бесплатно рефераты
 

Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

местах (инспекти­рование) и прибегать к ус­лугам внешних аудиторов. В любом

случае "органы банков­ского надзора должны постоян­но находиться в контакте с

бан­ком и полностью понимать смысл проводимых этим учреждением операций" (п.

17). Сотрудничая с банками, органы надзора в то

же время в случае серьезных на­рушений должны иметь возмож­ность использовать

"соответ­ствующие средства коррек­ции" (п. 22).

1.2 Международные стандарты в России

Банк России в июне 1997 г. выразил готовность присоеди­ниться к "Базельским

основопо­лагающим принципам эффектив­ного банковского надзора". При этом

Центральный банк РФ ис­ходил из того, что реализация этих принципов "имеет

чрезвы­чайно важное значение для со­здания в России эффективной системы

банковского надзора, соответствующей требованиям рыночной экономики и

отвечаю­щей интересам клиентов и вклад­чиков банков" (Вестник банка России, №

41 (204), 1997, с.1).

Присоединение к этим прин­ципам отнюдь не влечет за со­бой автоматического

улучшения в сфере контроля. Потребуется серьезная корректировка подхо­дов к

банковскому надзору в Рос­сии, которая связана, в частно­сти, с ужесточением

ряда нор­мативов, переходом на новый план счетов бухгалтерского уче­та,

созданием новой системы формирования резервов на воз­можные потери по ссудам

и многое другое.

Присоединение к базельским принципам должно вылиться в радикальные перемены в

самом надзоре. Переосмыслению дол­жны подвергнуться, в первую очередь, основы

банковского надзора. На первый план выд­вигается принцип "конструктив­ного

сотрудничества", определя­емый пониманием не только объективного

существования тес­ных взаимосвязей между коммер­ческими банками и Центральным

банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой ча­стью

народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыноч­ных условиях они либо

вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк мо­жет

обеспечить реализацию сто­ящих перед ним задач (устойчи­вость национальной

денежной единицы, эффективное функци­онирование платежной системы и многое

другое, без чего не­мыслима здоровая экономика) только при наличии прочного

банковского "фундамента" в виде коммерческих банков и благода­ря ему.

Банки в процессе оценки ус­ловий наиболее выгодного раз­мещения активов,

формирования своего кредитного портфеля ре­шают важнейшую макроэкономи­ческую

задачу — эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя

зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельно­сти

лишает экономику этого су­щественного для рыночного хо­зяйства механизма.

Следователь­но, должны быть и разумные гра­ницы надзора (доминирование

принципа "не навреди").

В свою очередь, коммерчес­кие банки объективно заинтере­сованы в максимальном

обще­ственном доверии к ним, в ос­нове которого — их надежность и

стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивили­зованное

регулирование банков­ской деятельности. Коммерчес­кие банки и Центральный

банк — "зеркальное отражение друг дру­га". Их деятельность и интересы

переплетаются. Эффективная банковская система не может су­ществовать в

условиях их про­тивоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не

дол­жен становится на излишне же­сткие позиции, а коммерческим банкам

желательно понять, что надзор в конечном итоге поло­жительно отражается на их

кол­лективных долговременных инте­ресах.

Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется:

· особым положением банка в связи с тем, что он оперирует "дважды

общественными" день­гами — его капитал сформиро­ван на основе акций или паев,

а на счетах находятся средства клиентов;

· ролью, которую банки игра­ют в хозяйственной жизни об­щества

(воздействуя на объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую

эко­номическую конъюнктуру);

· особым доверительным ха­рактером отношений между ком­мерческими

банками и их кли­ентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то

банковская система не сможет должным образом выполнять свои функции по

привлечению и перераспределению времен­но свободных денежных средств в

обществе, а сами банки будут недополучать значительные при­были;

· наличием большого числа серьезных и разноплановых рис­ков банковской

деятельности, потенциально способных в крат­чайшие сроки вывести рынок или

его отдельных агентов из состо­яния равновесия;

· возможностью лишь на об­щегосударственном уровне обес­печить систему

гарантий надеж­ности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию

стабильности на денежно-кредит­ных рынках.

