бесплатно рефераты
 

Создание и функционирование лизинговой компании

услуг), и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при

налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5

августа 1992 года №552, кроме подп. «т» п. 2 этого Положения.

При применении подп. «т» п.2 Положения в части отнесения платежей по

кредитам сверх учетных ставок, установленных Центральным банком РФ, следует

руководствоваться постановлением Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 года

№ 3257-I «О внесении изменений в постановление Верховного Совета Российской

Федерации по вопросам налогообложения», согласно которому платежи по

процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки, установленной

Центральным банком РФ, увеличенной на три пункта, относятся на

себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий. То есть расходы по

оплате процентов, превышающих указанный предел, не относятся на затраты

постоянного представительства.

При определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль

отделениями иностранных банков и других кредитных учреждений следует

руководствоваться Положением об особенностях определения налогооблагаемой

базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными

учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994

года № 490 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты

налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями».

Также, при определении облагаемой прибыли следует учитывать следующие

особенности:

- налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного

юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в

Российской Федерации;

- иностранные юридические лица, получающие доходы не в денежной, а в

натуральной форме (в виде продукции или имущества), уплачивают налог

на прибыль исходя их рыночных цен на такую же или аналогичную

продукцию или имущество, действующих на момент получения дохода.

Прибыль иностранного юридического лица в связи с деятельностью в

Российской федерации рассчитывается прямым методом.

В случае, если не представляется возможным прямо определить прибыль,

полученную иностранным юридическим лицом в связи с деятельностью в

Российской Федерации, налоговый орган рассчитывает прибыль условно, на

основании дохода иностранного юридического лица, полученного в связи с

такой деятельностью.

При условном методе расчета прибыли иностранных юридических лиц расчет

производится исходя из нормы рентабельности 25 процентов.

Для страховщиков и банкиров, участвующих в лизинговых операциях,

важным представляется то, что доходы и расходы по страховой и банковской

деятельности, по посредническим операциям и сделкам для целей исчисления

налога на прибыль иностранного юридического лица учитываются отдельно в

случае установления органами государственной власти субъектов Российской

Федерации по этим видам деятельности ставки налога, отличной от ставки

налога на прибыль по другим видам деятельности.

Прибыль иностранных юридических лиц от страховой и банковской

деятельности, а также от посреднических операций и сделок облагается по

ставкам, установленным органами государственной власти субъектов Российской

Федерации по этим видам деятельности.

При применении второй схемы иностранное юридическое лицо может

столкнутся с проблемой того же свойства как и ведении бизнеса без

постоянного представительства. Здесь источником проблем также может явится

также лицензионное законодательство. Налоговый инспектор может расценить

наличие лицензии на проведение лизинговых операций в России как предпосылку

к необходимости платить российские налоги, в частности налог на прибыль,

налог на пользователей автодорог, а также местные налоги, исчисляемые с

суммы реализации.

Кроме того, в связи с тем, что российское законодательство,

определяющее понятие постоянного представительства, недостаточно

проработано, существует риск обнаружения такого представительства, даже

если деятельность иностранного юридического лица по извлечению дохода на

территории Российской Федерации носит не постоянный, а периодический

характер.

2.2 Налог на добавленную стоимость

НДС касается только лизинговой компании, а именно лизинговых платежей.

И хотя в законодательстве довольно ясно изложен порядок уплаты НДС и его

уменьшение представляется маловероятным, тем не менее он представляет

некоторые скрытые трудности как лизингодателей так и для

лизингополучателей. Так неправильное понимание роли НДС в лизинговых

операциям может привести к появлению потерь.

Например в связи с начислением на лизинговые платежи НДС существует

мнение, что он значительно увеличивает стоимость лизинга и лизинг

становиться недоступен потенциальному пользователю. При этом основными

доводами являются то, что НДС на стоимость имущества начисляется дважды:

один раз – при покупке имущества и второй раз в составе лизинговых

платежей. Из этого следует, что по лизинговым операциям в отличие от

кредитного договора НДС начисляется на проценты за банковский кредит,

взятый лизингодателем для покупки лизингового имущества.

