бесплатно рефераты
 

Рынок ОВГЗ и роль НБУ

выпускаемых облигаций сберегательного займа оставалось в руках граждан

Украины, у Минфина теоретически есть шанс расширить круг потенциальных

кредиторов. Вопрос в том, насколько население готово доверять

правительству. В России, например, только 1% от объема торгуемых бумаг

приходится на физические лица, а на облигации и того меньше.

В то же время такая политика министерства сможет себя оправдать лишь в

случае гарантированной де-факто защиты от девальвации, то есть доходность

по этим бумагам должна компенсировать понижение курса гривни. Но Минфин

намерен привлекать средства населения на длительные сроки и по минимальной

ставке доходности. Ранее облигации сберзайма продавались населению, мягко

говоря, по скромной ставке доходности — 34% годовых на срок два года,

поэтому и удалось привлечь всего 150 млн. грн. Причем коммерческие банки,

участвовавшие в продаже облигаций физическими лицам, практически не

получили дохода от этих операций. Так что полагаться на население все-таки

наивно, даже несмотря на то, что со своей стороны Министерство финансов

весьма аккуратно обслуживает выплаты по ОВГСЗ.

В данной ситуации целесообразно попытаться организовать на рынке

институт маркет-мейкеров. То есть министерство определяет круг

уполномоченных банков, которые выкупают 20—25% облигаций на первичном

аукционе и в дальнейшем реализуют их на вторичном рынке. При этом банки

должны постоянно поддерживать котировки бумаг на определенном уровне. Такое

предложение достаточно привлекательно для банкиров, поскольку у них

появляется возможность приобретения облигаций на первичном рынке на более

выгодных условиях — по ставке доходности на 5% выше, чем котируются ОВГЗ на

вторичном рынке. Правда, окончательно условия размещения облигаций еще не

определены. Однако и без того понятно, что срок погашения этих бумаг не

должен превышать одного года, тогда как министерство финансов снова-таки

заинтересован в реализации более долгосрочных обязательств, поэтому без

компромисса здесь не обойтись.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая мое исследование, я могу утверждать, что украинские ОВГЗ,

несмотря на решающую роль государственных облигаций на американском и

европейском финансовых рынках, только на бумаге могут называться

“универсальными и безрисковыми”, а их рынок в Украине еще слабый и

несамостоятельный. Несамостоятельный он потому, что государство, заботясь о

собственном бюджете, фактически дискредитирует доверие к нему инвесторов, а

нерыночные ставки доходности первичного рынка окончательно отпугивают

потенциальных инвесторов.

Итак, облигации внутреннего государственного займа хотя и играют

важную роль в экономике Украины и выполняют много экономических функций, но

еще далеки от тех ценных бумаг, которые эмитируют правительства развитых

стран. Первичный рынок ОВГЗ пока что страдает от чрезмерной

урегулированности, в то время как объемы купли-продажи государственных

облигаций на вторичном оставляют желать лучшего.

Государственные облигации, как мощный инструмент долгового

финансирования, еще не в полную меру стали неотъемлемой частью

инвестиционного поля Украины. Имея привлекательные для многих инвесторов

характеристики они вызывают определенный интерес, который правда отнюдь не

возрастает. Не считаясь с заявления Министерства финансов о том, что

государство собирается повысить привлекательность размещения средств в

ОВГЗ, инвесторы, как иностранные, так и отечественные, не очень ему

доверяют. Для этого существуют свои причины.

Во-первых, если Минфин будет повышать доходность при первичном

размещении ОВГЗ, это станет значительным бременем для бюджета как текущего,

так и следующих лет, из-за необходимости погашения высокодоходных

облигаций. Кроме того, обслуживание внутреннего долга происходит вместе с

внешним, который тоже имеет тенденцию к возрастанию.

