бесплатно рефераты
 

Контрольная: Аудит в банке

Контрольная: Аудит в банке

ПЛАН

1. Сущность, необходимость и виды аудита.

2. Цели и задачи банковского аудита. Классификация банковского аудита.

3. Нормативное регулирование банковского аудита.

4. Организация аудиторских проверок.

1. Сущность, необходимость и виды аудита.

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до

н.э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами

Римской империи) осуществляли контроль за го­сударственными бухгалтерами на

местах. Отчеты квесторов направля­лись в Рим и заслушивались экзаменатором.

Подобная практика и дала термин «аудитор» (от лат. - слушать).

Законодательной родиной аудита считается Великобритания, где впер­вые были

приняты законы, вводящие обязательность аудиторской про­верки и

устанавливающие требования к качеству ее проведения. Закон об обязательном

аудите в Великобритании был принят в 1862 г., а по­зднее появился и в других

странах: во Франции - в 1867 г., в США -после Великой депрессии, в 1937 г. В

настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой

существует инсти­тут дипломированных аудиторов.

В России звание аудитора ввел Петр I. Должность аудитора совме­щала отдельные

обязанности прокурора, делопроизводителя и секре­таря. Аудиторов в России

называли присяжными бухгалтерами. Три более поздних попытки организации

института аудита (в 1889, 1912 и 1928 гг.) по разным причинам не имели

успеха. На современном этапе первые аудиторские фирмы появились в 1987 г.

Самая первая аудиторская фирма - АО «Инаудит» - была образо­вана в 1987 г. в

соответствии с постановлением Совмина СССР в свя­зи с появлением совместных

предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы

были заинтересованы в сохранности и прибыльности вложений, а следовательно, в

получе­нии объективной информации о финансовом положении совместных

предприятий, не доверяя сложившейся системе контроля. Тем самым иностранные

инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и дальнейшее развитие

аудита в нашей стране.

В конце 80-х - начале 90-х годов была сделана попытка принять законодательный

акт об аудиторской деятельности в СССР. С приняти­ем ряда законов союзного и

республиканского значения («О предпри­ятиях в СССР», «О собственности в

СССР», «О предприятиях и пред­принимательской деятельности в РСФСР», «О

банках и банковской деятельности в РСФСР»), в которых предусматривалось

создание пред­приятий различных организационно-правовых форм, давалось

опре­деление предпринимательской деятельности, утверждались либераль­ные

рыночные отношения в кредитной сфере, в стране на правовой основе стали

создаваться различные коммерческие структуры, в том числе и аудиторские

фирмы. В декабре 1991 г. в РСФСР на государ­ственном уровне был поставлен

вопрос о создании аудиторской служ­бы как одного из важных направлений

перестройки системы финан­сового контроля в республике.

Таким образом, с 1991 г. свою историю ведет институт независи­мого аудита в

России. Появление аудита было вызвано объективными причинами, важнейшими из

которых явились развитие предпринима­тельства, создание коммерческих

предприятий и банков, становление рынка капиталов в стране, что, в свою

очередь, обусловило необходи­мость совершенствования системы контроля за

деятельностью данных субъектов и расширения состава контролирующих органов.

Помимо контроля со стороны государства за деятельностью самостоятельных

экономических субъектов, у других заинтересованных лиц (их акцио­неров

(участников), кредиторов) также возникла потребность в полу­чении объективной

информации о финансовом положении данных пред­приятий (организаций). Такую

независимую экспертизу деятельности экономических субъектов и призваны были

обеспечивать создавае­мые аудиторские организации.

Правовая база аудиторской деятельности появилась позднее - лишь в конце 1993

г., когда указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской

деятельности в Российской Федерации» были утверждены «Временные правила

аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации».

Таким образом, аудит в зарубежной и отечественной практике имеет объективную

природу, его возникновение обусловлено процессом ис­торического развития

хозяйства. Конкретно потребность в аудите свя­зана, прежде всего, с

несовпадением интересов составителей отчетно­сти (администрации субъекта) и

ее пользователей (собственников субъекта), и с необходимостью объективной

информации для приня­тия хозяйственных решений, специальных знаний для оценки

инфор­мации, которыми не обладает рядовой инвестор, с недоступностью

ма­териалов, на основе которых оценивается информация.

