бесплатно рефераты
 

Взаимоотношение предприятий с бюджетом

самоуправления, иными уполномоченными органами при

предоставлении организациям и физическим лицам определенных

прав.

Кроме этого, не подлежат обложению налогом операции по реализации

предметов религиозного назначения; товаров и услуг, производимых и

реализуемых общественными организациями инвалидов или лечебно-

производственными мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических,

психоневрологических учреждениях и учреждениях социальной защиты и

реабилитации населения; реализации билетов на спортивно-зрелищные

мероприятия и услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для

проведения указанных мероприятий; продукции сельскохозяйственных

предприятий, реализуемой в счет натуральной оплаты труда; изделий народных

художественных промыслов; некоторых финансовых и банковских операций;

выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

финансируемых из бюджета; работ по тушению лесных пожаров; реализации

путевок в санаторно-курортные, оздоровительные и учреждения отдыха,

расположенные на территории РФ; страховых услуг.

Также освобождена от обложения НДС реализация монет из драгоценных

металлов (за исключением коллекционных), являющихся валютой РФ или валютой

иностранных государств; товаров, помещенных под таможенный режим магазина

беспошлинной торговли; долей в уставном (складочном) капитале организаций,

паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных

бумаг и инструментов срочных сделок; некоторые виды товаров, ввозимых на

территорию Российской Федерации; реализация услуг по сдаче в аренду

служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям,

аккредитованным в РФ.

Статьей 149 НК РФ введен ряд новых льгот, например теперь не

подлежит налогообложению реализация услуг по обслуживанию воздушных и

морских судов, судов внутреннего плавания, услуг, оказываемых

непосредственно в аэропортах РФ; внутрисистемная реализация организациями и

учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенной ими продукции;

не облагаются НДС операции организаций, обеспечивающих информационное и

технологическое взаимодействие между участниками расчетов; отдельные

банковские операции, не требующие получения лицензии ЦБР; передача товаров

или услуг, кроме подакцизных, безвозмездно в рамках благотворительной

деятельности. Но в то же время часть льгот, действовавших до 01.01.2001г.,

была отменена. Действие некоторых льгот продлено до 1 января 2002г.

Причем, часть этих льгот: работы по строительству жилых домов,

осуществляемые не менее чем на 50% за счет бюджетных средств; отдельные

виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; - перестанет

предоставляться окончательно. У других, в частности: обороты по реализации

продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с

образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и

полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с

образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, -

изменится порядок предоставления.

В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие

налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения,

налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.[15] Сумма

НДС по приобретенным товарам и услугам, которые используются при

производстве (реализации) как облагаемых, так и необлагаемых товаров и

услуг, в соответствие с п. 4 ст. 170 НК РФ подлежит распределению

пропорционально стоимости этих товаров (услуг) в общем объеме выручки от

реализации.

Одним из важнейших нововведений является то, что начиная с 2001 года

организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от

исполнения обязанностей плательщика НДС, которое предоставляется, если за

три предшествующих ему последовательных календарных месяца сумма выручки от

реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не

превысила в совокупности 1000000 руб.

Созданы равные условия для предпринимательской деятельности

отечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщика

возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не

зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее на

территории Российской Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС.

Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному

предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится

в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за

иностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться в

установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории

России при осуществлении своей предпринимательской деятельности.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость равен календарному

месяцу.

Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала

изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в

условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен,

начало которой совпало по времени с введением данного налога, и

развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве

стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные

ставки.

В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственным

товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Дифференциация

ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия

соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции,

Японии, а также в некоторых других странах.

Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18

пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы

ничем не компенсировались. При снижении ставки налога на добавленную

стоимость с 28% до 20% и 10% образовался дополнительный бюджетный дефицит.

Чтобы его частично заполнить, в 1994—1995 гг. вводился специальный налог

для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Этот

отмененный ныне налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере

сначала 3%, а позднее 1,5% от налогооблагаемой базы. Плательщики данного

налога, объект обложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы

определялись Законом об НДС. Фактически специальный налог не имел

самостоятельного значения, а был скрытой формой налога на добавленную

стоимость и носил характер чрезвычайного налога. Думается, что плавным

снижением НДС не до 20 и 10% сразу, а, скажем, до 23 и 13% можно было

добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых

результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог

до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы

меньше, поскольку он был бы более последовательным.

