бесплатно рефераты
 

Основы валютного законодательства

местонахождение или местожительство. В сфере валютных отношений резиденты и

нерезиденты наделяются различными правами и обязанностями, в их отношении

по-разному осуществляется валютный контроль.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» также дает

определение понятия «уполномоченные банки», под которыми подразумеваются

банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального Банка

РФ на проведение валютных операций. Покупка и продажа иностранной валюты в

РФ проводится только через уполномоченные банки, как непосредственно, так и

через валютные биржи. Сделки купли-продажи иностранной валюты, заключенные

в нарушение этих норм, являются недействительными.

Для правильного понимания валютных правоотношений принципиальное

значение имеет законодательное разграничение валютных операций на 2

основных вида: текущие валютные операции; валютные операции, связанные с

движением капитала. Разделение валютных операций на 2 типа – дань их

влиянию на экономические процессы.

Текущие валютные операции направлены на обслуживание экспортно-

импортных торговых операций (в т.ч. на их оплату, включая получение

кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных

средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, доходы,

переводы и т.д.). Валютные операции, связанные с движением капитала,

означают вложение российского капитала в иностранную экономику, а также

ввоз иностранного капитала в страну. И тот, и другой процесс (отток

капитала или установление иностранного контроля за отдельными

предприятиями) могут иметь негативные последствия для отечественной

экономики. Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные

операции без ограничений, а операции связанные с движением капиталов

подлежат жесткому контролю со стороны государства, в лице соответствующих

органов.

Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или

административное запрещение, лимитирование или иная регламентация операций

резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в

пользу государства или крупных предпринимателей, а их введение может

диктоваться как политическими, так и экономическими мотивами. Валютные

ограничения известны законодательству большинства экономически развитых

стран и включают в себя: централизацию валютных операций в центральных

(национальных) банках; лицензирование валютных операций; право на полное

или частичное блокирование валютных счетов; обязательную продажу валютной

выручки экспортеров (полностью или частично) центральному или

уполномоченным банкам; ограничение обратимости валют и т.д.

Законодательные ограничения операций с валютными ценностями – одна из

форм валютной политики РФ, которая может применяться как к текущим

операциям, так и к операциям связанным с движением капитала. Одним из

объектов валютных ограничений является валютные права предприятий и

населения. Деятельность предприятий-экспортеров регулируется с помощью

экспортных лицензий, экспортно-импортных тарифов, обязательной продажи

части валютной выручки на внутреннем рынке РФ. Российские предприятия могут

покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом только с разрешения ЦБ

РФ.

В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет

вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами РФ наличной национальной

валюты на сумму свыше 500 МРОТ. Вывоз иностранной валюты свыше 1500 $US

допускается только при наличии справки уполномоченного банка, а суммы свыше

10 000 $US могут вывозиться только при наличии специального разрешения ЦБ

РФ. Другим важнейшим валютным ограничением является официальный запрет

обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства

на территории РФ.

В качестве смягчающего момента в валютной политике РФ можно назвать

предоставленное гражданам право открывать валютные счета в банках, а также

продавать и покупать валюту в обменных пунктах уполномоченных банков.

Нерезидентам разрешено открывать счета в рублях РФ в российских банках, что

является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок РФ.

4. Валютный курс и порядок его определения

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.92 г. № 629 «О

частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и

взимания экспортных пошлин» Банк России осуществляет установление

официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, используемых при расчетах

доходов и расходов государственного бюджета, для всех видов платежно-

расчетных отношений государства с предприятиями, объединениями,

организациями и гражданами, а также для целей налогообложения и

бухгалтерского учета без обязательства осуществлять операции купли-продажи

иностранных валют по указанным курсам.

Банк России каждый рабочий день не позднее 12 часов по московскому

времени устанавливает официальные курсы валют стран, являющихся ведущими

внешнеэкономическими партнерами РФ, к российскому рублю. При этом:

- официальный курс доллара США к российскому рублю устанавливается на

основе котировок текущего рабочего дня биржевого и внебиржевого валютных

рынков по операциям «$US-рубль РФ»;

- официальные курсы других свободно конвертируемых валют к рублю РФ

рассчитываются и устанавливаются на основе официального курса $US к рублю,

устанавливаемого ЦБ РФ, и курсов данных валют к $US на международных

валютных рынках на 10 часов по московскому времени текущего рабочего дня;

- официальные курсы валют с ограниченной конверсией к рублю РФ

устанавливаются на основе официального курса $US к рублю, устанавливаемого

ЦБ РФ и котировок данных валют к $US на московском биржевом и внебиржевом

валютных рынках;

- официальные курсы валют стран, являющихся ведущими внешнеэкономическими

партнерами РФ, к российскому рублю вводятся в действие приказом Банка

России по установленной форме. Указанные курсы вступают в силу в

календарный день, следующий за днем подписания приказа, и действуют в

отношении каждой из валют до вступления в силу следующего официального

курса данной валюты, если иное не определено нормативными актами ЦБ РФ.

