бесплатно рефераты
 

Организация, цели и функции центральных банков развитых стран и Банка России

Через 145 лет после своего образования он становится центральным

государственным банком страны.

Банк де Франс имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы

профессиональной деятельности.

Банк де Франс уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной

политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий,

осуществляемых в этой области на основе постановлений правительства.

Банк де Франс в настоящее время превратился из банка, обслуживающего

кредитные учреждения и частных лиц, в «банк банков». Главными его клиентами

являются банки и государство. Несмотря на это, законодательство не

исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько

Предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают

пользоваться его услугами.

Рассмотрим теперь Банк России. Уставный капитал и имущество ЦБ нашего

государства являются федеральной собственностью. Банк России использует их

на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет

свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку

России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах

(следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом.

Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не

может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в

капиталах международных организаций также ограничено).

Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по

обязательствам Банка России, а Банк России ( по обязательствам

государства.

Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его

компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для

федеральных органов государственной власти, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех

юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным

законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает

за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах,

необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от

прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Порядок образования и использования резервов и фондов определяется

Советом директоров.

Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих

капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован,

его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу[1]. Он

регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты (в

отличие от Банка Англии, который издает так называемые просьбы).

Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое

Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не

отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых;

незначительные отклонения могут лишь быть объяснены путем исторического

развития банковских систем.

II. Организация и структура управления центральным банком

Четкое функционирование центральных банков обеспечивается

законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово-

кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащие

государству, строятся как акционерные общества. В связи с этим построение

органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с

аналогичной структурой иных национальных компаний.

Высшим органом управления Банка Англии является директорат,

возглавляемый управляющим. В директорат также входят заместитель

управляющего и 16 директоров (четыре штатных и 12 по совместительству) из

числа руководителей крупнейших компаний, в том числе банковских.

Управляющий назначается правительством на срок в пять лет; срок полномочий

директоров (назначаемых в том же порядке) ( четыре года. За ущерб,

возникший в ходе осуществления функций Банка Англии по Закону 1987 г.,

члены директората отвечают лишь в случае, когда доказана их

недобросовестность.

Для обсуждения конкретных практических вопросов при директорате

действует специальный комитет казначейства, в состав которого входят

управляющий, его заместитель и пять директоров.

Организационное строение Банка Италии характеризуется известной

сложностью, что отражает специфику исторического пути его развития от

частного банка к государственному со смешанным капиталом. Внутренняя

структура Банка такова: во главе его стоит Совет директоров, состоящий из

12 членов и председателя. Центральный совет проводит в жизнь решения

Межминистерского комитета, в состав которого входят председатель ( министр

казначейства, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли,

министр промышленности и торговли, министр труда и президент Банка Италии и

решения которого обязательны для государственного банка.

Местонахождение центрального банка Италии ( г. Рим. Здесь расположены

центральные органы управления банком. Система центрального банка включает в

себя подразделения его центральных органов и 97 отделений, расположенных в

главных городах провинций, ряд представительств за рубежом.

В соответствии с уставом центрального банка система его руководящих

органов включает в себя общее собрание акционеров, Совет директоров,

Исполнительный комитет и Совет аудиторов.

Общее собрание акционеров проводится 31 мая каждого года под

председательством главы Совета директоров. В работе общего собрания

участвуют акционеры, каждый из которых владеет по меньшей мере 100 акциями

в течение 3-х месяцев. Акционеры, владеющие акциями, число которых

колеблется от 100 до 500, имеют один голос на общем собрании; каждые 500

акций свыше 500 дают один дополнительный голос. Основные функции общего

собрания ( утверждение годовых отчетов, назначение аудиторов, установление

размеров вознаграждения членов Совета директоров и Совета аудиторов.

Директоров выбирают на собраниях акционеров, проводимых на местах,

сроком на 3 года. Однажды избранные директора могут быть избраны на ту же

должность вновь. Совет директоров осуществляет общее управление делами

банка, а также назначает председателя, генерального директора и двух

заместителей генерального директора.

Эти назначения должны быть утверждены декретом Президента Республики,

издаваемым по предложению премьер-министра, с одобрения министра

казначейства и с учетом мнения Совета Министров.

При решении особо важных вопросов Совет директоров проводит

консультации с Исполнительным комитетом, включающим в себя четырех

директоров, которые назначаются на эти должности ежегодно. Председатель

Совета директоров одновременно является председателем Исполнительного

комитета. На заседаниях Совета директоров и Исполнительного комитета

присутствуют генеральный директор (с правом совещательного голоса), два

заместителя генерального директора и председатель ( министр казначейства.

Непосредственное управление банком осуществляет директорат,

возглавляемый председателем Совета директоров. Помимо председателя в

директорат входят генеральный директор и два его заместителя.

Федеративный характер США находит свое отражение в структуре

организации банков Федерального резерва. Управление в БФР осуществляется

Советом директоров численностью девять человек. Совет директоров состоит из

трех классов ( все данные должности выборные): А – три члена от банковских

кругов; В – три члена от представителей торговли, сельского хозяйства и

промышленности и С – три члена, назначаемые Советом управляющих СФР.

