бесплатно рефераты
 

Реферат: Рефинансирование

Реферат: Рефинансирование

Введение

Под рефинансированием, в широком смысле этого слова понимается предоставление

коммерческим банкам временных заимствований в тех случаях, когда они остро

нуждаются в дополнительных ресурсах. Центральные банки, осуществляя политику

рефинансирования, преследуют приоритетную цель -воздействие на состояние

денежно-кредитной сферы.

Проводя краткосрочное кредитование коммерческих банков, Центральные банки с

одной стороны выступают как кредиторы последней инстанции, а с другой стороны

становятся участниками межбанковского рынка. Изменяя процентную ставку по

своим кредитам, Центральные банки могут оказывать воздействие на состояние

денежно-кредитного обращения и определять направление денежно-кредитной

политики, а именно политики дешёвых или дорогих денег.

По мере того как развиваются рыночные отношения, рефинансирование всё

активнее используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим

банкам. Иначе говоря, рефинансирование позволяет защититься от неожиданного

недостатка ликвидности, иначе коммерческим банкам необходимо было бы самим

сохранять большой объём ликвидных активов, что на доходной части баланса

отразилось бы крайне неудовлетворительно. И, наконец, рефинансирование можно

предложить как инструмент предотвращения банковских кризисов; предоставляя

кредиты, Центральные банки временно пополняют резервы коммерческих банков,

предотвращая эффект "домино" в банковской системе.

Очень важно помнить, что кризис ликвидности подразумевает временную

недоступность банков выполнять свои платёжные обязательства доступными

средствами платежа; нельзя путать это явление с неплатежеспособностью,

которая подразумевает неспособность банка погасить свои обязательства

активами в средне- и долгосрочный период.

Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным

банком использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние

денежно-кредитного обращения.

Посредством рефинансирования центральный банк действует как "кредитор

последней инстанции"; то есть является гарантом бесперебойного

функционирования банковской и финансовой системы в целом.

Кредитно-банковские институты, испытывающие временные финансовые трудности,

получили возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд.

Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих

ликвидных средств в результате использования заимствований у центрального

банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью

механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для

восполнения истощённых ресурсов. Возможность получения кредитов

рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от

состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения

кредитополучателя.

Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты. Кредиты

рефинансирования, предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим

временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального

кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются

лишь только после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом

состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право

учреждений на обращений в Центральный Банк за кредитами рефинансирования, как

правило, являются не только форма их организации, но и уровень

платежеспособности.

Возможность получения кредита зависит от многих факторов, а именно от

состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения

кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования различаются от:

- формы обеспечения ( "учётные" и "ломбардные кредиты" );

- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые

на основе аукционов);

- сроков предоставления ( краткосрочные на несколько часов

"внутридневные" либо дней "овернайт", среднесрочные до 1 месяца "ломбардный

кредит" и долгосрочные ло 1 года "стабилизационный кредит");

- воздействия на сектора финансового рынка ( на ОРЦБ -"операции РЕПО"

и на МБР "ломбардный кредит".

Глава 1

Рефинансирование -инструмент регулирования денежной массы

Проводя денежно-кредитную политику Центральные банки сами определяют

инструмент регулирующий наилучшим образом денежную массу в обращении. Если

политика направлена на укрепление производства, занятости на расширение

выдачи кредитов и увеличение денежной массы, то её называют ЭКСПАНСИВНОЙ.

Преимущество -удешевление денег путём уменьшения процентных ставок по

кредитам Центральных банков; производители и инвесторы могут получать кредиты

уже через коммерческие банки на финансирование производства. Но не всегда

экономическая система готова к использованию таких льготных средств и они

могут быть не задействованы на укрепление производственной деятельности, а

денежная масса может уйти только на повышение цен. Вот здесь Центральные

банки должны проводить ре-стрикционную денежно-кредитную политику (сдерживать

выпуск дополнительных денег), с целью предотвращения инфляции настаивать на

сокращении дефицита бюджета.

