бесплатно рефераты
 

ДКБ Банковская Система Республики Казахстан

камнями" от 20 июля 1995 г. N 9372 было разрешено перейти от системы

обязательной продажи всех производимых в стране драгметаллов к свободной их

продаже. Казахстан первым из всех республик бывшего СССР предпринял шаги по

либерализации рынка драгоценных металлов. Семь банков получили временные

лицензии на проведение операций с драгметаллами. В декабре 1995 г. прошли

первые торги.

В целях проведения единой политики при построении эффективной

платежной системы, отвечающей международным стандартам, основывающейся на

адекватном законодательстве и современной технической базе, в 1995 г.

заключено Соглашение "О сотрудничестве в области построения Национальной

платежной системы Республики Казахстан и создании Национального Платежного

Совета (НПС)". Основными направлениями деятельности HПC являются участие в

разработке проекта Национальной платежной системы, отвечающей

многосторонним интересам ее участников, разработка методических

рекомендаций, направленных на стабилизацию работы банков второго уровня и

улучшение качества обслуживания клиентов, переход на единые

межгосударственные стандарты с выходом на международные банковские системы,

решение различных проблем, связанных с безопасностью системы, техническим и

программным обеспечением, услугами и обучением специалистов банков-

участников Национальной платежной системы.

Для эффективного использования средств банков второго уровня, а также

повышения их ликвидности при Национальном банке Республики Казахстан были

созданы Алматинская клиринговая палата, а также клиринговые палаты при

Павлодарском, Кокшетауском, Восточно-Казахстанском облуправлениях Нацбанка.

Для повышения эффективности использования в Республике Казахстан

платежных инструментов в 1995 г. были подготовлены и утверждены правлением

Национального банка следующие нормативные документы: "Временное положение о

вексельной системе расчетов в Республике Казахстан", "Временное положение о

банковских сервисных бюро", "Временный порядок расчетов в иностранной

валюте с использованием дебетных и кредитных карточек на территории

Республики Казахстан". Также проводилась работа по внедрению ранее

утвержденных нормативных актов: "Положение о расчетах чеками в Республике

Казахстан", "Положение о клиринговой палате Национального банка Республики

Казахстан для проведения клиринга чеков", "Положение о межбанковском

клиринге в Республике Казахстан", "Положение о проведении операций по

выдаче/возврату онкольных ссуд на организованных рынках".

Предусмотренные Программой меры по правовому обеспечению реформы и

функционированию банковской системы были практически полностью выполнены.

Так, вышли Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Законов, "О

Национальном банке Республике Казахстан" и "О банках и банковской

деятельности в Республике Казахстан".

6 марта 1997 г. приняты Законы РК "О внесении дополнения в Указ

Президента РК, имеющий силу Закона", "О банках и банковской деятельности в

РК", "О вексельном обращении в РК" от 28 апреля 1997 г., "О внесении

изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам

банковской деятельности" от 11 июля 1997 г.

Дальнейшее реформирование банковской системы

Реализация Программы реформирования банковской системы Казахстана на

1995 г. обеспечила возможность разработки среднесрочной программы.

Цели и задачи ее в целом остались практически теми же, что и на 1995

г., но накопленный опыт функционирования Национального банка как

центрального банка страны позволил поставить задачу по переходу от

использования инструментов денежно-кредитной политики, характерных для

рыночной экономики, к инструментам, которые свойственны для стран с

развитой экономикой.

Дальнейшее развитие банков второго уровня, системы Национального банка

Казахстана и его функций предусматривает:

1. Углубление денежно кредитного регулирования. Для этого намечено

более эффективно использовать классические денежно-кредитные инструменты:

регулирование объема предоставляемых банком кредитов рефинансирования,

определение официальной ставки рефинансирования, установление нормы

обязательных резервов, проведение интервенции на валютном рынке и операций

как с государственными ценными бумагами, так и с ценными бумагами Нацбанка.

Думается, что имеющийся в республике негативный опыт предоставления

директивных кредитов, возврат которых составил немногим более 24%, будет

способствовать предотвращению выдали кредитов в последующем. В этой связи

централизованные кредиты будут предоставляться только для удовлетворения

потребности банков в краткосрочной ликвидности через аукционы кредитных

ресурсов, межбанковский рынок, ломбардное кредитование, операции "Репо",

переучет векселей.

