бесплатно рефераты
 

Внешний и внутренний долг России

Принципиальная договоренность по этому поводу была достигнута еще осенью

1995 г.: реструктурируемый долг в размере 33,1 млрд дол. (25,6 млрд

основного долга плюс 7,5 млрд накопленных процентов) будет погашаться в

течение 25 лет с 6-летним льготным периодом. Однако об окончательных

результатах урегулирования можно было говорить лишь по завершении двух

довольно длительных и сложных процессов. От банков-кредиторов должны были

быть получены подтверждения о согласии с названными условиями (а таких

банков несколько сотен) и произведена выверка сумм задолженности с каждым

из них, чем занимался Внешэкономбанк, специально сохраненный для

разбирательства с долгами бывшего СССР.

В отличие от задолженности западным банкам ситуация с урегулированием

коммерческих долгов выглядит не столь определенной. Обязательства по этим

кредитам достаточно трудно идентифицировать и обобщить, поскольку

юридическими должниками по ним в подавляющей части являлись советские

внешнеторговые организации, ныне упраздненные. С другой стороны, эти долги

распылены среди массы разнокалиберных зарубежных компаний и фирм, также с

трудом поддающихся учету. Для ведения переговоров с Россией фирмы-кредиторы

объединились в страновые клубы, однако, каких-либо значимых и конкретных

договоренностей с ними пока не достигнуто. Российская сторона предлагает

ограничить реструктурируемую "негарантируемую коммерческую задолженность"

суммой в 4 млрд дол. (против числящихся в этой категории 7 млрд) и оформить

ее особыми векселями со схемой погашения аналогично условиям Лондонского

клуба. Кредиторов такой вариант, естественно, мало устраивает, и, прежде

всего, требование о столь длительной рассрочке, которая, может быть, еще

терпима для банков, но совершенно неприемлема для промышленных и торговых

фирм, особенно малых и средних. Тем не менее решение так или иначе должно

быть найдено, ибо без этого западные фирмы никаких коммерческих кредитов

российским предпринимателям предоставлять не будут.

1.2.3. Проблема возврата советских кредитов

Отказ от прежней практики политических кредитов и тяжелое

экономическое положение сводят до минимума операции России как

международного кредитора. Подавляющая часть причитающихся ей долгов -

советского происхождения, что, учитывая круг большинства должников

(экономически отсталые страны) и преобладающий характер кредитов (льготные

поставки товаров, в том числе продукции военно-стратегического назначения),

ставят под сомнение возможность их реального возврата. Во многих случаях

кредитный аспект поставок с самого начала был формальным - должники не

собирались погашать, а кредитор взыскивать эти долги. В то же время в связи

с распадом Советского Союза и разногласиями по поводу его заграничных

активов многие страны-должники вообще подвергают сомнению право России

требовать от них возврата кредитов, полученных от СССР.

В итоге страны-должники заняли по отношению к России по существу такую

же позицию, что и российская сторона по отношению к западным кредиторам: в

большинстве случаев они перестали выполнять обязательства по советским

кредитам. Можно подсчитать, что за четырехлетний период 1992-1995 гг. общая

сумма графиковых выплат основного долга и начисленных процентов по кредитам

Советского Союза загранице должна была бы составить почти 55 млрд дол. На

самом деле Россия получила от этих стран чуть более 8 млрд, т. е. Всего

лишь 15%.

Кредиты бывшего СССР развивающимся странам никогда не будут погашены

целиком - это обстоятельство очевидное и не вызывающее сомнений. В то же

время, если судить по опыту некоторых государств, международная финансовая

практика располагает способами, которые позволяют вернуть по крайней мере

часть средств, замороженных в неликвидных долгах. Среди практикуемых

методов наиболее часто упоминаются: переуступка - разумеется, со скидкой -

части долгов специализированным фирмам и банкам из третьих стран. Последние

затем самостоятельно регулируют отношения со странами- должниками. Скидки,

как показывает практика, бывают очень значительными (от 50 до 90%), но в

данном случае кредитор предпочитает полнить хоть что-то, чем не получить

ничего; уплата должником части долга в виде отступного в обмен на отказ от

дальнейших претензий на всю сумму причитающейся задолженности. Этот способ

чаше всего практикуется при урегулировании межправительственных кредитов;

погашение задолженности полностью или частично местной валютой, которая

затем по усмотрению кредитора используется внутри страны для организации

производства с последующей покупкой части производимой продукции, для

приобретения недвижимости, для вложений в ценные бумаги и пр. Подобные

операции достаточно широко применяются, например, для взыскания

задолженности в ряде стран Латинской Америки.

