бесплатно рефераты
 

Кредитование проектов малого предпринимательства

ресурсов. Если же финансово-кредитное учреждение располагает возможностями

привлечения средств из дополнительных источников, то тогда можно

ранжировать проекты по IRR. Очевидно, что при одинаковых объемах инвестиций

большую NPV будет иметь проект (портфель проектов), имеющий большую IRR.

Однако это уже проблема консолидации финансово-кредитных учреждений.

Глава 3 Пути решения основных проблем при кредитовании малого бизнеса

Как было уже сказано выше (см. стр.20) одной из основных проблем, с

которыми сталкиваются малые предприятия при обращении за кредитом является

недостаточность обеспечения по кредиту. Отсутствие достаточного для залога

имущества при расширении деятельности или более того при организации нового

бизнеса – вполне нормальное явление для необремененных основными фондами

малых предпринимателей. Для малого предпринимательства также крайне важны

сроки рассмотрения кредитных заявок и принятия решений о кредитовании – в

силу мобильности и высокой эффективности проектов малого предпрнимательства

лишние 2-3 недели на анализ заявки банком могут обернуться для

предпринимателя потерей значительных доходов.

3.1. Гарантийные фонды как источник обеспечения кредитов малому

бизнесу

В последнее время активно ведутся разговоры о необходимости создания

эффективной структуры, решающей проблемы обеспечения кредитов для малых

предприятий. Ниже будет рассмотрен зарубежный (США) опыт работы организаций

с аналогичными, что и у гарантийного фонда задачами, а также предложения по

мультипликации средств гарантийного фонда.

Small Business Administration - организация, задачей которой является

поддержка малого бизнеса в США (аналог Федерального фонда поддержки малого

предпринимательства). SBA предлагает целый пакет программ, направленных на

финансирование и гарантирование займов малого бизнеса в США:

- 7 (а) loan guaranty

- low documentation loan (low doc), 7 (а) loan guaranty

- CAPlines, a 7 (а) loan guaranty

SBA также предлагает ряд менее актуальных для российской

действительности программ гарантий займов:

- женщинам-бизнесменам;

- малым предприятиям, работающим на “оборонку”;

- экспортным малым предприятиям;

- экспортно-импортным малым предприятиям;

- микропредприятиям;

- гарантии под “развивающие” кредиты.

Наиболее интересна для российских условий программа 7 (a) loan

guaranty, реализуемая в соответствии со статьей 7 (а) Акта о малом бизнесе

(Small Business Act), предоставившей полномочия SBA по гарантированию ссуд

малым предприятиям, которые не могут привлечь финансирование на разумные

сроки через традиционные каналы получения заемных ресурсов. Эта программа

создана для поддержки становления и роста малых предприятий путем

предоставления гарантий по кредитам, выдаваемым эффективно работающим

фирмам. Она рассчитана на весьма разнообразные цели использования кредита:

- покупка недвижимости;

- расширение бизнеса;

- покупка оборудования;

- пополнение оборотных средств;

- приобретение инструментов (МБП).

В рамках этой программы SBA может прогарантировать до 75 % ссуд

размером до $ 750 000 и до 80 % ссуд размером не более $ 100 000.

Стоимость гарантии не превышает 2,75 % годовых. Срок гарантии: для

кредитования оборотных средств - до 10 лет, основных средств - до 25 лет.

Размещение средств SBA производится через коммерческие кредитные

институты, получившие соответствующие лицензии SBA (например, General

Electric Capital Small Business Finance)

Опыт SBA представляет ценность в силу того, что в рамках Федерального

фонда поддержки малого предпринимательства и региональных фондов поддержки

малого предпринимательства ведется работа по созданию гарантийных фондов

(5, Приложение 1, п.1.7.).

В Федеральном законе “О государственной поддержке малого

предпринимательства в РФ” сказано, что “Федеральный фонд поддержки малого

предпринимательства может выступать гарантом ... по инвестиционным

кредитам, предоставляемым кредитными организациями РФ субъектам малого

предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных

программ и проектов в области малого предпринимательства” (1, ст. 8, п. 2).

Это положение отражено в Уставе фонда: “для достижения своей основной цели

Фонд: ... выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по

обязательствам субъектов малого предпринимательства” (6, ст.6).