В современных условиях проводимой в России политики ограничения объёмов

кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому

инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная

учётная ставка по кредитам Банка России.

Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая Центральным

Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков

оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок

по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок.

Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет

стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше

уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка

России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет

собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка -

стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный Банк РФ

воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так,

рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам

на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на

ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как

со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов,

поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое

финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает.

Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и

депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на

ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная политика Банка России представляет собой механизм

непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством

изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние

на экономику страны в целом.

Глава 2.

Развитие и становление инструмента

рефинансирования в современной России

До 1995г. основными видами кредитов рефинансирования были кредиты Минфину

Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета и

централизованные кредиты коммерческим банкам.

Централизованные кредиты предоставлялись Банком России для клиентов

коммерческих банков, оформлялась сделка межбанковским кредитным договором по

заявке коммерческого банка о предоставлении ему централизованного кредита.

Содержалось экономическое обоснование суммы, цели, сроки, графики погашения

кредита заёмщиком коммерческому банку, а коммерческим банком -Центральному

Банку Российской Федерации. Обязательное условие -соблюдение коммерческим

банком экономических нормативов. За счёт централизованных ресурсов

кредитовались топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс и др.

Однако влияние экономической нестабильности в стране и тяжёлое финансовое

положение наложили свой отпечаток: кредиты, как правило, вовремя не

погашались. Просроченная задолженность по ним росла и несмотря на то, что в

1995 году было пролонгировано кредитов на 4173,2 млрд.руб., источники

погашения кредитов не были найдены. В августе 1995г. вышло Постановление

Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым задолженность

коммерческим банкам, погашенная Банком России без уплаты средств организациям

заёмщикам, была переоформлена на внутренний государственный долг путём выдачи

Минфином Российской Федерации коммерческим банкам векселей со сроком

обращения 10 лет. В 1995г. и Центральный Банк отказался от прямого целевого

кредитования отраслей экономики.

2.1. Кредит для осуществления безотлагательных платежей

В соответствии с Положением о порядке проведения операций по оплате расчётных

документов с корреспондентских счетов коммерческих банков (см. Письмо Банка

России от 18.02.94 №13-1/204): при отсутствии или недостаточности средств у

банка на корреспондентском счете РКЦ банка России по ходатайству банка

коммерческому банку и с разрешения руководителя территориального учреждения

Банка России коммерческому банку мог быть представлен кредит под залог

ликвидных активов для осуществления безотлагательных платежей при условии

полного отсутствия кредитного риска, т.е. обязательного возврата этого

кредита и процентов по нему в установленный срок.

Право на получение такого кредита давалось коммерческим банкам, соблюдающим

установленное Банком России обязательные нормативы, своевременно и в полном

объёме выполняющим обязательные резервные требования.

Кредит предоставлялся только головному коммерческому банку по месту

нахождения его корреспондентского счёта в РКЦ Банка России на срок до 7

рабочих дней в размере до 25% от суммы депонированных в Банке России

обязательных резервов на момент оформления кредита, за счёт централизованных

кредитных ресурсов Банка России, сообщаемых территориальным учреждениям

Центрального Банка РФ лимитными извещениями Банка России.

Для выдачи такого кредита территориальные учреждения Банка России заключали с

коммерческим банком кредитный договор, в котором предусматривались все

условия выдачи и погашения кредита и процентов по нему, право РКЦ на

погашение этого кредита и процентов при наступлении срока с

корреспондентского счёта коммерческого банка в бесспорном порядке.

Оформляется так же залог в установленном законодательством порядке.

За пользование этим кредитом взималась процентная ставка в размере ставки

рефинансирования Банка России.

