бесплатно рефераты
 

Безопасность жизнедеятельности 96

лавными исполнителями таких работ должны стать предприятия-загрязнители, а Администрации города Омска и общественности следует контролировать этот процесс.

Очистка ливневых сточных вод

Главным источником загрязнения водоемов являются ливневые стоки, которые в Омске не подвергаются очистке. Кроме того, в городе нет общей системы сбора и удаления ливневых вод, что не позволяет организовать их очистку.

Таким образом, задача очистки сточных вод предусматривает орган
изацию ливневой канализации и строительство специальных очистных сооружений. Обе эти задачи трудно выполнимы в настоящее время, так как требуют существенных финансовых затрат. Однако, возможно реализовать сбор ливневых стоков и их очистку на локальных территориях, постепенно развивая эту систему.

Оптимизация транспортной системы

Транспортная система Омска включает различные виды транспорта: автомобильный, электрический, железнодорожный, авиационный, причем, основные потоки движения сосредоточены в центре города (за исключением железной дороги). Это сделало транспорт главным источников экологической опасности для города. Сложности, возникающие при необходимости решения этой проблемы, определяются соотношением полномочий государственной, муниципальной власти и владельцами транспорта.

Анализ сложившейся ситуации указывает на то, что практически единственным возможным направлением, которое может быть реализовано на муниципальном уровне, является оптимизация транспортной системы. В это понятие входит расширение транспортной системы (за счет строительства дорог-дублеров), транспортные развязки без светофоров, подземные и надземные переходы.

Снижение уровня подтопления

Подтопление территории города Омска - одна из наиболее серьезных проблем, но при этом ее полное решение не представляется возможным ос
уществить в ближайшее время. Связано это с тем, что требуются масштабные инженерно-технические преобразования всей инфраструктуры города Омска. Тем не менее, существуют достаточно простые методы, позволяющие контролировать процесс дальнейшего подтопления. Например, откачка воды в случае повышения уровня подтопления, как это производилось при эксплуатации спортивно-развлекательного центра "Иртыш".

Альтернативные источники воды

В настоящее время единственным источником водоснабжения города Омска является река Иртыш. С точки зрения объема воды, получаемой из Иртыша, проблема связана с прогнозируемым снижением уровня реки, как за счет снижения общего стока в маловодный год, так и за счет изменения строения русла в результате дноуглубительных работ.

Решением этой проблемы служит своевременная техническая реконс
трукция существующего городского водозабора.

Однако, главная проблема, которая определяет необходимость поиска альтернативного источника водоснабжения - ухудшение качества воды Иртыша, вплоть до уровня потенциально сильного токсического загрязнения с территории Казахстана.

Для альтернативного водоснабжения могут быть использованы подземные воды, но на территории Омска они сильно минерализованы, что приведет к значительным затратам по их подготовке. Еще один вариант - использование, так называемых, подрусловых вод, но эта возможность требует научно-исследовательского обоснования.

Приоритетные направления деятельности

Для сосредоточения ресурсов целесообразно выбрать ограниченное к
оличество направлений деятельности, для которых создаются планы действий (программы). Приоритеты были определены большинством представителей заинтересованных сторон путем рейтингового голосования. При этом выбор основывался на признании направления необходимого и возможного для реализации.

В результате определены следующие приоритеты:

1 - увеличение зеленых насаждений.

2 - управление отходами.

3 - образование, воспитание и просвещение.

4 - общественная экспертиза опасных объектов.

5 - очистка и благоустройство водоемов.

Следует отметить, что выбранные приоритеты частично совпали с теми направлениями, которые уже реализуются в городе, либо разработаны в качестве самостоятельных программ. С одной стороны, это подтверждает правильный выбор разработчика этих программ - Администрации города Омска, а с другой стороны, требует возможной корректировки этих программ, опираясь на экспертное мнение участников разработки стратегии.

Зеленые насаждения (1)

Для реализации этого направления деятельности с целью улучшение экологической обстановки городской среды в 2006 году разработана горо
дская программа "Реконструкция объектов зеленого хозяйства на территории города Омска" на период до 2010 года.

Основная часть фонда зеленых насаждений на территории города Омска была создана с 1946 по 1960 годы в период интенсивного строительства города. Площадь зеленых насаждений в этот период увеличивалась в среднем на 20 - 30 процентов за каждые пять лет. В последние годы антропогенная нагрузка на территорию города Омска чрезвычайно возросла из-за уплотнения застройки и расширения автомагистралей, как правило, за счет сокращения озелененных территорий. Сложившийся фонд зеленых насаждений на территории города Омска, созданный из быстрорастущих и долговечных пород, потерял свою первоначальную красоту и целостность.

