бесплатно рефераты
 

Диплом: Совершенствование деятельности Сбербанка РФ

/p>

Из таблицы №13, видно, что на 1 января 2000 г. в Сбербанке всего активов

было 13061 млрд. руб., на 1 января 2001 г. сумма активов увеличилась на

1283 млрд. руб. и составила 14344 млрд. руб. Увеличение активов произошло

в основном за счет активов относящихся к пятой группе риска, с

коэффициентом риска 100 %, следовательно, Сбербанк размещает ресурсы с

большим риском потерь, так как практически не имеет активов с небольшими

коэффициентами риска. Качество активов в основном зависит от качества

кредитного портфеля. Качество же кредитного портфеля определяют также на

основе коэффициентов.

Рассмотрим динамику изменения качества кредитного портфеля

за 2000 – 20001 гг., представленную в таблица №14.

Таблица №14.

Динамика изменения качества кредитного портфеля за 2000 –2001 гг.

N п/п

Показатели

На 01 января 2000г.

(млрд. руб.)

Удельный вес

(%)

На 01 января 2001г.

(млрд. руб.)

Удельный вес

( % )

1Ссудная задолженность всего5166, 31003315, 3100
2

Стандартная

(1 группа риска)

3770, 8732205, 167
3Нестандартная (2 группа риска)1603165, 35
4

Сомнительная

(3 группа риска)

775, 515201, 26
5

Безнадежная

(4 группа риска)

460, 39743, 722
6Сумма созданного резерва183, 64668, 820
7Коэффициент риска0,96-0,80-
8Коэффициент резерва3,6-20,2-

По данным таблицы №14, видно, что безнадежной ссудной задолженности ( 4

группы риска) на начало 2001 г. в Сбербанке стало больше, ее удельный

вес с 9% увеличился до 22%. Соответственно увеличилась и сумма резерва

по ссудам с 183, 6 млрд. руб. на 01 января 2000 г.. до 668, 8 млрд. руб.

на 01 января 2001 г. Следовательно, можно сделать вывод, что Сбербанк

имеет возможность, в случае не возврата кредитов, погасить задолженность

за счет резерва по ссудам, что является фактором стабильности банковской

системы.

Рассчитаем некоторые коэффициенты, например,

Коэффициент риска = (кредитные вложения - резерв по ссуде ) / кредитные

вложения.

По Сбербанку коэффициент риска составит:

на 01 января 2000 г = (5166, 3 - 183, 6) / 5166, 3 = 0, 96.

на 01января 2001 г = (3315, 3- 668, 8) / 3315, 3= 0, 80.

Чем больше значение данного коэффициента и ближе к единице, тем лучше

качество кредитного портфеля, с точки зрения возвратности.

Коэффициент резерва = (резерв по ссудам / кредитные вложения) * 100% .

на 01 января 2000 г = ( 183, 6 / 5166, 3) * 100 = 3, 6 %.

на 01 января 2001 г = ( 668, 8 / 3315, 3) * 100 = 20, 2 % .

Оптимальное значение этого коэффициента считается 15 %, то есть на

начало 2001 года в Сбербанке создано резерва по ссудам даже немного

больше нормы, качество же кредитного портфеля стало хуже, о чем

свидетельствует снижение коэффициента риска.

3.6. Анализ финансово- экономической деятельности банка.

Основной задачей любого коммерческого предприятия в его деятельности,

является максимальное получение прибыли. Проанализируем, как изменялась

прибыль Сбербанка за последние пять лет. Данные показаны в таблице №15.

Таблица №15.

Финансовый результат Сбербанка за 1996 - 2000 гг.

Года

Прибыль (+) Убыток (-) (млрд. руб.)

Темп роста к предыдущему году (%)

1996+541--
1997+1137210
1998+2092184
1999+2589123
2000+3621139

Поданным таблицы №15, видно, что все предыдущие годы Сбербанк работал

прибыльно, самая высокая прибыль была получена в 2000 г. Рентабельность

работы любой организации требует обеспечения полного покрытия всех

расходов, за счет полученных доходов и обеспечения средней нормы прибыли

по отрасли. Только при этих условиях возможно дальнейшее развитие

организации, в том числе и банка.

Проанализируем рентабельность Сбербанка за 1999 – 2000 гг. Данные

представлены в таблице №16.

Таблица №16.

Показатели рентабельности Сбербанка за 1999 - 2000 гг.

N п/п

Содержание

1999 г.

(млрд. руб.)

Удельный вес

(%)

2000 г

(млрд. руб.)