Имеются и другие варианты решения проблемы, однако Россия в ее

нынешнем состоянии не располагает действенными рычагами экономического или

политического влияния, чтобы воспользоваться тем или иным способом

получения средств от неисправных должников. Поэтому ее усилия в этой сфере

сосредоточены, прежде всего, на поисках путей присоединения к Парижскому

клубу кредиторов, чтобы уже в компании западных держав добиваться

урегулирования долгов, причитающихся в ее пользу. Но Россию в этот клуб

кредиторов пока не приняли, и единственной конкретной акцией по такому

урегулированию можно считать недавнюю договоренность по поводу долгов

Никарагуа. Числящаяся за ней задолженность в 2.2 млрд инвалютных рублей

была пересчитана по официальному курсу Госбанка СССР (0.64 руб. = 1 дол.),

а с полученной суммы в 3,44 млрд дол. было списано 90%. Реструктурированный

таким образом новый никарагуанский долг России в размере 344 млн дол. Будет

погашаться свободно конвертируемой валютой в течение 15 лет, т. е. в

среднем по 23 млн дол. ежегодно.

1.2.4. Некоторые оценки и выводы

Договоренности с Парижским и Лондонским клубами снимают остроту

проблемы внешнего долга и означают для России определенный успех в том

смысле, что избавляет ее от репутации международного банкрота. Но этот

успех вряд ли стоит переоценивать, ибо ранг надежного заемщика названными

акциями автоматически не обеспечивается. Полученный Россией от некоторых

агентств кредитный рейтинг, о котором так много говорят как о пропуске на

международный рынок капиталов, на самом деле весьма невысок. Россия,

поставленная этим рейтингом в один ряд с Польшей и Мексикой, располагается

ближе к концу, нежели к началу соответствующего реестра стран-заемщиков.

Безусловно, России теперь будет несколько легче привлекать кредиты из-

за рубежа, в которых она остро нуждается и еще долго будет нуждаться.

Однако западные страны, рассчитавшие условия погашения старых долгов таким

образом, чтобы не помешать выполнению обязательств по новым кредитам, будут

пристально следить за поведением России на международных рынках, оказывая

существенное влияние на размеры и каналы заимствований, если не полностью

их определяя. Тем более что главными источниками новых кредитов будут

средства официальных кредиторов и международных валютно-финансовых

организаций, поскольку банковские и фирменные кредиты российским заемщикам

не предоставляются и вряд ли будут предоставляться в ближайшем будущем, по

крайней мере, до урегулирования коммерческой задолженности.

Следует подчеркнуть, что новые заимствования России за рубежом мало

что дают непосредственно российской экономике, ибо значительная их часть,

если не целиком, уходит на платежи по той же самой внешней задолженности. В

1994 г. Россия привлекла из западных страны кредиты на сумму 4,2 млрд дол.,

а выплатила по внешним долгам 4,6 млрд дол. В 1995 г. соответствующие цифры

составили 8,3 и 6,7 млрд дол. Пока неизвестно, сколько точно кредитов

полнила Россия в 1996 г. и получит в текущем году. Но расходы по внешнему

долгу в 1996 г. наверняка превысили 7 млрд, а на 1997 г. планируются в

размере 9 млрд дол. Между тем сумма российского долга загранице продолжает

расти, а рассчитываться по нему в конце концов придется иным властям и

другим поколениям.

Что же касается взыскания долгов с российских должников, то

приоритетное направление на присоединение к Парижскому клубу кредиторов не

обещает однозначных результатов, даже если просьба России будет

удовлетворена. Дело в том, что члены этого объединения, убедившись в

бесперспективности истребования долгов от развивающихся стран, обсуждают

возможности одномоментно решить эту проблему путем списания (прощения) 80%

их внешней задолженности с представлением рассрочки на выплату остающихся

сумм. Реструктуризация по такой схеме, разумеется, имела бы для России

определенный финансовый эффект: где-то до 1,5 млрд дол. В год при 15-летней

рассрочке. Но тогда бы она утратила возможность использования иных

вариантов урегулирования задолженности, которые при умелом подходе могли бы

обеспечить более благоприятные результаты, по крайней мере, в отношениях с

некоторыми из должников.