Роль аукционных кредитов по мере развития в целом денежного рынка

начнет ослабевать, и этот канал станет постепенно вытесняться межбанковским

рынком.

Объемы ломбардного кредитования будут незначительны, что соответствует

их экономической сути, имеется в виду, что это так называемый штрафной

кредит: банки обращаются к нему только в случае крайней необходимости.

Удельный вес, которых может приходиться на ломбардное кредитование, может

составлять 5-8%.

Особое внимание Нацбанком будет уделено формированию новых

взаимоотношений с Министерством финансов, определяемых постепенным

снижением чистого кредитования бюджета. У последнего начнет возрастать роль

монетарных внутренних источников финансирования дефицита бюджета.

Ставка рефинансирования будет поддерживаться Нацбанком позитивной в

реальном выражении (т.е. выше уровня инфляции). По мере снижения аукционов

Нацбанка и развития межбанковского кредитного рынка ставка на нем станет

основной ссылочной (индикативной).

В целях ограничения объема денежной массы, обеспечения ликвидности

банков на приемлемом уровне будет продолжена практика обязательного

резервирования банками части депозитов в национальном банке. Данный

инструмент денежно-кредитной политики будет использоваться не только для

поддержания на необходимом уровне мультипликации денег и ликвидности

банков, но и для регулирования объемов и темпов прироста депозитов в

иностранной валюте. При сохранении роста долларизации пассивов банков

Национальный банк посредством дифференциации норм резервирования депозитов

в национальной и иностранной валюте будет способствовать изменению

ситуации.

Интервенции Национального банка на внутреннем валютном рынке будут

осуществляться только с целью сгладить колебания обменного курса тенге,

вызванные краткосрочными изменениями на внутреннем валютном рынке.

Возможное при этом в отдельные периоды увеличение внешних активов

Национального банка будет стерилизоваться другими инструментами денежно-

кредитной политики. Стерилизация в основном через эмиссию нот Национального

банка будет замещаться операциями на открытом рынке.

Нацбанк намерен идти по пути всемирного развития рынка государственных

ценных бумаг. По мере развития первичного рынка Нацбанк будет расширять

объемы операций на открытом рынке, и переносить на него основную тяжесть

своей денежно-кредитной политики.

В свете реформирования банковской системы будет осуществлена серьезная

перестройка эмиссионно-кассовой и инкассаторской работы.

С учетом либерализации налично-денежного оборота будет существенно

перестроена эмиссионная работа. Обеспечение банков второго уровня

наличностью будет осуществляться областными (территориальными) управлениями

в пределах возникающей потребности. Эмиссионные разрешения отменяются.

С использованием концепции рационального управления налично-денежным

оборотом предусматривается создание в хранилищах Нацбанка оптимальных

объемов банкнот и монет соответствующих номиналов.

Частично функции инкассации денежной наличности передаются банкам

второго уровня.

2. Совершенствование валютного регулирования, у управления

золотовалютными резервами. Учитывая зарубежный опыт, а главное, опыт работы

страны в условиях функционирования национальной валюты, Нацбанк намерен

продолжать проведение политики унифицированного валютного обменного курса

тенге, отражающего соотношения спроса и предложения на валютном рынке, а

также изменение уровня цен, относительной конкурентоспособности экономики

страны и другие факторы.

Принимая во внимание накопленный положительный опыт со здания

ликвидного валютного рынка, Нацбанк будет проводить гибкую политику в

области обязательной продажи предприятиями выручки от экспорта в

иностранной валюте.

На межбанковском валютном рынке предполагается создать условия для

внедрения срочных операций (типа своп, форвард, фьючерс, опцион) на

внутреннем рынке, разработать нормативную базу по регулированию дилинговых

операций на внутреннем рынке, создать условия для внедрения операций типа

РЕПО, своп драгметаллов, ломбардных валютных кредитов.

На основании разработанной концепции управления золотовалютными

резервами в среднесрочной перспективе происходит переход к

диверсифицированному управлению ими, что означает создание двух портфелей:

стратегического инвестиционного портфеля и тактического портфеля

ликвидности.