Удельный вес

(%)

123456
1Доходы банка всего3130, 51004785, 8100

в том числе:

а) процентные

2619, 983, 72447, 451, 1
б) беспроцентный510, 616, 32338, 448, 9
2Расходы банка всего2574, 51004168, 8100

в том числе:

а) процентные

913, 935, 51043, 125, 0
б) непроцентные расходы1660, 664, 53125, 775
3Финансовый результат+556-+617
4Средняя сумма активов12777, 4--13456, 0--
123456
5

Рентабельность, как отношение

1) прибыли к сумме активов

4, 4%4, 6%
2) прибыли к расходам21, 6%14, 8%
6Процентная маржа17061404, 3

Рентабельность Сбербанка на начало 2000 г. увеличилась на 0,2 %, как

отношение прибыли к сумме активов, но снизилась на 6,8 %, как

отношение прибыли к расходам, так как прибыль Сбербанка за 1999 г. выросла

только на 61 млрд. руб. Расходы увеличились в 1, 6 раз, при этом

очень увеличились непроцентные расходы, за счет увеличения таких статей

расходов, как резерв по ссудам, отрицательная курсовая разница по купле

- продаже инвалюты, оплата труда, административно-хозяйственные расходы.

Проанализируем, как за прошедший 2000 г. изменилось состояние активов,

с точки зрения их ликвидности, ведь Сбербанку нужны средства в ликвидной

форме, то есть такие которые легко могут быть превращены в наличные

деньги с небольшим риском потерь, или вообще без него. Банк считается

ликвидным, если суммы наличных средств и других ликвидных активов могут

быстро и своевременно погасить все его финансовые обязательства. Данные

представлены в таблице №17.

Таблица №17.

Динамика изменения активов Сбербанка с точки зрения их ликвидности.

Показатели

1999 г.

(в млрд. р.)

2000 г.

(в млрд. р.)

Увеличение (+), уменьшение (-)

1. Ликвидные активы 28802295-585

в том числе

а) касса

59180+121
б) корсчет21302063-67
в) резервы6530-653
г) вложенные в ценные бумаги3852+14

2. Дебиторская

задолженность

10651-55
3. Кредитные вложения5166, 33315, 3-1851
4. Основные средства11461670+524
5. Средства в расчетах3762, 77012, 7+3250
Всего активов1306114344+1283

1

1

2

2

3

3

4

4

Обязательства банка всего:8926, 410116, 2+1189, 8
а) средства на расчетных, текущих счетах 7501663+913
б) вклады населения 81618439+278
в) средства в расчетах9, 72, 2-7, 5
г) кредиторская задолженность5, 712, 0+6, 3

Рассчитаем некоторые коэффициенты, например отношение ссудной задолженности

к вкладам населения:

Ø Коэффициент = отношение ссудной задолженности / вклады

населения.

на 1999 г. = ( 5166, 3 / 8161) = 0, 63.

на 2000 г. =(3315, 3 / 8439) = 0, 39.

Чем больше доля вкладов помещается в ссуды, тем ниже показатель

ликвидности. На начало 2000 г данный коэффициент снизился, то есть

показатель ликвидности стал лучше, так как только третья часть вкладов

размещена в ссуды, а не половина их, как было на начало 1999 г.

Ø Удельный вес ликвидных активов в общей сумме активов =

(ликвидные активы / всего активов)* 100%

на 1999 г. = (2880 / 13061) *100 % = 22% .

на 2000 г. = ( 2295 / 14344) *100 % = 16 %.

Удельный вес ликвидных активов в общей сумме активов на начало 2000 г. также

снизился.

Ø Общий коэффициент ликвидности = (ликвидные активы /

обязательства банка).

на 1999 г. = 2880 / 8926, 4 = 0, 32.

на 2000 г. = 2295 / 10116, 2 = 0, 23.

По норме этот коэффициент не должен быть меньше 0, 50.

Ø Среднегодовая процентная ставка по кредитным вложениям =

(доходы от кредитования / среднемесячные остатки кредитных вложений) *100 .

на 1999 г. =(1518 млрд. р. / 5166 млрд. р.) *100= 29, 4 %.

на 2000 г. = (925 млрд. р. / 3315 млрд. р.) * 100= 27, 9 %.

Ø Средняя процентная ставка по кредитным ресурсам = (процентные

расходы / среднегодовой остаток кредитных ресурсов) *100.

на 1999 г. = (863 / 8911) *100 = 9, 7 %.