Зарубежная и отечественная практика трактует аудит достаточно мно­гообразно.

Например, Американская ассоциация по бухгалтерскому учету определяет аудит

как системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических

действиях и событиях, уста­навливающий уровень их соответствия определенному

критерию и пред­ставляющий результаты заинтересованным пользователям.

Западные специалисты также определяют аудит как процесс снижения до

при­емлемого уровня информационного риска, т. е. вероятности того, что в

финансовых отчетах компаний содержатся ложные или неточные све­дения для

пользователей отчетами.

Согласно российским Правилам (стандартам) аудиторской деятель­ности судит

- предпринимательская деятельность аудиторов (аудитор­ских организаций) по

осуществлению независимых проверок бухгал­терской отчетности,

платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых

обязательств и требований экономи­ческих субъектов с целью установления

достоверности их бухгалтер­ской отчетности и соответствия совершенных ими

финансовых и хо­зяйственных операций нормативным актам, действующим в

Российс­кой Федерации. В отечественной практике встречается также определение

аудита как независимой экспертизы финансовой отчет­ности предприятия на

основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия

хозяйственных и финансовых опе­раций законодательству Российской Федерации,

полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.

Как следует из определения, основной целью аудита является: установление

достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов; соответствия

совершенных ими финансовых и хозяйствен­ных операций нормативным актам

Российской Федерации.

С точки зрения направленности (характера проверяемого экономи­ческого субъекта)

различают следующие виды аудита:

• банковский аудит- аудит кредитных организаций;

• аудит страховщиков - аудит страховых организаций и обществ

взаимного страхования;

• аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных инсти­тутов;

• общий аудит - аудит иных экономических субъектов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации по­давляющее

большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной

аудиторской проверке. Критерии, согласно которым экономические субъекты

должны проходить обязательную аудиторскую проверку, установлены в

постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных

критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по

которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной

еже­годной аудиторской проверке».

Каждый из вышеназванных видов аудита подчиняется общим нормам правового

регулирования аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации, но имеет свою

специфику, определяющую его от­дельное правовое регулирование. По каждому

виду аудита в отдель­ности проводятся аттестация и лицензирование на право

его осущест­вления.

2. Цели и задачи банковского аудита. Классификация банковского аудита.

Банковский аудит является одним из видов аудита. Его основная цель

-установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных

организаций и соответствия совершенных кредитными орга­низациями операций

действующему законодательству Российской Фе­дерации и нормативным актам ЦБ РФ.

Для кредитных организаций банковский аудит также может вы­полнять следующие

задачи:

• проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности,

оценку активов и пассивов;

• прогнозирование результатов финансово-хозяйственной дея­тельности и

разработку рекомендаций по повышению финансовой

устойчивости, ликвидности;

• постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

• консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и

иного хозяйственного законодательства РФ;

• обучение сотрудников;

• подтверждение данных проспекта эмиссии ценных бумаг;

• оказание иных услуг по профилю деятельности аудиторских

фирм (аудиторов).

Все вышеназванные задачи, в той или иной мере решаемые ауди­торскими фирмами,

имеют одну общую направленность: они должны оказать помощь и содействие

кредитным организациям в улучшении результатов деятельности и обеспечении

условий их стабильной рабо­ты в долгосрочном периоде.

