бесплатно рефераты
 

Курсовая: Современная банковская система РФ

Управление рисками должно базироваться на их эффективном мониторинге,

доведении необходимой и достаточной информации до соответствующих сотрудников

и органов управления кредитных организаций, эффективных процедурах принятия и

контроля за выполнением решений, а также контроля за функционированием

системы корпоративного управления в целом.

Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и на

консолидированной основе. Консолидированное управление рисками должно

состоять прежде всего в оценке риска по банковской группе и комплексном

управлении финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую

группу, в целях разумного сочетания финансового результата и уровня риска в

рамках группы. Кредитные организации, входящие в состав многопрофильных

банковских групп в качестве головных организаций и участников, должны

принимать во внимание риски, связанные с усложнением организационной

структуры управления и системы внутреннего контроля, в том числе и в силу

переплетения банковской и иной (производственной, торговой) деятельности.

Фактором повышения качества корпоративного управления в кредитных организациях

является развитие банковского надзора с акцентом на проведение

комплексных оценок качества систем внутрибанковского управления и внутреннего

контроля и на повышение роли этих оценок при определении состояния и перспектив

деятельности кредитных организаций. Вместе с тем надзорный орган не должен

диктовать банкам конкретные схемы корпоративного управления и внутреннего

контроля. Последние должны самостоятельно определяться банком исходя из

характера и масштабов решаемых задач.

Политика Банка России по приближению надзорных требований, предъявляемых к

кредитным организациям, к общепризнанным международным стандартам в целом

встречает понимание в банковском сообществе. Тем не менее суть некоторых

предложений, которые поступают в Банк России, можно свести к тому, что

надзорный орган должен закрыть глаза на повышенные риски, а иногда и прямые

финансовые потери банков. Очевидно, такие подходы не на пользу самим банкам.

Необходимо, видимо, еще раз вернуться к вопросу о взаимодействии кредитных

организаций и органа банковского надзора. Позвольте небольшую аналогию.

Известно, что чем дольше откладывать лечение болезни, тем сложнее будет ее

лечить. Эта нехитрая истина в полной мере применима к нашему случаю. Речь

идет о необходимости раннего реагирования на недостатки в состоянии банков.

Одновременно важной задачей банковского надзора является его ориентация на

содержательные аспекты деятельности банков. И в этом плане надо иметь в виду,

что реализация Базельских принципов эффективного банковского надзора как раз

и предполагает последовательный переход в акцентах от формальных ограничений

и регламентаций к надзорному реагированию на базе максимального учета таких

параметров, как существенность рисков и качество внутрибанковских систем

управления и контроля за рисками. Базель исходит из необходимости разумных

суждений органов банковского надзора о реальном уровне риска и из

необходимости выбора адекватных форм надзорного реагирования. Роль надзорного

органа при этом должна претерпеть качественные изменения, предполагающие

дополнение и даже частичное замещение процедур контроля за соблюдением

установленных норм оценками содержательных аспектов в деятельности кредитных

организаций. Темпы внедрения современных подходов к организации банковского

надзора, помимо качества решения данной задачи самим органом надзора, будут

зависеть от эффективности коммерческих решений и повышения степени

самостоятельности банков в их принятии. Речь идет об исключении прямого либо

косвенного влияния связанных с банками лиц на характер принимаемых решений.

Разумеется, состояние и повышение качества надзора зависят также от состояния

общей культуры банковского дела и от общей динамики его развития.

Большое значение для укрепления системной устойчивости банковского сектора имеет

повышение ответственности реальных владельцев банков. Анализ

показывает, что в послекризисный период восстановление некоторых банков было

связано с добросовестными действиями их собственников. Так, увеличение

совокупного капитала банковской системы произошло главным образом за счет

взносов в уставные капиталы кредитных организаций. Естественно, встречаются и

обратные примеры, когда разорение банков — на совести их учредителей и

аффилированных с ними лиц.

В сфере допуска организаций на рынок банковских услуг и лицензирования

банковской деятельности необходимо развитие требований к профессиональной

пригодности и деловой репутации руководства и финансовой устойчивости

учредителей (участников) кредитных организаций.

Чтобы поставить вне закона деструктивные действия владельцев и менеджмента

банков, иметь возможность более оперативно и действенно реагировать на

недостатки в состоянии банков, Банк России совместно с Правительством

Российской Федерации подготовил поправки в законодательство в сфере

банковского надзора, банкротства и ликвидации кредитных организаций,

обеспечивающие введение более строгих исходных требований и более жестких

норм ответственности руководителей и учредителей (участников) за

осуществление действий, вызвавших банкротство кредитных организаций.