В настоящее время действуют 3 ставки НДС: 0, 10 и 20%. Кроме того, для

отдельных операций предусмотрены расчетные ставки 9,09, 16,67 и 13,79%.

Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке,

приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ. Это прежде всего экспортируемые товары,

работы и услуги связанные с их реализацией, транспортировкой через

Российскую Федерацию транзитных товаров, услуги по перевозке пассажиров и

багажа за пределы Российской Федерации. В п. 2 ст. 164 НК РФ перечислены

все виды продовольственных товаров и товаров для детей, при реализации

которых производится налогообложение НДС по ставке 10%. В остальных случаях

применяется ставка налога в размере 20%. Исключение составляет ряд

операций, по которым используются расчетные ставки НДС. Так, согласно п. 4

ст. 164 НК РФ налог по ставкам 9,09 и 16,67% должен рассчитываться при

получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)

(авансов, процентов, санкций и др.); удержании НДС из доходов иностранных

налогоплательщиков налоговыми агентами; реализации товаров, приобретенных

на стороне и учитываемых с НДС. Расчетная ставка 13,79% применяется при

приобретении через автозаправочные станции горюче-смазочных материалов,

подлежащих обложению налогом на реализацию ГСМ.

Подобная база обложения достаточно стабильна.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень

устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих

материальных затрат. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает

быстрое поступление налога в бюджет. Средства начинают поступать задолго до

того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ,

услуг) и продолжают поступать при любой перепродаже готового изделия.

Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но

выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных

документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям

эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе

налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья,

материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует

свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе

продукции процесс переложения налога заканчивается.

У данного вида налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого

косвенного налога или налога на потребление. В то же время при отсутствии

на рынке достаточной товарной массы в условиях, когда не развита

конкуренция производителей и расстроено финансовое хозяйство, налог

усиливает инфляционные процессы, приводя к дополнительному повышению

оптовых и розничных цен. Но в целом он имеет позитивное значение и будет

функционировать в России в обозримом будущем.

Акцизы

Важным видом косвенных налогов стали акцизы, раньше в нашей стране

почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме,

выполнял налог с оборота. И только в 1992г. в ходе проведения налоговой

реформы в Российской Федерации акцизы вошли в систему федеральных налогов в

качестве самостоятельного налогового платежа. Акцизы играют существенную

роль в формировании доходов бюджета. По данным Управления МНС по г. Москве

в 1 квартале 2001г. на акцизы пришлось 41,7% поступлений в федеральный

бюджет.(55(

Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары

устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части

получаемой производителями таких товаров сверхприбыли. Акцизы –

разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом

специфических черт:

. это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров;

. объектом обложения является оборот по реализации только товаров, причем

их перечень ограничен;

. функционируют только в производственной сфере, за исключением акцизов по

импортируемым на территорию РФ товарам.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные

товары предприятия и организации, индивидуальные предприниматели, а также

лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу

Российской Федерации.

В 1993—1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные

изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они

были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В

сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как

шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты,

способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации

выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например,

на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой

политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены

акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики. В

настоящее время подакцизными являются алкогольные напитки, пиво, спирт и

спиртосодержащая продукция, табачные изделия, легковые автомобили и

мотоциклы, бензин, дизельное топливо и моторные масла, ювелирные украшения

из драгоценных металлов и (или) произведенные с использованием драгоценных

камней (жемчуга), минеральное сырье (газ, нефть и стабильный газовый

конденсат). (20( В общем, достаточно обычный для мировой практики набор

товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно

превышает себестоимость.

Объектом налогообложения служат обороты по реализации произведенных

подакцизных товаров; их передаче в уставный капитал организаций, паевые

фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества

либо доли из имущества; ввоз подакцизных товаров на территорию Российской

Федерации. Для определения облагаемого оборота берется стоимость

реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета НДС и

налога с продаж.

Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт, с июля 2001г. в т.ч.