Директорами класса А не могут быть сенаторы и конгрессмены, класса В и

С ( должностные лица, директора и служащие банков.

БФР как полномочная корпорация может:

1) утвердить и использовать печать корпорации;

2) обладать имуществом;

3) заключать сделки;

4) искать в суде и быть ответчиком, подавать жалобы, защищаться в суде

общего права или права справедливости;

5) назначать Советом директоров президента, вице-президента;

6) определять Советом директоров устав соответствующий закону и

регулирующий порядок ведения общей предпринимательской деятельности;

7) получать по вкладам казначейства Соединенных Штатов в любых облигациях

Соединенных Штатов от контролера денежного обращения обращающихся

бланковых векселей.

Вся система Федерального резерва управляется с помощью трех органов:

Совета управляющих СФР, Федерального консультативного совета, Федерального

комитета по операциям на открытом рынке.

Совет управляющих системой Федерального резерва состоит из семи членов,

назначаемых президентом по совету и с согласия Сената. Срок полномочий

каждого члена Совета управляющих ( 14 лет. Повторное избрание одного и того

же лица на эту должность исключается. Признается незаконной практика

занятия членами Совета управляющих любой должности в одном из банков-

членов.

Обычно Совет управляющих собирается ежедневно для рассмотрения текущих

вопросов кредитно-денежной политики, выполнения надзорных функций,

возложенных на него Конгрессом США, и рассмотрения административных

вопросов, связанных с деятельностью как самого Совета управляющих, так и

всей системы Федерального резерва.

По закону Совет управляющих наделен следующими полномочиями:

1) инспекция деятельности любого банка Федерального резерва и любого банка

( члена системы Федерального резерва;

2) разрешать или требовать переучета банками Федерального резерва уже

дисконтированных другими банками Федерального резерва ценных бумаг по

учетным ставкам, определяемым Советом управляющих;

3) приостанавливать на срок не более тридцати дней действие требования об

обязательных резервах;

4) контролировать и регулировать через Бюро под руководством контролера

денежного обращения выпуск и изъятие из обращения билетов Федерального

резерва;

5) увеличивать число городов Федерального резерва вследствие создания в них

национальных банковских ассоциаций или исключения ряда городов из списка

городов Федерального резерва;

6) приостанавливать деятельность должностных лиц или директоров какого-либо

банка Федерального резерва или отстранение их от должности;

7) требования представления выписок касательно активов баланса, вызывающих

большое сомнение;

8) приостанавливать операции банка Федерального резерва, идущие с

нарушением законов, брать на себя руководство или ликвидировать его или

преобразовывать;

9) осуществлять общее руководство банками Федерального резерва;

10) передавать некоторые свои функции, кроме самых важных, таких, как

определение кредитно-денежной политики, одному или нескольким членам

Совета управляющих или служащим этого совета или банкам Федерального

резерва;

11) осуществлять наем уполномоченных, экспертов, помощников, клерков и иных

служащих по мере надобности для своей успешной работы. Заработная плата

устанавливается Советом управляющих;

устанавливать нормы обязательного резерва для каждого округа Федерального

резерва и периодически пересматривать их.

12) пересматривать и утверждать правила о передаче фондов и обязательств

между банками Федерального резерва и их филиалами и выступать, по своему

усмотрению, расчетной палатой для таких банков Федерального резерва.

Совет управляющих является сложным органом: в его составе находится

четырнадцать подразделений:

1. Секретариат, возглавляемый секретарем, высшим должностным

административным лицом. Секретариат осуществляет руководство кадрами всех

подразделений Совета управляющих и БФР. Через секретариат идет вся

корреспонденция, он же ответствен за ведение протоколов собраний.

2. Юридическая служба, возглавляемая Главным консультантом Совета

управляющих. Задача службы ( представление разъяснений и дача

рекомендаций по всем обсуждаемым в Совете управляющих вопросам.

3. Служба исследований и статистики, возглавляемая директором. Служба

предоставляет необходимую для выработки правильной политики экономическую

информацию.

4. Служба международных финансов оказывает содействие в вопросах зарубежных

операций членами системы Федерального резерва и представляет Совет

управляющих в национальном консультативном совете по международным

денежным и финансовым вопросам.

5. Служба банковских операций занимается исследованием банковских операций,

дает необходимые рекомендации, представляет доклады о деятельности банков

Федерального резерва с точки зрения техники и себестоимости операций, их

основных направлениях, состоянии самих банков.

6. Служба управления кадрами осуществляет выполнение программ Совета

управляющих по кадровой политике и обеспечивает режим секретности.

7. Служба административной помощи выполняет три основные задачи:

осуществляет техническое обеспечение работы Совета управляющих;

распространение публикаций Совета управляющих и передача распоряжений и

приказов конкретным адресатам; управление недвижимостью Совета

управляющих.