Вышеупомянутые поправки были внесены в Государственную Думу в октябре 1999

года и приняты в первом чтении в конце марта 2000 года, однако затем процесс

пошел медленнее, чем хотелось бы. Сейчас в этом вопросе наметились позитивные

сдвиги. Имеются неплохие перспективы получить в ближайшее время необходимые

изменения в законодательстве, позволяющие более эффективно заниматься

решением назревших проблем. Хотелось бы пожелать законодателям успешно

завершить работу по рассмотрению законопроектов в самой близкой перспективе.

Важным вопросом и реальной проблемой банковской реформы является ликвидация

кредитных организаций, у которых отозваны лицензии. Главное действующее

лицо в процессе ликвидации — суды. Возможно, банки и финансы должны быть

предметом отдельного направления развития судебной реформы, включающей

специализированные суды и профессионалов, понимающих специфику финансовой, в

том числе и банковской, деятельности. Практика показывает, что решения судов по

одному и тому же вопросу в разных инстанциях очень разноречивы. В целом

проблема совершенствования законодательства и его применения является одной из

наиболее острых с точки зрения проведения всей банковской реформы.

В условиях ограниченных внутренних возможностей увеличения капитальной базы

кредитных организаций необходимым является привлечение иностранных инвестиций

в банковскую сферу. Расширение присутствия иностранного капитала с солидной

репутацией на российском рынке банковских услуг будет иметь позитивное

значение и потому, что он будет способствовать развитию здоровой конкуренции,

привнесет в Россию современные банковские технологии, новые финансовые

продукты и в целом накопленную культуру банковского дела.

В связи с этим сохраняет свою остроту вопрос о формировании благоприятного по

международным меркам экономического, и в том числе инвестиционного, климата.

Лейтмотивом высказываний представителей бизнеса из развитых стран является

то, что без лучшей защиты прав собственников и кредиторов, прозрачного

государственного регулирования экономики и четких правил игры, приемлемых

налоговых условий иностранные инвестиции в страну не придут.

Роль иностранного капитала в банковской системе России невелика и стабильна.

Удельный вес банков с иностранным капиталом на протяжении ряда последних лет

в собственных средствах (капитале) и в активах банковской системы России

составляет около 10%. Так что желание солидного зарубежного капитала прийти в

страну, в том числе в банковскую систему, следует приветствовать. В связи с

этим следует решить и вопрос о порядке открытия в стране филиалов иностранных

банков, а также о режиме регулирования их деятельности.

Следует подчеркнуть, что создание благоприятных условий ведения бизнеса

необходимо, конечно, не только, а может быть, и не столько для привлечения

иностранного капитала, но прежде всего для развития отечественного капитала,

составляющего основу российской рыночной системы. Очевидно, что иностранный и

отечественный капитал должен чувствовать себя достаточно — и в равной мере —

комфортно.

2. Повышение качества реализации банковским сектором функций по

аккумулированию сбережений и их трансформации в кредиты и инвестиции

Коммерческие принципы организации банковского дела предопределяют интерес

банкиров к кредитованию экономики. В связи с этим проблема отнюдь не в

отсутствии у банкиров субъективного желания изменить свою роль в

воспроизводственном процессе. Но эти же принципы ориентируют на ограничение

принимаемого риска разумным уровнем, на кредитование только эффективных

проектов. Наиболее острые проблемы развития кредитования заключаются в уровне

кредитных рисков, а также в состоянии ресурсной базы банков. Многие

существенные факторы рисков, сдерживающие кредитную активность банков и

одновременно определяющие более высокую уязвимость кредитных организаций,

специализирующихся на кредитовании реального сектора экономики, как

отмечалось, возникают и развиваются вне банковской сферы.

В 2000 году процесс кредитования банками реального сектора экономики

активизировался. Объем кредитов предприятиям и организациям за 2000 год

увеличился на 326,7 млрд. рублей, или на 69,5% (за 1999 год — на 26,4%). При

этом доля указанных кредитов в совокупных активах действующих кредитных

организаций выросла с 29,6% на 1.01.2000 г. до 33,8% на 1.01.2001 года.

