бесплатно рефераты
 

Кризис банковской системы России 1998 года, его причины и последствия

обслуживать внешние долги. Полегчавший рубль, устойчивое недоверие к

политике властей заставили банки уводить капиталы за границу. Так

происходило и в 1999 году, когда доля иностранных активов почти удвоилась —

с 10 до 19% у региональных КБ, а у московских составила 34%. Все

настойчивее звучат призывы расширить участие государства в банковской сфере

в форме увеличения капиталов действующих КБ, создания специализированных

инвестиционных институтов, предоставления гарантий, поощрения

слияний(например, Внешэкономбанка и Росэксимбанка). Сами по себе эти меры

мало что дадут, учитывая масштабы упадка промышленности и сельского

хозяйства в пост советские годы Реформы привели к тому, что многие

предприятия не могут вернуть кредиты из-за изношенности основных фондов,

неплатежей, засилья бартера и денежных суррогатов, утраты рынков Даже по

заниженным оценкам объем пролонгированных ссуд в 7-8 раз превышает

официальную «просрочку» (7,6%) В 2000 году до конца не восстановился ни

один из финансовых сегментов, на которых до августовского кризиса банки

привыкли легко и помногу зарабатывать Нет больше прежних рынков

государственных и корпоративных бумаг, межбанковских кредитов, валюты

Последний жестко регулируется административными мерами ЦБ Относительная

стабильность рубля, низкие текущие темпы инфляции лишили банки возможности

обогащаться на спекуляциях.

4.2. Виртуальные доходы.

Частичной финансовой подпиткой стала переоценка валютных средств, хотя

не в таких размерах, как в 1998 году Тогда это принесло КБ чистый доход в

объеме 2,4% активов и составило 49% дохода-нетто. Год спустя показатели

снизились соответственно до 1,5 и 22% без учета Сбербанка Главным

источником прибыли для

кредитных организаций была разница в стоимости размещения и привлечения

ресурсов Средняя реальная доходность ссуд в рублях составила 15,5%,

валютных (в рублевом эквиваленте) — 70% Ресурсная база сформировалась в

основном благодаря депозитам юридических лиц, которые по объему на 80%

превысили вклады населения В 1999 году каждый рубль, привлеченный от

предприятий и организаций, обходился КБ в семь копеек (против 16 копеек до

августа 1998 года), из бюджета—десять копеек, от граждан — сорок две

копейки Для частных лиц, однако, при объявленной средней ставке 40,5%

годовых реальная доходность рублевых депозитов была минус 5%, валютных (при

ставке 9,5%) — плюс 7,6% Суммируя все процентные и непроцентные поступления

(от операций на фондовом рынке, переоценки валютных средств, комиссий,

гарантий) общий чистый доход банков не превышал 6,6% Причины : огромные

отчисления в фонд обязательного резервирования, в резервы на возможные

потери, высокая ставка рефинансирования и налог на прибыль 38% (против 30%

для предприятий) Эти меры помогают стерилизовать избыточную ликвидность в

результате рублевой накачки Центробанком экономики (тем самым снижая

инфляцию), но одновременно уменьшают возможности банков зарабатывать

прибыль. Безусловно, резервы под возможные потери в разрезе событий 17

августа 1998 года оказались бы вовсе не лишними, однако, следует ли

оставлять такие суммы незадействованными, если проблему возможного уже

четвертого по счету обвала российского рубля следует решать совершенно

другими методами. Однако сейчас руководству Центрального Банка, видимо,

представляется верным лишь этот сомнительный путь , поскольку никаких

радикальных мер по восстановлению и развитию банковской системы России по

сей день не предпринято. Особое недовольство вызывает механизм

обязательного резервирования привлекаемых ресурсов. Изъятие средств в ФОР

должно быть более гибким и не подрывать ликвидность банков, не лишать их

возможности финансировать экономику. В данной сфере ЦБ РФ должен

действовать в соответствии с международной практикой Например, большинство

центральных банков в экономически развитых странах считают данный метод

вообще устаревшим, малоэффективным Он носит административно-фискальный

характер, который увеличивает издержки КБ, поэтому АРБ призывает Неглинную

отказаться от него либо свести к минимуму. Почему Неглинная в своих

нормативных указаниях не ориентируется на методологию Европейского

Центробанка (ЕЦБ), как это делается при применении рекомендаций Базельского

комитета Скажем, размер нормативов ФОР Банка России в пять раз больше, чем

требует ЕЦБ Разве российские кредитные организации более мощные?

Неглинная все время увеличивает отчисления в ФОР, поспешно, даже за

прошедший период. А Европейский Центробанк использует запаздывающий метод

формирования резервов с лагом в два месяца и не изымает у кредитных

организаций средства, как поступает ЦБ РФ, оставляя их в обороте банков.