Важность разработки и практического применения таких альтернативных

вариантов возрастает в связи с тем, что рано или поздно придется

договариваться о погашении обязательств со стороны новой категории

должников - партнеров России по СНГ. Сумма задолженности этих стран в

пользу России в связи с систематическими неплатежами за поставку

энергоносителей растет из года в год, уже достигая, по некоторым оценкам,

10 млрд долларов.

Платежи по внешнему долгу России (в млрд руб.)

| |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |

|График погашения |16,7 |21,1 |20,2 |19,8 |

|Переносы и просрочки |14,1 |17,2 |15,6 |13,1 |

|Фактические выплаты |2,6 |3,9 |4,6 |6,7 |

Просрочки по советским кредитам (в млрд руб.)

| |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |

|График погашения |14,2 |13,0 |14,9 |12,4 |

|Переносы и просрочки |12,1 |11,5 |11,9 |10,8 |

|Фактические выплаты |2,1 |1,5 |3,0 |1,6 |

1.3 Выход долгов России на мировой финансовый рынок

1.3.1. Лондонский клуб

Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих

банков - сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-

за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно

обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб

занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками,

кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.

Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация

задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.

Первое заседание Лондонского клуба было созвано в 1976 г. в связи с

проблемами Заира. Всего в 1981-1983 гг. заключено 14 соглашений на 10 млрд

дол., последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса

1982 г. 47 соглашений на 130 млрд дол. В 1994-1996 гг. Лондонский клуб

осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии,

Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например Бразилии

и Габона). В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков

индустриально развитых стран мира. В составе кредиторов, связанных с

Внешэкономбанком 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом

(БКК), который является органом выработки общих принципов по урегулированию

задолженности ВЭБ перед коммерческим банками - кредиторами СССР.

Банки-члены БКК Лондонского клуба

Германия: Deutshe Bank AG (председатель БКК), Dresdner Bank, Kommerzbank

AG.

Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale.

США: Bank of America.

Великобритания: Midland Bank.

Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of

Japan (сопредседатель БКК.)

Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседатель БКК), Banque Nationale de Paris

SA.

Австрия: Creditanstalt-Bankverein

1.3.2. Вступление России в Лондонский клуб

Осенью 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс,

договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать

Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли

Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в

рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер. В ноябре 1995 г. во

Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены бКК Лондонского клуба

подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации

долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд дол., включая проценты

сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.

После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-

кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским

клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах

(сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории

клуба). По состоянию на 3 октября 1997 г. объем выверенной и подтвержденной

в официальных протоколах задолженности составил 21,9 млрд дол., или более

91% требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом вышла на финишную

прямую.

предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность

бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не

гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря

1991 г. Сумма основного долга составляет 24 млрд дол., процентные платежи -

8,3 млрд дол. Cумма долга будет разбита на две части. Основной долг

(Principal Loan) планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а

проценты по нему - в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes

(IAN). Их эмитентом будет выступать Внешэкономбанк, они будут

зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже. Предусмотрено обращение

этих облигаций как в России, так и за ее пределами (в Европейской

клиринговой системе Euroclear). Хотя эмитентом новых бумаг будет

Внешэкономбанк, они согласно постановлению правительства от 15 сентября

1997 г. будут приравнены по статусу к долговым обязательствам государства.

Новые финансовые инструменты могут оказаться весьма интересными как

для российских, так и иностранных банков. В начале мая 1997 г. котировка

Principal Loan составляла около 58%-60% номинала, в ноябре уже 76%. Таким

образом на стандартном лоте в 10 млн дол. промежуточный участник сделки мог

заработать 1,6 млн живых денег. Что касается неспекулятивного уровня

доходности новых бумаг, то они пока что проигрывают по привлекательности

ГКО и евробондам. Однако, если в 1998 г. уровень доходности достигнет 10-

12% годовых по рублевым госбумагам и 6-7% по валютным, новые бумаги

окажутся вполне привлекательными.

