бесплатно рефераты
 

Госжурнал

осуществлении контроля, определить исчерпывающий перечень органов власти и

организаций, наделенных правом контроля в соответствии с действующим

законодательством.

- в Федеральный закон от 31.12.2001 года № 198-ФЗ «О внесении дополнений и

изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о

налогах и сборах».

С введением единого социального налога, как известно, налог, уплачиваемый

предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого

налога на вмененный доход, увеличился почти в два раза.

- ведется работа по проекту Закона Тюменской области «О системе

налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных

видов деятельности», который должен заменить Закон Тюменской области от

03.07.2000 года № 189 «О едином налоге на вмененный доход для определенных

видов деятельности», как противоречащий новому федеральному

законодательству. Согласно Федеральному закону от 24.07.2002 № 104-ФЗ,

вступающему в действие с 1 января 2003 года, на федеральном уровне базовая

налоговая ставка указанного налога устанавливается в размере, превышающем

действующий почти в три раза. Для того чтобы снизить данный налог,

устанавливаются понижающие коэффициенты, относящиеся к ведению субъектов

РФ, которые в настоящий момент находятся в разработке.

В 2001 году создан Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской

области, который является основным исполнителем программы государственной

поддержки малого предпринимательства в Тюменской области. На сегодняшний

день можно с уверенностью сказать, что фонд стал основой инфраструктуры

поддержки предпринимательства на юге области, т. к. оказывает

консультационные, организационные, маркетинговые услуги, финансовую помощь

любому обратившемуся в Фонд предприятию или предпринимателю.

Через Фонд осуществляется финансовая поддержка производственных предприятий

различных отраслей. В большинстве своем это производственные предприятия,

инвестиции в которые имеют длительный срок окупаемости, поскольку

преимущественно направляются на переоборудование, реконструкцию,

организацию новых рабочих мест, приобретение сырья. Освоены новые

технологические линии, созданы новые производства, 4 предприятия выведены

из состояния банкротства. За время работы Фондом сформирована региональная

информационная база инвестиционных проектов Тюменской области, что

позволяет оценить потребность в инвестициях малого и среднего бизнеса

области и привлечь инвесторов для финансирования наиболее интересных и

выгодных проектов.

Широко известным среди предпринимателей стал и информационно-

консультационный центр Фонда, в распоряжении которого целый комплекс услуг.

Особую популярность приобрели проводимые Фондом на безвозмездной основе

обучающие семинары. Тема каждого семинара выбирается с учетом пожеланий и

мнений предпринимателей. За время работы проведено 6 таких семинаров,

которые посетили более 200 человек. Интерес у субъектов предпринимательства

вызывает созданная в Фонде система «телефон доверия», позволяющая

оперативно по телефону предоставить любому предпринимателю (предприятию)

консультацию по тому или иному вопросу.

Полученный опыт работы показал, что для развития предпринимательской

активности населения, реальной помощи начинающему предпринимателю необходим

специфичный подход. С этой целью Фонд активно развивает деятельность такой

структуры, как бизнес-инкубатор, в функции которого входит комплексная

поддержка начинающих предпринимателей: от поиска идей до учебно-

методической и финансовой помощи. Сейчас при участии Фонда создается база

данных о помещениях для предпринимателей, активное использование которой

планируется в 2003 году.

Информационно-консультационными услугами Фонда воспользовались около 250

предприятий, в том числе по системе «телефон доверия» обратились 129

хозяйствующих субъекта. Ежемесячно Фонд выпускает информационные сборники,

проводятся практические семинары, организуется участие предприятий в

выставках и ярмарках.

В следующем году планируется дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки

предпринимательства Тюменской области путем создания на местах, в районах

области территориальных представительств Фонда. На сегодняшний день открыты

и начинают действовать более 10 таких подразделений. Создаваемые в виде

обособленного подразделения Фонда территориальные представительства в

муниципальном образовании выполняют все функции и задачи Фонда на местах.

