бесплатно рефераты
 

Надежность коммерческих банков и основные методы ее определения

на современном этапе, причин кризиса банковской системы, методы

определения надежности коммерческими банками. Рассматриваются внешние и

внутренние банковские риски и вопросы управления рисками. Раскрывается

необходимость и Ключевые слова:

В работе использовались материалы ИЦ ”Рейтинг”, независимого

агентства, работающее на рынке банковской информации, , монографии, статьи,

данные финансовой отчетности предприятий и фирм.

Глава 1. Надежность коммерческих банков как необходимое условие развития

банковской системы России

1.1. Факторы, определяющие надежность коммерческого банка. Основные подходы

к оценке надежности коммерческих банков

В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках,

принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка

является актуальной. Актуальность этой проблемы стала еще выше после

августовского банковского кризиса 1998г. еще выше. Последствиями этого

кризиса стали: отсутствие ресурсов для продолжения кредитования различных

секторов экономики, в том числе здоровой ее части что привело к стагнации

производства, падению экспортного потенциала, другим негативным

экономическим и социальным последствиям. Произошло огромное изъятие

средств вкладчиков с банковских счетов, что привело к резкому сокращению

ресурсной базы банков, снижение доверия к банковской системе и к отдельным

банкам как со стороны самого банковского сообщества, так и со стороны

корпоративных клиентов. «Замораживание» значительных объемов банковских

активов в государственных ценных бумагах, потеря банками ликвидности,

значительные убытки, в результате снижение суммарного капитала банковской

системы практически до нуля.

Не лучше отношение к коммерческим банкам и у частных вкладчиков. На

вопрос «Как изменится Ваше отношение к надежности вкладов в коммерческих

банках после принятия закона "О гарантиях вкладов"?» участники опроса,

проводимого ВЦИОМ, дали следующие ответы: Никак не изменится отношение у

2084 (80%) чел.; заметно улучшится - у 56 (2%) опрошенных; 416 (16%) чел.

думают, что их отношение улучшится частично; у 47 (2%) респондентов

отношение частично ухудшится и заметно ухудшится - у 56 (2%) опрошенных[6].

Диаграмма 1. Отношение населения к надежности коммерческих банков

после принятия Закона о частных вкладах

В высшую группу надежности не попал ни один банк, к очень высокой

группе относится только Сбербанк России, к высокой группе надежности

относится только Внешторгбанк России, Газпромбанк, Международный московский

банк.

В «Программе реструктуризации банковской системы России»[7] отмечены

основные проблемы большинства российских банков, накопившиеся в течение 5-

6 лет и приведшие банковскую систему страны к глубокому системному кризису.

Этими проблемами являются:

. значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются

заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в

результате чего значительный объем банковских активов оказался

обесцененным и иммобилизованным;

. тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных

акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их

финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков

проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных групп

клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других

кредиторов;

. низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев –

личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в

проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и

акционеров;

. использование некоторыми московскими банками значительных

государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для

ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что

привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния

государственного бюджета, а также к нерациональному использованию

государственных средств.

В апреле 1999 года лицензию на проведение банковских операций имели

более 600 московских организаций. В середине апреля в Москве прошел девятый

съезд ассоциации российских банков (АРБ). Высокое собрание почтили своим

присутсвием первые лица правительства и Центрального банка. Главной темой

для обсуждения стало состояние российской банковской системы и поиск путей

выхода из кризиса. Выступавшие отмечали, что совокупный капитал банковской

системы России реально равен нулю, что денег на реструктуризацию банков в

бюджете нет, а помощь будут оказываться избирательно только тем кредитным

организациям, которые встроены в региональную и государственные системы.

Были и оптимистичные заявления о том, что реальность оказалась лучше

мрачных прогнозов конца прошлого года.

Однако общий тон выступлений был все-таки минорный, а главным

разочарованием прошедшего съезда, наверное, можно считать отсутствие

единства между правительством, ЦБ и банковским сообществом относительно

того, что нужно делать в сложившейся ситуации. Поэтому чего ждать дальше -

массового отзыва банковских лицензий у так называемых "финансовых бомжей"

или очередных кредитных вливаний в них остается только догадываться. Между

тем заочно в полемику вокруг путей санации российской банковской системы

вступил и председатель Всемирного банка Д.Вулферсон. Тон его заявления был

достаточно жестским. Порекомендовав "быть здоровым и богатым", т.е.

обанкротить банкротов и помочь тем, кто сможет устоять, г-н Вулферсон

прозрачно намекнул на зависимость между успехами реформ в банковском

секторе и получением Россией новых кредитов от ВБ. Так что дело по-прежнему

за малым - начать и удачно завершить реструктуризацию российской банковской

системы.

