бесплатно рефераты
 

Лекция: Основы банковского дела

акций в бездокументарной форме и бездокументарных государственных бумаг (ГКО,

ОФЗ) эта идея уже нашла свое воплощение, будучи заложенной в саму технологию

учета, хранения и смены владельцев. Для этих бумаг отсутствуют проблемы

возможной утери, порчи, подделки и т.п. Что касается ценных бумаг, выпущенных в

документарной форме, то для них такие проблемы весьма актуальны.

Физическое обездвижение бумаги, например, векселя, заключается в проставлении на

нем бланкового индоссамента и помещении на хранение в депозитарий банка.

Владельцу векселя открывается счет ДЕПО и выдается выписка с этого счета,

которая является свидетельством его собственности на вексель. В случае

намерения владельца векселя передать его другому лицу на праве собственности,

это может быть сделано путем подачи в депозитарий банка распоряжения ДЕПО на

перевод. В случае необходимости совершения с векселем каких-либо физических

действий (предъявление к акцепту, к платежу, к протесту и т.п.) банк может

совершать их по поручению текущего держателя векселя. Таким образом,

ценная бумага, совершая оборот в правовом смысле, физически остается

неподвижной, находясь на хранении в депозитарии банка. Разумеется,

обездвиживаться таким образом могут не только векселя, а любые документарные

ценные бумаги. За совершение депозитарных операций банк берет плату,

устанавливаемую договором на депозитарное обслуживание клиента.

Операции по доверительному управлению ценными бумагами (трастовые

операции) банков вошли в обиход их деятельности сравнительно незадолго до

августовского кризиса 1998 г. Траст (trust - доверие) на рынке ценных бумаг

представляет собой управление средствами или бумагами клиента от имени банка и

по поручению клиента. Основная идея траста состоит в отделении

имущества, принятого в управление, от собственных активов банка, и в управлении

этим имуществом на основании собственной инициативы с целью максимизации

финансовой выгоды клиента. Клиент, вступая в трастовые отношения с

банком, заключает с ним договор о доверительном управлении, где выступает как

Учредитель доверительного управления (УДУ). Банк выступает как Доверительный

управляющий (ДУ).

Важно отметить, что ДУ не вправе заранее гарантировать конкретный уровень

доходности по доверительному управлению, равно как УДУ не вправе требовать

этого от ДУ.

Смысл для клиента вступать в такие отношения с банком становится явным в

случае объединения имущества нескольких УДУ в Общий фонд банковского

управления (ОФБУ), когда посредством объединенного капитала становится

возможным решать прикладные финансовые задачи на приличном уровне. При этом

отсутствуют некоторые налоги.

Решение о создании ОФБУ принимается банком на основе разрабатываемых и

утверждаемых документов: Инвестиционной декларации и Общих условий создания и

доверительного управления имуществом ОФБУ.

«Общие условия» должны содержать описание прав и обязанностей УДУ, ДУ и

выгодоприобретателей ОФБУ, описание видов имущества, принимаемых ДУ в ОФБУ,

сроки и объемы предоставляемой отчетности, размер вознаграждения ДУ, порядок

выплаты доходов выгодоприобретателям.

Инвестиционная декларация должна содержать информацию о предельном

стоимостном объеме ОФБУ, доле каждого вида имущества, доле каждого вида

ценных бумаг, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой

диверсификации вложений в ценные бумаги.

ОФБУ регистрируется территориальным учреждением Банка России.

Между банком - ДУ и УДУ, средства которых объединяются в ОФБУ заключается

договор в письменной форме, где оговаривается конкретный порядок передачи

имущества в управление, сроки, ответственность и т.п. Каждому учредителю ОФБУ

банк обязан выдать на сумму внесенного имущества сертификат долевого участия.

При этом следует отметить, что вносимое в ОФБУ имущество оценивается с точки

зрения его рыночности и полезности, т.е. исключен уравнительно-номинальный

подход.

Принцип отделения имущества в управлении от собственных активов банка

реализуется посредством раздельного бухгалтерского учета. Глава «Б» Плана

счетов содержит счета доверительного управления. В случае вступления банка в

отношения доверительного управления хотя бы с одним клиентом банк обязан

открыть в РКЦ специальный коррсчет доверительного управления. Таким образом,

пересечение финансовых потоков собственных и «доверительных» практически

исключено.