Сейчас весь существующий фонд зеленых насаждений на территории города Омска занимает около 12,5 тысяч гектаров, в т. ч. общего пользования более 1400 га. Таким образом, на одного жителя города Омска приходится около 110 м2 зеленых насаждений, в т. ч.

12 м2 насаждений общего пользования. Однако согласно санитарным нормам для обеспечения потребности людей в атмосферном кислороде на одного человека должно приходиться 18 м2 зеленых насаждений общего пользования.

Для решения обозначенных проблем предусматривается в ближайшее время заменить отмирающие деревья более долговечными породами (ели, сосны, липы, можжевельники и др.) и провести реконструкцию зеленых объектов на территории города с заменой элементов благоустройства.

Затраты на выполнение мероприятий по реконструкции объектов зеленого хозяйства на период до 2010 года планируются в размере около 290 млн. руб., в том числе:

в 2007 году - 62 млн. рублей;

в 2008 году - 67 млн. рублей;

в 2009 году - 72 млн. рублей;

в 2010 году - 88 млн. рублей.

Реализация Программы должна улучшить экологическую обстановку на территории Омска и ландшафтно-архитектурный облик города, за счет реконструкции 57 существующих объектов зеленого хозяйства, улучшить условия проживания горожан и повысить уровень комфортности жизни. Должен быть достигнут нормативный уровень обеспечения зелеными насаждениями общего пользования (18 м2 на жителя).

Однако, данная программа предусматривает только "технологические" работы, выполняемые муниципальными службами, без участия общественности и жителей города, а также не предусматривается развитие материальной базы обслуживающих организаций зеленого хозяйства и модернизация нормативных документов.

Предлагаем дополнить программу следующими направлениями деятельности:

? Разработка единых правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений для города, предусматривающих полномочия агрономов округов на снос зеленых насаждений и полномочия архитекторов округов на проведение строительных работ.

? Приобретение для муниципальных служб специальной техники (2-3 механизма), обеспечивающей перемещение взрослых растений, что позволит оперативно формировать парковые зоны, а также получать дополнительные средства за счет оказания услуг с использованием специальной техники.

? Проведение просветительских и воспитательных мероприятий при широком участии всех заинтересованных сторон, что обеспечит поддержку действий администрации со стороны общественности.

Управление отходами (2)

В 2005 году в городе Омске была разработана стратегия "Ноль - отх
одов", которая может служить образцом для стратегий других направлений деятельности.

Видение стратегии "Ноль - отходов" - ЧУДО-Омск

Мы хотим видеть Омск: Чистым, Удобным, Доходным, Образованным.

Быть чистым - это значит, что весь мусор в городе либо оперативно убирается на оборудованные полигоны, либо перерабатывается.

Быть удобным - это значит, что хорошо организованная система сбора и вывоза мусора комфортна для проживающих в городе людей и организаций.

Быть доходным - это значит, что сбор и переработка бытовых отходов прибыльна и привлекает большое количество предприятий к этой сфере бизнеса.

Быть образованным - это значит, что люди знают, как следует собирать и сортировать отходы, а также принимают посильное участие в сокращении их количества.

Достигнув данного уровня обращения с твердыми бытовыми отходами, наш город сделает шаг к устойчивому развитию и экологической безопасности.

Направления деятельности

В ходе разработки стратегии проведен выбор приоритетных направл
ений деятельности, для которых предложены планы действий:

? Совершенствование и развитие обслуживания.

? Развитие рынка переработки отходов.

? Воспитание и образование.

Совершенствование и развитие сервиса

Важным является, как развитие материально-технической базы предприятий, занимающихся сбором и вывозом отходов, так и оснащение мест сбора отходов современными и привлекательными с эстетической точки зрения средствами. Кроме того, должен быть реализован принцип материальной заинтересованности персонала в оказании качественных услуг:

? использовать специальную технику;

? оборудовать площадки и контейнеры в соответствии с санитарными нормами;

? организовать униформу дворников и работников предприятий по вывозу отходов;

? обеспечить высокую заработную плату работников соответствующих служб и стимулировать качественную деятельность;

? формировать потребности в качественных услугах;

? развивать новые формы услуг по складированию и вывозу ТБО (строительного мусора, утилизации крупногабаритных вещей, мебели, электроники и т.д.).

Развитие рынка переработки отходов

Существование открытого рынка переработки отходов обеспечит сн
ижение затрат муниципалитета и населения на сбор и утилизацию отходов за счет конкурентной борьбы между разнообразными предприятиями. Кроме того, обеспечит максимальную комфортность населению при обращении с отходами.

Необходимо создавать условия для повышения привлекательности деятельности, связанной с переработкой отходов:

? плата за отходы должна соответствовать уровню затрат на их утилизацию;

? стимулировать организацию деятельности по переработке отходов со стороны власти, как за счет налоговых льгот, так и предоставлением прямой помощи;

? организовать биржи отходов.