При наступлении срока возврата кредита и процентов по нему и отсутствии или

недостаточности средств на корреспондентском счёте банка в РКЦ для его

погашения, задолженность по кредиту и процентам переносились на счета по

учёту просроченной задолженности. В этом случае производилось начисление и

взыскание процентов в размере 1,3 ставки рефинансирования Банка России с

суммы просроченного основного долга. В то же время при наличии свободных

средств но корреспондентском счете кредит и проценты могли быть погашены

досрочно по платёжному поручению коммерческого банка. В случае невозвращения

кредита, в установленный договором срок, коммерческий банк лишался права на

получение такого кредита в течение 180 дней после погашения просроченной

задолженности по нему. При наличии просроченной задолженности, новые кредиты

данному банку не предоставлялись.

Как известно, в 1996 году, Банком России бала введено в действие положение о

предоставлении ломбардных кредитов. В сравнении с кредитом для осуществления

безотлагательных платежей, получение ломбардного кредита не требовало от

банка-заёмщика доскональных обоснований того, что кредит необходим именно для

осуществления безотлагательных платежей с полным отсутствием кредитного риска

для Банка России

2.2. Ломбардный кредит

Банк России предоставляет ломбардные кредиты на срок от 3-х до 30-и

календарных дней включительно.

Ломбардные кредиты предоставляются по заявлениям банков. В этом случае,

ломбардный кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной

ломбардной процентной ставке, установленной БР. Срок кредита определяется в

заявлении банка.

Ломбардные кредиты предоставляются уполномоченным учреждением

(подразделением) БР на основании заключённого генерального кредитного

договора, предусматривающего предоставление банку ломбардных кредитов.

Рассмотрение заявления банка на получение ломбардного кредита, а так же

осуществление необходимых проверок, производится уполномоченным учреждением

БР. Исполнение заявления производится в сроки, установленные регламентом.

Уполномоченные учреждения БР не принимают к исполнению заявления банков на

получение ломбардного кредита, в котором указана дата погашения кредита,

приходящаяся на установленные федеральными законами выходные и праздничные

дни, по решению правительства РФ.

В случае, если погашение предоставленного ломбардного кредита будет

приходиться на нерабочий день, БР по согласованию с банком-заёмщиком может:

· А) уменьшить (увеличить) срок, на который будет предоставлен

кредит, на соответствующее количество нерабочих дней (1 или несколько дней до

ближайшего рабочего дня) без изменения величины процентной ставки, если срок

пользования кредитом вписывается в тот же временной интервал. При этом,

количество дней пользования кредитом не должно быть меньше 3-х и не должно

превышать 30 календарных дней.

· Б) увеличить (уменьшить) срок на который будет предоставлен кредит

на соответствующее количество нерабочих дней (1 или несколько дней до

ближайшего рабочего дня) и изменить величину процентной ставки, если срок

пользования кредитом будет относиться к следующему или предыдущему временному

интервалу, по которому установлена другая фиксированная процентная ставка.

При этом количество дней пользования кредитом не должно быть меньше трёх и не

должно превышать 30 календарных дней.

В этом случае, банк представляет в уполномоченное учреждение БР заявление на

продление (сокращение) срока пользования ломбардным кредитом (в письменном

виде в произвольной форме в 3-х экземплярах), в котором указывается новая

дата погашения кредита, новый размер процентной ставки по кредиту (при

необходимости) и новая сумма причитающихся к уплате процентов по кредиту.

Указанное заявление (с отметкой уполномоченного учреждения БР о согласии)

является неотъемлемой частью генерального кредитного договора. При этом

начисление процентов за пользование ломбардным кредитом осуществляется по

процентной ставке, указанной в этом заявлении за весь срок пользования

ломбардным кредитом. Размер процентной ставки не подлежит изменению и

действует до даты возврата банком ссудной задолженности, указанной в

заявлении. Погашение банком задолженности по кредиту БР и уплата процентов по

нему производится в срок, указанный в этом заявлении. В иных случаях,

изменение срока пользования кредитом БР не допускается. Днём предоставления

ломбардного кредита является день зачисления суммы кредита на

корреспондентский счёт банка в расчётном подразделении БР.