Во-вторых, конверсии ОВГЗ, осуществленные как в минувших годах, не

прибавляют инвесторам оптимизма. Примеров такой ситуации великое множество,

взять хотя бы ситуацию в конце 1998г. в России с реструктуризацией

государственных казначейских обязательств. Весь долг собственникам таких

обязательств выплачивается в рублях, при этом 10% суммы кредиторы получают

денежной наличностью, 20% обменивают на новые бездоходные бумаги, 70%

заменяют на облигации с определенной датой погашения.

Еще одной из причин, которая отрицательно сказывается на рынке

государственных облигаций, является значительный риск девальвации гривны,

которая заставляет инвесторов вкладывать средства в валюты других стран, в

частности в американский доллар. Поскольку большинство государственных

облигаций продается и погашается за гривны, ожидаемый реальный доход от

вложения средств в ОВГЗ часто слишком низкий, а иногда вообще может

оказаться отрицательным.

Конечно, государство должно прилагать усилия в реанимации украинского

рынка ОВГЗ и достижении максимально возможных объемов торгов на нем, как

альтернативе иностранным займам у международных финансовых учреждениях. На

первых этапах, целесообразно расширить функции ОВГЗ, в частности разрешить

облигационерам-резидентам рассчитываться суммами ОВГЗ как налоговыми

платежами в рамках действующего законодательства. Это увеличит

привлекательность владения облигациями государства, а значит будет

стимулировать рост объемов торговли ними. Примеров применения такого

подхода есть много. В частности, известный аргентинский план “Вопех”, в

котором для нейтрализации кризиса была предусмотренная эмиссия в 1991году

10-годовых облигаций, номинированных в долларах США под 30% годовых,

которые принималось как налоговые платежи.

Как уже говорилось в работе, непоправимый вред украинскому рынку ОВГЗ

нанесли несколько конверсий. Как один из методов снижения отрицательных

следствий конверсии ОВГЗ, можно предложить конвертацию облигаций не только

по срокам, но и в паевые ценные бумаги, - при этом предложить их обмен на

акции инвестиционно привлекательных предприятий. Именно возможность

конверсии в цепной связи “облигации-акции” есть определяющей для расширения

финансово привлекательных характеристик облигаций, как инструмента ссудного

капитала. Конверсионная привилегия дает возможность более скоро продать

выпуск и, что очень важно – значительно снизить цену займа. Кроме того, в

Государственной программе приватизации год следует предусмотреть

возможность приобретения акций предприятий, которые приватизируются за счет

сумм, которые определяют размеры долга по ОВГЗ. Такие мероприятия открывают

возможности двойного выигрыша – снимается острота долговой проблемы и

запускается рынок паевого капитала.

В общем, необходимо было бы подготовить к рассмотрению в Верховной

Раде принятие законодательных актов, которые регулируют финансовое

поведение правительства на долговых рынках – как внутренних, так и внешних.

Деятельность государства, как эмитента может быть жестко урегулирована

законодательством. Надо также четко очертить и к определенной мере

ограничить полномочие НБУ. Национальный банк Украины, как генеральный агент

правительства в облигационных схемах может и должен быть дилером,

андерайтером, но никак не кредитором. Ведь вследствие действий по

поддержанию курса гривны и выполнению долговых обязательств правительства

может наблюдаться падение валютных резервов НБУ до критического уровня .

Но не все так плохо и определенные положительные тенденции на рынке ОВГЗ

все же наметились, но без взвешенных шагов и помощи консультантов из-за

границы процесс становления европейского уровня рынка государственных

обязательств может заморозится на много лет. От этого проиграет как

правительство так и все экономические субъекты Украины.

ЛІТЕРАТУРА

1. Барановський О. Ринок цінних паперів в Україні: стан, проблеми,

перспективи..// «Банківська справа». – № 6., 1997. – C.17-20.

2. Игнатущенко В.Н., Шитов А.М. Государственные облигации. Как вкладывать

деньги и получать доход. – М.: «Инфра», 1997.

3. Іващенко О. Огляд ринку державних облігацій в Україні 1997 року //

“Економіст”.-№3-1998. – С.20-24.

4. Корнєєв В.В. Фінансові зигзаги на ринку запозичень // “Фінанси України”.

- №3., 1999. – С.116-122.

