бесплатно рефераты
 

Организация, цели и функции центральных банков развитых стран и Банка России

возложена обязанность поддерживать общую экономическую политику

правительства. Для обеспечения сотрудничества федерального правительства и

НФБ законом установлено, что правительство приглашает на свои заседания

президента НФБ, если предметом рассмотрения являются вопросы денежного

обращения, кредита и иные финансовые проблемы. С другой стороны, любой член

федерального правительства вправе принимать участие в заседаниях

Центрального совета банка. Но такому участнику не предоставлено право

решающего голоса, хотя он может выступать со своими соображениями по

рассматриваемому вопросу и вносить предложения.

Для современной организации Банк де Франс характерна централизация всей

административной власти в руках управляющего. Он и оба его заместителя

назначаются декретом Совета Министров. Управляющий приносит присягу

Президенту республики. По мере необходимости, но не реже одного раза в год,

управляющий представляет президенту отчет об операциях Банка де Франс.

Управляющий представляет банк во внешних отношениях и пользуется

исключительным правом подписания договоров и соглашений от имени Банк де

Франс. Управляющий председательствует в Генеральном совете банка и

определяет его повестку дня. В Генеральный совет, кроме управляющего и его

заместителей, входят 10 советников, обязательно имеющих французское

гражданство, а также финансовый инспектор и его заместитель, назначаемые

министром экономики, финансов и бюджета. 9 советников назначаются декретом

Совета Министров, а один ( избирается служащими банка на основе тайного

голосования.

В компетенцию Генерального совета входит: рассмотрение общих вопросов

управления банка, принятие бюджета и внесение в него изменений, утверждение

балансового бухгалтерского отчета и другие функции.

Решение Генерального совета считается принятым, если за него

проголосовали не менее 7 членов. Оно окончательно вступает в силу, если

финансовый инспектор не приносит свои возражения. В противном случае

управляющий вновь ставит вопрос на обсуждение. Ни одно решение Генерального

совета не подлежит исполнению, если оно не скреплено подписью управляющего.

Изложенные выше процедура назначения, порядок деятельности и

подотчетность основных органов Центрального банка свидетельствуют об

определенной зависимости Банк де Франс от исполнительной власти.

Высшим органом Банка России является Совет директоров ( коллегиальный

орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и

осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов

Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе

в Банке России. Председатель Банка России назначается на должность

Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от

общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность

Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не

позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка

России. Если отклонена предложенная на должность Председателя Банка

России кандидатура, Президент Российской Федерации в течение двух недель

вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух

раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка

России более трех сроков подряд.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре

года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России,

согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа

присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и

обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его

замещающего. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает

и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной

денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его

Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год

не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные

расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка

России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России

и других служащих Банка России;

6) принимает решения:

. о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

. об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций в

соответствии со статьей 61 настоящего Федерального закона;

. о величине резервных требований;

. об изменении процентных ставок Банка России;

. об определении лимитов операций на открытом рынке;

. об участии в международных организациях;

. об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка

России, его учреждений, организаций и служащих;

. о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка

России, его учреждений, организаций и служащих;

. о применении прямых количественных ограничений;

. о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме

выпуска наличных денег;

. о порядке формирования резервов кредитными организациями;

18) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного

19) капитала Банка России;

20) утверждает порядок работы Совета директоров;

21) назначает главного аудитора Банка России;

22) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о

подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы

организаций Банка России, порядок назначения руководителей

подразделений, учреждений и организаций Банка России;

23) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую

систему Российской Федерации и д.р.

Сам Банк России образует единую централизованную систему с

вертикальной структурой управления (см. приложение 3).

В систему Банка России входят центральный аппарат,

территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные

центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия,

учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и

Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления

деятельности Банка России. Национальные банки республик являются

территориальными учреждениями Банка России.

Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического

лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а

также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства

без разрешения Совета директоров.

Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и

права, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются

Советом директоров в соответствии с федеральными законами. Совет

директоров, кроме того, создает пенсионный фонд для дополнительного

пенсионного обеспечения служащих Банка России, а также организует

страхование жизни и медицинское страхование служащих.

Подводя итог рассмотренному, отметим, что в целом структура Банка

России наиболее напоминает структуру банка Великобритании, однако в

процессе назначения высших управляющих имеются значительные различия: в

Англии управляющий назначается на должность правительством, а в России он

утверждается ГД по представлению Президента Российской Федерации. Данные

различия обусловлены декларацией принципа разделения властей,

провозглашенного Конституцией Российской Федерации, в соответствии с

которым ветви власти в России разделяются на исполнительную (Правительство

РФ), законодательную (Федеральное Собрание) и судебную (Конституционный суд

РФ), а президент не является главой исполнительной власти, а представляет

собой гаранта законности, прав и свобод человека. Поэтому именно с целью не

дать возможность какой либо ветви получить полный контроль над таким

важнейшим институтом как ЦБ и был принят данный принцип утверждения на

руководящие посты, когда в назначении Председателя Банка России участвуют

по крайней мере два высших института власти.