Проведение ломбардных кредитных аукционов

При выдаче ломбардных кредитов на аукционной основе, Кредитный комитет Банка

России устанавливает лимит на максимальный объём кредита, выставляемого на

каждый аукцион. Ломбардные кредитные аукционы Центрального Банка Российской

Федерации, проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение

ломбардного кредита, осуществляемые по американскому, голландскому способам

или способам с фиксированной процентной ставкой.

Заявки, принятые к аукциону, ранжируются по уровню, предложенной банками

процентной ставки, начиная с максимальной.

Исчерпание установленного объёма ломбардного аукциона является основание для

сокращения суммы последней заявки в списке удовлетворённых заявок. При этом

заявки могут удовлетворяться частично.

Банк России за 5 рабочих дней даёт официальное сообщение в Вестнике Банка

России и других средствах массовой информации о проведении ломбардного

аукциона.

Для участия в ломбардном кредитном аукционе банка представляет в учреждение

Банка России не позднее 13-00 по местному времени в рабочий день на кануне

дня проведения ломбардного аукциона:

- заявку на участие,

- копию выписки о состоянии счёта ДЕПО банка-депозитария,

подтверждающую наличие достаточного количества ценных бумаг, не обременённых

другими обязательствами банка.

Факт приёма документов фиксируется уполномоченным сотрудником учреждения

Банка России в журнале регистрации заявок на участие в ломбардном кредитном

аукционе.

Территориальные учреждения Банка России в этот же день, получив заявки от

банкиров, проверяют правильность составления заявок, соблюдения этими банками

критериев и передают данные заявки в уполномоченное подразделение Банка

России.

В назначенный день Банк России проводит ломбардный аукцион (по установленному

способу), который должен быть завёршён к 14-00 по московскому времени

текущего операционного дня и до 17-00 сообщают территориальным учреждениям

Банка России результаты проведения аукциона.

Территориальные учреждения Банка России до 18-00 по московскому времени в

день проведения аукциона сообщают банкам, принявшим участие в аукционе, его

результаты и передают банкам-получателям кредита извещение с указанием

условий предоставления кредитов и форму типового договора на предоставление

ломбардного кредита для заполнения и подписания.

Банки, получившие право по результатам проведённого аукциона на ломбардный

кредит, дают на исполнение депозитарию поручение (депо) на перевод

необходимого количества государственных ценных бумаг в раздел (блокировано в

залоге) счёта ДЕПО банка в депозитарии, оператором которого является Банк

России, до 9-45 московского времени текущего операционного дня.

Банк до 12-00 по московскому времени предоставляет в территориальное

учреждение Банка России копию поручения (депо) банка депозитарию с отметкой

депозитария о факте перевода ценных бумаг в раздел (блокировано в залоге)

счёта ДЕПО банка в депозитарии, оператором которого является Банк России, и

подписанный со своей стороны договор на предоставление ломбардного кредита.

В случае непредставления названных документов в названный срок

территориальное учреждение Банка России не заключает договор и не

предоставляет ломбардный кредит банку.

В день представления банком указанных документов уполномоченное лицо

территориального учреждения Банка России подписывает договор на

предоставление ломбардного кредита от имени Банка России и даёт распоряжение

на перевод суммы кредита на корсчёт банка-заёмщика открытый в расчётном

подразделении по месту заключения договора.

Банк России сообщает в Вестнике Банка России и других средствах массовой

информации о результатах проведения аукциона.

2.3. Внутридневный кредит

Внутридневные кредиты предоставляемые Банком России банкам, расположенным в

регионах с валовой прибылью (непрерывной) или порейсовой обработкой платёжных

документов в течение операционного дня, путём проведения списания средств с

корреспондентского счёта банка по платёжным документам при отсутствии либо

недостаточности средств на счёте банка в расчётном подразделении Банка России.

Основанием для предоставления Банком России банку внутридневного кредита

является наличие неисполненных ПП банка и других платёжных документов

(предъявленных к корреспондентскому счёту банка в соответствии с

законодательством или договором) в течение операционного дня.

Предоставление внутридневных кредитов банкам допускается в пределах лимитов

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.