бесплатно рефераты
 

Внешний и внутренний долг России

Внешний и внутренний долг России

Иркутский Государственный Университет

Реферат на тему:

Государственный долг РФ

Выполнила :

Проверила :

Петрова О.А. Кузнецова Т.И.

группа 2321

Иркутск 1998

Оглавление

Введение....................................................................

...................…….. 2

1.Внешний долг

России......................................................................

. 4

1.1.Долги царской

России................................................................….

4

1.2.Внешние долги Современной

России........................................…. 5

1.2.1.Внешние кредиты: полученные и предоставленные.………… 5

1.2.2.Погашение долгов

Западу.........................................................… 8

1.2.3.Проблема возврата советских кредитов......................………..

12

1.2.4.Некоторые оценки и выводы ....................................………….

13

1.3.Выход долгов России на мировой финансовый рынок……….. 16

1.3.1.Лондонский

клуб...................................................................…..

16

1.3.2.Вступление России в Лондонский клуб...............................….

17

1.3.3.Точки зрения на вопрос о выплате долгов...........................….

19

2.Внутренний долг

России...............................................................…

21

2.1.Государственный долг и формы его покрытия...........................

21

2.2.Методы оценки доходности инструментов Государственного

долга.......................................................................

.........................…... 23

2.3.Виды государственных

бумаг..................................................….. 24

2.4.Программа внутренних заимствований Министерства финансов РФ на

1998год.....................................................................

...........…… 25

Литература..................................................................

......................….. 30

Введение

Одной из “детских болезней” российской экономики времен переходного

периода стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний.

Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны,

члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и

крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о

внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются

Соединенные Штаты. Поэтому, на мой взгляд не следует так уж драматически и

болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня

государственной задолженности как это делают некоторые особо ретивые

российские политики, обвиняя реформаторов в том, что они “продали Родину за

кредиты МВФ, выданных на проведение преступных реформ антинародного режима”

(справедливости ради полагаю необходимым отметить, что большая часть

внешнего долга России - это наследство СССР, а именно, бездарной

экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 гг. Ведь

именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса,

обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту и т.д. В первой

части реферата будут освещены проблема внешнего долга Царской России, как

пример дипломатической тактики правительства послереволюционной Советской

Республики, и в противоположность проблема внешнего долга и методы ее

решения в Современной России, вступление России в Лондонский клуб, мнение

правительства и экспертов на это событие, механизм уплаты по долговым

обязательствам нашей страны после их реструктуризации. Во второй -

рассмотрены виды инструментов внутреннего Государственного долга, методы

подсчета их доходности, формы уплаты по долговым обязательствам, приведено

краткое резюме по программе внутренних заимствований Министерства финансов

РФ на 1998 год

1. Внешний долг России

1.1. Долги царской России

В период 1905-1914 гг. правительство царской России не раз прибегала к

кредиту у США, Японии и государств Европы всвязи с обострившейся

политической ситуацией внутри страны. Требовались большие суммы денег на

финансирование армии и для поддержание экономической стабильности в стране.

По материалам федерального архива Швейцарии общая сумма русского долга, не

считая эмиссии гарантированных государством облигаций, выпущенных во время

войны 1914 года и размещенных исключительно внутри страны выглядела

следующим образом.

|Довоенный долг |Рубли |

|Государственный долг |8.691.500.000 |

|Долг, гарантированный |4.283.000.000 |

|государством | |

|Внутренний долгосрочный долг |13.460.000.000 |

|Внутренний краткосрочный долг |3.000.000.000 |

|Внешний долг |7.680.459.833 |

Внешние военные долги

|Великобритания |568.200.000 |фунтов стерлингов |

|Франция |3.950.000.000 |франков |

|США |282.136.011 |долларов |

|Япония |255.000.000 |иен |

|Италия |36.123.836 |лир |

После Октябрьской революции в мае 1922 г. делегация России представила

в Женеве целый пакетов проектов и предложений, относительно необходимых

России кредитов и займов в обмен на реальные гарантии в совокупности с

целым рядом юридических гарантий, уже зафиксированных в законодательстве

Советской России, призванных обеспечить иностранным гражданам, желающим

привнести в Россию свои технические знания, а также свои капиталы, уважение

по отношению к их имущественным правам, их праву на получение прибыли на

своих предприятиях. Усилия делегации поставить этот вопрос перед комитетом

экспертов, анализирующих русский вопрос, натолкнулись на непреодолимую

оппозицию. Комитет экспертов выставил требованием обязательство России по

выплате государственных долгов, а также частных финансовых требований. На

что делегация России выступила с речью:

...Делегация России призвана напомнить о правовом принципе, согласно

которому революции, являющиеся неистовым разрывом с прошлым, приносят с

собой новые юридические отношения в сфере внешней политики. Революция не

обязана относиться с уважением к обстоятельствам свергнутых правительств.