Следует отметить, что коммерческий банк, который совмещает на основании

соответствующей лицензии депозитарную деятельность или клиринговую

деятельность на рынке ценных бумаг с брокерской или дилерской деятельностью

на рынке ценных бумаг, или с деятельностью по доверительному управлению

ценными бумагами, не может выполнять операции:

- расчетного депозитария, то есть организовывать централизованное

депозитарное обслуживание сделок с ценными бумагами, заключаемых между

профессиональными участниками рынка ценных бумаг на фондовых биржах или у

других организаторов торговли на рынке ценных бумаг, осуществлять переводы

ценных бумаг по депозитарным счетам профессиональных участников рынка ценных

бумаг по итогам таких сделок;

- клирингового центра, то есть организовывать централизованный клиринг

обязательств между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вытекающих

из указанных выше сделок;

- расчетного центра, то есть организовывать централизованные денежные

расчеты (переводы) между профессиональными участниками рынка ценных бумаг по

итогам указанных выше сделок.

Иными словами, деятельность в качестве одного из операторов рынка

несовместима с деятельностью в качестве элемента инфраструктуры рынка.

Профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему право на

осуществление дилерской деятельности, брокерской деятельности и деятельности

по доверительному управлению на рынке ценных бумаг, запрещается осуществлять

указанные виды деятельности в отношении ценных бумаг зависимых от него

организаций, а также дочерних организаций от зависимых организаций данного

профессионального участника рынка ценных бумаг.

Кредитной организации, управляющей созданными ею общими фондами банковского

управления, запрещается инвестировать средства этих фондов в ценные бумаги

зависимых от нее организаций, а также дочерних организаций от зависимых

организаций данной кредитной организации.

Иными словами, на рынке запрещено инициировать ситуации двойной

зависимости, когда зависимость одного лица от другого на уровне уставного

капитала усугубляется коммерческой зависимостью на уровне клиентских отношений.

Особенности валютных операций.

Важнейшей задачей валютного законодательства является защита российского

рубля в условиях параллельного обращения свободно конвертируемых иностранных

валют.

В отличие от порядка, действовавшего в СССР, когда рубль был абсолютно

закрытой валютой, и государство имело исключительную монополию на инвалютные

ресурсы, ныне действующий порядок предполагает возможность для всех

дееспособных на территории РФ лиц осуществлять операции как с национальной,

так и с иностранной валютой исходя из собственных интересов в пределах

действующего законодательства.

Центральный банк РФ ежедневно устанавливает официальный курс рубля к

иностранным валютам. Данные соотношения учитывают имеющиеся спрос на

иностранную валюту на внутреннем рынке и ее предложение, а также в

определенной степени корректируются наличием у Банка России валютных

резервов.

Основным документом действующего в РФ валютного законодательства является

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает

принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории

РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного

контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении,

пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение

действующего законодательства.

Понятия, используемые в «Законе о валютном регулировании.», означают следующее:

1. "Валюта Российской Федерации":

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но

подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального

банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в

Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за

пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого

Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации

с соответствующими органами иностранного государства об использовании на

территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве

законного платежного средства.

2. "Ценные бумаги в валюте Российской Федерации" - платежные

документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции,

облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях.

3. "Иностранная валюта":

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в

обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем

иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые

из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и

международных денежных или расчетных единицах.

4. "Валютные ценности":

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя,

аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые

обязательства, выраженные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы

(палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за

исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и

александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением

ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных

драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий

устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. "Резиденты":

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской

Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской

Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской

Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в

соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в

Российской Федерации;

г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации,

находящиеся за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства

резидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта.

6. "Нерезиденты":

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами

Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской

Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных

государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в

соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением

за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные

официальные представительства, а также международные организации, их филиалы

и представительства;

д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства

нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта.

7. "Валютные операции":

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на

валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в

качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в

иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из

Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

8. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте

подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с

движением капитала.

9. "Текущие валютные операции":

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной

валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту

товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также

для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно - импортных

операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов,

дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим

операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской

Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов,

наследства, а также другие аналогичные операции.