Отражением роста кредитной активности банков явилось также увеличение

количества заключенных кредитных договоров: общее количество договоров по

предоставленным кредитам по банковской системе в целом (исключая учтенные

кредитной организацией векселя) выросло с 1,2 млн. на 1.01.2000 г. до 1,6

млн. на 1.01.2001 года. Рост объема кредитов, предоставленных предприятиям

реального сектора экономики, наблюдался в 2000 году в 68% действующих банков.

Вместе с тем банки при кредитовании реального сектора экономики по-прежнему

демонстрируют осторожный подход к выдаче ссуд, что следует оценить как

безусловно положительный факт.

Самостоятельным фактором, сдерживающим развитие активных долгосрочных

операций банков, является сложившаяся структура их ресурсной базы, в которой

преобладают краткосрочные ресурсы. Банки испытывают весьма острый дефицит

средне- и долгосрочных ресурсов, что, в свою очередь, обусловлено как общим

низким уровнем накоплений и сбережений, так и незначительностью той их доли,

которая размещена в банках. Многое зависит от состояния реальных доходов

предприятий и населения. Ситуация здесь следующая: по данным Госкомстата, в

2000 году реальные располагаемые доходы населения не превышают 80% от уровня

1997 года. Определенные надежды на улучшение в этой сфере связываются с

дальнейшим оживлением экономики, а также с введением государственной системы

гарантирования вкладов.

Насколько сильны позиции государства в банковском секторе? В рамках развития

банковского обслуживания реальной экономики активно обсуждается вопрос о

месте так называемых государственных банков.

В настоящее время непосредственно государство, включая в данном контексте в

это понятие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, государственные федеральные унитарные

предприятия и учреждения, государственные унитарные предприятия и учреждения

субъектов Российской Федерации, а также РФФИ (но не включая Банк России), по

данным Центрального банка Российской Федерации, имеет вложения, превышающие

50% уставного капитала, только в 21 кредитной организации (без учета банков,

находящихся под управлением АРКО. Кроме того, в собственности Правительства

Российской Федерации находится также Внешэкономбанк, не являющийся кредитной

организацией по законодательству Российской Федерации).

Удельный вес указанных кредитных организаций в собственных средствах и

активах банковской системы составляет немногим более 3%.

Может ли быть повышена эффективность работы этих банков с реальной

экономикой? Видимо, да. Для этого необходимо в том числе определить критерии

эффективности их деятельности, выработать стратегию функционирования и решить

вопросы совершенствования корпоративного управления.

Что касается некоторого укрепления позиции государственных банков на

кредитном рынке, то в основном оно приходится на Сбербанк и Внешторгбанк. При

этом представляется более верным говорить не о результатах некоего

политического курса, а о естественных последствиях кризиса. Представляется,

что в среднесрочной перспективе банки с частным капиталом будут иметь более

динамичное развитие. Принципиально важным в этом контексте является

соблюдение принципа равных условий для ведения бизнеса всеми банками вне

зависимости от формы собственности. Ко всем банкам должны предъявляться

единые требования с точки зрения ограничения рисков и управления ими.

Развитие конкуренции — одно из фундаментальных условий развития бизнеса, в

том числе, разумеется, и банковского.

3. Укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов

Укрепление доверия к банковской системе должно являться естественным

следствием решения указанных выше проблем. Хотел бы подчеркнуть этот тезис.

Иное решение, когда об укреплении доверия говорится порой чуть ли не как о

самоцели, представляется ошибочным. Экономическое доверие должно базироваться

на надежном фундаменте, а не быть верой в чудо или надеждой на авось.

Достоверность учета и адекватность информации о производственном и финансовом

состоянии хозяйствующих субъектов является принципиальным требованием системы

рыночных связей. Переход на МСБУиО позволяет выполнить это требование.

В течение ближайших двух лет будет проведена работа по подготовке к внедрению

международных стандартов в практику ведения бухгалтерского учета кредитными

организациями. Указанная работа затронет нормативную базу, вопросы

организации бухгалтерского и управленческого учета в кредитных организациях,

а также подготовку и переобучение кадров. Необходимой предпосылкой решения

данной задачи является принятие нового Федерального закона “О бухгалтерском

учете”, который должен создать возможности для практического внедрения

учетных принципов, основанных на Международных стандартах бухгалтерского

учета и отчетности (МСБУиО). Необходимые коррективы с учетом сказанного выше

должны быть внесены также в налоговое законодательство.

При этом Банк России исходит из необходимости фронтального перехода на МСБУиО

в масштабах всей экономики. Учет — это экономическая система мер и весов.