Развитие экологического образования

Основная задача - повышение уровня культуры в обращении с твердыми бытовыми отходами. От этого зависит не только чистота в городе, но и благосостояние горожан, так как затраты на сбор и вывоз отходов производятся за счет средств населения.

Должны применяться разные методы экологического образования и воспитания:

? личный пример авторитетных людей (знаменитостей);

? специальные уроки и поощрение учителей;

? методическое обеспечение и информационные материалы;

? проведение ежегодных тематических конкурсов;

? социальная реклама в СМИ, на улицах и т.п.;

? создание специальных агитбригад.

Для выполнения указанных видов деятельности должны создаваться программы, включающие план мероприятий, ответственных за исполнение, источники финансирования, механизм внедрения программы. При этом ответственными за выполнение отдельных пунктов плана (мероприятий) должны стать структурные подразделения Администрации города, которые имеют соответствующую компетенцию. Например, за мероприятия, связанные с повышением качества оказываемых услуг по санитарной очистке должен отвечать Департамент городского хозяйства, за мероприятия, направленные на воспитание и образование - Департамент образования, за развитие рынка отходов -

Департамент экономики и т.д.

Программа "Чистый город"

В настоящее время разработано и принято Решение Омского городского Совета об организации сбора отходов; утверждены городская программа "Чистый город" и областная программа по экологически безопасному обращению с отходами производства и потребления. Эти программы должны решать выделенные проблемы, в основном связанные с укреплением материально-технической базы предприятий, работающих с отходами; расширением мощности полигонов по утилизации отходов и организации раздельного сбора отходов для переработки.

Затраты на реализацию мероприятий за счет средств областного и городского бюджетов, предусмотренных в программе, составляют более 43 млн. руб.

? 2007 год - 6300 тыс. руб.;

? 2008 год - 8250 тыс. руб.;

? 2009 год - 13870 тыс. руб.;

? 2010 год - 14590 тыс. руб.

Развитие стратегии "Ноль-отходов"

В связи с изменяющимися условиями функционирования города, а также, вследствие постоянного прогресса в научно-технической сфере предусмотрена ежегодная корректировка стратегии.

Образование, воспитание и просвещение (3)

В Омской области разработана и принята целевая программа "Экологическое образование и просвещение населения Омской области до 2010 года". Эта программа предусматривает ряд мероприятий, реализуемых на территории города. Заказчиком Программы выступает Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области.

Цель и задачи Программы

Целью Программы является развитие системы экологического образ
ования и просвещения населения Омской области.

Для достижения указанной цели необходимо:

? осуществить учебно-методическое обеспечение системы экологического образования на территории Омской области;

? создать систему массового распространения экологических знаний;

? обеспечить формирование и повышение уровня экологической культуры населения Омской области.

Финансовое обеспечение

Реализация Программы планируется в течение 2007 - 2010 годов с общий объемом финансирования мероприятий, осуществляемого за счет средств областного бюджета почти 21 млн. руб., в том числе:

? в 2007 году - 5746,1 тыс. руб.;

? в 2008 году - 5392,0 тыс. руб.;

? в 2009 году - 5127,3 тыс. руб.;

? в 2010 году - 4650,8 тыс. руб.

Мероприятия Программы

Программой предусматривается организация новых эффективных форм и методов экологического образования с финансовым, техническим обеспечением их внедрения с целью повышения экологической культуры населения на территории Омской области.

Основополагающим направлением реализации Программы является обеспечение условий для развития системы экологического образования и формирования экологического просвещения населения на территории Омской области.

Выполнение мероприятий в сфере экологического образования и просвещения населения Омской области позволит:

? сформировать нормативную правовую базу в области экологического образования и просвещения;

? повысить эффективность работы и сотрудничества с общественными объединениями посредством реализации мероприятий в сфере экологического образования и просвещения;

? обеспечить подготовку, издание и внедрение в систему экологического образования учебно-методических материалов.

Все мероприятия сгруппированы в три раздела:

? организационное обеспечение реализации национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов;

? формирование экологической культуры на территории Омской области;

? информационное обеспечение образовательных учреждений Омской области.

Следует отметить, что городу следует принять активное u1091 участие в реализации данной программы, а также разработать городскую программу.

Общественная экспертиза опасных объектов (4)

Согласно мнению заинтересованных сторон, высказанных при разработке Стратегии, общественная экспертиза может стать реальным и независимым инструментом обеспечения экологической безопасности. Особенно актуально это в условиях нестабильности организационных механизмов государственной власти, выполняющих функции экологической экспертизы. Правовых оснований для развития этой деятельности достаточно.