К числу наиболее значимых мероприятий, проведенных в сфере поддержки малого

предпринимательства, помимо сказанного, можно отнести следующие:

– очередная ежегодная VI Конференция представителей малого бизнеса

Тюменской области. Принята резолюция Конференции, большинство пунктов

которой выполнены;

– финансовая помощь Тобольскому и Заводоуковскому муниципальным фондам

поддержки малого предпринимательства;

– организованные совместно с ТАСИС два семинара для предпринимателей;

– участие в работе Третьей всероссийской конференции представителей малых

предприятий;

– регулярно проводимые «круглые столы» в городах и районах юга области по

теме «Проблемы, тенденции и перспективы развития малого

предпринимательства»;

– работа по созданию реестра неиспользуемого недвижимого имущества для

предоставления субъектам малого предпринимательства;

– работа с Тюменским региональным общественным Фондом «Развитие народных

промыслов и ремесел «Страна Тюмения» с целью создания учебно-

производственного центра народных ремесел в одном из пригородов г. Тюмени;

– издание буклета «Малые предприниматели Тюмени».

За прошедший период удалось наладить контакты с общественными объединениями

предпринимателей Тюмени и Тюменской области, организовать работу над

обращениями предпринимателей. Так, по обращению предпринимателей Тюменского

района проведен анализ всей законодательной базы по противопожарной

безопасности и обоснованности требований, которые предъявляют

противопожарные службы к предпринимателям. Результатом этой работы было

вынесение протеста прокуратуры Тюменской области на распоряжение

администрации г. Тюмени от 06.03.2001г. № 786 «Об обеспечении пожарной

безопасности» (по обустройству предприятий системой «ОКО»), т. к. его

выполнение существенно увеличивало финансовую нагрузку на предпринимателей.

В число приоритетов на будущий период администрация области определила

создание для предпринимателей условий, при которых им прибыльно заниматься

бизнесом, а государству выгодно помогать развиваться предпринимательству.

С этой целью планируем провести:

– усовершенствование всей законодательной базы, касающейся

предпринимательской деятельности;

– продолжить работу по устранению «административных барьеров» в целях

благоприятствования развитию предпринимательства;

– завершить анализ свободных государственных и муниципальных площадей с

целью создания банка данных недвижимого имущества с последующим

предоставлением предпринимателям на льготных условиях;

– в сфере финансово-кредитной поддержки предпринимательства в области

активизировать работу по возмещению части процентных ставок по кредитным

договорам, заключаемым представителями предпринимательства с кредитными

учреждениями;

– продолжить поддержку предпринимателей через субсидирование коммерческих

кредитов и прямое кредитование на льготных условиях бизнес-проектов,

которые позволяют создать дополнительные рабочие места и увеличить

поступления в областную казну.

Страховой бизнес в среднесрочной перспективе: концептуальный подход

М. В. Мазаева, к.э.н., доцент,

Тюменский государственный университет

Во всем мире страхование является самым высокодоходным бизнесом, оставляя

далеко позади, к примеру, банковское дело. Население зарубежных государств

тратит ежегодно колоссальные средства на страховую защиту: страховая премия

на душу населения в Японии составляет $7000, в США – $2500-3000, в странах

Бенилюкса – около $4000. Состояние национальной системы страхования в

России характеризуется высокой степенью развития. Вместе с тем за годы

реформ накоплено немало проблем. Вот почему принятие «Концепции развития

страхования в Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 25

сентября 2002 г. №1361-р) – позитивный факт.

Занимая второе место в России после Москвы по сбору страховой премии,

страховой рынок нашего региона стоит перед теми же проблемами, что и

общероссийский. Главная на сегодняшний день проблема обусловлена намерением

России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Таким образом,

первоочередной задачей политики России в сфере страхования является

разработка общей концепции участия в мировой интеграции страховых рынков.

Как свидетельствует мировой опыт, страховое дело всегда было одной из сфер,

где национальные интересы защищались государством в большой степени.

Интеграция страховых рынков прошла очень длительный путь и в Европе. И

сегодня все страны ставят на первый план защиту интересов своих

страхователей, не допускают в процессе интеграционного проникновения на

национальный рынок даже малейших их нарушений страховщиками других стран.