Формирование гарантийных фондов может быть осуществлено и в рамках

региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

Необходимость создания гарантийных фондов связана с необходимостью

“привлечения дополнительных средств и повышения эффективности управления

ими” (5, Приложение 1, п.1.7.).

Основной функцией гарантийных фондов будет являться создание системы

выдачи гарантий (поручительств) специализированным структурам по поддержке

малого предпринимательства и иным организациям, имеющим собственные

программы кредитования малого бизнеса, а в отдельных случаях и

непосредственно субъектам малого предпринимательства с целью обеспечения

возвратности кредитов, направляемых кредиторами в сферу малого

предпринимательства. Гарантийный фонд должен возмещать потери банкам и иным

кредитным учреждениям по невозвращенным вовремя прогарантированным кредитам

от субъектов малого предпринимательства.

Интересно, что средства гарантийных фондов могут формироваться как за

счет денежных средств, так и за счет ценных бумаг, а при дальнейшем

развитии рынка недвижимости в качестве имущества гарантийного фонда может

выступать передаваемая муниципалитетами недвижимости по её оценочной

стоимости. Это несомненно важно, так как живых денег для таких целей у

исполнительной власти нет. Особенно актуально это для регионов.

Заявки на предоставление гарантий будут рассматриваться специально

созданным Кредитным комитетом фонда, специальным органом, осуществляющим

процедуру санкционирования разрешения о предоставлении финансирования на

возвратной основе.

Предоставление гарантий будет платным – не более 1 % от суммы

обеспеченного гарантией обязательства. Однако данный подход к установлению

платы за гарантию представляется автору по мнению автора работы

нецелесообразен – комиссия фонду за гарантию должна покрывать как минимум

расходы фонда по анализу проекта соискателя и учитывать риски гаранта,

которые будет нести фонд. Учитывая, что получить бюджетные деньги в

условиях постоянного бюджетного кризиса представляется достаточно

проблематичным, а средств от приватизации на уставные цели как всегда будет

не хватать, напрашивается вывод – с указанной платой за гарантии фонд будет

вынужден зарабатывать средства “на стороне”. В то же время автор уверен,

что проекты малых предприятий, направляемых на соискание гарантии фонда

будут достаточно доходны, чтобы оплатить комиссию фонду в 3-6 % (в

зависимости от проекта и репутации заемщика). Следовательно устанавливать

заниженную плату за предоставление гарантий – не нужно: необходимо сделать

деятельность по предоставлению гарантий если не доходной, то, по крайней

мере, безубыточной.

По мере развития деятельности гарантийных фондов в России можно будет

говорить о применении практики мультипликации гарантий, предоставляемых

ими. В процессе деятельности фондов можно будет выявить средний процент

невозврата прогарантированных кредитов, относимых на убытки фонда, и

гарантировать уже не в пределах активов фондов, а в пределах сумм,

определяемых из формулы:

|Г= |П*100% , |

| |k-r |

где

Г – планируемая сумма гарантий;

k – средний процент невозврата прогарантированных сумм;

П – нетто-поступления в фонд из различных источников в планируемый

период;

r – средний процент, взимаемый фондом за выдачу гарантий.

Так, если практикой показано, что:

- из каждых 100 рублей прогарантированных фондом ссуд 4,9 рубля не

возвращаются кредиторам и фонд вынужден возмещать им эти средства;

- средний процент, взимаемый за предоставление гарантий, составляет

0,9 %;

- предполагаемые поступления из бюджетных и внебюджетных источников

(не считая процентов, взимаемых за предоставление гарантий и возврат

средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, выделенных

ранее на какие-либо цели) в текущем году составляют 250 млн. руб., то фонд

сможет прогарантировать без риска снижения своих активов кредитов малым

предприятиям на сумму не более

250 * 100% / (4,9 % - 0,9 %) = 6 250 млн. руб.

Таким образом, гарантийные фонды смогут прогарантировать обязательств

малых предприятий больше, чем совокупная стоимость своих активов, без риска

их “проедания”.

Создание гарантийных фондов и развитие разнообразных схем

гарантирования займов малым предприятиям несомненно ощутимо повысят

заинтересованность кредитных организаций в кредитовании проектов малых

предприятий.