Однако возрастание лизинговых платежей происходит только в абсолютном

выражении и как это не странно без начисления НДС и с НДС финансовые

результаты для участников лизинговой сделки будут практически одинаковыми.

Хотя и здесь существуют исключения и есть незначительные частные случаи

когда НДС будет увеличивать стоимость лизинга для лизингополучателя.

Такое ошибочное мнение существует потому, что этот вопрос

рассматривается статически то есть сравниваются непосредственно лизинговые

платежи с НДС и без него. В действительности как лизингополучатель так и

лизингодатель при расчетах с бюджетом суммы НДС, подлежащие уплате в

бюджет, уменьшат на суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров и услуг,

относимых на издержки производства.[13] Следовательно те суммы НДС которые

лизингополучатель переплатил лизингодателю в составе лизинговых платежей,

уменьшат его собственные платежи в бюджет по НДС. Фактически суммы

погашаются и тем самым двойное обложение НДС стоимости лизингового

имущества не существует.

Следовательно при сравнении лизинга с кредитом лизинг не окажется

дороже из-за НДС. Хотя на проценты по банковским кредитам НДС не

начисляется, а на проценты банка в составе лизинговых платежей начисляется,

но лизингополучатель сможет уменьшит свой НДС подлежащий уплате в бюджет и

следовательно финансовый результат будет для него почти неизменным.

Определенные трудности здесь возникают, когда лизингополучатель имеет

льготы по НДС. Имеются ввиду случаи, когда освобождены от НДС лизинговые

платежи или продукция, выпускаемая пользователем на этом оборудовании.

Здесь перед лизингополучателем сразу возникает проблема, кто будет ему

возмещать НДС, уплаченный при приобретении лизингового имущества. И эта

проблема будет стоять особенно остро, если компания занимается на 100 %

лизинговой деятельностью.

Формально, согласно пункту 21 Инструкции ГНС № 39, возникающая

отрицательная разница засчитывается в счет предстоящих платежей или

возмещается из бюджета за счет общих платежей налогов налоговыми

инспекциями на основании представленных расчетов и по письменному заявлению

налогоплательщика в десятидневный срок со дня получения расчета за

соответствующий отчетный период.

Вероятнее всего налоговая инспекция предложит вариант зачета в счет

будущих платежей, что для компании не совсем выгодно, так как “сегодняшние”

деньги дороже, чем “завтрашние”. В случае с полным отсутствием входных

поступлений НДС, такой вариант просто исключен. Кроме этого, если у

лизинговой компании будет недостаточно платежей по другим налогам для

взаимозачета возникшей отрицательной разности по НДС, остается единственный

путь – возмещение НДС непосредственно из бюджета. Учитывая тяжелое

положение с доходной частью бюджета, у лизинговой компании могут возникнуть

трудности по возмещению НДС, уплаченного при приобретении лизингового

имущества.

В аналогичной ситуации оказываются предприятия, которые выпускают на

оборудовании взятом в лизинг продукцию на экспорт. В связи с тем, что

экспортная продукция освобождена от уплаты НДС, перед предприятием очень

часто возникает проблема возмещения НДС по приобретенным материальным

ресурсам (работам, услугам). Как известно, согласно последнему абзацу

пункта 21 Инструкции ГСН № 39 при экспорте организациями (предприятиями)

товаров (работ, услуг) сумма налога на добавленную стоимость, фактически

уплаченные поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные

ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, засчитываются в предстоящих

платежей налогов или возмещаются за счет средств федерального бюджета на

основании представленных в налоговый орган в обязательном порядке

документов, подтверждающих факт поступления средств на счет российского

экспортера от иностранного покупателя (по товарам), а также иностранного

или российского покупателя (по работам, услугам).

Однако в самом незавидном положении оказываются предприятия –

лизингополучатели, продукция (товары, услуги) которых освобождены от уплаты

НДС (или входящего потока НДС недостаточно), так как НДС, уплаченный в

составе лизинговых платежей не возмещается, а относится на себестоимость

продукции.

