, этилбензол, диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества.

В загрязнении атмосферы г. Омска стал более отчетливо проявляться и другой фактор - деятельность малых предприятий: автозаправочных станций, газозаправочных станций, автостоянок, моек, пекарен, строительных предприятий и т.д. И хотя суммарные выбросы от этой категории невелики, но они так же, как и автотранспорт осуществляют свои выбросы в "зоне дыхания".

Сегодня уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Омске по общепринятым критериям оценивается как очень высокий.

Как видится решение проблем с загрязнением атмосферы?

Решение должно быть комплексным:

нормативно-законодательное;

техническое.

Основные направления:

перевод автотранспорта на неэтилированный бензин и оснащение нейтрализаторами; перевод на природный газ;

внедрение современных регулирующих устройств сжигания топлива;

оптимизация транспортных схем, включая метро, размещение автозаправочных станций, автостоянок и. т.д.;

возможно принятие решений об ограничении движения транспорта на отдельных улицах, в отдельные дни;

введение экологического налога за загрязнение при эксплуатации транспорта (более 80% владельцев АТС этот ущерб не возмещает);

принятие соответствующих законодательных актов;

газификация котельных и частного жилого сектора.

Значительная часть вопросов, связанная с улучшением качества атмосферного воздуха уже решается и продолжает решаться, в частности:

в области и г. Омске используется неэтилированный бензин, почти 15 тыс. автомобилей переведены на газомоторное топливо и по этому показателю г. Омск занимает 2-3 места в Российской Федерации.

в 2005 г. должна начаться реализация областной целевой программы по переводу автотранспорта с высокотоксичных видов топлива (бензин, дизтопливо) на природный газ.

продолжается газификация промышленного и жилищно-коммунального секторов народного хозяйства, которая дает основной объем снижения выбросов.

реализация программы строительства транспортных обходов, что позволит значительно снизить транспортные потоки в черте г. Омска.

Загрязнение водоемов и первую очередь р. Иртыш

Объем сброса загрязненных сточных вод в черте г. Омска за последние 10 лет снизился на 15% (с 253,6 млн. куб. м до 215,1 млн. куб. м), одновременно с этим, в 2004 году в контролируемых створах города средние концентрации загрязняющих веществ составили: соединений железа - 1,3-2 ПДК, соединений меди 6-7 ПДК, фенолов 1,7 - 2,3 ПДК, нефтепродуктов 0,7-2 ПДК.

Одна из основных причин загрязнения - поступление в реку неочищенного поверхностного стока.

Другая причина - по-прежнему идет высокое загрязнение с территории Казахстана.

Появляются новые проблемы в водном хозяйстве:

Требует особого внимания угроза ртутного загрязнения Иртыша, в связи с очагом ртутного загрязнения в районе Павлодарского "Химпрома". По этому вопросу уже много сказано и написано. Отмечу одно, что ведутся работы в районе загрязнения (г. Павлодар) по проведению мониторинга, а на границе с Павлодарской областью организовано наблюдение (отбор проб) за возможным загрязнением речных вод ртутью.

Другая водохозяйственная проблема - сохранение водности р. Иртыша. Решение этой проблемы связано с более оптимальным урегулированием водных отношений с Казахстаном и включает следующие вопросы:

разработка современного водохозяйственного баланса р. Иртыш (Омская область - Казахстан);

разработка новых Правил эксплуатации Каскада Верхнеиртышских водохранилищ, учитывающих интересы водопользования Омской области;

оценка угрозы возможного снижения водности р. Иртыша, разработка и реализация соответствующих мероприятий.

В решении водных проблем есть определенный прогресс. Существенно снижена угроза ртутного загрязнения со стороны Павлодара. Так завершен комплекс ликвидационных работ. Вместе с тем продолжается мониторинг очага ртутного загрязнения, в том числе с участием омских специалистов - геологов.

За счет областного бюджета за последние 4 года мониторинговые исследования были профинансированы на сумму около 6 млн. рублей.

