бесплатно рефераты
 

Лизинг

того, чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, в числе

прочих предусматриваются два .норматива: период лизинга не превышает 80 %

срока службы оборудования; в конце срока лизинга оборудование должно иметь

оцененную остаточную стоимость не менее 20 % от его первоначальной

стоимости.

Расчеты показывают, что финансовый лизинг — более выгодный способ

приобретения оборудования по сравнению с его покупкой за счет полученного

кредита или собственных средств. Так, по оценке специалистов компании

"Инкомлизинг", при сроке лизинга в 5 лет экономичность лизинговой схемы по

сравнению с кредитной составляет 10,6%, а по сравнению с покупкой за счет

собственных средств достигает 14 %. В Промстройбанке России подсчитали, что

лизинг выгоднее кредита со сроком свыше двух лет на 17 и более процентов.

При обосновании экономической целесообразности создания компании

"РусЛизингСвязь" было установлено, что новая схема позволит снизить цену

закупаемого оборудования на 15 % по сравнению с нынешней формой поставок в

виде товарного кредита. По расчетам компании "Интерлизинг", проводимые ими

вделки обходятся клиентам на 7 % дешевле по сравнению со схемами

приобретения оборудования за счет кредита.

В консультационно-внедренческой компании "Гарантинвест" с помощью

специально разработанной компьютерной экспертной системы "Лизинг и

рассрочка" в ходе проектирования создания крупной лизинговой компании была

определена выгодность лизинга автотранспортных средств по сравнению с их

приобретением за счет кредита. Вариантные расчеты показали, что

преимущество лизинга составляло от 8 до 16 %. Конечно, все эти показатели

зависят от стоимости кредитных ресурсов, срока лизинга, периодичности

платежей, величины аванса, размера остаточной стоимости, по которой будет

выкупаться оборудование в конце срока лизинга.

Возвратный лизинг представляет собой разновидность финансового

лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно

выступает и как лизингополучатель. Таким образом, возвратный лизинг

предполагает наличие системы взаимосвязанных соглашений, при которой

предприятие — собственник движимого или недвижимого имущества продает эту

собственность лизинговой компании с одновременным оформлением договора о

долгосрочной аренде бывшей своей собственности на условиях лизинга.

Возвратный лизинг выступает в данном случае как альтернатива залоговой

операции, причем продавец собственности, перевоплощающийся в

лизингополучателя, немедленно получает в свое распоряжение от покупателя

взаимно согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжает

участвовать в этой операции, но уже в качестве лизингодателя.

В отечественной практике возвратный лизинг необходим прежде всего для

тех хозяйствующих субъектов, которым срочно требуются значительные объемы

оборотных средств. Для предприятия, владевшего ранее этой собственностью,

важно, став лизингополучателем, продолжать пользоваться своей прежней

собственностью на новых условиях лизинга. В финансовом отношении это

напоминает заемную операцию, при которой расчеты производятся по

согласованному графику лизинговых платежей. В случае же предоставления

займа под залог финансовая компания рассчитывала бы на получение серии

равновеликих платежей, достаточных как для погашения займа, так и для

получения заимодавцем обусловленной ставки за инвестированную сумму.

Важным преимуществом возвратного лизинга является использование уже

находящегося в эксплуатации оборудования в качестве источника

финансирования строящихся новых объектов с вытекающей из этого возможностью

использовать налоговые льготы, предоставляемые для участников лизинговых

операций. Возвратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные

вложения с меньшими затратами, чем при привлечении банковских ссуд,

особенно, если платежеспособность предприятия ставится кредитующими

организациями под сомнение из-за неблагоприятного соотношения величин его

уставного капитала и заемных фондов. Вместе с тем при проектировании сделки

возвратного лизинга необходимо учитывать, как отнесутся к ней кредиторы

предприятия — продавца имущества.

Оперативный лизинг предполагает, что лизингодатель закупает на свой

страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета

^лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных

условиях во временное владение и пользование. Срок, на который имущество

передается в лизинг, устанавливается на основании договора лизинга. По

истечении срока действия договора и при условии выплаты лизингополучателем

полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается

лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода

права собственности на предмет лизинга. При оперативном лизинге некий

предмет может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока

его амортизации. Причем необходимо обратить внимание на то, что

лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на

предмет лизинга.