Банковский надзор не может быть эффективным без реального выполнения двух

функций: пре­вентивной и защитной.

Первая нацелена на то, чтобы не допу­стить краха отдельных банков или

дестабилизации рынка в целом. Вторая предусматривает меры нейтрализации или

локализации негативных последствий, если такой крах или дестабилизация все же

произошли. Она состоит из системы мер реальной помо­щи банкам, попавшим в

слож­ную финансовую ситуацию, и си­стемы гарантий депозитов, на­правленных на

защиту интересов вкладчиков в случае банкротства кредитных институтов.

Подобный подход позволяет Центральному банку расширить отношения с

проблемными бан­ками: перейти от помощи в вы­явлении и оценке проблем,

по­исков путей выхода из неблагоприятной ситуации, организацион­но-

управленческих рекомендаций к временному предоставлению на определенных

условиях средств или отсрочки выплат штрафов, предусмотренных за нарушения.

Последнее определяется тем, что проблемы ликвидности попавших в

затруднительное положение банков могут быстро трансфор­мироваться в проблемы

плате­жеспособности, поскольку уско­ренная реализация долгосрочных активов

(нередко по бросовым ценам) влечет за собой серьез­ные потери капитала и

может вызвать усугубление финансово­го положения вплоть до банкрот­ства. Это,

в свою очередь, мо­жет сопровождаться для обще­ства значительно большими

из­держками, чем своевременное оказание необходимой и адек­ватной помощи

проблемному банку.

Основным критерием оцен­ки качества надзора должно стать поддержание

абсолютного дове­рия к банковскому сектору. В дополнение к традиционным

це­лям второго порядка — поддер­жание общей стабильности, пре­дотвращение

банкротств крупных банков и системных кризисов — в их состав можно было бы

вклю­чить:

фактическое обеспечение безопасности вкладов физичес­ких лиц;

борьбу с криминализацией банковской сферы и различного рода отклонениями от

нормы;

отслеживание незаконных банковских сделок организация­ми и лицами, не

имеющими на это лицензии (например, "чер­ный нал"), недобросовестной рекламы,

ограничений конкурен­ции, несвоевременности зачис­ления средств на счета

клиен­тов и др.

Все элементы общей цели банковского надзора внутренне взаимосвязаны.

Игнорирование любого из них лишает надзор эффективности. Так, с одной

сто­роны, отсутствие реального ме­ханизма защиты вкладов населения обходится

банковской си­стеме в недополучение ресурсов минимум в 30 млрд долл.,

нахо­дящихся на руках людей, недо­веряющих банкирам. С другой стороны, защита

вкладов насе­ления, по существу, означает ог­раждение коммерческих банков от

риска массового изъятия де­нег в случае временных трудно­стей или паники и в

целом умень­шает риск системного кризиса.

Главное содержание банков­ского надзора, на мой взгляд, должно быть

переориентирова­но с оценки отдельных рисков (какими бы значимыми они ни

были) на оценку общей степени концентрации совокупных бан­ковских рисков. К

их числу по­мимо кредитных рисков и рис­ков потери ликвидности относят­ся

процентные, биржевые, валют­ные, организационные и ряд других, надзор за

которыми не ведется вообще или ведется недостаточно. Однако это вовсе не

означает усложнения или уве­личения объема отчетности ком­мерческих банков.

Особое внимание следовало бы уделить оценке организаци­онных рисков,

связанных с ка­чеством управления кредит­ных учреждений. Не секрет, что

разорение многих банков преж­де всего было связано с неудов­летворительным их

управлением из-за недостаточных квалифика­ции и опыта высших менедже­ров.

Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных

с потен­циальной криминализацией бан­ков. А ведь давно стало понят­но, что

привлечение и исполь­зование средств из сомнитель­ных источников, так же как

и различные нарушения с целью извлечения сверхдоходов, под­вергают серьезной

опасности экономическую устойчивость кре­дитных учреждений.

Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и

содержа­нии банковского надзора могут уподобиться "стрельбе из пушек по

воробьям" без серьезной пе­рестройки его инструментария.

Рационализация форм и ме­тодов банковского надзора, на мой взгляд, должна

исходить из необходимости:

упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "про­зрачности" банка и

без потери информативности;

удешевления (и одновремен­но повышения их качества и лич­ной ответственности

проверяю­щих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок с

одновременным пе­реносом их основной тяжести на специализированные

аудиторс­кие фирмы, получающие задания на проверки в территориальных

управлениях. Центрального бан­ка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна

полностью ло­житься на коммерческие банки, нарушающие те или иные

зако­нодательно закрепленные прави­ла деятельности);

полной открытости банковс­кого надзора общественности: серьезные изменения в

нем дол­жны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими

союзами;

максимальной гибкости: лю­бые "модернизации" в банковс­кой деятельности

должны в крат­чайшие сроки находить отраже­ние в надзоре. Так,

распростра­нение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует осо­бых

подходов к выяснению но­вых банковских рисков, новых методов их учета и

регулирова­ния.

Надзорная система, постро­енная на перечисленных принци­пах, сложившихся в

ходе станов­ления экономических структур развитых стран, позволит

сфор­мировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность со

способностью выполнять присущие ей специ­фические функции, без которых

немыслимо современное рыноч­ное хозяйство.

Прокуратура Санкт-Петербур­га возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной

деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172 УК

РФ (незаконная бан­ковская деятельность), поскольку "обстоятельства возможно

иссле­довать только следственным пу­тем".

Дела направлены для органи­зации расследования в Управление Федеральной

службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству

след­ственной службой УФСНП.

В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-

Петербургу по проверке деятельности 14 прибал­тийских банков на территории

Санкт-Петербурга (в число кото­рых входят 4 вышеназванных бан­ка) через

корреспондентские сче­та в российских банках, были вы­явлены "грубые

нарушения дей­ствующего налогового, валютного и банковского законодательств

Российской Федерации". По све­дениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не

поступившая в фе­деральный бюджет России в ре­зультате полугодовой

деятельнос­ти 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд руб.

В ходе проверки установле­но, что в нарушение действующе­го законодательства

прибалтийс­кими банками производился пере­вод денежных средств, в том чис­ле

и НДС, за рубеж, "минуя про­цедуры валютного контроля". Кро­ме того,

выявлено, что упомяну­тые банки открывали у себя счета российским

предприятиям-резиден­там без уведомления Центрально­го банка РФ и

Госналогслужбы.

2 . Механизм и инструменты надзора

Системный подход к бан­ковскому надзору означа­ет, в первую очередь, подход к

деятельности коммерческих бан­ков как к разветвленной целост­ной системе,

состоящей из от­дельных базовых элементов (бан­ков), связанных между собой

сложными многоуровневыми от­ношениями. В этой общей сис­теме формируются

подсистемы по разным признакам:

· размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);

· организацион­но-правовой форме (акционер­ные, паевые);

· преимущественным сферам деятельности (коммер­ческие,ипотечные,

экспортно-импортные и пр.);

· принадлежно­сти капитала (национальные, иностранные) и др.

В свою очередь каждый от­дельно взятый коммерческий банк (базовый элемент

общей систе­мы) также является сложной си­стемой, подчиняющейся опреде­ленным

закономерностям разви­тия на отдельных фазах жизнен­ного цикла.

В силу этого системный под­ход к банковскому надзору пре­дусматривает:

· надзор за банковской систе­мой в целом с учетом ее основ­ных подсистем;

· надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

Каждая из этих разновиднос­тей надзора имеет свои приори­теты, цели и задачи,

а также инструментарий и механизм воздей­ствия со стороны Центрального банка.