В дальнейшем данный принцип прослеживается и через всю организацию ЦБ,

где основные полномочия даны именно коллегиальному органу. В этом основное

отличие структуры Банка России от банка Франции, в котором основные

полномочия сосредоточены в руках управляющего, обладающего единоличной

властью.

III. Контрольные и надзорные функции Центрального банка

В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского

надзора:

1) защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;

2) защита клиентов банка от «системного риска»[2], защита страхового фонда

или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые

имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие

меры по защите банковских вкладчиков;

3) обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе

в целом и к кредитным институтам в отдельности.

В некоторых странах осуществление банковского надзора возложено на

центральные банки (например, Великобритания, Италия, Россия); в других

принята смешанная система, при которой Центральный банк выполняет

обязанности по надзору совместно с другими государственными органами

(например, США, ФРГ). Организация банковского надзора закреплена

соответствующими законами, и надзору придан статус публично-правовой

деятельности. Ряд аналитиков считает, что последнее предпочтительнее

закрепления функций по надзору за центральным банком, полагая, что тем

самым обеспечивается более высокий уровень независимости надзорного органа.

В этом случае объединение усилий Центрального банка и другого

государственного органа делает возможным, с одной стороны, использование в

контрольной работе высокой квалификации банковских работников и, с другой,

придает деятельности по надзору государственно-властный характер.

Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы

статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку

работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений.

В соответствии с Законом 1987 г. Банк Англии учреждает комитет, носящий

название Совета по надзору за банковскими учреждениями. Совет объединяет

трех членов ex officio (управляющего, его заместителя и исполнительного

директора Банка Англии, отвечающего за осуществление надзора за

учреждениями, которым разрешен прием вкладов) и шесть независимых членов,

назначаемых совместно канцлером казначейства и управляющим Банком Англии на

пять лет. После консультаций с Банком Англии казначейство может издать

приказ об изменении в ту или другую сторону числа членов Совета. При этом,

однако, в Совете должно сохраняться большинство независимых членов. Отчеты

о деятельности Совета составляются им ежегодно.

С 1961 г. Банк Англии публикует ежеквартальный бюллетень, содержащий

статистические данные о банковских учреждениях.

В силу Закона о банковской деятельности 1979 г. управляющий, его

заместитель и еще три лица (назначаемые управляющим и заместителем из числа

должностных лиц или служащих Банка Англии) образуют Совет по охране

банковских вкладов. Совет должен осуществлять управление фондом охраны

банковских вкладов, образуемым на случай острой нуждаемости учреждений,

которым разрешен прием вкладов, в денежных средствах при несостоятельности.

Фонд образуется за счет вкладов, вносимых этими учреждениями на счета Банка

Англии, который по возможности инвестирует эти средства и передает

полученную прибыль фонду. Первоначальный вклад должен составлять не менее

20 тыс. ф. ст., но при этом не превышать 300 тыс. ф. ст.

В целях исполнения обязанностей по надзору за банковскими учреждениями

Банк Англии правомочен давать им указания в связи с получением разрешения

на прием вкладов. В этих указаниях могут содержаться требования о принятии

определенных мер или, напротив, о воздержании от действий, об ограничении

объема деятельности (объема принимаемых вкладов, суммы кредитований и т.

п.), о запрещении заключать сделки определенного рода, об отзыве директора,

контролера или управляющего соответствующего учреждения. Указания

составляются в письменной форме и должны быть мотивированы. Действие их

прекращается по истечении 28 дней с момента отправления.

Специфической чертой взаимоотношений Банк Англии с другими банками

является то, что эти отношения в большей степени опираются на

«джентльменские соглашения», а не на законодательные предписания, и свои

указания Банк Англии направляет банкам в виде так называемых просьб,

которые тем не менее неукоснительно удовлетворяются.

С 1 октября 1987 г. Банк Англии публикует данные о том, каких критериев

он придерживается при даче, отзыве или ограничении действия разрешения на

прием вкладов.

Законом от 29 июля 1988 г. о дисциплине и контроле за деятельностью

кредитных учреждений установлены широкие полномочия Банка Испании в

указанной сфере.

К компетенции Банка Испании закон относит применение санкций к

кредитным учреждениям за незначительные серьезные правонарушения, а

применение санкций за более серьезные правонарушения осуществляется

Министерством экономики и финансов по согласованию с Банком Испании. Банк

Испании вправе налагать в основном штрафные санкции – в размере от 1 млн.