При оперативном лизинге расходы лизингодателя, связанные с

приобретением и содержанием сдаваемых в лизинг объектов, не покрываются

лизинговыми платежами в течение одного лизингового договора. Причем риск

правильности приобретения имущества, риск порчи или утери объекта лежит в

основном на лизингодателе. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при

финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат.

Ранее операции, связанные с оперативным лизингом, не имели тех

преимуществ, которые предоставлялись участникам сделок по финансовому

лизингу. На оперативный лизинг не распространялось действие "Временного

положения о лизинге", утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.95 №

633 (ред. от 21.07.97).

К основным формам лизинга относятся внутренний лизинг и международный

лизинг. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель,

лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской

Федерации. Следовательно, если продавец (поставщик) не является резидентом,

что очень часто встречается у нас на практике, то сделка не может быть

отнесена к внутреннему лизингу. Тогда ее необходимо причислить к сделке по

международному лизингу. Однако в Законе говорится, что "при осуществлении

международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является

нерезидентом Российской Федерации". Это означает, что поставщик (продавец)

не рассматривается в Законе как субъект международного лизинга.

В Законе регулируются и отношения сублизинга, возникающие в связи с

переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу. Как

показывает опыт, девять из десяти руководителей производственных,

строительных, транспортных организаций, представляя на рассмотрение

инвестиционно-лизинговые проекты технического перевооружения, просят

содействия в организации поставки оборудования по международному

финансовому лизингу. Однако сделки по международному лизингу сопряжены с

определенными сложностями таможенного прохождения, налогообложения,

бухгалтерского учета и отчетности, документирования сделки, импортной

страховой политики, гарантийного обеспечения, администрирования,

лицензирования и др.

При международном сублизинге западные лизинговые компании на основе

соответствующих соглашений сдают в лизинг оборудование российским

лизинговым компаниям, которые в свою очередь передают его в сублизинг

конечным потребителям — российским предприятиям. Западные лизинговые

компании имеют доступ к недорогим, по российским меркам, заемным ресурсам,

предоставляемым западными банками, страховыми и инвестиционными компаниями.

Однако для того чтобы установить эффективное взаимодействие между

российскими и западными лизинговыми компаниями по поводу заключения

договоров сублизинга, необходимо иметь ясность и четкое понимание по

следующим вопросам:

— каковы экономические интересы лизингодателя, лизингополучателя,

сублизингополучателя;

— какими соглашениями, договорами оформляется сделка;

— на чьем балансе будет находиться сдаваемое в лизинг оборудование;

— каков будет порядок бухгалтерского учета и отчетности;

— каков состав и размер налогов у лизингодателя, лизингополучателя,

сублизингополучателя;

— как определить состав и размер лизинговых и сублизинговых платежей,

направления денежных потоков;

— каков механизм амортизации при сублизинге;

— кто должен получать лицензию на право осуществления лизинговой

деятельности при операциях сублизинга;

— как разработать схемы финансирования и предоставления гарантий при

операциях сублизинга.

На ряд поставленных вопросов можно найти ответ в Законе. В нем

разъяснена сама схема сублизинга. Отмечено, что "при сублизинге лицо,

осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по

договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю

по договору сублизинга".

В Законе особо оговорено, что "не допускается переуступка

лизингополучателем третьему лицу своих обязательств по выплате лизинговых

платежей". Что это может означать? Прежде всего под третьим лицом может

пониматься какой-либо контрагент лизингополучателя. И именно ему, этому

контрагенту, запрещено передавать обязательства по выплате лизинговых

платежей. В таком случае эта норма введена законодателем с целью

предотвратить возможность ухода от налогообложения.

Вместе с тем, если рассматривать схему сублизинга, то в Законе прямо

не сказано, кому должен платить лизинговые платежи лизингополучатель. Под

адресатом можно понимать и лизингодателя, и сублизингодателя. Не исключено,

что многие заинтересованные лица, и прежде всего налоговые органы, могут

понять под третьим лицом в этой сделке сублизингодателя. Однако

лизингополучатель даже при всем желании не может направлять лизингодателю

лизинговые платежи, поскольку не заключал с ним соответствующего договора.

Закон не требует заключения такого договора. Сказано только, что "в том

случае, если осуществляется передача предмета лизинга в сублизинг,

обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме".