После подписания приказов об установлении официальных курсов

иностранных валют к рублю РФ Департамент иностранных операций Банка России

передает информацию об установленных курсах в информационное агентство

«Рейтер» и территориальные учреждения ЦБ РФ; приказы об установлении

официальных курсов иностранных валют к рублю РФ в Административный

департамент ЦБ РФ для их регистрации и распространения в заинтересованные

министерства, ведомства и организации; электронную копию приказов об

установлении официальных курсов иностранных валют к рублю РФ в Департамент

внешних и общественных связей для распространения в средствах массовой

информации.

5. Правовое регулирование валютного контроля

Основы правового регулирования валютного контроля определены разделом

3 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно статьи

10 названного Закона целью валютного контроля является обеспечение

соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются: проверка

соответствия проводимых валютных операций законодательству и наличия

необходимых лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами

обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по

продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности

платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и

отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в

валюте РФ. Названные функции позволяют предположить, что кроме проверки

законности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за

их целесообразностью.

Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами

валютного контроля и агентами валютного контроля. С точки зрения полномочий

одно из главных отличий органов валютного контроля от агентов заключается в

праве первых издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и

нерезидентов в РФ. Органами валютного контроля согласно Закону являются ЦБ

РФ и Правительство РФ, а в качестве агентов валютного контроля определены

уполномоченные банки.

В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие функции

в сфере валютных отношений является Центральный банк РФ, который имеет

право: определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и

ценных бумаг в иностранной валюте; издавать нормативные акты, обязательные

для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правила проведения

операций с иностранной валютой, с валютой РФ и ценными бумаги в иностранной

валюте и валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и

иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать

такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок и

сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия.

Помимо ЦБ РФ к органу валютного контроля относится Правительство РФ в

лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по

налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ,

правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла

Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, которая была

упразднена в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных

органов исполнительной власти» от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были

переданы Министерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству

экономического развития и торговли РФ.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, в

соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г.

«Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю» (в

редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла

следующие функции:

- координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по

осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-

импортных и иных внешнеэкономических операций;

- организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и

нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнения

резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая

обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке,

обоснованностью платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала

за границу, за осуществлением операций с ценными бумагами в иностранной

валюте, а также за другими операциями, относящимися к сфере

внешнеэкономической деятельности; организацию проверок полноты и

объективности учета и отчетности по валютным и иным внешнеэкономическим

операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ;

- осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставления

предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых

товаров, а также их квотирования и лицензирования;

- разработку предложений по совершенствованию валютного законодательства,

нормативных и методических документов по вопросам развития системы

валютного и экспортного контроля;

- организацию и проведение с участием заинтересованных министерств и

ведомств, а также с привлечением иностранных специалистов и фирм,

аудиторских проверок внешнеэкономической деятельности отдельных резидентов

и нерезидентов;

- взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля других

государств;

- иные функции валютного и экспортного контроля во исполнение решений

Президента РФ и Правительства РФ.

В развитие валютного контроля ЦБ РФ совместно с ГТК РФ разработали и

ввели в действие Инструкцию от 12.10.93 г. № 19 «О порядке осуществления

валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта

товаров». Решением РС РФ от 03.12.98 г. данный документ был признан

незаконным и не подлежащим применению. В 1999 году ЦБ РФ и ГТК РФ издали

новую Инструкцию № 86-И от 13.10.99 г. под тем же названием взамен

признанной ВС РФ незаконной. Основная задача, которая решается названными

нормативными документами – пресечь утечку капиталов из РФ за границу.

Согласно инструкции предприятие-экспортер (резидент РФ заключивший контракт

на экспорт товаров) обязан предъявить контракт в уполномоченный банк, где

находится валютный счет экспортера, на который должна поступить выручка от

экспорта. Банк оформляет паспорт сделки – формализованный документ,

содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного

контроля. Паспорт, подписанный уполномоченным банком и экспортером,

предоставляется в таможенные органы вместе с другими документами для

оформления экспорта товара. Уполномоченный банк принимает на себя функции

агента валютного контроля за поступлением валютной выручки по данному

контракту.

6. Ответственность за нарушение правил о валютных операциях

Основные виды ответственности установлены пунктом 1 статьи 14 Закона

РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»: а) взыскание в доход

государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона

сделкам; б) взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не

по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций;

ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;

непредставление или несвоевременное предоставление органам или агентам

валютного контроля документов или информации несут ответственность в виде

штрафов в пределах суммы, которая либо не была учтена; либо была учтена

ненадлежащим образом; либо по которой документы и информация не были

предоставлены в установленном порядке.

При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение

или ненадлежащие выполнение предписаний органов валютного контроля

резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде: а) взыскания в доход

государства сумм, указанных в пункте 1 статьи 14 Закона, а также штрафов в

пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ; б)

приостановление действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных

органами валютного контроля лицензий и разрешений; в) других санкций,

предусмотренных законодательством РФ.

Должностные лица юридических лиц-резидентов и юридических лиц-

нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут

уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного

контроля с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц – в

судебном.