и в страны СНГ (до 01.07.2001 реализация подакцизных товаров в названные

государства приравнивается к их реализации на территории Российской

Федерации[16]). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные

ею с акцизами, то ей необходимо в 180-дневный срок предоставить

подтверждающие факт экспорта документы. При наличии поручительства

уполномоченного банка акцизы разрешено не уплачивать. В противном случае,

налог уплачивается в соответствие с общим порядком, предусмотренным для

операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ, а после

предоставления в 180-дневный срок необходимых документов, суммы акцизов

возмещаются.

Освобождаются от акцизов операции по передаче подакцизных товаров

одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным

налогоплательщиком, для производства и (или) реализации других подакцизных

товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

реализация денатурированного этилового спирта и спиртсодержащей

денатурированной продукции при соблюдении определенных условий; реализация

нефти, произведенной из нефтешламов, или добытой из скважин по перечню,

утвержденному в порядке, определяемом Правительством РФ; использование

нефти и природного газа на собственные технологические нужды; и некоторые

другие.[17]

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них установлены

статье 193 НК РФ. Они являются едиными на территории Российской Федерации.

Налоговый период установлен как календарный месяц.

Как и другие налоги, акцизы служат мощным рычагом регулирования

экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по

возможности прогнозируя последствия производимых изменений.

Единый социальный налог (взнос)

С 01 января 2001г главой 24 Налогового кодекса введен единый

социальный налог, консолидирующий взносы в государственные внебюджетные

социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и

фонды обязательного медицинского страхования РФ, являющиеся формой

перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых

государством для аккумуляции средств для финансирования важнейших

социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания

бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности,

во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания

и т.д. (Отдельно установлен порядок для взносов на обязательное социальное

страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний.[18] Эти взносы не включаются в состав единого социального

налога (ЕСН) и должны уплачиваться в прежнем порядке, так как ставки

взносов дифференцированы в зависимости от категорий профессионального

риска.[19])

Согласно ст. 235 НК РФ работодатели, производящие выплаты наемным

работникам, и лица, осуществляющие частную деятельность, обязаны уплачивать

ЕСН. От уплаты ЕСН освобождены только лица, переведенные в соответствии с

нормативными актами субъектов РФ на уплату налога на вмененный доход для

определенных видов деятельности в части доходов, получаемых от

осуществления этих видов деятельности. Так как согласно Федеральному закону

от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для

определенных видов деятельности» (6( со дня введения данного налога на

территориях соответствующих субъектов РФ с его плательщиков не взимаются

платежи в государственные внебюджетные фонды. Теперь ЕСН заменяет указанные

платежи. Вследствие этого налогоплательщики, переведенные на уплату единого

налога на вмененный доход, не являются плательщиками ЕСН. Соответственно,

организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную

систему налогообложения, от уплаты не освобождаются. (15(

Объектом налогообложения для налогоплательщиков-работодателей

являются, во-первых, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу

своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения гражданско-

правовым договорам о выполнении работ (оказании услуг), а также по

авторским и лицензионным договорам. Указанное правило не применимо к

вознаграждениям, выплачиваемым индивидуальным предпринимателям, так как

такие вознаграждения рассматриваются одновременно и как доход от

деятельности индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, ЕСН начисляется на выплаты в виде материальной помощи и

иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с

налогоплательщиком трудовым либо гражданско-правовым договором, предметом

которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или

лицензионным договором. При исчислении налоговой базы учитываются суммы

дополнительной материальной выгоды, получаемой работником или членами его

семьи за счет работодателя.

Объектами налогообложения признаются также выплаты в натуральной

форме, производимые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей,

но только в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника

за календарный месяц.

Не являются объектом налогообложения любые выплаты, производимые за

счет средств, которые остались после уплаты налога на доходы (налога на

прибыль) организаций (налога на доходы физических лиц). Это положение

напрямую относится к оплате расходов за лечение и медицинское обслуживание,

страховым платежам по договорам добровольного пенсионного обеспечения,

оплате расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях и

оздоровительных лагерях, материальной помощи и иным аналогичным выплатам,

уплата которых производится за счет прибыли. При этом необходимо наличие

прибыли (при наличии убытка выплаты признаются объектом налогообложения,

даже если произведенные выплаты не уменьшали налогооблагаемую прибыль.

Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.