Отличительной особенностью международного сублизинга, согласно Закону,

является перемещение предмета лизинга через таможенную границу Российской

Федерации только на срок действия договора сублизинга. Отмечено, что

международный сублиэинг является разновидностью международного лизинга,

регулируемого Законом. Это означает, что при так называемом импортном

сублизинге сублизингодатель должен быть нерезидентом. Такое требование

резко сужает возможности применения операций сублизинга. Заинтересованность

российских предприятий в схемах сублизинга чаще всего объяснялась

возможностью российской лизинговой компании выступить в качестве

сублизингодателя, а нерезидента — в качестве лизингодателя. В таком случае

сублизингодатель проплачивает все налоги, которые при обычной схеме лизинга

могут лечь на лизингодателя (например, таможенные платежи, НДС, налог на

имущество, если оно на балансе сублизингодателя, налог на доход). Здесь

возникает вопрос, есть ли необходимость при сублизинге понуждать

лизингодателя, находящегося за рубежом, в обязательном порядке становиться

на учет в органе Госналогслужбы РФ? Думаю, что нет.

В мировой практике достаточно давно используется так называемый лизинг

с участием множества сторон, или левередж-лизинг. Он используется при

финансировании сложных, крупномасштабных объектов, когда лизингодатель

использует предмет лизинга в качестве залогового обеспечения для

привлечения средств других участников лизинговой сделки. У нас в России эту

форму лизинга только начинают применять. Среди перечисленных в Законе видов

лизинга левередж-лизинг не упоминается. Вместе с тем предложенная выше

норма позволяет лизингодателю использовать переданное в лизинг имущество в

качестве залога и тем самым строить более сложные схемы финансирования и

предоставления гарантий.

Разразившийся острый финансовый кризис, в результате которого многие

российские банки легли на бок, не мог не повлиять на лизинговый бизнес.

Однако, несмотря на всю свою пагубность, финансовый кризис может сыграть

положительную для российского лизинга роль, привнеся ряд неожиданных на

первый взгляд импульсов, которые могут благоприятно (хотелось бы!)

сказаться на стратегическом развитии отечественной экономики. И вот почему.

Во-первых, оставшимся на плаву банкам придется менять ориентиры —

быстрее переходить от операций с короткими деньгами к осуществлению

инвестиций в реальный сектор экономики, т. е. в производство. Для этой цели

лизинг просто незаменим, поскольку предоставляет дополнительные гарантии

лизингодателям.

Во-вторых, выход из кризиса будет сопровождаться развитием

отечественных производителей оборудования, усилением кооперационных связей

с западными странами и странами СНГ.

Программа реструктуризации банковской системы, подготовленная

Правительством РФ и Центральным банком РФ, предполагает привлечение к

участию в капиталах российских банков новых собственников, включая

иностранных. Мыслится возможность прихода в Россию зарубежных банков и

предоставление им права работать с физическими и юридическими лицами при

выполнении одного обязательного условия — осуществления реинвестиций в

реальный сектор российской экономики.

Общий объем средств граждан и предприятий, являющихся потенциальными

клиентами обновленной банковской системы, уже сегодня составляет более ста

миллиардов долларов. Вместе с тем для того, чтобы эти деньги заработали,

необходимо прежде всего предоставить надежные гарантии банкам и вкладчикам.

Даже если половина обесцененных банковских активов будет направлена в

реальный сектор, причем треть из них через лизинговые схемы, что вполне

реально, то за счет этого потока объемы нового лизингового бизнеса превысят

10 млрд долл. США (что на порядок больше показателей 1997 г.). Эта сумма

может существенно увеличиться за счет западных лизинговых инвестиций. Все

зависит от гарантий, от "культуры возвращать кредиты".

Интерес отечественных и западных банков определяется не только

возможностью аккумулировать большие объемы денежных ресурсов и обеспечить

их существенный прирост посредством продуктивной работы в реальном секторе.

Эти банки могут выступить как надежная финансовая инфраструктура для тех

инвесторов, которые стратегически заинтересованы в долгосрочном и надежном

бизнесе в нашей стране и которые не собираются пересматривать свои

намерения из-за временной кризисной ситуации.

В результате и отечественным, и зарубежным банкам в ближайшее время

потребуется задействовать такие финансовые механизмы, которые обеспечивают

одновременно расширение инвестиций в производство и предоставление надежных

гарантий инвесторам. Известны лизинговые проекты, например, в области

телекоммуникаций, транспорта, различных видов технологического

оборудования, по которым западные инвесторы уже сейчас готовы вложить в

российскую экономику миллиарды долларов ради получения еще большей отдачи.

Важно доверие и уважительное отношение к собственности.

