бесплатно рефераты
 

Парижский клуб кредиторов

|душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, |

|который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации|

|развития ( в настоящее время – 540 долларов в год ). |

|Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они |

|могут предоставлять должникам : |

|Вариант А ( уменьшение суммы долга ): |

|Списать треть долга; |

|В отношении остальной части долга пересмотреть условия погашения по |

|рыночным процентным ставкам ; |

|Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет. |

|Вариант В ( долгосрочные долги ) : |

|Проценты начисляются по рыночным ставкам; |

|Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет. |

|Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга ) : |

|Предоставление льготных процентных ставок ( выбрать большую из двух |

|величин : 3,5% в год или половина рыночной ставки; |

|Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет. |

Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с

Торонтскими условиями : Республика Мали, Центральноафриканская Республика,

Мадагаскар, Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским Клубом

было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских

условий на общую сумму в 5,8 млрд. долл.

Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они

применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию

долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения

и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими

глубокой структурной перестройки.

2. Хьюстонские условия.

Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на

душу населения превышает установленный максимальный уровень ( в настоящее

время это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе

Торонтских условий.

| |

|Хьюстонские условия. |

|Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный |

|срок 8 лет. |

|Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ |

|официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный |

|период – 10 лет |

|Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать|

|или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы |

|кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия |

|развитию, либо 10 % непогашенной суммы кредитов (либо обязательства |

|по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 % млн. долл. , если|

|данная величина окажется больше, чем упомянутые 10 %). |

Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода,

государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать

на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера

долга, страна должна удовлетворять двум из трех критериев.

| |

|Критерии для пересмотра долгов. |

|Годовой доход на душу населения не должен превышать установленный |

|Всемирным банком потолок (1235 долларов). |

|Соотношение суммы долга кредиторам Парижского Клуба и суммы долга |

|коммерческим кредиторам должно составлять 1,5 |

|Установленные показатели масштабов задолженности : |

|Сумма долга не менее 50% объема ВВП; |

|Отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%; |

|Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%. |

Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись

реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем

первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с

государственными долговыми обязательствами, как это допускается

Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и

Нигерия. В период с 1990 по 1992 год на основе Хьюстонских условий

заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4

млрд. долларов.

3. Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия).

Приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других

беднейших государств.

| |

|Тринидадские условия |

|Аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие |

|категории. |

|Гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями |

|страны-должника: |

|Реструктуризация оставшейся части долга не 25 лет, |

|Предоставление льготного периода в 5 лет, |

|Капитализация процентов за первые 5 лет. |

|Гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями |

|страны-должника |

|Отбор кандидатов на предоставление льготных условий по критериям, |

|аналогичным Торонтским условиям. |

| |

|Лондонские условия |

|Аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 |

|года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным |

|ставкам |

|Реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на |

|23 года без льготного периода. |

|Реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с |

|16-летним льготным периодом. |

|Реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, |

|предоставленных в порядке оказани официального содействия развитию, на|

|30 лет с 20-летним льготным периодом. |

За период 1991-1993 гг. были пересмотрены долги 10 стран на общую сумму

4 млрд. долл. (Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне).

4. Последние варианты (Неапольские, Лионские, Инициатива HIPC)

| |

|Неапольские условия |

|67%-ное списание по чистой приведенной стоимости или реструктурирование |

|долга с целью его сокращения на 67% по ставкам ниже рыночных ( ВВП на |

|душу населения менее 500 долл., или долг/экспорт более 350%). |

|50%-ное списание (для других категорий) |

|Капитализация 50% и их выплата в течение 33 лет с 8-летним льготным |

|периодом, остальная часть в течение 23 лет с 6-летним льготным периодом с|

|прогрессивной шкалой амортизации. |

|Реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, |

|проценты по прежней ставке. |

В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода ( в том числе 20

африканским странам южнее Сахары) Парижский Клуб сократил задолженность на

условиях Неаполя, из них 7 странам – на 67%.

С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-е снижение

долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт

до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.

Проект под названием « ИНИЦИАТИВА HIPC» предусматривает целенаправленные

усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при

условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по

финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

5. Стандартные условия Парижского Клуба .

| |

|Стандартные (классические) условия |

|Реструктуризация до 10% долга ( в некоторых случаях только основной долг)|

| |

|Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом |

|Рыночные ставки. |

III. РОССИЯ И Парижский Клуб .

Официальный документ.

О присоединении Российской Федерации к Парижскому клубу кредиторов

17 сентября 1997г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан

Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации

к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного

государства-участника.

Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции

России в международную финансовую систему и основывается на следующих

принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:

Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования

задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума

российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные

требования членов Парижского клуба.

Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией

официального курса Госбанка СССР.

Предоставление начальной скидки на задолженность государств-должников

перед Россией. В настоящее время Россия присоединяется к международным

программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания

минимального уровня существования их населения, и в этой связи

присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба

кредиторов в качестве государства-участника предусматривает уменьшение

абсолютного объема финансовых требований б. СССР к государствам-должникам в

зависимости от их экономического положения.

В течение 1998-1999гг. планируется подписание двусторонних соглашений с

27 государствами-должниками о реструктуризации их задолженности перед

Россией на условиях Парижского клуба кредиторов.

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью.

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР.

Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях

обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг

всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году

составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году

составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в

сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка

России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени

сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может

ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в

год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней

задолженности. В 1993 году Парижский клуб и Лондонский клуб (объединяют

частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на

несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его

придется.

Сегодня внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

. займы международных организаций(64% или 128,3 млрд.$)

. реструктурированный долг СССР;

. кредиты и займы российских банков(9%);

. кредиты и займы российских компаний(12,5% или 25 млрд.$);

. валютные облигации внутреннего займа(6% или 11,4 млрд.$);

. еврооблигации(8% или 16,2 млрд.$)

. субфедеральные внешние займы и кредиты(1% или 2,8 млрд.$).

Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными

кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками,

или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками,

входившими ранее в Токийский клуб.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по

кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках

межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или

застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное

положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы

выступаем в качестве должника одних стран(37 млрд. $) и, одновременно,

кредитора других стран(50-100 млрд. $).

На 1999-2001 года приходится пик расчетов страны по внешнему долгу.

Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и

займов должна тратить 18-20 млрд. долларов (сумма, сопоставимая с доходной

частью бюджета). Надвигающийся пик образовался из-за того, что

обязательства по старым, еще советским долгам, наложились на обязательства

по кредитам и займам, полученным после 1.01.92 года. В принципе размер

суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 года

общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд.

$, из них 100 млрд. осталось от СССР. До прихода к власти С. Кириенко сумма

внешнего долга не превышала 35% ВВП и не являлась критической. Однако за 5

месяцев правления "технократический кабинет" к этой сумме добавил примерно

16-17 млрд. долларов: крупные заимствования, сделанные за Апрель-Август;

конверсия внутреннего долга во внешний и резкая девальвация рубля привели к

тому, что внешний долг сейчас близок к 45% ВВП.

Что касается международного кредитного рейтинга современной России, то

после знаменитого внутреннего дефолта, он один из самых низких в мире.

Задолженность России по Парижскому клубу.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные

правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в

отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим

союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга

осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках

базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной

задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения

с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией,

Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой,

Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией,

Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских

соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же

коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг

подлежит погашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим

графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен

Внешэкономбанк.

Внеклубная задолженность России.

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности

бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки

задолженностей предполагается гасить в основном товарными поставками. Так,

например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд.перед

Венгрией — 480 млн., Республикой Корея — 170 млн., Болгарией — 100 млн.,

Польшей - 20 млн. долл. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми

странами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей,

Кувейтом.

[pic]

Рис. 1. Структура внешних финансовых активов России

4. Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба.

Большая часть межгосударственных кредитов в этой подгруппе была формой

финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах

третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа

платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства

государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной

задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл.

почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о

реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших

должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу

страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена,

Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую

часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам

хоты маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент

списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он

определяется двумя факторами — уровнем развития страны и долей военных

поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.

Одним из направлений работы с финансовыми активами бывшего СССР является

продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других

замкнутых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии,

Пакистана, Бангладеш, Монголии, Лаоса и некоторых других государств.

5. Последствия вступления России в Парижский Клуб.

Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для

Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по

задолженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 копеек за

доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала

как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы,

это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников

разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных

странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей,

ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с

Россией о погашении задолженности.

Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не

отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники

начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со

многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если

раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент

пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма

может превысить 50 млрд.).

У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги более

крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остается

лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно .

После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести

свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — около 90

млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза.

Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать свои

обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в

обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает

на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то

время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и

обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.

Переговорный процесс между Российской Федерацией и сообществом

кредиторов (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после

распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа

реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР-

Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение

предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству

предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего

долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ (1

млрд. долл.).

В течение второго этапа - с 1993 по 1995 г. - Россия подписала первые

соглашения по реструктуризации долгов. Так, и в апреле 1993 правительство

России заключило первый договор о реструктуризации задолженности перед

официальными кредиторами, входящими и Парижский клуб. За этим последовали

еще два подобных соглашения в 1994 и 1995 гг., в соответствии, с которыми

Россия брала на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки

уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995 г.

