бесплатно рефераты
 

Парижский клуб кредиторов

Парижский клуб кредиторов

Государственный Комитет Российской Федерации по Высшему Образованию.

Российская Экономическая Академия им. Г. В. Плеханова

Кафедра « Банковское Дело».

Доклад.

Тема : « Парижский Клуб Кредиторов ».

Выполнила: студентка 4 курса группы 2417

Института Финансов

Грибовская Надежда Васильевна.

МОСКВА , 2001.

Содержание.

Особенности организационной структуры Парижского Клуба.……….…………………2

I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

Принципы Парижского клуба……………………………………...………………3

2. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по

погашению задолженности…………………………………………...…………………………………3

3. Условия погашения для должников………………...………………………………4

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств

среди кредиторов…………………………………………………………………………..5

II. условия реструктуризации долга………………...……………………….6

1. Торонтские условия……………………………………………………………….…….6

1. Хьюстонские условия………………………………………………….………………7

2. Тринидадские и Лондонские условия………………………………………….……..7

3. Последние варианты………………………………………………………..………….8

4. Стандартные условия…………………………………………………………….……8

III. РОССИЯ И ПАРИЖСКИЙ КЛУБ……………………………………………………9

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью…………….………………..9

2. Задолженность России по Парижскому клубу……………………...……………10

3. Внеклубная задолженность России……………...………………………………..10

4. Задолженность перед Россией в рамках Парижского

клуба…………….………11

5. Последствия вступления России в Парижский Клуб……………….……………11

6. Сегодняшняя ситуация…………..…………………………………………………13

Заключение ………………………………………………………………………………..15

Список литературы………………………….……………………………………………..16

Особенности организационной структуры Парижского Клуба.

Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов,

которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия,

Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США,

Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в

1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран.

Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между

кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-

должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не

предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед

ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам

списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая

Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов

на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей

суммы требований к данной стране-кредитору ( в зависимости от того, что

больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если

какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности

(например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу

оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством

данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего

государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить

пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта

товаров и капиталов.

В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов

другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими

кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само

название «Парижский Клуб» не совсем точное , хотя это неформальное

объединение , а не официальная международная организация. У него нет штаб-

квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб

не имеет юридического статуса.

Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с

проводимой им политикой конфиденциальности : кредиторы стараются не

раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового

положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по

погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться

третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Тем не

менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных

действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования

и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко

корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа : проведение

внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней

финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения

прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с

официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью

выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по

гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора

десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались

Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние

двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о

реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл.[1] Свою лепту

вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства

должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что

он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов

под председательством высокопоставленного чиновника государственного

Казначейства Франции Франсуа Перье. Будучи созданный не как постоянно

действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов

отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например,

принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства , в

переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-

кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может

потребоваться пересмотр условий погашения . Большую часть займов и кредитов

развивающиеся страны , а также государства Центральной и Восточной Европы

получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и

развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких

переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском

Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и

развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с

просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия

и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их

должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать

вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в

административно-организационном плане, так как должник имеет возможность

вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в

отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу

равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных

задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них

льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания

долговых обязательств другими кредиторами.

I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

Принципы Парижского клуба.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

наличие непосредственной угрозы прекращения платежей,

обусловленность реструктуризации долга обязательством должника

проводить определенную экономическую политику,

равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди

кредиторов.

Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана

выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита

может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции

кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между

собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов,

кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и

требования. Россия и международные клубы кредиторов.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению

задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены,

должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои

обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных

задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для

Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре

будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень

серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии

платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к

кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо

непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным

учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным

юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме

задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк

данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой

валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного

сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в

национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте

(чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием

непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности.

Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не

влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей

направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через

осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-

кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при

условии принятия странами-должниками программ макроэкономических

преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ.

Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в

согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности

содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу

до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным

фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются

большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед

официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает

предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно,

заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в

свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности

урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал

специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять

программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями,

которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере

успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на

получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для

погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной

программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и

приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную

экономическую политику не является строгим юридическим термином.

Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном

фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что

обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную

экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они

так считают?

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-

заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

. ограничение роста денежной массы,

. сокращение дефицита государственного бюджета,

. контроль над предоставлением кредитов, совершенствование

политики обменного курса национальной валюты (речь идет об

устранении искусственного завышения курса путем девальвации),

. устранение контроля над ценами, совершенствование торгового

баланса,

. ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с

сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и

т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и

других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во

многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так

что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-

должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против

собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является

членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с

кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу

экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были

направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства

вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна

не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-

должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский

клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к

проведению экономических реформ.

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств

среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает

равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с

пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой

работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что

для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока,

будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в

переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят,

чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками

для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов.

Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей

содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться

аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от

других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях

обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов,

правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных

кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий

рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении

кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить

возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для

представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как

правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но

иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба

переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с

делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры

занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда

переговоры почти полностью проваливаются в результате возникновения в

последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспоминает один из

участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. — Помню, как совершенно

неожиданно разрешилась одна из таких паровых ситуаций в мужском туалете в

Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского

Центрального банка».

II. Условия реструктуризации долга.

Реструктуризация долга – это одна из форм реорганизации условий долга, в

ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат

задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых

должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике

таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала

достаточно популярной практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги

правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности

перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба реструктуризация

задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя

не всегда.

В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные

методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились

четыре категории стран-должников:

| |

|Категории стран-должников |

|Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия |

|Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия. |

|Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия |

|Парижского Клуба |

|Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может |

|быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных |

|соображений. |

1. Торонтские Условия.

Были приняты в 1988 году.

| |

|ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ |

|Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на|

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.