При этом тактический портфель ликвидности необходим дня проведения

политики валютного курса и покрытия краткосрочных обязательств. Норма

доходности этого портфеля может определяться ставкой ЛИБИД по

соответствующим срокам размещения. Основными инструментами портфеля

ликвидности должны быть инструменты денежного рынки.

Состав стратегического портфеля определяется среднесрочными (от 3 до 5

лет) и долгосрочными (от 5 до 10 лет) обязательствами Нацбанка. Основными

инструментами данного портфеля могут быть инструменты рынка государственных

ценных бумаг, среднесрочные и долгосрочные депозиты и другие инструменты

рынка капиталов. Основная доля активов драгоценных металлов должна

содержаться в данном портфеле.

3. Кардинальное улучшение системы банковского надзора и принципов

регулирования банковской деятельности. Требования, предъявляемые

Национальным банком к казахстанским банкам, будут приведены в соответствие

с международными стандартами банковского надзора. Применение международно-

признанных стандартов даст реальную оценку капитализации банков и

подверженности банков рискам, что будут способствовать принятию более

обоснованных решений как руководством и акционерами банков, так и

руководством Национального банка в отношении банков второго уровня.

Ужесточение требований Национального банка по созданию и

лицензированию банков позволит выйти на рынок только финансово-устойчивым,

конкурентоспособным кредитно-финансовым институтам.

Банки, испытывающие дефицит собственного капитала, представляют в

Национальный банк программу и мероприятия по рекапитализации и регулярно

отчитываются об их выполнении. Банки, не достигшие адекватного уровня

капитала, подлежат ликвидации или преобразованию в небанковские финансовые

учреждения.

В то же время конкретный подход Национального банка в отношении того

или иного банка, испытывающего дефицит капитала, определяется его

значимостью, долей банка на рынке привлеченных депозитов и выданных

кредитов. В соответствии с указанными критериями выделяются следующие

группы банков:

крупные, с объявленным уставным фондом свыше 1,2 млрд. тенге;

менее крупные и средние;

мелкие.

Только в отношении крупных банков, ликвидация которых может привести к

нежелательным последствиям для экономики страны, Нацбанк прилагает усилия

по их финансовому оздоровлению, выступая кредитором последней инстанции.

Необходимое условие предоставления такого рода помощи качественное

укрепление менеджмента банков и введение постоянных наблюдателей из

Национального банка для отслеживания текущего финансового состояния банков.

4. Завершение реформирования бухгалтерского учета, и статистики

банковской системы. В среднесрочном периоде будет завершено начатое в 1995

г. реформирование бухучета банковской системы, обеспечивающее единую

методологическую политику в области бухгалтерского учета и отчетности в

банках и других кредитных учреждениях Республики Казахстан.

В течение срока действия Программы будет закончено полное внедрение

новых планов счетов Национального банка и банков второго уровня,

позволяющих формировать новую информацию, имеющую важное значение для

статистики финансового рынка, статистики платежного баланса, налогово-

бюджетной статистики национальных счетов, которые будут использоваться для

анализа, планирования и контроля за реализацией денежно кредитной политики,

выполнением нормативных положений, а также принятия решений по конкретному

использованию финансовых инструментов. Указанная работа сопровождается

созданием соответствующей нормативной базы, подготовкой и переподготовкой

персонала.

Наряду с этим разрабатывается нормативная база о порядке проведения

внутреннего и внешнего аудита банковской деятельности, основанного на новой

системе бухгалтерского учета.

В среднесрочной программе также предусматривается разработка и

внедрение новых форм статистической отчетности банков второго уровня в

соответствии с новым планом счетов, позволяющих формировать показатели

денежной, банковской статистики, принятые в международной практике и

обеспечивающие сопоставимость статистических показателей.

5. Задачи областных (территориального) управлений Нацбанка. В

среднесрочном периоде особое значение отводится областным

(территориальному) управлениям банка. Практически все проводимые

преобразования будут осуществляться через областные управления Нацбанка.

Областные управления будут обеспечивать проведение денежно-кредитной

политики Нацбанка на территории областей, на основе утвержденных плановых

мероприятий, включал доведение централизованных кредитных ресурсов до

банков-заемщиков и осуществление контроля над их целевым использованием.