Еще больше проблем создает НДС для международного лизинга приводя к

значительному его удорожанию и препятствует развитию международного лизинга

в России. Так в соответствии с нынешним законодательством уплата НДС при

импорте приводит к выплате дополнительных, не возмещаемых 20 процентов

импортирующей стороной при сравнении с лизингом или покупкой оборудования у

российской компании. В соответствии с приказом № 105 от 25 сентября 1995

Министерства Финансов данные суммы должны учитываться на балансе

лизингодателя. Например, для зарубежного лизингодателя это может привести к

тому, что он не сможет возместить выплаченный НДС за ввезенное в Россию

оборудование, так как у него может не оказаться собственных доходов,

подлежащих обложению НДС. Для зарубежной лизинговой компании может

оказаться практически невозможно получение возмещения по уплаченному НДС.

Выходом в данной ситуации может быть оплата НДС при импорте оборудования

российским лизингополучателем, так как последний сможет зачесть позже

выплаченные суммы НДС. Данная схема была упомянута в неофициальном письме

Министерства Финансов выпущенного в марте 1997 года, для возмещения НДС

при международном лизинге автомобилей и грузовиков. Но следует отметить,

что данная схема не распространена на практике.

Кроме того, в связи с новой инструкцией выпущенной 17 февраля 1997

года лизинговое имущество при международных лизинговых сделках может

находится на балансе лизингополучателя. А в этом случае НДС на импорт и

импортные пошлины станут его дополнительными затратами. Однако если в ходе

операции по международному финансовому лизингу стороны договорились о том,

что имущество будет находится на балансе лизингодателя, российский

лизингополучатель не сможет начислять амортизацию и уменьшать на ее сумму

налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Несмотря на более гибкое, как правило, налоговое законодательство

зарубежных стран в отношении учета сумм накопленной амортизации субъектами

лизинга данное положение российского законодательства может иметь

существенное значение при расчете стоимости проекта. Если, например, по

налоговому законодательству страны-лизингодателя льгота по накопленной

амортизации предоставляется лишь предприятию, на балансе которого находятся

арендованные средства, а бухгалтерские стандарты предусматривают учет

средств, переданных в финансовую аренду, на балансе арендатора.

В данной ситуации можно воспользоваться предоставляемой законом о

малых предприятиях льготе по уплате НДС. Однако законом не определена

ситуация для акционерного общества доля инвестиций в уставной капитал

которого более чем 25 процентов и которое в соответствии с вышеупомянутым

законом может воспользоваться данной льготой.

Также проблема НДС при международных лизинговых сделках затронута в

письме Госналогслужбы от 30 июля, 1996 года № ВГ-6-06/525 в соответствии с

которым российский лизингополучатель может зачесть выплачиваемый

лизингодателю НДС на лизинговые платежи.

В 1997 году были отменены льготы по НДС на некоторые виды

технологического оборудования импортируемого в Россию, что соответственно

создало более благоприятные условия для компаний резидентов занимающихся

лизингом подобного оборудования.

2.3 Таможенные сборы и пошлины

Среди законодательных актов касающихся международного лизинга

таможенное законодательство является одним из определяющих. В главе 11

Таможенного Кодекса установлены основные правила касающиеся «временного

импорта» в Россию на период до двух лет. При этом оплата производиться

ежемесячно в размере 3 процентов от общей суммы подлежащей оплате по общим

правилам. При этом на остаток по задолженности взимается процент, который в

последнее время составил более 20 процентов годовых. Также данный период,

для которого применяется отсрочка оплаты таможенных пошлин, может быть

продлен еще на один год при определенных обстоятельствах. После этого

предполагается, что оборудование будет реэкспортировано из России.

Однако на практике, компании, которые заключают договор лизинга по

поставке оборудования в Россию и использующих данную схему оплаты

таможенных пошлин признают, что получаемые выгоды не сравнимы с проблемами,

решением которых приходится заниматься и потенциальным риском. Из этого

можно сделать вывод, что более выгодно будет оплатить все виды таможенных

пошлин и сборов при поставке лизингового оборудования в Россию и включить

их в стоимость лизинга.

При применении данной схемы оплаты при временном ввозе оборудования

могут возникнуть следующие проблемы:

1) Изменяющаяся процентная ставка по оставшейся задолженности по таможенным

платежам может сделать применение данной схемы экономически невыгодной.