Банковский аудит как один из видов аудита можно детализировать по следующим

признакам:

1) по способу проведения:

обязательный аудит; проводится в случаях, прямо установлен­ных

законодательством Российской Федерации (ежегодная аудитор­ская проверка

деятельности кредитных организаций в соответствии со ст. 42 Федерального закона

«О банках и банковской деятельнос­ти»), а также по поручению государственных

органов. Объем и поря­док проведения обязательного аудита регламентируются

законодатель­ными нормами Российской Федерации, актами ЦБ РФ или

государ­ственным органом, назначающим его;

инициативный аудит; проводится по решению кредитной органи­зации; его

характер и масштабы определяет сам клиент;

2) по характеру проведения:

внешний аудит; проводится на договорной основе сторонними не­зависимыми

аудиторами, представленными аудиторскими фирмами и индивидуальными

предпринимателями, деятельность которых регули­руется законодательством

Российской Федерации и нормативными ак­тами Банка России. Кредитная организация

самостоятельно выбирает аудиторскую фирму (аудитора) для проведения аудита.

Аудиторская фир­ма (аудитор), осуществляющая обязательный ежегодный аудит с

це­лью подтверждения достоверности годового отчета, должна быть ут­верждена

общим собранием участников (акционеров) кредитной орга­низации. Данные об

утвержденной аудиторской фирме (аудиторе) кредитная организация сообщает

территориальному учреждению Бан­ка России;

внутренний аудит; проводится специальным подразделением (отделом) самой

кредитной организации; его деятельность и направле­ния проверки законодательно

не регламентируются, а определяются руководством кредитной организации.

Внутренний аудит как структу­ра самой кредитной организации не может

подтверждать достоверность ее годовой отчетности;

3) по периодичности проведения:

первоначальный аудит; проводится аудиторской фирмой (ауди­тором) впервые

для данного клиента - кредитной организации, что существенно повышает риск и

трудоемкость аудита (аудиторы не рас­полагают необходимой информацией об

особенностях деятельности кли­ента, системе его внутреннего контроля и др.);

согласованный (повторный) аудит; осуществляется аудиторской фирмой

(аудитором) повторно или регулярно; основан на знании спе­цифики клиента, его

положительных и отрицательных сторон, квали­фикации руководства, что при прочих

равных обстоятельствах снижа­ет риск аудита. В то же время результаты

длительного сотрудничества с проверяемым клиентом обусловливают такой

недостаток данного вида аудита, как возможное «замыливание глаза», что

затрудняет оценку деятельности клиента с новых позиций, быстрое выявление иных

ас­пектов совершаемых клиентом операций;

4) с точки зрения развития аудит разделяют на три стадии и со­

ответственно на три вида:

подтверждающий аудит; означает проверку и подтверждение до­стоверности

бухгалтерской отчетности кредитной организации;

системно-ориентированный аудит; дает возможность наблюде­ния систем,

контролирующих операции клиента. Здесь аудиторская проверка основывается на

анализе системы внутреннего контроля кре­дитной организации1.

Доказано, что при эффективной системе внут­реннего контроля вероятность ошибок

в деятельности клиента незна­чительна, и поэтому для аудиторов отпадает

необходимость проведе­ния детальной проверки данного клиента. При наличии

неэффективной системы внутреннего контроля, своевременно не выявляющей и не

устраняющей недостатки деятельности, клиенту даются рекомендации по ее

улучшению;

аудит, базирующийся на риске; означает проведение проверки вы­борочно с

концентрацией аудиторской работы в основном на «узких местах», главных аспектах

деятельности клиента, т.е. в областях с бо­лее высоким аудиторским риском.

3. Нормативное регулирование банковского аудита.

Правовое регулирование внешнего аудита в Российской Федера­ции осуществляется

следующими основными нормативными доку­ментами:

1.Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об ауди­торской

деятельности в Российской Федерации» и утвержденными данным Указом

«Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Временные правила определили правовые основы осуществления в Российской

Федерации аудиторской деятель­ности как независимого финансового контроля и

действуют до приня­тия Закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую

дея­тельность;

2.Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп

«Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при

Президенте РФ» и утвержденным им «Положением о Комиссии по ауди­торской

деятельности при Президенте РФ»;

3.Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении

нормативных документов по регулированию ауди­торской деятельности в

Российской Федерации». Данным постановле­нием были приняты: «Порядок

проведения аттестации на право осу­ществления аудиторской деятельности» и

«Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности»;

4.Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472

«О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Рос­сийской

Федерации» и утвержденным им «Положением о лицензиро­вании отдельных видов

аудиторской деятельности в Российской Феде­рации»;

5.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержден­ными Комиссией

по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Перечисленные документы являются общими для всех существу­ющих видов

аудита (банковского, страхового, инвестиционного и об­щего). Наряду с такими

общими документами, по каждому виду ауди­та действует отдельное правовое

регулирование.