Предполагается дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг,

включая регионы страны; на областные управления Нацбанка возлагаются

ответственные задачи по обеспечению четкого функционирования этого рынка на

территории области.

Не менее сложные ответственные задачи будут решать областные

управления Нацбанка и в части совершенствования платежной системы. Они

будут обеспечивать четкое воздействие и непосредственное участие в создании

и функционировании как промежуточной, так и долгосрочной платежных систем.

В среднесрочном периоде предстоит значительное расширение работы

управлений Нацбанка и в развитии валютного рынка, расширении числа обменных

пунктов иностранной валюты на территории области.

Областные управления Нацбанка будут обеспечивать непосредственное

проведение реформы бухгалтерского учета и отчетности, как в управлениях

Национального банка, так и банках второго уровня на своей территории.

В условиях широкой либерализации налично-денежного оборота областными

управлениями Нацбанка будут приняты меры по бесперебойному обеспечению

потребностей хозяйства области в наличных деньгах. В этом направлении будут

приняты меры, обеспечивающие перевозку, хранение и создание резервов

банкнот и монет.

В среднесрочном периоде областными управлениями предстоит провести

серьезную структурную перестройку, связанную с передачей функций кассового

исполнения Госбюджета казначейству Минфина.

6. Преобразование и дальнейшее развитие системы банков второго уровня.

К концу 1998 г. второй уровень банковской системы Казахстана состоит из

банков второго уровня и дополняется системой небанковских финансовых

учреждений, представленных ломбардами, кредитными товариществами,

трастовыми, лизинговыми, факторинговыми фирмами, клиринговыми палатами и

др.

Банки второго уровня должны достичь необходимого уровня капитализации

и будут осуществлять все виды банковской деятельности, кроме инвестиций в

корпоративные ценные бумага и дилерских операций по ним.

Наряду с системой коммерческих банков будет существовать ряд

государственных специализированных банков, имеющих свои определенные

специфические функции. Для них будет создана, специальная нормативная база,

регулирующая их деятельность.

В настоящее время к государственным специализированным банкам

относятся Экспортно-импортный банк, Банк жилищного строительства и

Реабилитационный банк Республики Казахстан.

Экспортно-импортный банк Республики Казахстан (Эксимбанк) является

государственным банком, призванным содействовать структурно-инвестиционной

политике Правительства и повышению конкурентоспособности страны в целях

создания основы ее устойчивого экономического роста путем подготовки и

осуществления специальных программ и направленного отбора проектов

торгового и проектного финансирования. Эксимбанк обеспечивает эффективные

каналы для зарубежных и отечественных прямых и портфельных инвестиций и

выполняет функции гаранта, финансового и инвестиционного агента, дилера и

доверенного лица (в первую очередь в отношении Правительства), осуществляет

оценку и управление рисками.

В целях повышения эффективности функционирования и увеличения притока

внешних финансовых ресурсов, необходимых для реализации структурно-

инвестиционной политики Правительства, Правительства Республики Казахстан

приняло решение об акционировании Эксимбанка и эмиссии его облигаций под

гарантии Минфина путем привлечения международных финансовых организаций и

первоклассных иностранных банков.

Основные функции Банка жилищного строительства заключаются в

кредитовании жилищного строительства через систему коммерческих

застройщиков; формировании системы жилищных сберегательных счетов для

населения; создании системы ипотечного кредитования. В1998 г. происходит

смешение его банком Центркредит.

Реабилитационный банк должен будет погасить обязательства 30-40

крупных предприятий-должников, изолировав их от финансовой системы страны,

и провести реструктурирование с последующей санацией, приватизацией или

ликвидацией.

Механизм финансово-экономического оздоровления, реорганизации и

ликвидации несостоятельных государственных предприятий, проводимых

Реабилитационным банком, включает в себя комплекс финансово-экономических,

организационно-хозяйственных и иных мероприятий и процедур. В соответствии

с этим Реабилитационный банк с приданием ему роли кредитора будет

финансировать переданные ему на обслуживание неплатежеспособные

предприятия, с тем чтобы поднять деятельность предприятия до

жизнеспособного уровня. Если нет реальных перспектив жизнеспособности и в

силу размеров своей просроченной задолженности предприятия являются

бременем для бюджета, банков и других кредиторов, они будут подлежать

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.