С другой стороны, правительства стран победителей как во время войны, так и

в особенности в периоды заключения мира не испытывали колебаний в

отношении того, чтобы завладеть имуществом граждан побежденных государств,

находящимся как на их территории, так даже и на территории иностранных

государств.

....Таким образом, Россия не может брать на себя какие-либо

обязательства по отношению к иностранным державам и их подданным за отказ

по выплате публичных долгов, а также национализацию частного имущества и

возмещение убытков за нанесенный ущерб во время войны.

Хочется отметить, что Современная Россия пользуется более

цивилизованными методами в общении с другими странами. Об этом и пойдет

речь далее.

2. Внешние долги Современной России

1.2.1. Внешние кредиты: полученные и предоставленные

Внешние долги России - в преобладающей части наследие бывшего

Советского Союза. На международной кредитной арене СССР выступал

одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и

неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане.

Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты

импорта дефицитных товаров и услуг из стран Запада (оборудование,

технологии, продовольствие) Советский Союз постоянно прибегал к

заимствованиям в этих странах. Основная особенность западных кредитов: они

привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем

исключительно в денежной форме - в свободно конвертируемой валюте, которую

можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет

новых кредитов.

В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты многим

зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран), исходя,

главным образом, из политических привязанностей и военно-стратегических

соображений. Важнейшая особенность советских кредитов загранице: они

предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования, топлива, большого

количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10 - 15 лет из 2,5 -

4% годовых) с погашением в большинстве случаев тоже в товарной форме

продукцией местного производства. Таким образом, названные сферы

функционирования Советского Союза как международного должника и

международного кредитора были жестко разделены, из-за чего результаты

предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не

могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным

кредитам.

Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией от СССР,

возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние годы.

За период 1985 - 1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам

возросла почти в три раза - с 22,5 до 65,3 млрд дол.

Рост задолженности Западу продолжился и при российских властях: за

счет начисления процентов по советским долгам, которые фактически перестали

погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных валютно-

финансовых организаций. В настоящее время внешний долг России западным

кредиторам приближается к 95 млрд. дол. Наряду с Мексикой и Бразилией

Россия входит теперь в тройку крупнейших мировых должников.

Круг западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около

600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд,

Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции

и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии

(крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и

самая большая - задолженность перед так называемыми официальными

кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран,

предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств

или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование

задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба -

особого координирующего органа, в который входят официальные представители

основных стран международных кредиторов.

Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками

западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий.

Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским

клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью

группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по

фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг,

четвертую группу - долги международным валютно-финансовым организациям

(МВФ, МБРР, ЕБРР).

Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед

кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она

взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ -

Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным

российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования

средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта

задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается

конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем

не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял

около 8 млрд. дол., после проведенных погашений он несколько уменьшился.

С учетом всех перечисленных видов задолженности суммарная величина

внешнего долга России составляет около 130 млрд дол. Об этом

свидетельствуют следующие оценки, относящиеся к началу 1996 г.

Внешние долги России (млрд дол.)

| |Долги СССР |Долги России|Общий долг |

|Западные кредиторы |82,3 |11,3 |93,6 |

|Официальные кредиторы |42,3 |5,9 |48,2 |

|Прочие кредиторы - банки и |40,0 |- |40,0 |

|фирмы | | | |

|МВФ, МБРР, ЕБРР |- |5,4 |5,4 |

|Бывшие страны СЭВ |28,0 |- |28,0 |

|Валютный долг Внешэкономбанка|7,6 |- |7,6 |

|Общая сумма долга |117,9 |11,3 |129,2 |

В свою очередь, еще более значительной величиной измеряется сумма

долгов других стран, причитавшихся ранее СССР, а теперь перешедших к

России. По имеющимся оценкам, она составляет 89,3 млрд прежних инвалютных

рублей, или почти 149 млрд дол. при пересчете в свободно конвертируемую

валюту. Однако эти долги приходятся на страны с очень низкой

платежеспособностью, и шансы на их погашение или получение взамен какого-

либо эквивалента чрезвычайно сомнительны.