3.2. Экспресс-анализа кредитных заявок

По мнению обращающихся за кредитом в банки малых бизнесменов процесс

принятия решения о кредитовании в них несколько затянут. Учитывая небольшие

размеры испрашиваемых кредитов, представляется нецелесообразной разработка

полноценного бизнес-плана по инвестиционным проектам малого бизнеса: сами

инициаторы как правило не знают, как это делать, а для банка затраты

времени инспекторов, работающих с малыми предприятиями лимитированы в силу

высокой удельная трудоемкости экспертизы проектов малого бизнеса,

несоразмерной с процентными и непроцентными доходами, которые получает банк

от деятельности, связанной с кредитованием проектов малого бизнеса

(проценты по кредиту, оплата консультационных услуг и прочее).

Для экспертизы проектов малого бизнеса можно применять метод экспресс-

анализа на основе кредитной заявки, заполняемой клиентом и результатами его

интервьюирования, в ходе которого проверяется реальность и достаточность

закладываемой в кредитную заявку информации.

Финансовый план проекта инспектор банка должен составить сам. Это

позволит ему более ясно представить возможные трудности при реализации

проекта, оценить влияние различных факторов (выручка, цены на продукцию и

сырье, др.) на основные экономические показатели проекта, сделать вывод об

эффективности и ликвидности проекта.

Современные средства автоматизации рабочего места банковского

служащего позволяют максимально ускорить этот процесс. В распоряжении

инспектора находятся различные программные средства: от мощных и дорогих

(Project Expert - $ 2 450) программных систем разработки инвестиционных

проектов, до удобных табличных редакторов, позволяющих самому составить

программу с учетом специфики сложившейся работы с малыми предприятиями.

Ниже представлен один из методов составления финансового плана

проекта, опробированный автором Дипломной работы во время прохождения

практики в КБ “Центр-инвест”. Программа составлена на основе табличного

редактора Microsoft Excel 95 с учетом Методических рекомендаций по оценке

эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.

Указанная программа состоит из 2 блоков-листов:

1) ввод данных, необходимых для расчета;

2) вывод результатов расчетов.

Стандартный финансовый план должен включать в себя:

- план доходов и расходов;

- план движения денежных средств (cash flow);

- расчет показателей эффективности проекта;

- средства для проведения анализа чувствительности проекта.

План доходов и расходов имеет следующий вид:

Таблица 3.1.

План доходов и расходов (для юр. лица)

| |Апр|Май|Июн|Июл|Авг|Сен|Окт|Ноя|Дек|Янв|Фев|Мар|

| |.98|.98|.98|.98|.98|.98|.98|.98|.98|.99|.99|.99|

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |

|1. Выручка от реализации, |22 |23 |24 |25 |27 |29 |29 |29 |44 |44 |44 |31 |

|USD |500|500|500|500|500|500|500|500|000|000|000|500|

|2. Чистая выручка (без |18 |19 |20 |21 |22 |24 |24 |24 |36 |36 |36 |26 |

|НДС), USD |750|583|417|250|917|583|583|583|667|667|667|250|

|3. Себестоимость продукции| | | | | | | | | | | | |

|и | | | | | | | | | | | | |

| вычеты из прибыли до |14 |14 |15 |15 |17 |18 |18 |18 |26 |26 |26 |19 |

|налогообложения, USD |210|723|236|201|273|308|317|311|314|325|319|804|

|3.1. Переменные расходы, |12 |13 |13 |14 |15 |16 |16 |16 |24 |24 |24 |17 |

|USD |519|014|510|006|452|443|443|443|087|087|087|889|

|3.1.1 Фонд оплаты труда, |984|984|984|984|1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |

|USD | | | | |311|311|311|311|639|639|639|639|

|3.1.2. Отчисления во |379|379|379|379|505|505|505|505|631|631|631|631|

|внебюджетные фонды, USD | | | | | | | | | | | | |

|3.1.3. Сырье и материалы |11 |11 |12 |12 |13 |14 |14 |14 |21 |21 |21 |15 |

|(без НДС), USD |156|652|148|644|635|627|627|627|817|817|817|619|

|3.1.4 Топливо и энергия, |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |

|USD | | | | | | | | | | | | |

|3.1.5. Вода и газ, USD |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |

|3.2. Постоянные расходы, |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |2 |2 |2 |1 |