Конкретно по банковскому аудиту разработана следующая нор­мативная база,

включающая основные документы:

6. Положение ЦБ РФ от 23 декабря 1997 г. № 10-П «О порядке

составления и представления в Банк России аудиторского заключения

по результатам проверки деятельности кредитной организации за год»;

7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в области бан­ковского

аудита, одобренные Экспертным комитетом при ЦБ РФ по

банковскому аудиту. К настоящему времени разработан и утвержден

один стандарт по банковскому аудиту: Правило (стандарт) № 1 «Поря­

док составления аудиторского заключения о достоверности бухгал­терской

отчетности кредитной организации, подготовленной по ито­гам деятельности за

год» (одобрен Экспертным комитетом при ЦБ РФ

по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., протокол № 4).

В соответствии с вышеназванными документами организация го­сударственного

регулирования аудиторской деятельности в Российс­кой Федерации возложена на

Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Основными

направлениями деятельности этой ко­миссии являются разработка на основе

законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов,

регулирующих аудиторскую деятельность в России, содействие реализации

«Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации», обобщение

прак­тики их применения и подготовка предложений по совершенствова­нию

правового регулирования аудиторской деятельности, выдача гене­ральных

лицензий на осуществление лицензирования аудиторской де­ятельности,

организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их

объединений.

Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в бан­ковской системе

Российской Федерации возложено на Банк России, который организует проведение

аттестации на право осуществления аудита банков и иных кредитных организаций,

выдает и отзывает ли­цензии на осуществление банковского аудита, принимает

норматив­ные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в банковс­кой

системе России, обеспечивает систематический контроль за орга­низацией

банковского аудита.

На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его

проведения и внедрения в практику передового опыта была проведена

стандартизация аудиторской деятельности: были разработа­ны и утверждены

правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все

представители этой профессии.

Основное назначение аудиторских стандартов состоит в закрепле­нии единых

основополагающих правил (принципов), определяющих нормативные требования к

проведению и оформлению аудита, к оцен­ке качества аудита, к порядку подготовки

аудиторов и оценке их ква­лификации и обеспечивающих определенные гарантии

результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Стандарты должны

выпол­няться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор,

допускающий в своей практике отклонение от стандарта, должен быть готов

обосновать свои действия.

Отечественные стандарты аудиторской деятельности разрабаты­вались с учетом

требований международных аудиторских стандартов. К настоящему времени

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 34

стандарта аудиторской деятельности, Цен­тральным банком РФ - один стандарт по

банковскому аудиту, назван­ный выше.

Одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Прези­денте РФ

стандарты аудиторской деятельности представлены:

1.Правилом (стандартом) аудиторской деятельности, утвержден­ным 9 февраля

1996 г. (протокол № 1) «Порядок составления аудитор­ского заключения о

бухгалтерской отчетности»;

2.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобрен­ными 25 декабря

1996 г. (протокол № 6): «Планирование аудита», «До­кументирование аудита»,

«Аудиторские доказательства», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета

и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аудиторская выборка», «Действия

аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Письменная

информация ауди­тора руководству экономического субъекта по результатам

проведе­ния аудита», «Письмо-обязательство аудиторской организации о

со­гласии на проведение аудита», «Использование работы эксперта», «Дата

подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, про­исшедших

после даты составления и представления бухгалтерской от­четности»;

3.Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, принятыми

22 января 1998 г. (протокол № 2), включающими «Аналитические про­цедуры»,

«Аудит в условиях компьютерной обработки данных», «Су­щественность и

аудиторский риск», «Образование аудитора»;

Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобрен­ными 15 июля 1998

г. (протокол №4): «Внутрифирменный контроль

качества аудита», «Применимость допущения непрерывности деятель­ности»,

«Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Разъяснения,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.