Основная часть этого долга - свыше 80% - приходится на 17 стран из

числа развивающихся (Куба, Монголия, Вьетнам, Афганистан, Эфиопия, Ангола,

Никарагуа, КНДР, Камбоджа, Лаос, Йемен, Сирия, Египет, Индия, Алжир, Ливия,

Ирак), из которых только одна Куба должна около 28 млрд дол. Остальная

задолженность (от 25 до 30 млрд дол.) числится за так наываемыми наименее

развитыми странами мира, которые за весь период кредитных взаимоотношений с

Советским Союзом практически не производили платежей по своим

обязательствам, получая постоянные отсрочки

1.2.2. Погашение долгов Западу

Для Советского Союза вплоть до последних перестроечных лет никакой

проблемы погашения задолженности перед зарубежными кредиторами не

существовало. Выполнение обязательств по международным займам всегда

относилось к числу важнейших государственных приоритетов: необходимые суммы

и обязательном порядке включались и валютный план и подлежали безусловной

выплате. Благодаря такому порядку СССР пользовался репутацией образцового

заемщика и располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного

рынка. Осложнения начались весной 1990 г. (при правительстве Рыжкова),

когда из-за перенапряженности платежного баланса ряд советских

внешнеторговых организаций, допустивших просрочку платежей, получили

указание официальных властей вести переговоры об их переносе и отсрочке.

Дальнейшее развитие валютного кризиса завершилось в конце 1991 г.

фактическим банкротством: были не только приостановлены выплаты зарубежным

кредиторам, но и заблокированы средства на валютных счетах отечественных

владельцев.

Таким образом, Россия и другие государства - бывшие республики СССР

вышли на мировую валютно-кредитную арену в положении международных

банкротов, лишившихся доверия со стороны зарубежных обладателей кредитных

ресурсов. В международных валютно-финансовых организациях такие государства

деликатно именуются странами ТОД ("с трудностями в обслуживании долгов"), -

помимо России в мире насчитывается еще около 60 стран ТОД.

Несостоятельность России по выполнению международных финансовых

обязательств усугубилась рядом дополнительных осложняющих моментов. Во-

первых, новым государствам, возникшим на территории бывшего Советского

Союза, не удалось удовлетворительно договориться между собой о разделе его

внешних активов и пассивов. Поэтому России, на долю которой формально

приходится 61% долгов Западу, фактически .приходится отвечать за всю сумму

советских долговых обязательств, тогда как другие участники не платят по

внешним долгам ничего. Во-вторых, унаследованные Россией долги имели крайне

неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из среднесрочных

и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-

1995 гг. В-третьих, благодаря децентрализации внешнеэкономических связей

главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились

между негосударственными структурами, тогда как ответственность должника по-

прежнему сохранялась за центральной властью.

Тем не менее России пришлось включиться в процесс так называемой

"реструктуризации долга", т. е. урегулирования и официального

переоформления кредитов, полученных Советским Союзом на западных рынках, -

прямой отказ от их возврата или неплатежи явочным порядком грозили полной

изоляцией от любого из международных кредитных источников. Что же касается

западных кредиторов, то все рычаги и управления процессом были на их

стороне, а это открывало возможность превратить "реструктуризацию" в еще

один канал влияния на Россию.

В ходе соответствующих переговоров, которые идут уже четыре года и

пока еще не закончены, российской стороне хотелось добиться списания хотя

бы некоторой части задолженности. Однако западные страны на прощение долга

не пошли и согласились лишь с вариантом отсрочки погашения, хотя и довольно

длительной. Не исключено, что эта льгота по срокам связана с тем, что

неплатежи России по кредитным обязательствам СССР фактически компенсируются

широкой утечкой валюты за рубеж по негосударственным каналам. Таким путем

валютные средства все равно возвращаются в коммерческие банки западных

стран, но только в другой форме.

Более других продвинулось урегулирование задолженности официальным

кредиторам, объединенным в Парижском клубе. После частичных временных

отсрочек, оформленных в 1993-1994 гг., в апреле 1996 г. было заключено

генеральное соглашение относительно погашения кредитов, предоставленных

бывшему Советскому Союзу коммерческими банками из 19 западных стран под

государственные гарантии или с государственной страховой зашитой. Главные

условия соглашения: сумма рестуктурируемого долга - около 38 млрд дол.;

общий срок погашения - 25 лет (до 2020 г.); предусматривается 6-летний

льготный период, когда погашению подлежат только начисленные проценты. На

основании этих общих положений с каждой страной, представленной в Парижском

клубе, заключаются специальные двусторонние межправительственные

соглашения, где должны фиксироваться конкретные . суммы задолженности и

сроки ее погашения.

Примерно на таких же условиях предполагалось произвести

реструктуризацию долгов банкам - участникам Лондонского клуба, чьи кредиты

не находятся под защитой государственных гарантий или страхования.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.