Очевидно, что она должна быть единой во всей экономике. В рамках перехода на

МСБУиО будут приняты дополнительные меры по оптимизации системы отчетности,

представляемой кредитными организациями, имея в виду в первую очередь

устранение дублирования и излишней детализиции информации, упорядочение

сроков представления отчетности.

Необходимо отметить ключевые факторы укрепления доверия к банковской системе.

Это снижение системных рисков, развитие корпоративного управления и

внутреннего контроля в банках, развитие транспарентности и рыночной

дисциплины на рынке банковских услуг, развитие системы банковского надзора.

Решение этих задач зависит от усилий всех ветвей власти, Банка России и,

разумеется, кредитных организаций и их владельцев.

Чуть более подробно о МСБУиО (элемент развития транспарентности и рыночной

дисциплины) и о защите вкладчиков (элемент снижения системных рисков).

Одной из важных мер по защите интересов вкладчиков и, таким образом, по

привлечению сбережений населения в банковскую систему может стать создание

системы гарантирования (страхования) вкладов. С правовой точки зрения

основным условием введения такой системы является принятие соответствующего

федерального закона. Система гарантирования вкладов может строиться на разных

организационных принципах. Но в любом случае необходим переходный период, по

истечении которого на рынке частных вкладов не должно оставаться банков,

которым отказано или по установленным критериям должно быть отказано в

участии в системе гарантирования вкладов.

Учитывая состояние экономики банковской системы и возможности бюджета,

формирование системы гарантирования вкладов должно осуществляться поэтапно.

Этапность предполагает исходно низкий и при благоприятных условиях постепенно

повышаемый уровень гарантирования вкладов. При этом уровень возмещения по

вкладам даже в развитой системе гарантирования должен быть умеренным, с тем

чтобы не провоцировать снижения качества управления банками или

“безразличного” поведения вкладчиков. По значительным по величине вкладам

уровень компенсации, на наш взгляд, не должен превышать 50%, а максимальная

компенсация должна распространяться только на небольшие вклады, выполняя

функцию социальной защиты наименее обеспеченных (и в силу этого в общей своей

массе наименее просвещенных) вкладчиков.

Представляется, что для участия в системе должны изначально допускаться

только финансово стабильные банки. В дальнейшем по мере дифференциации

финансового положения банков-участников возможен переход на построение

системы дифференцированных взносов в зависимости от финансового состояния

банков.

Вопрос о целесообразности введения в России системы гарантирования вкладов

является до настоящего времени дискуссионным. Однако практически все мало-

мальски развитые страны идут этим путем, и пока ни одна из них не признала

этот путь ошибочным.

3. ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВ ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ

ПРОБЛЕМ

СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Анализ кредитоспособности и финансовой

устойчивости коммерческого банка

Очевидно, что с развитием рыночной экономики возрастает не только роль

коммерческого банка, но и их количество и спектр предоставляемых услуг и

типов операций. Следовательно, возрастают, как риск непосредственно

осуществления операций с конкретным банком так и риск от совершения

определенного типа операции как таковой. Тем более, как показывает практика,

на сегодняшний день наблюдается ужесточение конкуренции на финансовом рынке и

как следствие — банкротство ряда банков, отзыв лицензии или просто неплатежи,

или их задержка в связи с ухудшением финансового положения, кризисов

ликвидности, элементарной некомпетентности персонала или прямого нарушения

договоров и законодательства. И хотя ЦБ старается следить за деятельностью

КБ, но этого явно недостаточно. Коммерческие банки должны сами отлеживать все

тенденции в развитии как банковского дела в целом, так и финансового

положения банков, с которыми они работают. Также необходимо вести грамотную

политику в отношении активных операций, то есть вводить систему лимитирования

активных операций и рисков, особенно остро эта проблема стоит при определении

лимита на операции на межбанковском рынке, так как межбанковские кредиты,

овердрафты, овернайты, операции с векселями и т.д. не подразумевают получения

гарантий или обеспечения. Рассмотрим теперь вкратце основные методы

банковского надзора.

3.2. Банковский надзор

Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные государственные

и негосударственные учреждения. К негосударственным можно отнести различные

аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К государственным можно

отнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в этом направлении взял на

себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор за банковской

деятельностью. Надзор осуществляться двумя основными методами:

— проверка банковской отчетности и нормативов согласно инструкций;

— ревизия.

Данная функция ЦБ очень важна, т.к. она позволяет отслеживать, как общие

тенденции в банковском бизнесе, так и осуществлять оперативный надзор за

банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.