На международном уровне между Россией и Казахстаном подписано ряд соглашений, обеспечивающих решение вопросов водности и охраны окружающей среды.

Промышленные и бытовые отходы

В Омской области ежегодно образуется около 3,7 млн. тонн отходов производства и потребления, в том числе в г. Омске - около 2,1 млн. тонн отходов. Основной объем промышленных отходов приходится на золошлаковые отходы омских ТЭЦ. Общий их объем уже превышает 50 млн. тонн.

В городе Омске твердые бытовые отходы складируются на трех полигонах расположенных в Ленинском, Советском и Кировском административных округах. Особую тревогу вызывают условия эксплуатации свалок Кировского и Советского округов. В наихудшем состоянии находится свалка Советского округа. Свалка закрыта в 1999 году. Несмотря на отсутствие разрешений на размещение отходов, свалка продолжает принимать ТБО как от промышленных предприятий округа, так и от населения. В связи с этим необходимо строительство нового полигона твердых бытовых отходов "Советский-2".

Свалки Кировского и Ленинского округов расположены на расстоянии 3-6 км. от жилой зоны. Инспекционные проверки и анализ условий захоронения показали, что все свалки находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии. Отходы периодически воспламеняются. Территории свалок не имеют обваловки, свалки не оснащены противофильтрационными экранами, препятствующими проникновению загрязняющих веществ в грунтовые воды. Система режимной сети наблюдательных скважин находится в стадии становления. Отсутствует выполненные согласно СНиП санитарно-защитные зоны вокруг территорий свалок. Ни одна из действующих свалок не имеет проектов, согласно которым они были построены.

Плановой очисткой от ТБО охвачено около 55% населения города (из расчета проживания в зданиях с полным инженерным оборудованием). Санитарная очистка территории индивидуальных домовладений ведется нерегулярно, отходы складируются на несанкционированных свалках, приводя к вторичному загрязнению селитебной зоны.

В настоящее время на территории области в неудовлетворительных условиях хранения размещено 540 тонн запрещенных к применению пестицидов различных классов опасности. Хранение пестицидов в неприспособленных помещениях создает реальную угрозу здоровью и жизни людей.

Немалую тревогу вызывает состояние скотомогильников в районах области. Из 768 зафиксированных мест захоронения животных, на которые заведены учетные карточки, только 7 мест (1%) отвечают требованиям ветеринарно-санитарных правил. Допускаются случаи вывоза трупов павших животных в леса, овраги или на свалки твердых бытовых отходов. Большинство имеющихся скотомогильников - 541 - это открытые земляные ямы, состояние которых является потенциально опасным для экологического благополучия окружающей среды. Основная причина - близкое залегание грунтовых вод. Создается бактериологическая опасность загрязнения почв.

Решение проблемы отходов потребует значительного времени и средств, разработки и внедрения новых нетрадиционных методов работы и технологий. В первую очередь необходимо приступить к поэтапной реализации технико-экономического обоснования санитарной очистки г. Омска от ТБО. Полностью прекратить эксплуатацию Советского полигона ТБО и преступить к строительству нового полигона в соответствии с утверждённым проектом.

Решение вопросов с ТБО в первую очередь по действующему законодательству находится в пределах полномочий органов местного самоуправления. Сейчас у них появляются и финансовые средства. Это, в первую очередь, платежи за загрязнение окружающей среды, 40% которых с 2005 г. поступает в бюджеты муниципальных образований.

Во-вторых, необходимо отстроить жесткую и ответственную систему отношений с владельцами торговых точек, павильонов, комплексов, автостоянок, гаражей. И при этом часть сборов с этих организаций направлять на решение вопросов уборки и очистки г. Омска и других поселений, на развитие специализированных служб.

Целесообразно на этом направлении существенно увеличить объемы общественных работ с привлечением безработных, временно неработающих, школьников и студентов - в первую очередь на ликвидации несанкционированных свалок, особенно в водоохранных зонах рек Иртыш и Омь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.