5. Литвиненко Л.Т. Рынок государственных облигаций. –М.: «Финстатинформ»,-

1997

6. Мельник В.А. Ринок цінних паперів. - К.: «АЛД», 1998.

7. Ринок державних цінних паперів України // “Вісник НБУ”.-№12,1999-с.23

8. Ринок державних цінних паперів України // “Вісник НБУ”.-№2, 2001-с.38

9. Ринок державних цінних паперів України // “Вісник НБУ”.-№10, 2001- с.37

10. Фондовый рынок. // “Бизнес». - № 1-15. 1999.

11. Чайка О. Стан, проблеми та перспективи ринку державних цінних паперів

України // ”Вісник НБУ”. - №1., 1997. – С.15-17.

12. Черкасова С.В. Проблеми розвитку ринку державних цінних паперів в

Україні //Торгівля, комерція, підприємництво.№3 -2000.- с.39-43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Табл.1. Данные о результатах проведения аукционов по размещению

облигаций внутреннего государственного займа на первичном ринке.

|Период |Количество |Сумма средств, |

| |проведенних |привлеченных в |

| |аукционов |бюджет, |

| | |Млн. грн. |

|1995 |28 |304 |

|1996 |285 |3145 |

|1997 |591 |8322 |

|1998 |591 |8133,2* |

|1999 |166 |3747,92462** |

|2000 |87 |1892,13347*** |

|2001 |111 |538,50638**** |

Табл.2. Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего

государственного займа за 1999 г.*

|Период |Кол-во |Сумма |Средневзвешенная|

| |аукционов |привлеченных |доходность, % |

| | |средств, | |

| | |млн.грн. | |

| |65 |766,6 |46,2 |

|Январь | | | |

| |64 |587,6 |48,9 |

|Февраль | | | |

| |51 |667,5 |49,1 |

|Март | | | |

| |55 |794,6 |48,2 |

|Апрель | | | |

| |46 |490,7 |51,4 |

|Май | | | |

| |55 |1274,3 |65,8 |

|Июнь | | | |

| |76 |1088,5 |66,43 |

|Июль | | | |

| |44 |952,1 |58,63 |

|Август | | | |

| |40 |275,1 |44,4 |

|Сентябрь| | | |

| |- |397,6 |- |

|Октябрь | | | |

| |- |271,9 |- |

|Ноябрь | | | |

| |- |566,6 |- |

|Декабрь | | | |

| |591 |8133,2 |- |

|Всего: | | | |

Табл. 3. Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего

государственного займа за январь-октябрь 1999 г.**

|Период |Размещено |Привлчено средств в |

| |облгаций, шт. |бюджет, тыс.грн. гри. |

|Январь | |227 295.62 |

| |3 218 453 | |

|Февраль |6 050 045 |446 031.17 |

|Март |3 850 404 |354 199.12 |

|І квартал | 13|1 027 525.91 |

| |118 902 | |

|Апрель |2 036 594 |200 233.81 |

|Май |5 361 879 |452 818.32 |

|Июнь |6 598 178 |500 718.79 |

|II квартал | 13|1 153 770.93 |

| |996 651 | |

|І полугодие | 27|2 181 296.83 |

| |115 553 | |

|Июль |6 485 032 |567 626.75 |

|Август |1 926 242 |149 999.98 |

|Сентябрь |5 625 230 |438 000.55 |

|ІІІ квартал | 14|1 155627.29 |

| |036 504 | |

|Октябрь |4 684 353 |405 000.50 |

|Ноябрь |0 |0.00 |

|Декабрь |0 |0.00 |

|IV квартал | |405 000.50 |

| |4 684 353 | |

|Всего |45 836 410 |3 741 924.62 |

Табл. 4. . Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего

государственного займа за январь-декабрь 2000 г.***

|Период |Размещено |Привлчено средств в |

| |облгаций, шт. |бюджет, тыс.грн. |

|Январь |0 |0.00 |

|Февраль |0 |0.00 |

|Март |0 |0.00 |

| І квартал |0 |0.00 |

|Апрель |14 243 081 |1 313 775.20 |

|Май |0 |0.00 |

|Июнь |3 929 390 |371 579.69 |

| II квартал |18 172471 |1 685 354.89 |

| І полугодие |18 172 471 |1 685 354.89 |

|Июль |210 100 |20 527.29 |