Реструктуризация банковской системы – это управляемый мерами

Правительства Российской Федерации и Банка России, действиями учредителей и

руководителей кредитных организаций процесс преодоления финансовых

трудностей банков, проявившихся в период финансового кризиса. Целями

реструктуризации банковской системы являются:

. выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее

капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной

ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной

экономики;

. выделение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих

перспектив дальнейшего существования;

. выделение и реформирование крупных неплатежеспособных банков,

ликвидация которых принесла бы значительные социальные и

экономические издержки;

. восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков,

корпоративных клиентов и иностранных партнеров;

. восстановление способности банковской системы проводить расчеты;

. защита вкладов населения, размещенных в банках;

. недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов,

которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной

банковской деятельности в среднесрочной перспективе;

. отстранение неспособного к конструктивной работе банковского

управленческого персонала, его замена на профессиональных банковских

менеджеров, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов и

акционеров банка;

. привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том

числе иностранных инвесторов;

. восстановление нормального функционирования финансовых рынков,

валютного, ценных бумаг, производных финансовых инструментов,

межбанковского кредитного рынка.

В процессе реструктуризации банковской системы Правительство России,

Банк России и российские банки должны руководствоваться следующими

основными принципами:

. приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;

. равное отношение к корпоративным кредиторам, в том числе к

иностранным;

. открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков

перед кредиторами, вкладчиками и органами надзора;

. первоочередная экономическая ответственность старых собственников

банка, выраженная в сокращении принадлежащего им банковского

капитала;

. привлечение кредиторов к управлению банками, подлежащими

реструктуризации;

. оказание государственной поддержки только тем банкам, которые

самостоятельно стараются решить свои проблемы, принимают и успешно

реализуют собственные программы финансового оздоровления.

Удачный выбор банка потребителями банковских услуг – предприятиями и

частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными критериями выбора

банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент

предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец,

самое главное – надежность (устойчивость) банка.

Под надёжностью банка понимается его способность без задержек и в любой

ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание

устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с

применением широкого набора аналитических приемов.

Надёжность банка зависит от множества различных факторов. Условно их

можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды

на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка,

национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также

форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно

стабильно, то положение банка определяется внутренним (эндогенным)

положением.

К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем

персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком

операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом,

внутренняя политика банка.

Каждый из субъектов рынка (ЦБ, коммерческие банки, предприятия и

организации, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти,

физические лица) преследуют собственные цели при анализе финансового

состояния банка. Однако общей целью анализа для всех субъектов является

определение эффективности деятельности и степени надёжности банка.

Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как

внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных

клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними

аналитическими службами банка.

Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со стороны ЦБ,

на основе рейтинговой системы и на основе публикуемой отчетности.

1.2. Анализ надежности банков Банком России. Функции ЦБ направленные на

поддержание надежности коммерческих банков

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и

регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных

целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы

всей банковской системы.

В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

. разработка и проведение кредитно-денежной политики;

. регулирование денежного обращения;

. регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление

контроля за ними;

. осуществление безналичных расчетов;

. хранение золотовалютных резервов страны.

Одной из основных функций ЦБ является надзор за деятельностью

коммерческих банков. В успешном решении этой задачи большую роль играет

система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:

. расчете обязательных нормативов;

. анализе общей финансовой отчетности.

В последнее время также были разработаны и рекомендованы к широкому

применению:

. анализ критериев проблемности коммерческих банков;

. анализ системы показателей деятельности коммерческого банка при

принятии решений о выдаче ему кредитов Центробанка.

Как правило, в текущей работе подразделений ЦБ эти системы оценок

используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные

балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по

балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных

экономических нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской

задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о

деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных

изданиях). Так как основным синтезирующим источником информации о

деятельности коммерческого банка является баланс, анализ начинается с его

«чтения».

В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка,

состояние ликвидности, доходности степени рискованности отдельных

банковских операций.

Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о

деятельности банка производятся:

в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с началом года и другими

отчетными датами за период, не менее одного года;

в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих

примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).

Основными направлениями анализ деятельности банка являются:

1. Соответствие выполняемых банком операций оговоренным в выданной ему

Банком России лицензии.

2. Выполнение банком установленных экономических нормативов (количество

случаев нарушений каждого норматива, причин этого, принимаемые

меры).