До выхода Закона запрещалось сдавать в лизинг имущество, ранее

использованное при лизинговой операции. Теперь это ограничение снято. Так,

в случае осуществления финансового или смешанного (симбиоз финансового и

оперативного) лизинга в обязанность лизингодателя входит: "приобрести у

определенного продавца (поставщика) в собственность определенное имущество

для его передачи за определенную плату или передать ранее приобретенное

имущество на определенный срок, на определенных условиях в качестве

предмета лизинга лизингополучателю". Эта норма Закона значительно шире

трактует особенности лизинговых операций по сравнению с ГК РФ и "Временным

положением о лизинге". Так, согласно ст. 665 ГК РФ "по договору финансовой

аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность

указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить

арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для

предпринимательских целей".

Как видим, в ГК РФ акцент сделан на покупку имущества, указанного

арендатором. В Законе это обязательное условие опущено. Кроме того, в

соответствии со ст. 667 ГК РФ арендодатель, приобретая имущество для

арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено

для передачи его в аренду определенному лицу. Таким образом. Закон

предусматривает возможность предоставлять в лизинг ранее приобретенное

лизинговой компанией имущество либо имущество, изготовленное

непосредственно самим лизингодателем. Это означает, что открывается

возможность для формирования вторичного рынка лизинговых услуг.

Для большинства российских лизингодателей и лизингополучателей может

существенно расшириться сфера применения лизинга путем вовлечения в

хозяйственный оборот различных видов имущества уже бывшего ранее в

употреблении, в т. ч. и в рамках договоров лизинга. Это также позволит

лизинговым компаниям более гибко применять схемы гарантийного обеспечения

лизинговых сделок и в случае невыполнения обязательств по возврату

лизинговых платежей активнее изымать оборудование и вторично передавать его

в лизинг. В результате многие виды оборудования станут более ликвидными или

по-настоящему лизингуемыми.

Введенная в Закон новелла позволяет также снизить цену на некоторые

виды оборудования, предназначенные прежде всего для малого бизнеса. Дело в

том, что лизингодатели (например, "Московская лизинговая компания",

"Нижегородская лизинговая компания", "РТ-лизинг" и др.), специализирующиеся

в области лизинга для малого предпринимательства, смогут, зная конъюнктуру

рынка, приобретать мини-заводы по переработке мясных, молочных продуктов,

фотолаборатории, химчистки и т. п. партиями, получая при этом скидки с цены

или в большем объеме товарные кредиты.

Однако все эти действительно очень выигрышные преимущества,

предоставляемые Законом, удастся реализовать только в том случае, если

будут внесены необходимые изменения в Гражданский кодекс.

Законом определено, что лизинг представляет собой вид инвестиционной

деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора

лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на

определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с

правом выкупа имущества лизингополучателем. Причем предметом лизинга могут

быть любые непотребляемые вещи, в т. ч. предприятия и другие имущественные

комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое

движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для

предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков и

других природных объектов, а также имущества, которое федеральными законами

запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый

порядок обращения.

В Гражданском кодексе и в Законе говорится о возможности использования

предмета лизинга только для предпринимательских целей. Снятие этого

ограничения позволило бы ежегодно привлекать в значительном объеме средства

населения (порядка 3,5 млрд. долл. США) в операции лизинга автомобилей.

В настоящее время следует проявлять осторожность в сделках по передаче

в лизинг предприятий с правом их последующего выкупа, поскольку

предварительно должна быть решена проблема с куплей-продажей земли, на

которой они находятся. Предпочтение здесь может быть отдано оперативному

лизингу, который не предполагает в конце срока договора выкупа имущества.

Согласно Закону функции лизингодателя могут осуществляться только при

наличии лицензии на осуществление лизинговой деятельности. Данная норма

является императивной, т. е. общеобязательной. В соответствии с Федеральным

законом от 25.09.98 № 158-ФЗ "О лицензионной деятельности" (ред. от

26.11.98) операции финансовой аренды (лизинга) входят в число обязательно

лицензируемых. В то же время нет необходимости получать лицензию на право

осуществления операций, связанных с оперативным лизингом. Срок действия

лицензии не может быть менее 3 лет. Ранее Комиссия при Минэкономики

выдавала лицензии на лизинговую деятельность на срок от 1 года до 5 лет.

Литература.

1. Библиотечка "Российской газеты", выпуск 4. Лизинговые отношения в

России.

2. Журнал "Аудиторские ведомости".

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.