до 10 млн. песет. В отдельных случаях в виде санкции может быть

аннулировано разрешение на осуществление кредитной деятельности, может быть

сделан выговор в частном или публичном порядке, приостановление

деятельности кредитного учреждения и т.д. Для осуществления санкции Банк

Испании выносит соответствующую резолюцию.

Кроме того, если в результате проверки деятельности кредитного

учреждения принимается решение о его ликвидации, Министерство экономики и

финансов должно утвердить результаты такой проверки и обоснованность

выводов инспектирующих органов.

Интересно, что по поручению Министерства экономики и финансов Банк

Испании разрабатывает и изменяет формы бухгалтерского учета, а также формы

для составления балансов и счетов кредитных учреждений.

Банк Испании осуществляет также контроль за распределением долей

участия в капитале банковских учреждений. Например, предусмотрено, что

приобретение доли участия в банковском капитале, равной или превышающей 15%

от уставного капитала, физическим или юридическим лицом, возможно лишь с

разрешения Банка Испании.

Контрольная функция центральных банков реализуется также и через

предоставленное им право выдачи различных разрешений в области организации

и осуществления банковской деятельности.

Банк Италии дает прочим кредитным учреждениям разрешение на открытие

филиалов и агентств в Италии и за ее пределами. Кроме того, Банк Италии

устанавливает минимальный размер капитала или дотационного фонда, при

наличии которых возможно создание новых кредитных учреждений.

При Банке Италии ведется специальная книга, в которой регистрируются

все кредитные учреждения. О каждом кредитном учреждении должны быть

приведены следующие сведения:

наименование;

правовая форма, дата, когда учреждение было создано;

величина капитала или дотационного фонда и резервов на

основании данных последнего баланса;

местонахождение центральных органов и филиалов.

Кредитные учреждения обязаны периодически предоставлять Банку Италии

сведения о балансе в установленные Банком Италии сроки и на определенных им

условиях.

Банк Италии уполномочен проводить периодические проверки деятельности

кредитных учреждений, проверки проводят чиновники, наделенные правом

требовать предоставления любых документов, необходимых для проведения

ревизий.

Для системы банков Федерального резерва США важную роль играет служба

инспекций. Она производит контроль федеральных резервных банков. В нее

регулярно поступают сведения об инспекционных операциях аудиторских служб

самих банков Федерального резерва, имеющих право проводить инспекции в

отношении всех своих членов и подконтрольных этим членам банков, кроме

национальных. Доклады представляются Совету управляющих с предложениями по

совершенствованию работы СФР в свете изученных ею фактов. Служба оказывает

содействие Совету управляющих в вопросах членства в СФР, полномочий

доверительных собственников, создания зарубежных банковских и финансовых

корпораций, открытия банков-филиалов, компаний.

В Германии же функции надзора и контроля реализованы иначе. По Закону о

кредитном деле от 11 июля 1985 г. кредитными учреждениям являются

предприятия, которые занимаются банковским делом, если объем совершаемых

сделок требует предпринимательской деятельности. Немецкий Федеральный банк

названным законом не отнесен к кредитным учреждениям. НФБ является

своеобразным учреждением, сочетающим в себе черты властного органа и

органа, выполняющего специфические задачи Центрального банка страны. НФБ

обладает реальной возможностью через высшие органы государственного

управления оказывать регулирующее воздействие на сферу банковской

деятельности.

Кроме того, имеется Федеральное ведомство по надзору за кредитными

учреждениями, которое является самостоятельным высшим органом федерации.

Федеральное ведомство по надзору (ФВН) осуществляет надзор за кредитными

учреждениями в соответствии с правилами Закона о кредитном деле. При этом

ФВН и НФБ обязаны взаимно информировать друг друга о своих соображениях и

намерениях, которые могли бы иметь значение для выполнения обоюдных задач.

В Центральном совете банка участвует представитель ФВН, в случае отсутствия

которого в заседании Совета банка участвует Президент ФВН, не имеющий права

голоса, но пользующийся правом выступать с заявлениями.

ФВН при выполнении своих задач может пользоваться услугами других лиц и

учреждений.

Федеральный министр финансов может своим распоряжением определить вид,

объем и время проверки кредитных учреждений, занимающихся фондовыми

операциями и операциями по вкладам. Он издает такое распоряжение в случаях,

когда это необходимо для выполнения задач федерального ведомства по надзору

за кредитными учреждениями, в частности для предотвращения возможных

злоупотреблений. Контролер вкладов назначается ФВН, которое может в

отдельных случаях продлить право назначения контролера НФБ.

ФВН должно противодействовать нарушениям в кредитном деле, которые

угрожают безопасности ему представленных ценностей, доверенных кредитным

учреждениям, затрагивают нормальное ведение банковских операций или могут

причинить существенный вред экономике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.