Предоставляя национальный режим иностранным страховщикам на отечественном

страховом рынке, нужно иметь представление об организации систем

страхования взаимодействующих с нами стран. В связи с этим особо важно

изучить структуру общеевропейского страхового рынка, основные тенденции

развития, особенности страхового регулирования, организацию надзора в

странах Западной Европы, т. к. опыт именно этих государств (предпочтительно

Германии) может быть перенесен на отечественную почву. Причем исходить

следует не из сегодняшней ситуации в Европе и в мире, а из европейского

опыта, сложившегося в 60-70 годы: именно этот период развития

характеризовался укреплением национальных страховых рынков и соответственно

государственным протекционализмом. Protectio в переводе с латинского –

защита, покровительство. В таком режиме государство проводит политику,

направленную на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. В

отличие от Европы России предстоит пройти путь от протекционистской

политики к свободе деятельности иностранных страховых компаний в достаточно

сжатый срок. Регулирование их деятельности сейчас должно быть разумным.

Важно учитывать опыт регламентации и надзора, методы протекционистской

политики, применяемые отдельными государствами по защите отечественного

страхового рынка.

Итак, какие же цели ставятся в Концепции развития страхования в РФ на

перспективу. Назовем основные:

– повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп

рисков, заботясь особо о качестве и спектре предлагаемых страховых услуг;

– привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы;

– решить первоочередные задачи в области развития страхования в Российской

Федерации и укрепления системы государственного надзора за страховой

деятельностью;

– создать структурные основы для развития добровольного страхования;

– создать систему правовых основ страховой защиты имущественных интересов

населения, организаций и государства, соблюдения прав и гарантий

имущественной безопасности отдельной личности и сферы предпринимательства.

Предполагается, что осуществление мер по совершенствованию налогообложения

страховых операций, развитие долгосрочного страхования жизни и пенсионного

страхования, введение новых видов обязательного страхования будут

способствовать росту числа договоров страхования, размеров страховых

выплат. В результате объем финансовых средств в системе страхования

увеличится, а страховая защита будет предоставляться более широкому кругу

граждан и юридических лиц. Соответственно общий объем страховой премии и

объем страховых выплат увеличатся. Доля совокупной страховой премии во

внутреннем валовом продукте предположительно составит около 5 процентов.

Рост объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать

дополнительные финансовые средства, которые послужат источником

инвестирования финансовых средств в экономику страны.

Интерес государства к страховой сфере понятен и совершенно оправдан. Всегда

резервы страховых компаний, а в истории нашей страны двух финансовых

монополистов, к тому же государственных – банка и страховщика, размещались

в соответствующие активы. Зачастую такое инвестирование велось в

добровольно-принудительном порядке в государственные ценные бумаги и

служило способом покрытия бюджетного дефицита. Для максимального

использования инвестиционного потенциала страховых компаний во многих

странах выпускаются специальные налогольготируемые ценные бумаги. Подобные

намерения декларируются и у нас, причем уже во второй по счету Концепции

развития страхования. Однако в силу неблагоприятного инвестиционного

климата использовать самый мощный в мировой практике потенциал

институционального инвестора в России пока не удается.

Особо надо сказать о совершенствовании государственного надзора за

страховой деятельностью. В Концепции это направление отражено верно.

Требуется осуществить следующие меры:

- повысить надежность системы страхования посредством установления единых

требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в

международной практике;

- установить правила, нормативы и показатели платежеспособности и

финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с

международными стандартами ценообразования страховых услуг;

- провести финансовое оздоровление страховых компаний, включая обязательное

увеличение капитала, вплоть до применения принудительных мер по управлению

ее активами;

- установить для профессиональных участников страхования требования о

наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, что

позволит профессионально выполнять возложенные на них функции, осуществлять

также меры, препятствующие доступу к руководству страховой компанией лиц,

допустивших финансовые злоупотребления.