Однако, в ходе разработки Стратегии было выяснено, что в настоящее время в Омске практически нет опыта и необходимых квалифицированных кадров, для обеспечения качественной общественной экспертизы. Поэтому не представляется возможным разработка реальной программы внедрения такого вида деятельности, кроме необходимости организации и подготовки соответствующих коллективов экспертов. Таким образом, инициатива, высказанная общественностью, должна преобразоваться в реальную самообразовательную деятельность этой же общественности.

Очистка и благоустройство водоемов (5)

Главными водными объектами на территории Омска являются реки Омь и Иртыш, которые протекают через центр города. Иртыш является трансграничной рекой и ее управлением занимаются международные и фед
еральные службы. Интерес муниципалитета в работе этих служб реализуется через представительство в Руководящем комитете по Иртышу, на котором периодически обсуждаются проблемы, связанные с обеспечением экологической безопасности бассейна реки, прежде всего, водообеспеченности и возможности чрезвычайных ситуаций, связанных с залповыми сбросами загрязняющих веществ.

Действительно, состояние водных объектов, а особенно берегов реки Омь, составляет угрозу экологической безопасности для города. Органы санитарно-эпидемиологического надзора запрещают купаться в водоемах в течение летнего периода из-за высокой загрязненности воды. В реки сбрасываются недостаточно очищенные промышленные и ливневые стоки, которые не только загрязняют воду, но и размывают берега. Деревья, высаженные для укрепления берегов, разрослись и являются местом неорганизованного

отдыха горожан. В связи с этим среди деревьев скопилось большое количество мусора, оставленного отдыхающими. Негативный вклад в загрязнение водоемов вносят гаражные и садоводческие кооперативы, располагающиеся в прибрежных зонах. В период таяния снега и дождей загрязнению реки Омь способствуют многочисленные несанкционированные свалки мусора, располагающиеся по берегам реки.

Для решения подобных проблем в 2005 году в Омске был разработан План управления рекой Омь, в котором предусмотрены мероприятия по очистке и благоустройству одной из основных рек города Омска. Этот план должен быть реализован и сможет послужить образцом для организации природоохранной деятельности других водоемов Омска.

В ходе разработки Плана были выделены и проанализированы основные проблемы реки Омь, среди которых приоритетными являются:

? Ливневые стоки с территории города.

? Мусорные свалки на берегах реки.

? Отсутствие системы управления и контроля.

Для решения этих проблем разработан проект плана, включающий следующие направления деятельности:

? промышленные ливневые сбросы;

? благоустройство берегов;

? система контроля;

? управление речным бассейном.

Этими направлениями деятельности предусмотрено выполнение 16 мероприятий, выполнение которых позволит улучшить экологическое состояние реки, и обеспечить экологическую безопасность для комфортного проживания и отдыха жителей города.

Развитие стратегии экологической безопасности

Использованная при разработке Стратегии технология проектного м
енеджмента, предусматривает периодическую (ежегодную) процедуру оценки достигнутых результатов и корректировки плана, которая должна u1074 включать:

? анализ хода выполнения принятых программ по приоритетным направлениям;

? широкое обсуждение итогов выполнения мероприятий за год;

? предложения по изменению приоритетных направлений деятельности;

? обсуждение новых программ или дополнений к принятым программам.

Форма проведения обсуждения: общественные слушания, организованные Администрацией города Омска с приглашением всех заинтересованных сторон. Целесообразно ежегодное рассмотрение хода реализации Стратегии на Координационном общественном Совете при Мэре города Омска.

Начиная с 2002 года, в России произошло существенное реформирование системы охраны окружающей среды и природопользования. До 2004 года это реформирование носило структурный характер, производилось на базе действующего федерального законодательства. И к началу 2002 года был создан крупный природоохранный и природоресурсный блок в лице Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Деятельность Министерства природных ресурсов включало пять основных направлений: охрана окружающей среды и экологическая безопасность, недро-, водо-, и лесопользование, а также система государственного контроля в этих секторах. По ряду объективных и субъективных причин вновь созданная структура показала себя слабо эффективной и трудно управляемой.

В 2004 году происходят значительные изменения в законодательстве: изменяются основные законы о недрах, воде, лесе и охране окружающей среды.

Эти изменения находят отражения в законах об основных принципах деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Таким образом, с 2005 года существенно были перераспределены и изменены полномочия и функции, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. На федеральном уровне в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации были выделены структурно три относительно самостоятельных федеральных агентства: по недропользованию, водопользованию и лесопользованию и федеральная служба по госнадзору за использованием природных ресурсов. В сфере охраны окружающей среды и госэкоконтроля была создана федеральная служба в составе Ростехнадзора при Правительстве РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.