Началом третьего этапа можно считать апрель 1996 г., когда договоренности

с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому

Россия должна в общей сложности (включая предварительные договоренности)

выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долл. Из них

-15% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г.,

а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства

перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом

реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами

начиная с 2002 г.

Наконец, началом заключительного этапа реструктуризации советских долгов

можно считать конец 1996 г., когда ведущие рейтинговые агентства мира стали

присваивать России кредитные рейтинги (агентство IBCA первоначально

присвоило рейтинг ВВ+, Moody's -Ва2, Standard & Poor's - ВВ-). Достаточно

высокий рейтинг, который иностранные эксперты дали России, способствовал

росту оптимистических настроений по поводу развития российской экономики.

Однако чрезмерный энтузиазм, отчасти спровоцированный рейтингами, привел к

тому, что в последующий период происходило стремительное наращивание

задолженности, со стороны, как государственных органов власти, так и

корпоративного и банковского секторов. При отсутствии системы управления

государственным долгом это привело к образованию необоснованно высоких

пиковых нагрузок на федеральный бюджет, в частности, в 1998-1999 гг.

Достигнуты договоренности об урегулировании задолженности СССР странам

бывшего СЭВ, Южной Кореи, ОАЭ и некоторым другим государствам. Здесь

основным инструментом урегулирования выступает метод погашения долга

товарными поставками. Реструктуризация внешнего долга (прежде всего,

отсрочка на 25 лет в выплате основного долга участникам Парижского и

Лондонского клубов) на время смягчила кризис с выплатой внешней

задолженности, но принципиально не решила его.

В техническом плане различается реструктуризация, включающая списание

долгов, и не включающая. Соглашения о реструктуризации, как с Парижским,

так и с Лондонским клубами не включают списание долгов. Это вытекает из

того, что Россия не относится к беднейшим странам с высокой задолженностью

и обладает огромными сырьевыми ресурсами. Частичное списание долга странами-

кредиторами ведет не только к снижению размера российской задолженности, но

и к уменьшению сумм платежей по обслуживанию долга. Однако этому

преимуществу противостоит потеря кредитоспособности, так что страны,

которым частично списан долг, сталкиваются с проблемой получения новых

кредитов. Но такая проблема перед Россией не стоит. Значит, облегчение

российского платежного баланса может быть достигнута с помощью таких

инструментов, как отсрочка погашения задолженности и выплат процентов по

кредитам на основе соглашений о реструктуризации. Кроме того, за счет

отсрочки по долгам СССР к процессу реструктуризации дола могут быть

привлечены новые договоры.

Однако обе эти возможности предполагают готовность кредиторов согласиться

на значительные уступки. На это, видимо, им придется пойти, так как крах

такого крупного должника, как Россия, может повлечь за собой крах всей

финансовой системы Запада. В качестве условий для значительных уступок со

стороны западных кредиторов Россия должна согласовать с МВФ новые

стабилизационные программы (см. таблицу №4 приложения).

С помощью реструктуризации необходимо добиться сокращения валютных

трансфертных платежей, согласовав с западными кредиторами следующие

основные моменты:

1. со стороны кредиторов желателен отказ от части долгов по кредитам,

полученным СССР. Желательно также согласовать определенный пакет долгов,

который может на длительный период обслуживаться Россией. Необходимо

избежать реструктуризации уже реструктурированных долгов, поскольку это

означает неприемлемые затраты для кредиторов. Такой отказ от погашения

долга может быть оправдан только тем исторически уникальным переходом от

планового хозяйства к рыночному, который осуществляет сейчас Россия. По

остальным видам задолженности, видимо, необходимо заключение соглашения

типа MYRA.

2. по мере необходимости следует включить в переговоры о реструктуризации

долгов вопрос о задолженности, полученной после 1.01.91. Таким образом,

речь будет впервые идти о соглашении по долгам РФ (без долгов СССР). При

этом следует опираться на условия отсрочки погашения долгов, обычно

применяемые Парижским и Лондонским клубами.

Однако реструктуризировать весь долг практически невозможно.

6. Сегодняшняя ситуация.

ВЭБ выплатил около 10 млн долл в счет погашения процентов по долгам

Парижскому клубу кредиторов. Эти средства будут переведены странам - членам

Парижского клуба кредиторов. При этом большинство приходится на основного

кредитора России в рамках этой организации - Германию.

Всего по итогам 2001 г Россия должна направить на погашение процентов по

кредитам Парижского клуба кредиторов около 1,24 млрд долл.