В целях усиления валютного контроля за поступлением валютной выручки

на счета резидентов Указом Президента РФ от 21.11.1995 г. «О первоочередных

мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» был установлен порядок,

в соответствии с которым расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов,

предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз

товаров с названной таможенной территории, осуществляется только через

счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с

нерезидентами. Импортеры-резиденты обязаны ввезти товары в РФ, либо

обеспечить возврат (в течении 180 дней) средств, ранее переведенных в

оплату товаров. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих

предписаний импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в

размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в

оплату товаров.

Уголовная ответственность предусмотрена УК РФ за: незаконный оборот

драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст.191);

нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных

камней (ст.192); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

(ст.193).

7. Заключение

В процессе создания эффективно работающего и контролируемого

внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных

принципов:

Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью

денежно-кредитной политики государства, должно своими методами

способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны,

очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не

может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим

ориентирам экономической политики государства.

Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное

влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться

последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъекты

хозяйственной деятельности очень чутко реагируют на любые изменения в

области валютного регулирования, поэтому любые непродуманные действия в

этой сфере, могут привести к разрушительным последствиям, что подтверждает

мировой опыт.

В-третьих, валютное законодательство в РФ еще далеко от своего

полного становления, оно объективно ограничено, не полностью

систематизировано, отрывочно, а зачастую и противоречиво. В целом же оно

достаточно сложно даже для специалистов, не говоря о работниках предприятий

и банков, поэтому, чем меньше будет исключений из единых правил и норм

валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная политика

государства. Практика показывает, что многочисленные льготы, которые

делались в интересах отдельных регионов, отраслей и даже конкретных

предприятий существенно усложняло работу банковской системы, «запутывало»

законодательство, делало невозможным применение универсальных санкций за

нарушение единых норм. Предоставление таких льгот не сопровождается мерами

специального контроля за фактическим их использованием, что создает

незаслуженные преимущества одних участников валютных отношений перед

другими и стимулирует иждивенческие настроения у претендентов на льготы.

Предоставление индивидуальных льгот опасно, прежде всего, тем, что оно

нарушает целостный и единообразный механизм государственного валютного

регулирования и контроля.

В-четвертых, необходимо сочетание активного нормотворчества в области

валютного регулирования с одновременным введением мер контроля за

выполнением установленных правил совершения валютных операций. Решение этой

проблемы видится в развитии комплексной системы государственного валютного

контроля за соблюдением валютного законодательства резидентами и

нерезидентами в РФ.

8. Список использованной литературы

1. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г.

№ 3615-1 // «Ведомости СНД и ВС РФ» от 12.11.1992 г. № 45, ст. 2542

2. Постановление Правительства РФ «Об усилении валютного и экспортного

контроля и о развитии валютного рынка» от 06.03.1993 г. № 205 //

«Собрание актов Президента и Правительства РФ» от 15.03.1993 г. № 11, ст.

940

3. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы России по

валютному и экспортному контролю» от 16.06.1993 г. № 560 // «Собрание

актов Президента и Правительства РФ» от 21.06.1993 г. № 25, ст. 2394

4. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы России по

валютному и экспортному контролю» от 07.07.1998 г. № 725 // «Собрание

законодательства РФ» от 13.07.1998 г. № 28, ст. 3364

5. Инструкция ЦБ РФ «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками

счетов нерезидентов в валюте РФ» от 16.07.1993 г. № 16 // «Финансовая

газета» за 1993 г. № 31

6. Положение ЦБ РФ «О порядке установления ЦБ РФ официальных курсов

иностранных валют к рублю РФ» от 31.12.1998 г. № 66-П // Документ

опубликован не был, правовая система «КонсультантПлюс»

7. Письмо ЦБ РФ «О нормах вывоза и ввоза наличной валюты РФ физическими

лицами (резидентами и нерезидентами)» от 19.09.1996 г. № 331 // «БНА

ФОИВ» № 8 за 1996 г.

8. Письмо ЦБ РФ «Обобщение практики применения нормативных актов Банка

России по вопросам валютного регулирования» // «Вестник Банка России» от

10.08.2000 г. № 44

9. Информационное письмо ВАС РФ «Обзор практики разрешения арбитражными

судами споров, связанных с применением законодательства о валютном

регулировании и валютном контроле» от 31.05.2000 г. № 52 // «Вестник ВАС

РФ» № 7 за 2000 г.

10. «Финансовое право», учебник под редакцией проф. О.Н. Горбуновой /

«Юристъ», Москва, 1996 г., стр. 323-340

11. «Финансовое право», учебник под редакцией проф. Н.И. Химичевой /

«Юристъ», Москва, 1999 г., стр. 580-594

12. Грачева Е.Ю. и Соколова Э.Д. «Финансовое право», учебное пособие /

«Юриспруденция», Москва, 2000 г., стр. 192-207

13. Селивановский А.С. «Комментарий к Закону РФ «О валютном регулировании и

валютном контроле» / АКДИ, Москва, 2000 г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.