2) Реэкспорт лизингового оборудования из России, как правило, приводит к

появлению многочисленных проблем и возникновению значительных затрат. В

случае же заключения лизингового контракта, по которому не

предполагается, что оборудование покинет пределы России (как

противоположность оперативному лизингу) данная схема с отсрочкой оплаты

таможенных пошлин становится не жизнеспособной. Так как предполагается,

что оборудование должно пересечь границу не один раз.

3) Если же все-таки лизингодатель выбрал данную схему, то оплата

ежемесячных таможенных пошлин возлагается на лизингополучателя, который

назначается агентом лизингодателя. Или же лизингодатель должен иметь

своих представителей в России отвечающих за платежи. Можно привести

пример когда грузовики, поставленные по договору лизинга в Россию, были

задержаны таможней за несвоевременную уплату таможенных платежей

лизингополучателем. И это несмотря на то, что в договоре было определено,

что данные виды платежей должны производиться лизингополучателем.

Лизингодатель же узнал о существующей проблеме только тогда, когда

таможней был наложен значительный штраф. По российскому законодательству,

если имущество было задержано на таможне, даже если это произошло не по

вине лизингодателя, таможней будет наложен штраф и с него будет взыскана

стоимость хранения имущества на таможенных складах.

4) Процесс пролонгирования положения временного импорта является

неопределенным и потребует значительных затрат времени и усилий. В случае

же когда данное пролонгирование не согласовано своевременно, то на

лизингодателю будет наложен значительный штраф.

5) Если же имущество, временно ввезенное в Россию по договору лизинга, не

было во время реэкспортировано за рубеж, то на него может быть наложен

арест, так как по закону данное оборудование нелегально находится на

территории РФ.

6) Если же по договору лизинга в Россию поставляются автомобили или другие

транспортные средства, то во время вступления в действие схемы временного

импорта таможня потребует внесения залога в сумме отсроченного платежа,

то есть разницы между суммой выплачиваемой при импорте этого оборудования

и уже уплаченной суммой. Данная сумма должна быть возвращена при

реэкспорте имущества и при этом по ней не будут выплачиваться никакие

проценты. Как известно, положение с бюджетом может привести к тому, что

данные суммы не будут возвращены во время.

2.4 Налог на приобретение автотранспорта

Как правило этот налог не играет значительной роли для большинства

организаций. Однако для лизинговых компаний этот вид налога имеет очень

важное значение так как он приводит к значительному удорожанию лизинга для

лизингополучателя по сравнению с покупкой или кредитом. Выясняется, что он

уплачивается дважды: лизингодателем при покупке транспортного средства и

лизингополучателем при получении его в лизинг.[14] Под лизингом, для уплаты

налога на транспортные средства, понимается передача автотранспортных

средств во временное пользование на срок свыше 6 месяцев или обычный

договор краткосрочной аренды.

По существующему законодательству налог на приобретение автотранспорта

по грузовым автомобилям, пикапам и легковым фургонам, автобусам,

специальным и легковым автомобилям составляет 20 %.

2.5 Налог на имущество

Налог на имущество до 2 % платить юридическим лицом или до 0,1 %

гражданином на чьем балансе находится имущество передаваемое по договору

лизинга.

2.6 Налог на пользователей автомобильных дорог

Налог на пользователей автомобильных дорог определяется в процентах от

величины лизингового платежа без НДС с отнесением уплаченных сумм на

издержки производства и обращения.

2.7 Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-

культурной сферы

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы рассчитывается в процентах от величины лизингового платежа без НДС с

отнесением уплаченных сумм на финансовый результат.

2.8 Налоговые льготы

На данный момент можно констатировать, что уже успела сложится

определенная практика установления различных видов льгот для участников

лизинговых сделок по сравнению с другими видами предпринимательской

деятельности. Как правило, предоставляемые льготы касаются освобождения

(полного или частичного) лизингодателем, лизингополучателей, кредиторов

лизинговых операций от налогообложения (прибыли, НДС, других налогов и

сборов); таможенных платежей (налогов, сборов) при импортных, а в

перспективе и экспортных поставках, сдаваемого в лизинг оборудования,

техники; применения выгодного для сторон механизма амортизации и учета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.