Причем проверка выполнения КБ резервных требований осуществляется в

Европейском союзе исключительно на основании данных общей статистики без

сбора специализированных форм отчетности Неоднократные обращения АРБ и

банков об изменении порядка изъятия средств в ФОР отклоняются сводным

экономическим департаментом ЦБ РФ с порога, даже с раздражением. Этот

важный инструмент денежно-кредитной политики используется в одностороннем

порядке — в интересах Банка России. В условиях тотальных неплатежей

предприятий и КБ вряд ли есть основания говорить об излишней ликвидности

кредитных организаций По сути ее создает сам ЦБ, производя крупные

рублевые эмиссии вместо того, чтобы стимулировать направление средств в

экономику. Неглинная конфисковала в январе 2000 года крупную сумму с

корсчетов банков, увеличив отчисления в ФОР

Вот почему намечаемое ЦБ РФ дополнительное расширение резервов на

возможные потери на основе общей оценки уровня риска не вызывает оптимизма

, так как это увеличит издержки банков, усилит произвол со стороны

надзорных работников. В проекте Положения предусматривается введение

четырех новых видов резервов вложения в долговые обязательство РФ, в ценные

бумаги, приобретенные по операциям РЕПО ; средства, размещенные на

корсчетах в других КБ, срочные сделки.

Очень плохой симптом — снижение операционной маржи у большинства

кредитных организаций Если не брать в расчет нерегулярные доходы и расходы

банков, то в

1999 году маржа по текущим операциям была отрицательной (минус 1,5%

совокупных активов), хотя общее сальдо оставалось положительным Все

операционные убытки банковской системы пришлись на двести КБ, у которых

расходы в среднем на 23% превышали доходы Около 90% последних получены с

помощью переоценки валютных активов Поскольку переоценивались и пассивы в

СКВ, доход-нетто оказался отрицательным (минус 1,7% активов) По другим

операциям траты двухсот банков опережали доходы на 16,6% суммарных активов

В итоге операционная маржа ровнялась минус 18,3% активов Совокупный капитал

данной группы тоже был отрицательным Настоящую агонию, затянувшуюся почти

на два года, переживают около 35 олигархических кредитных организаций, чьи

активы были в пять раз больше, чем в среднем по банковскому сектору. В

марте 2000 года самыми убыточными стали СБС-Агро (потери 6,1 млрд. руб. ),

«Российский кредит» (1,2 млрд. руб.), Внешторгбанк (518 млн. руб.), Банк

Москвы (177 млн. руб.), Росбанк (88,8 млн. руб.), «Возрождение» (83,9 млн.

руб.), «Зенит»(69,4 млн. руб. ), «Золото-платина»(49,6 млн. руб.),

Московский индустриальный банк (46,8млнруб), Промрадтехбанк (43,6 млн.

руб.).Среди кредитных организаций с наибольшим отрицательным капиталом в

первом квартале лидировали СБС-Агро (минус 41 млрд. руб.), «Российский

кредит» (минус 9,8 млрд. руб.), ОНЕКСИМбанк (минус 5 млрд. руб.),

Межкомбанк (минус 2,9 млрд. руб. ), КОПФ (минус 2,2 млрд. руб.),

Совфинтрейд (минус 1,5 млрд. руб.),МАПО-банк (минус 1 млрд. руб.),

Внешэкономбанк (минус 750 млн. руб. без учета долгов Парижскому клубу),

Сберинвест (минус 262,5 млн. руб. ) Важно подчеркнуть, что не августовский

кризис привел к таким результатам Трудности этих КБ носят генетический

характер, на который наложили отпечаток менталитет, этические нормы

олигархов, мало изменившиеся после катастрофы 1998 года.

4.3. Банковская система на пороге возможного четвертого кризиса.