8. Управление контролера (возглавляемое контролером Совета управляющих)

решает все финансовые вопросы, определяет количество расходов по

печатанию, выпуску и изъятию билетов Федерального резерва и др.

9. На управление по планированию защитных мероприятий возложена задача

разработки обеспечения деятельности СФР в чрезвычайных обстоятельствах.

Также в состав Совета управляющих входят группа советников и

помощников, Совет по законодательству. Постоянный издательский комитет

осуществляет ежемесячное издание Бюллетеня Федерального резерва и др.

Федеральный консультативный совет состоит из двенадцати членов ( по

числу округов Федерального резерва. Ежегодно на Совете директоров каждого

банка Федерального резерва избирается от своего округа один человек в

указанный совет. Собрания Федерального консультативного совета должны

происходить не менее четырех раз в год. Решения на собраниях совета

принимаются простым большинством голосов.

Федеральный консультативный совет обладает следующими полномочиями:

1) обсуждать непосредственно с Советом управляющих СФР общие вопросы

предпринимательства;

2) сделать устные или письменные представления по вопросам, входящим в

компетенцию Совета управляющих;

3) делать запросы и представлять рекомендации в отношении учетных ставок,

деятельности, связанной с переучетом, выпуском банковских билетов,

условий обязательных резервов в различных округах Федерального резерва,

проведения операций на открытом рынке банками Федерального резерва и

общих вопросов системы банковских резервов.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке состоит из всех

членов Совета управляющих СФР и пяти представителей двенадцати банков

Федерального резерва США.

Собрания комитета проходят в г. Вашингтоне, Федеральном округе

Колумбия. Собрания должны проводиться минимум четыре раза в год. Созыв

собрания осуществляется по решению председателя Совета управляющих СФР или

по требованию любых трех членов комитета.

Главная задача комитета ( рассмотрение, утверждение и доведение до

сведения каждого федерального резервного банка или их группы правил по

проведению им (ими) операций на открытом рынке.

Органами Немецкого Федерального банка являются Центральный совет банка,

директорат, а в главных управлениях, находящихся в столицах земель, (

правления. Центральный совет банка определяет денежную и кредитную политику

НФБ. Совет состоит из президента и вице-президента НФБ, членов директората

и президентов центральных банков земель. Президент, вице-президент входят в

состав директората. Число прочих членов директората может быть до восьми.

Последние годы их было шесть: это руководители отделов банка, которые

отвечают также за один, два, а иногда и больше центральных банков земель.

Президент, вице-президент и другие члены директората назначаются

федеральным президентом по представлению федерального правительства. При

составлении своего предложения федеральное правительство должно выслушать

мнение Центрального совета банка.

В каждой земле НФБ имеет главное управление, которое обозначается как

Центральный банк земли. Во главе этого банка стоит правление, состоящее из

президента, вице-президента и одного-двух членов правления. Президенты

центральных банков земель назначаются федеральным президентом по

представлению бундесрата. Бундесрат делает свое представление на основании

предложения компетентного учреждения земли и с учетом мнения Центрального

совета банка. Вице-президенты и другие члены правлений центральных банков

земель назначаются президентом НФБ по представлению Центрального совета

банка.

Члены директората и правлений назначаются на восьмилетний срок.

Возможно, в виде исключения, назначение и на более короткий срок, но не

менее чем на два года.

Центральный совет НФБ работает под председательством президента или

вице-президента банка. Решения принимаются простым большинством поданных

голосов, т. е. голоса отсутствующих не принимаются во внимание. Директорат

отвечает за реализацию решений, принятых Центральным советом банка. Он

управляет и руководит банком, за исключением вопросов, отнесенных к

компетенции центральных банков земель. В частности, на директорат возложено

ведение дел с федерацией и ее особым имуществом, совершение сделок с

кредитными учреждениями, ведущими свою деятельность на всей территории ФРГ,

сделок с валютой и сделок в обороте с заграницей, сделок на открытом рынке.

Директорат принимает решения простым большинством голосов присутствующих. В

случае равного распределения голосов решающим считается голос

председательствующего (президента или вице-президента НФБ).

Правления центральных банков земель ведут дела с землями и публичными

органами управления в землях, совершают сделки с кредитными учреждениями

своей сферы деятельности, за исключением сделок, зарезервированных за

директоратом НФБ. При каждом Центральном банке земли существует совет, в

котором с участием президента этого банка и его правления обсуждаются

вопросы денежной и кредитной политики. В состав совета могут входить не

более десяти членов, назначаемых президентом НФБ на три года по

представлению правительства соответствующей земли с учетом мнения правления

Центрального банка земли. Не более половины числа членов совета должны

составлять лица, представляющие различные отрасли кредитного дела, а

остальные – представлять промышленность, торговлю, сельское хозяйство, а

также рабочих и служащих.

В системе государственных учреждений ФРГ Немецкий Федеральный банк

занимает особое место. Закон обеспечивает ему независимость от федерального

правительства в сфере осуществления своих правомочий. Вместе с тем на НФБ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.