Главная цель надзора за банковской системой — со­хранение общей

стабильности де­нежно-кредитных рынков, предот­вращение системных кризисов

пу­тем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия

своевременных коррек­тирующих мер. Особое место в этом отводится механизму

ран­ней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России

в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций,

относится и контроль за расширением их деятельности путем создания

обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за

реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и

исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельно­сти, должны

располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на

соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть

устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резерв­ные требования,

соблюдать все экономические нормативы и другие требова­ния Банка России, не

иметь убытков и задолженности перед бюджетом и го­сударственными

внебюджетными фондами, выполнять технические и квали­фикационные требования

Банка России. Они также должны иметь соответст­вующую предполагаемому

направлению деятельности структуру, включаю­щую службу внутреннего контроля

(внутренний аудит).

Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в

составе ее участников с предоставлением сведений об участни­ках, доля которых

в уставном капитале банка превышает 5%. А также сооб­щать Банку России обо

всех изменениях в персональном составе руководите­лей исполнительных органов

и о замене главного бухгалтера. Если кандида­ты на данные должности не

отвечают требованиям, предъявляемым законо­дательством к данным категориям

банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные

назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в

сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской

системы Банк России обязал кредитные организации представлять в

террито­риальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе

с ба­лансами следующие сведения:

· об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных

органи­зациях и остатках средств на счетах «Ностро»;

· об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных

организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;

· о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредит­ных

организациях депозитах;

· о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных

организаций депозитах.

Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в

территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с

отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до 10

числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в территори­альные

учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро» в

разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.

Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными

организациями операций через корреспондентские счета «Ност­ро» в рублях и

иностранной валюте, открытые в других кредитных организа­циях (как

резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не

выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчи­ками),

бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ

территориального учреждения Банка России.

Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание ста­бильности

деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других

странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их

возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней

диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и

которые в будущем могут осложнить их финансовое положе­ние, Банком России

разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений

работы с ними.

2.1 Ранняя диагностика

Ранняя диагностика — один из самых важных, но наи­менее проработанный в

надзор­ной банковской практике раздел работы. Главная задача регули­рования

банковской системы зак­лючается в направлении ее раз­вития в продуктивном с

народно­хозяйственной точки зрения на­правлении.

Ранняя диагностика начина­ется с изучения макроэкономичес­кой среды с

акцентом на специ­фические кредитно-денежные по­казатели. Это обусловлено

тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к

индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных трудовых

и временных затратах.

Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней

диагностики банковского сектора и подсказывает направ­ления дальнейшего, более

углубленного анализа. В экономичес­ком механизме даже самые, ка­залось бы,

общие экономические показатели отделяют от конкрет­ных всего несколько

промежуточ­ных звеньев.

В последнее время нередко преобладает тенденция переоцен­ки самостоятельности

и изолиро­ванности банковской сферы, воз­можно, из-за использования за­падной

методики, не учитываю­щей характер и специфику пере­ходного периода и

применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном хозяйстве. Из-за этого за

пределами ранней диагности­ки остаются важные вопросы. В наших же условиях

исключитель­но важную роль играет внешняя по отношению к кредитным

учреж­дениям среда, что особенно за­метно для мелких и средних бан­ков.

В числе показателей макро­экономического характера, кото­рые целесообразно

учитывать при анализе банковской системы (на­ряду с такими показателями как

ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства и

отдельных от­раслей), на первое место выхо­дят кредитно-денежные — тем­пы

инфляции, движение денеж­ной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д.

Совокупность этих показате­лей дает представление о среде, в которой

действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние

банковской системы, перспективы и направ­ления ее развития. Нередко уже на

этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые

места и наме­тить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для

исправления ситуации. Соответ­ственно, общебанковские надзор­ные функции

должны рассматри­ваться под этим углом зрения.

Лишь на этом фоне конкрет­ному анализу подвергается сама банковская система,

ее дина­мические и относительные пока­затели, характеризующие уровень ее

развития и место, принадле­жащее ей в народнохозяйствен­ном комплексе, —

динамика "рож­даемости" и "смертности" кредит­ных институтов, их

специализа­ция, территориальное размеще­ние, концентрация кредитных ре­сурсов,

основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.