на 2000 г. = ( 781 / 10102 ) * 100 = 7, 7 %.

Ø «Спрэд» = Среднегодовая процентная ставка по кредитным

вложениям - Средняя процентная ставка по кредитным ресурсам.

на 1999 г. = ( 29, 4 - 9, 7) = 19, 7 %.

на 2000 г. = ( 27, 9 - 7, 7 ) = 20, 2 %.

Ø Финансовая маржа = (процентные доходы и доходы по ц/бумагам

минус процентные расходы) / средние остатки кредитных ресурсов

на 1999 г. = (2620- 903) / 8911 * 100 = 19, 3 %.

на 2000 г. = (2445 - 1043) / 10102 * 100 = 13, 9 %.

Разница между Спрэдом и финансовой маржой показывает процент потери

доходов банка из-за отвлечения кредитных ресурсов в активы не приносящие

доход за 1999 г. потери равны 0, 4 % (19, 7% - 19, 3%) за 2000 г. потери

доходов банка составили 6, 3% ( 20,2% - 13,9% ).

Из произведенных расчетов можно сделать вывод, что хотя активы Сбербанка

за 2000 г. увеличились на 1283 млрд. руб., ликвидные активы не только не

увеличились, а даже снизились на 585 млрд. руб. Обязательства же

Сбербанка увеличились на 1189, 8 млрд. руб., в основном за счет роста

средств на расчетных и текущих счетах предприятий и организаций. Общий

коэффициент ликвидности меньше нормы и еще снизился за 2000 г. на 0,

09. Поэтому, ни смотря на то, что Сбербанк и работает прибыльно, нужно

увеличить объем ликвидных активов и активов приносящих доход, свести до

минимума просроченную задолженность по кредитам, повысить качество

кредитного портфеля, увеличить объем стандартной ссудной задолженности,

увеличить количество кредитных ресурсов, путем привлечения средств во

вклады населения и на счета предприятий и организаций, снижать

непроцентные расходы.

4. Предложения по совершенствованию деятельности Сберегательного банка РФ.

4.1.Совершенствование существующих и внедрение новых

видов вкладов.

Поставленные цели и задачи требуют принятия маркетинговой политики банка,

отвечающей предпочтениям и потребностям целевых групп существующих и

потенциальных клиентов. Активная адресная продажа продуктов и услуг

предусматривает определенные приоритеты в продуктовой политике, а также

оптимизацию форм и методов продаж. Форма предложения должна быть удобна,

доступна и привлекательна, качество — отвечать требованиям клиента, цена —

соответствовать рыночному уровню и обеспечивать необходимую рентабельность.

Сбербанк России видит своих клиентов среди всех групп населения страны,

предприятий любой формы собственности во всех отраслях народного хозяйства,

кредитных организаций и других финансовых учреждений, институтов

государственного управления. Банк является социально ориентированным и должен

учитывать это в работе с клиентами.

С каждым клиентом Сбербанк России должен стремиться к установлению

долгосрочных партнёрских отношений. С этой целью банк должен прогнозировать

развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского

бизнеса, проводить маркетинговые исследования, разрабатывать и предлагать

полный спектр банковских продуктов и услуг.

Основными направлениями политики продажи банковских продуктов и услуг

является: обеспечение потребностей массовой клиентуры в сбережении,

накоплении и заимствовании средств, проведение расчетов, ведение бизнеса,

предоставление стандартного набора конкурентоспособных продуктов и услуг,

предназначенных для различных региональных, отраслевых и социальных групп

клиентов.

Повышение эффективности продаж массовых услуг и продуктов предполагает:

стандартизацию и унификацию предлагаемых продуктов, включая комплекс

организационных, информационных, финансовых и юридических процедур,

объединенных единой технологией обслуживания клиента, в целях снижения

трудозатрат и повышения качества обслуживания; управление продуктовым рядом,

включая выделение перечня базовых услуг и продуктов универсального банка и

замещение неэффективных продуктов и услуг, не пользующихся устойчивым

спросом; проведение стандартной тарифной политики массовых продаж банковских

продуктов и услуг.

Создание системы индивидуального обслуживания клиентов, включающей полный

спектр банковских продуктов и услуг, отвечающих международным стандартам.

Данный подход предполагает предложение клиенту специально разработанных

индивидуальных схем и технологий, обеспечивающих развитие и оптимизацию

бизнеса клиента, страхование его рисков; закрепление за клиентом персональных

менеджеров, обладающих необходимым уровнем полномочий, предоставление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.