Внешэкономбанку предоставляется отсрочка в погашении долгов на 25 лет

с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь

проценты, причем по достаточно льготной ставке LIBOR + 13/16. Только часть

каждого платежа будет осуществлена деньгами, правда с течением времени эта

часть будет увеличиваться. Другая часть выплачивается процентными

облигациями. Агентом по обслуживанию основного долга стал Bank of America,

агентом по обслуживанию процентных облигаций - Chase Manhattan Bank,

агентом по завершению сделки и осуществлению первоначальных платежей по

Лондонскому клубу - Deutshe Bank. И здесь было бы к месту привести цитату

председателя ВЭБ СССР Андрея Костина: “Объем работы оказался колоссальным.

Выверка велась по двадцати семи тысячам различных позиций (документация по

каждой составляет увесистый фолиант). Одновременно наши расчеты

перепроверялись сотрудниками аудиторской фирмы Ernst and Young (таково было

требование кредиторов), которые порой трудились вместе с нами день и ночь

без праздников и выходных. Мы столкнулись, в частности, с проблемой

негативных балансов. К примеру, по кредиту объемом в сто миллионов долларов

мы получали заявок от кредиторов на возврат ста двадцати миллионов, то есть

на один и тот же долг приходится несколько претендентов. Бывали случаи,

когда, допустим, один из иностранных банков в свое время проводил

взаимозачет, используя депозит ВЭБа, размещенный в нем, для погашения

процентной задолженности по долгу. Затем основной долг этим банком

продавался. А новый владелец долга предъявлял ВЭБу требования на всю его

сумму, включая уже уплаченные проценты. В итоге ВЭБу удалось примерно на

миллиард долларов скостить размер долга за счет исключения повторных или не

подпадающих под Лондонский клуб требований, чем мы и гордимся”.

1.3.3. Точки зрения на вопрос о выплате долгов

Все мы прекрасно помним, что подписание соглашения с Лондонским клубом

с большой помпой преподали публике. Выступление первого вице-премьера

Анатолия Чубайса на пресс-конференции после события было преисполнено

пафоса. Он отметил, что зарубежные банкиры подтвердили, что считают

экономические и политические преобразования в России необратимыми, а также

выразили готовность работать с ней в долгосрочном плане. Само же соглашение

поднимет авторитет и репутацию страны. “По сути дела, - заявил Чубайс, -

распахнуты ворота в мир международных финансов, ресурсы которого могут быть

направлены на осуществление проектов российских предприятий. Это открытие

дверей для неолигархического капитализма в России”.

И все-таки, не умаляя значимости случившегося, хотелось бы

подчеркнуть, что даже после льготной реструктуризации долга Лондонскому

клубу кредиторов положение России с точки зрения обслуживания внешнего

долга остается непростым. По расчетам ведущего эксперта исследований и

прогнозирования ГУ ЦБ по Москве, если в течение ближайших лет внешние

заимствования будут составлять хотя бы немногим более 10 млрд дол. ежегодно

(как это ожидается согласно официальным документам), то к 2002 г. сумма

внешней задолженности России возрастет со 120 (на начало 1996 года) до 220

млрд дол. Расходы по погашению внешнего долга будут постепенно расти, и,

начиная с 1999 г., финансирование дефицита федерального бюджета за счет

внешних источников станет отрицательным, то есть вновь привлеченных внешних

займов уже не будет хватать для обслуживания старых долгов.

И снова итог подводит Андрей Костин: “В начале следующего столетия

Россия должна выйти на максимальные платежи по внешнему долгу (десять-

двенадцать млрд дол. в год). При условии нормального исполнения доходной

части бюджета эта задача посильна для государства. В любом случае Россия не

находится у той черты, за которой можно говорить о невозможности

обслуживания внешнего долга. Вместе с тем государству достаточно важно

понять, как в дальнейшем эффективнее заимствовать новые средства на внешнем

рынке. Заключение сделки по Лондонскому клубу, даже в большей степени,

нежели подписание соглашения с Парижским клубом, работает на повышение

рейтинга России и, соответственно, на понижение ставок новых заимствований.

Поэтому мы ожидаем улучшения условий выпуска российских еврооблигаций. За

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.