10. "Валютные операции, связанные с движением капитала":

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью

извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное

имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его

местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по

экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной

деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Проведение валютных операций на территории РФ возможно только через

уполномоченные банки, осуществляющие контроль за соответствием проводимых

клиентом операций действующему законодательству. Уполномоченный банк –

коммерческий банк, получивший лицензию Банка России на проведение банковских

операций в иностранной валюте. Традиционно существует 3 вида валютных

лицензий – внутренняя, расширенная, генеральная.

Внутренняя лицензия дает право на совершение ограниченного круга

операций: открытие и ведение валютных счетов клиентов, проведение

экспортно-импортных расчетов и неторговых операций, покупка-продажа наличной и

безналичной валюты на внутреннем валютном рынке, установление корреспондентских

отношений с российскими банками, имеющими генеральную лицензию, и зарубежными

банками, принадлежащими РФ.

Расширенная лицензия дает право на валютное кредитование и

установление прямых корреспондентских отношений с шестью иностранными банками.

Генеральная лицензия дает право на проведение всех видов валютных

операций на внутреннем и внешних финансовых рынках.проведения валютных операций

в настоящее время уже не содержат такого генерального разграничения прав.

Существующая система более эластична, она предполагает непосредственное

перечисление конкретных прав конкретного банка в выдаваемой ему лицензии.

Важнейшей задачей валютного законодательства является защита российского

рубля в условиях параллельного обращения свободно конвертируемых иностранных

валют.

Расчеты между резидентами осуществляются только в валюте РФ.

Нерезидентам разрешено рассчитываться с резидентами как в валюте РФ, так и в

СКВ, если иное не предусмотрено в международных договорах с участием РФ.

Нерезиденты могут открывать на свое имя счета в уполномоченных банках РФ по

месту расположения своего представительства, либо осуществлять расчеты в

рублях через рублевые корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытых в

уполномоченных банках.

Резиденты не имеют права открывать рублевые счета в банках-нерезидентах и их

филиалах на территории РФ.

Положение о порядке вывоза и пересылки валюты запрещает ввоз, вывоз и

пересылку за границу и из-за границы валюты РФ юридическим лицам за

исключением Банка России и уполномоченных банков.

Физическим лицам разрешено ввозить/вывозить наличные рубли в пределах норм,

установленных ЦБ РФ.

Действующее законодательство ограничивает обращение наличной иностранной

валюты на территории РФ. Предприятия-резиденты не могут начислять и

выплачивать в иностранной валюте на территории РФ заработную плату и другие

вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, физическим

лицам (резидентам и нерезидентам). Юридические лица (резиденты и нерезиденты)

не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих валютных счетов

в уполномоченных банках, покупать у них дорожные чеки в иностранной валюте

(кроме случаев зарубежных командировок).

Любые операции купли, продажи, обмена резидентами и нерезидентами наличной

иностранной валюты на территории РФ разрешены только через учреждения

уполномоченных банков (обменные пункты).

Контроль за соблюдением валютного законодательства при проведении

валютных операций осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ. Функции

валютного контроля осуществляются агентами валютного контроля – уполномоченными

банками, подконтрольными Банку России. ГТК России и его структурные

подразделения выполняют функции контроля при пересечении товаров, рублевых и

валютных ценностей через границу РФ. Координирует все процессы специальный

орган – Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Нормативные документы ЦБ РФ и ГТК РФ вводят строго определенный порядок

действий экспортеров-резидентов, органов и агентов валютного контроля.

Экспортеры-резиденты обязаны обеспечить зачисление валютной

выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ,

указанные в контракте. Зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет

допускается только по специальному разрешению ЦБ РФ.

По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки

(ПС), подписываемый одним уполномоченным банком, в который впоследствии

должна поступить вся валютная выручка от экспорта товаров по данному

контракту. ПС составляется на все экспортные сделки, по которым расчеты между

сторонами осуществляются в валютах, отличных от валюты РФ.

Экспортер одновременно с заполненным и подписанным от его имени ПС представляет

в банк копию контракта, на основании которого был составлен ПС. С

подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за полное

соответствие сведений, содержащихся в ПС, сведениям, содержащимся в контракте,

а также за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от

экспорта товаров по контракту. Банк рассматривает представленные ему

документы и подписывает предоставленные экспортером экземпляры ПС. Второй

экземпляр ПС банк помещает в открываемое Досье по сделке. С подписанием

ПС банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие

на выполнение функции по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта

товаров по этому контракту.

Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению только

при предъявлении им в дополнение к прочим документам ксерокопии ПС,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.