3. При появлении в балансе банка новых балансовых счетов, ранее им не

используемых, а также при значительном (в несколько раз) росте

остатков по тем или иным балансовым счетам, значительном удельном

весе отдельных балансовых счетов к итогу баланса необходимо

рассмотрение правомерности причин этого с получением от банков, при

необходимости, дополнительных справок, расшифровок.

4. Полнота сформированного банком резервного фонда, источники его

увеличения. При анализе баланса банка необходимо обращать внимание

на источники формирования резервного фонда банка. В резервный фонд

могут также перечислятся единовременные взносы акционеров, пайщиков

банка (при этом банком должны быть обязательно уплачены налоги на

прибыль и на добавленную стоимость), но только на безвозвратной

основе.

5. Достаточность созданного банком резерва на возможные потери по

ссудам исходя из качества кредитного портфеля банка.

6. Анализ структуры доходов, расходов и прибыли коммерческих банков

производится на основе отчета о прибылях и убытках и баланса. При

анализе доходов (расходов) следует определить удельный вес каждого

вида доходов (расходов) в их общей сумме. Динамика доходных

(расходных) статей может анализироваться на основе их сравнения с

предыдущим периодом или плановыми показателями. Увеличение доли

доходов от небанковских операций или прочих доходов свидетельствует

об ухудшении качества управления активными операциями банка.

7. Состояние платежной дисциплины банка: анализ остатков в кассе банка

и на его корреспондентском счете в РКЦ, наличие просроченной

задолженности по централизованным кредитным ресурсам и полученным

межбанковским кредитам, наличие не оплаченных банком исполнительных

документов и расчетных (платежных) документов в рублях и иностранной

валюте, неудовлетворительных претензий вкладчиков и т.п.

При анализе деятельности коммерческих банков используются показатели,

предусмотренные в Методике системы раннего реагирования по выявлению

проблемных банков.

В методике проблемные банки разбиваются на три группы:

Группа 1 – банки, имеющие первые признаки проблемности.

Группа 2 – банки, испытывающие временные трудности.

Группа 3 – банки с первыми признаками банкротства.

К первой группе относятся банки, имеющие один или несколько из

перечисленных ниже признаков:

1. Убыточная деятельность банка на одну отчетную дату.

2. Несоблюдение норматива достаточности капитала на отчетную дату.

3. Недовзнос в фонд обязательных резервов.

4. Наличие просроченной задолженности свыше 5 % от суммы кредитных

вложений.

5. Наличие информации о резком изменении в составе собственников или

руководителей банка.

6. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к

корреспондентскому счету на 4 даты в течение месяца и более.

Ко второй группе относятся банки, имеющие признаки 1-ой группы и один

или несколько из перечисленных ниже признаков:

1. Убыточная деятельность банка на протяжении трех последних месяцев.

2. Несоблюдение норматива достаточности капитала и других нормативов в

течение трех последних месяцев без принятия коррективных мер.

3. Рост в течение последних трех месяцев удельного веса просроченной

задолженности в общем объеме кредитных вложений (свыше 6 %).

4. Недостаток созданного резерва на возможные потери по ссудам.

5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к

корреспондентскому счету на 6 дат и более в течение месяца.

К третьей группе относятся банки, имеющие признаки 1-й и 2-й группы и

один или несколько из перечисленных ниже признаков:

1. Убыточная деятельность банка на протяжении последних 12 месяцев.

2. Несоблюдение норматива достаточности капитал и других нормативов в

течение последних 12 месяцев без принятия коррективных мер.

3. Отсутствие положительного аудиторского заключения.

4. Непрерывное ухудшение в течение последних 12 месяцев качества

кредитного портфеля: рост удельного веса просроченной задолженности

в общем объеме кредитных вложений при резерве на возможные потери по

ссудам ниже 60 % от установленного нормативными документами Банка

России.

5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к

корреспондентскому счету на 11 дат и более в течение месяца

1.3. Анализ надежности коммерческого банка на основе рейтинговой системы

Наряду с функциональным, структурным и факторным видами анализа,

раскрывающими процессы формирования денежных потоков и финансового

состояния банка, важное место занимает рейтинговый анализ, дающий

возможность пользователям его результатов оценивать деятельность одного

банка в сравнении с другим для принятия экономических решений: вкладчикам и

кредиторам - осмысленно размещать свои денежные средства, инвесторам -

рационально выбирать объект приложения капитала и прогнозировать дальнейшую

стратегию развития банка. В основе рейтинговых оценок лежит обобщенная

характеристика по конкретному признаку (критерию), позволяющему ранжировать

банки в четкой последовательности по мере убывания данного признака или

расположить их по определенным группам. Критериальные сравнения могут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.