Глубоко убеждена, что в сфере государственного контроля следует вернуться к

самостоятельной службе надзора – Росстрахнадзору, пятилетней период ее

существования можно расценить как самый «методологически плодовитый» в

истории отечественной контрольной службы. К сожалению, департаменту

страхового надзора при Министерстве финансов РФ не удалось сохранить

кадровый потенциал предшественника. Обращает на себя внимание неточность

информации, предоставленной для оценки состояния страхового бизнеса в

России. Так, если в начале текста Концепции указано количество страховых

компаний 1366, то далее их число – 1350. Непонятен и другой факт,

характеризующий работу органа надзора, ведь уже несколько лет как

установлено требование по размеру уставного капитала страховых организаций.

Тем не менее и сегодня есть структуры, не отвечающие самым минимальным

размерам.

В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и

в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо

принять законодательные меры, направленные на увеличение базового

минимального размера уставного (складочного) капитала российских

страховщиков, формируемого в денежной форме: к 1 июля 2007 г. до 30-40 млн.

рублей, в том числе к 1 июля 2004 г. – до 10-13 млн. рублей и к 1 июля 2006

г. – до 20 –26 млн. рублей. Одновременно следует выработать меры по

экономическому стимулированию учредителей страховых организаций к

капитализации полученной прибыли для повышения размеров уставных капиталов.

Чтобы повысить емкость рынка страховых услуг, необходимо разработать меры

по стимулированию страхования и перестрахования. Большинство страховщиков

не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять

страхование крупных рисков, однако ситуация разрешается с участием

перестраховщиков. Следует стимулировать развитие страхования и

перестрахования путем создания специализированных страховых объединений,

расширения участия российских страховщиков в международных системах

перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийного

потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг. Это позволит

также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить

необоснованный отток валютных средств за границу.

Международный рынок перестрахования переживает тяжелые времена, по оценкам

экспертов, он находится в низшей точке цикла. Подобное состояние рынок

переживал в 1991-1992 годах, когда отечественный рынок страхования делал

первые шаги. Поэтому прогноз для рынка перестрахования в России фактически

не отличается от других рынков – цены будут расти (специалисты ожидают, что

такое состояние продлится как минимум два-три года); перестраховочные

емкости будут сокращаться; контроль за андеррайтингом в прямых компаниях-

цедентах, так же как и условия перестрахования, будут строже. Поэтому чем

скорее российский рынок адекватно отреагирует на эти изменения, тем менее

болезненными будет «врастание» в международное страховое хозяйство.

Трагедия в США 11 сентября 2001 г. стала мощнейшим ударом по мировому рынку

страхования. Никогда убыток, содеянный человеческими руками, не был столь

высоким. Никогда кумуляция убытков по различным видам страхования не

приводила к столь печальным результатам для мирового страхового рынка в

целом – совокупный убыток, оцениваемый в 50,0 млрд. долларов, включает

убытки по страхованию имущества и перерыва в производстве, страхованию от

несчастных случаев, страхованию жизни, финансовому перестрахованию,

автострахованию, страхованию ответственности работодателя, авиационному

страхованию – всего по 23 видам страхования. По оценкам специалистов Norgan

Staniey, этот страховой случай резко негативно сказался на капитализации

мирового страхового хозяйства, сократив ее почти на 30 %.

В отношении российского рынка перестрахования можно сказать, что он

бесспорно развивается. Вместе с тем нельзя забывать, что перестрахование –

это бизнес больших и очень больших денег. Чтобы предоставить

перестраховочную емкость в 20,0 млн. долларов США, перестраховщик должен

обладать капиталом в десятки раз большим.

Задачи, которые ставятся в Концепции по совершенствованию системы

законодательства в области страхования, безусловно актуальны. Действующая в

настоящее время нормативная база в области обязательного страхования, по

нашему мнению, крайне хаотична. С одной стороны, действуют несколько

десятков нормативных актов, которыми констатируется необходимость

страхования тех или иных объектов или субъектов в обязательном порядке. При

этом необходимость проведения целевого ряда упомянутых в этих нормативных

актах видов страхования в обязательной форме вызывает серьезные сомнения. В

то же время большинство норм не реализовано, поскольку в соответствии с ГК

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.