Россия намерена в полном объеме перечислять все средства,

направляемые на погашение процентов по долгу, которые заложены в бюджете на

текущий год. При этом российская сторона намерена добиваться переговоров о

реструктуризации задолженности по основному долгу Парижскому клубу

кредиторов, объем которого составляет около 48,4 млрд долл.

#G0

Теперь ВВП РФ вырастет на 27%.

По оценке депутатов, благодаря арифметическому увеличению ВВП доходы и

расходы бюджета должны возрасти на 41,2 млрд руб, что соответствует

необходимому увеличению расходов на процентные платежи по долгу Парижскому

клубу кредиторов.

Подход депутатов следует признать весьма удачным. Ведь благодаря ему

ВВП РФ вырастет сразу на 27% – до 8,3 трлн руб. (в 2000 году он составил

6,5 трлн). Таким темпам роста экономики должна позавидовать любая страна.

В результате этого роста никаких дополнительных мер от

правительства не потребуется – все деньги соберутся в бюджет и так,

принимая во внимание тот факт, что предприниматели будут также исправно

платить налоги. Предприниматели в общем тоже совсем не пострадают –

налоговая нагрузка останется прежней (а то правительство собиралось

увеличить эффективность налоговой системы). Наконец, не будет никаких

сокращений социальных программ – все они будут финансироваться в полном,

заранее оговоренном объеме, и доходы бюджета будут плавно увеличены на 41,2

млрд руб. По мнению депутатов, такие изменения в бюджет позволят решить

проблему обслуживания государственного внешнего долга и одновременно

сохранить в бюджете расходы на социально значимые нужды.

Таким образом, министр финансов России Алексей Кудрин убедил

депутатов в том, что Россия должна обязательно выполнить свои обязательства

перед Парижским клубом кредиторов. Он потратил немало времени на

запугивание думцев, уверяя, что если Россия перестанет платить долги, с ней

перестанут торговать и выгонят из «большой восьмерки». На депутатов

подействовало. И они, не мудрствуя лукаво, решили просто приписать лишние

цифры к нынешнему бюджету.

Очевидно, что российская экономика не может расти приписанными ей

темпами – в конце концов, ни одна экономика мира не может так быстро расти.

За одним «но» – если Центробанк станет активнее печатать деньги, то темпы

роста экономики могут быть выполнены и даже значительно перевыполнены.

Инфляция в России с начала года уже составила 4%, что означает 32% в

годовом исчислении. Таким образом, думцы не сильно ошиблись, увеличив ВВП

России на 27%.

Главная проблема во всех расчетах депутатов – расчетный курс

доллара, который зависит от объемов валютных поступлений в Россию. Чем

быстрее будет инфляция в России, тем меньше нефтяников захотят продавать

свои доллары на ММВБ. В результате курс доллара тоже может пойти вверх, и

тогда депутатам придется вновь пересматривать параметры бюджета – на этот

раз с тем, чтобы параметры социальной политики правительства

соответствовали новому валютному курсу.

Заключение

Россия стремится к комплексному решению проблемы международной

задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного

переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия

настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая

масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли

предотвратить наступление кризиса.

Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и

способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной

политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в

производство для преодоления спада и возобновления экономического роста

обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для

покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения

ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики

свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные

институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без

вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным

процессам в стране. Следствием неуправляемых процессов в экономике стало

перерастание кризиса внешнего долга в системный финансовый кризис августа

1998 года.

Следующая неблагоприятная тенденция в долговых отношениях -

самовоспроизводство внешней задолженности, когда все больше новых

заимствований используется на обслуживание старых долгов. Если своевременно

не принять меры, возникнет опасность создания грандиозной пирамиды:

растущие заимствования не будут компенсироваться ростом производства, так

как лишь незначительная часть кредитов находит дорогу в реальный сектор

экономики.

Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома

этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на

неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства

перед внешними кредиторами окажется под вопросом.

Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних

шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса

станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для

кредиторов.

Список литературы.

1. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»

под ред. Л. Н. Красавиной, Москва, 2000.

2. Паниев Ю. ”Вступление в клуб стоит мессы” // “Сегодня” №125, 1997

3. Саркисянц А. Г., «Проблемы внешней задолженности России.» Деньги и

кредит, 1999 г., №2, с 94-108.

4. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»

под ред. Л. А. Дробозиной. Москва, 1997.

5. www.rambler.ru

6. www.minfin.ru

7 www.recep.org

8. Национальная электронная библиотека, 1998 год

-----------------------

[1] International Monetary Fund, World Economic Outlook, 1992-1998,

Washington D.C.,IMF, 1992-1998.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.