Примечательно, что до лета 1998 года убыточными были преимущественно

мелкие и микроскопические КБ, а самыми доходными — тяжеловесы. В 2000 году

ситуация поменялась на прямо противоположную Наибольшую рентабельность

показали малые кредитные организации, не вошедшие в число первых двухсот по

размеру активов Провинциальные банки работали чуть эффективней (соотношение

прибыль/активы составило у них 2,4%), чем московские (минус 1,9%) В

регионах КБ ближе к реальному производству, не столь обременены долгами,

особенно перед нерезидентами, как крупные. Среди легковесов много банков с

положительной операционной маржой, а их результаты меньше зависят от

переоценки валютных средств. Процентные доходы таких КБ достигали 20% от

совокупных против 6,4% у кредитных организаций с отрицательной маржой по

текущим операциям и держащихся на плаву лишь благодаря переоценке ресурсов

в СКВ Возможность нового (четвертого по счету) системного кризиса

банковской сферы остается исключительно высокой. Восстановившись за

счет средств предприятий, кредитные организации в 2000 году полностью

исчерпали данный источник роста, не создав других. В активах слишком велика

доля просроченных кредитов, замаскированных под пролонгированные, которые

заемщики рефинансируют с помощью новых ссуд (кредитные пирамиды) В пассивах

приток вкладов пока значительно превышает отток средств в виде процентных

выплат по депозитам Для привлечения дополнительных ресурсов КБ (особенно

Сбербанк) поддерживают повышенные ставки по вкладам, строят депозитные

пирамиды, то есть отвечают по обязательствам перед одними вкладчиками за

счет денег других.Устойчивость пирамид зависит от качества кредитного

портфеля. Он должен гарантировать такой доход, которого хватит для

платежей по вкладам, если приток средств замедлится, а также для

компенсирования невозвратов ссуд. Развернувшаяся в 2000 году война за

очередной передел собственности и финансовых потоков в газовой, нефтяной,

металлургической, нефтехимической, телекоммуникационной, военно-

промышленной, лесной, деревообрабатывающей отраслях, высокие мировые цены

на энергоносители и сырье еще приносят банкам необходимые ресурсы. Когда

дележ закончится, а нефть и металлы подешевеют, новый банковский коллапс

неизбежен Действия ЦБ РФ по преодолению последствий августовского

банковского кризиса ограничиваются лишь отдельными стабилизационными

шагами. Реструктуризация и санация проводятся крайне медленно и

непоследовательно. Рекапитализация почти полностью возложена но сами банки

В целом власти пытаются спасти только единичные; кредитные институты.

4.4. Неэффективный надзор.

Российская банковская система остается пока маломощной, поэтому для

нее непосильны нормативы по минимизации рисков, которые уже применяются.

Следует сделать анализ более основательным и отсрочить принятие каких-либо

новых мер в области снижения рисков до 2001 года, поскольку дополнительные

расходы по созданию резервов сократят рентабельность и увеличат убытки

.Банки должны иметь возможность выбирать, каким способом обеспечить

выданную ссуду с учетом финансового положения заемщика. Недовольство

вызывает система надзора ЦБ РФ, которая рассчитана на единые экономические

нормативы для всех типов кредитных организаций и территорий. В Москве,

Заполярье, на Камчатке, в Сибири и Санкт-Петербурге действуют одинаковые

требования для банков с капиталом свыше 100 млн. руб. и небольших КБ с

капиталов полмиллиона рублей Устойчивость кредитной организации

определяется простой арифметикой, чисто формально Работа надзорных органов

сводится к механическому штрафованию, без анализа причин невыполнения

нормативов, качества менеджмента, ошибок в управлении активами и пассивами

Изданием документов по надзору и регистрации деятельности банков занимается

аж 1 5 департаментов ЦБ РФ, действия которых никак не скоординированы.

В 1999 году и в первом квартале 2000 года Центробанк направил более

280 регулирующих указаний и 420 писем. Большое количество этих документов

сырые, низкого качества, не вносят существенных изменений, а сводятся лишь

к замене отдельных слов и фраз. Публичная отчетность от этого не стала

прозрачней, чтобы можно было судить об истинном финансовом положении банка.

Однако попытки изменить такое положение вещей пока что не увенчались

успехом.. Одной из причин подобной реакции является порядок рассмотрения

жалоб на Неглинной: соответствующие поручения даются именно тем

подразделениям ЦБ РФ, которые готовили спорные документы, поэтому все

инициативы просто отклоняются. Межведомственный координационный комитет

содействия развитию банковского дела в России не работает. Назрела

необходимость повысить значение Национального банковского совета, внести

серьезные изменения в закон «О Центральном банке Российской Федерации»

В особенно трудное положение политика властей ставит региональные

банки. В 1999 году их число сократилось с 784 до 730 и продолжает убывать в

2000 году. В то же время из 300 крупнейших российских КБ 105 были

провинциальными. На них приходилось 15% кредитов экономике (свыше 70 млрд.

руб.). С августа 1998 года объем кредитования увеличился на 55%, но в

реальном выражении уменьшился, поскольку темпы инфляции превысили 100%.

Подобно столичным банкам, «провинциалы» держат на счетах большие

остатки свободных средств. Объясняется это не столько желанием в любую

минуту быть готовыми к паническому нашествию вкладчиков и необходимостью

обеспечивать текущие расчеты, сколько отсутствием надежных заемщиков.

Вместо поиска возможности заработать, создать рынок для клиента и для себя,

многие КБ предпочитают омертвлять активы.

4.5. Несостоявшаяся многоукладность банковской системы.