|Август |62 690 |5 950.87 |

|Сентябрь |0 |0.00 |

| III квартал |272 790 |26478.16 |

| |1 741 575 |161 344.74 |

|Октябрь | | |

| |128 510 |12 114.25 |

|Ноябрь | | |

|Декабрь |73 400 |6841.43 |

| IV квартал |1 943 485 |180300.42 |

|Всего |20 388 746 | 1892133.47 |

Табл.5. . Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего

государственного займа за январь-август 2001 г.****

|Период |Размещено |Привлчено средств в |

| |облгаций, шт. |бюджет, тыс.грн. гри. |

|Січень |0 |0.00 |

|Лютий |234 639 |217787.42 |

|Березень |51 964 |48192.95 |

|І квартал |286 603 |265 980.37 |

|Квітень |52811 |50150.43 |

|Травень |88000 |82713.54 |

|Червень |67000 |61 737.13 |

|ІІ квартал |207 811 |194601.10 |

|І півріччя |494414 |460581.48 |

|Липень |33435 |31 445.52 |

|Серпень |49250 |46 479.38 |

|Вересень |0 |0.00 |

|ІІІ квартал |82685 |77 924.90 |

|Жовтень |0 |0.00 |

|Листопад |0 |0.00 |

|Грудень |0 |0.00 |

|IV квартал |0 |0.00 |

|Усього з |577 099 |538 506.38 |

|початку року | | |

*- Фінанси України. - №3., 1999 – с.117.

**- Вісник НБУ.- №12.,1999-с.23 (данные на 01.11.1999 г.)

***- Вісник НБУ.- №2., 2001-с38

****- Вісник НБУ.- №10., 2001-с.37 (данные на 01.09.2001 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

-----------------------

1 Кошевой Д. Государство конкурирует с банками за деньги предпринимателей//

«Контракты»-№8-9,февраль 2001

[1] Корнєєв В.В. Фінансові зигзаги на ринку запозичень // Фінанси України.

- №3., 1999.

[2] Барановський О. Ринок цінних паперів в Україні: стан, проблеми,

перспективи..// Банківська справа. – 1997. - №6. – С.17.

-----------------------

Среднесрочные ноты

Федеральные рыночные бумаги.

Эмитент:

центральное правительство

Сберегательные облигации

Облигации пенсионных планов и индивидуальные пенсионные облигации

Другие федеральные нерыночные бумаги

Федеральные нерыночные бумаги.

Эмитент:

центральное правительство

Муниципальные ноты

Специальные налоговые ноты

Другие муниципальные ценные бумаги

Долгосрочные облигации

Краткосрочные казначейские векселя

Муниципальные облигации.

Эмитент:

Органы власти штатов, муниципалитетов и др.

Облигации Азиатского банка развития

Облигации системы фермерского кредита

Облигации федеральных банков жилищного кредита

Другие гарантированные правительством ценные бумаги

Ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством.

Эмитенты:

организации, пользую-щиеся поддержкой правительства

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Ценные бумаги, гарантиро-ванные федеральным правительством.

Эмитенты:

Федеральные почтовая и ж/д службы

Федеральные ценные бумаги.

Эмитент:

Центральное правительство

Облигации ФРГ

Федеральные облигации

Федеральные кассовые облигации

Казначейские финан-совые обязательства

Финансовые инструменты

Облигации

федеральной почты

Облигации федеральной железной дороги

Дилер НБУ

Дилер

№1

Дилер

№ n

11

2

n

1

1

2

n

3. Сектор участников рынка

Торговая система

Депозита-

рий

Расчетная система

2. Сектор функциональ-ного обеспечения рынка

Национальный банк Украины

Министерство финансов Украины

1. Сектор организато-ров рынка

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.