|USD |692|708|726|195|822|864|874|867|227|237|232|914|

|3.2.1 Амортизация, USD |82 |82 |82 |82 |82 |82 |82 |82 |82 |82 |82 |82 |

|3.2.2. Арендная плата, USD|164|164|164|164|164|164|164|164|164|164|164|164|

|3.2.3. Налоги, относимые | | | | | | | | | | | | |

|на себестоимость | | | | | | | | | | | | |

| и финансовые |600|625|650|675|728|778|778|778|1 |1 |1 |832|

|результаты, USD | | | | | | | | |144|144|144| |

|3.2.3.1. Налог на | | | | | | | | | | | | |

|содержание жилищного фонда| | | | | | | | | | | | |

|и объектов социально- | | | | | | | | | | | | |

| культурной |281|294|306|319|344|369|369|369|550|550|550|394|

|сферы, USD | | | | | | | | | | | | |

|3.2.3.2. Сбор на нужды |10 |10 |10 |10 |13 |13 |13 |13 |16 |16 |16 |16 |

|образования, USD | | | | | | | | | | | | |

|3.2.3.3. Единый |28 |28 |28 |28 |28 |28 |28 |28 |28 |28 |28 |28 |

|3-процентный местный | | | | | | | | | | | | |

|целевой сбор, USD | | | | | | | | | | | | |

|3.2.3.4. Налог на |281|294|306|319|344|369|369|369|550|550|550|394|

|имущество, USD | | | | | | | | | | | | |

|3.2.4. Процент за кредит |250|231|211|192|172|151|131|110|88 |67 |45 |23 |

|(в пределах 15%), USD | | | | | | | | | | | | |

|3.2.5. Страховые платежи, |49 |49 |49 |82 |82 |82 |98 |98 |98 |115|115|115|

|USD | | | | | | | | | | | | |

|3.2.6. Прочие, USD |546|558|569| |594|607|621|635|650|666|682|700|

| | | | |380| | | | | | | | |

|4. Налогооблагаемая |4 |4 |5 |6 |5 |6 |6 |6 |10 |10 |10 |6 |

|прибыль, USD |540|860|181|049|643|275|266|272|353|342|347|446|

|5. Налог на прибыль, USD |1 |1 |1 |2 |1 |2 |2 |2 |3 |3 |3 |2 |

| |589|701|813|117|975|196|193|195|623|620|622|256|

|6. Прибыль после |2 |3 |3 |3 |3 |4 |4 |4 |6 |6 |6 |4 |

|налогообложения, USD |951|159|368|932|668|079|073|077|729|722|726|190|

|7. Процент за кредит |50 |46 |42 |38 |34 |30 |26 |22 |18 |13 |9 |5 |

|(свыше 15%), USD | | | | | | | | | | | | |

|8. Погашение основной |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |

|суммы долга, USD |534|557|580|604|628|652|677|702|728|754|780|807|

|9. Нераспределенная |1 |1 |1 |2 |2 |2 |2 |2 |4 |4 |4 |2 |

|прибыль, USD |367|557|745|290|006|397|370|353|984|955|937|379|

Представленный вариант предусмотрен для работы с юридическими лицами -

субъектами малого предпринимательства.

Если проект стартовый, то нужно иметь в виду, что в первые два года

работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие

производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство

продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных

материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий

медицинского назначения; строительство объектов жилищного,

производственного, социального и природоохранного назначения (включая

ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанных

видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации

продукции (работ, услуг).

В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог

в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога

на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше

90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную

систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие

ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода;

в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном

размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого

предпринимательства определенных категорий является валовая выручка,

устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

в федеральный бюджет - в размере 3,33 процента от суммы валовой

выручки;

в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не

более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

При составлении плана нужно учесть разницу в налогообложении

физических и юридических лиц (см. таблицу 3.2.).

Таблица 3.2.

План доходов и расходов (для физ. лиц)

| |Июн|Июл|Авг|Сен|Окт|Ноя|Дек|Янв|Фев|Мар|Апр|

| |.98|.98|.98|.98|.98|.98|.98|.99|.99|.99|.99|

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |

|1. Выручка от реализации, |15 |16 |17 |17 |18 |18 |19 |19 |19 |20 |20 |

|USD |328|288|048|681|227|707|139|530|890|222|532|

|2. Себестоимость |13 |14 |14 |15 |15 |16 |16 |16 |16 |17 |17 |

|продукции, USD |277|064|684|198|639|026|371|684|969|231|474|

|2.1. Переменные расходы, |12 |13 |14 |14 |15 |15 |16 |16 |16 |17 |17 |

|USD |978|778|411|939|393|794|153|480|779|056|314|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.