Большую проблему создают около 100 кредитных организаций, имеющих

отрицательный капитал. Другими словами, они не только проедают собственные

средства, но и разворовывают деньги вкладчиков, клиентов, кредиторов при

полной безнаказанности со стороны Неглинной. Фактически похоронена

объявленная в октябре 1998 года программа реформирования банковской

системы. Тем, кто реально определяет стратегию Кремля и Белого дома, не

нужны планы и концепции, твердые правила игры, так как они связывают

власть, не дают вмешиваться в бизнес, делить собственность, ограничивают

свободу приближать выгодно тем или иным группам влияния.

Рассмотрение в Думе поправок к действующим законам и новых

законопроектов о банках и банковской деятельности сознательно

затягивается. Дебаты идут ни шатко ни валко, без целостного подхода к

развитию кредитно-инвестиционной

сферы, без учета прошедших кризисов. Вместо создания многоукладной

банковской структуры консервируется прежняя олигополия. Рынок финансовых

ресурсов и услуг жестко поделен между четырьмя группами кредитных

организаций. В первую входят КБ с гос. участием и сильной поддержкой со

стороны ЦБ РФ. Вторая состоит из старых и новых системообразующих банков.

Они не являются государственными, но их деятельность связана с федеральной

властью, «семьей» (которая все еще очень влиятельна), зависит от доступа к

бюджетным средствам. Третья группа представлена «отраслевиками» —

нефтяными, газовыми, металлургическими, атомными, лесными,

телекоммуникационными КБ. К ним примыкает множество «карманных» кредитных

учреждений, сосредоточенных в Москве. Четвертая объединяет банки с участием

иностранного капитала.

Всем им противостоят региональные КБ, по сути запертые в местных

рынках. Провинциальные банки по-прежнему маломощны, у них нет такого

ресурсного обеспечения, какое имеют первые четыре категории. Как и до

августовского кризиса, 80% финансовых средств сконцентрировано в столичных

кредитных институтах. Подобный «флюс» создает серьезные системные риски для

всей российской экономики. В России игнорируется опыт стран Западной

Европы, Соединенных Штатов, Японии, государств с переходной экономикой,

добившихся в последние десятилетия устойчивого хозяйственного роста, где

многоукладность служит одним из антикризисных механизмов, обеспечивающих

более равномерное насыщение банковскими услугами отраслей и территорий.

Напротив, олигополия, что подтверждает и российская практика, мешает

развиваться всем сегментам финансовой сферы— государственному кредиту,

отраслевым, муниципальным и специализированным банкам, малым и средним КБ,

кредитным союзам, кооперативам, ссудосберегательным кассам.

В пост советской экономике не создано условий для равноправной

конкуренции, которая у нас приобретает самые дикие, нерегулируемые формы.

Закон «О защите конкуренции на финансовых рынках» не работает, поскольку

касается рынка

услуг. В нем ничего не говорится о главной для банков области соперничества

— за источники ресурсов. У кого наиболее длинные пассивы, тот и побеждает

конкурентов. Государство остается главным держателем средств, из которых

формируется бюджет. Региональные банки давно добиваются, чтобы казна

предоставляла им деньги в обмен на долгосрочные обязательства по поддержке

и развитию конкретных федеральных программ в рамках структурной,

инвестиционной, социальной политики правительства. Как вариант,

предлагается создать сеть специализированных госбанков по обслуживанию

федерального долга, капвложениям в АПК, в индустриальной и строительной

отраслях. К сожалению, в прошлом подобные кредитные организации быстро

превращались в кормушки для «своих», высасывающих казну.

Цивилизованный рынок предполагает соблюдение всеми его участниками

четких общих правил, быстрое и эффективное наказание за их нарушение,

исключение двойных стандартов, законодательное пресечение неформальных

связей между

руководителями КБ и чиновниками. Можно ли считать конкуренцию равноправной,

когда министр, руководящий отраслью, накачивает свой «карманный» банк за

счет подведомственных ему государственных и смешанных предприятий. В России

пока нет закона, препятствующего этой широко распространенной практике.

Экономический потенциал многих субъектов РФ значительно превосходит

объем капитала, циркулирующего в них. Например, в промышленно развитых

Тюменской, Самарской, Челябинской областях, Красноярском крае банки

обслуживают не более 30-40% финансовых потоков предприятий. Остальное

откачивают столичные кредитные организации. Это объясняется особенностями

местной приватизации, когда реальными хозяевами большинства крупных и

успешно работающих промышленных производств стали управляющие компании с

головными офисами в Москве. Практически любой солидный бизнес поставлен в

полную зависимость от официальных и закулисных отношений с федеральной

властью. Именно поэтому основной менеджмент и финансовые операции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.