бесплатно рефераты
 

Диплом: Ликвидация кредитных организаций

Диплом: Ликвидация кредитных организаций

СОДЕРЖАНИЕ

введение.......................................................................3

1. ликвидация кредитных организаций............................................6

1.1. Ликвидация................................................................6

1.2. Основания для ликвидации..................................................8

1.3. Процедура добровольной ликвидации.........................................9

1.4. Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой

по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса РФ

(письмо ЦБ РФ от 28.10.98 № 306-Т) 11

1.5. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица.... 13

1.6. Порядок ликвидации юридического лица.....................................13

1.7. Удовлетворение требований кредиторов.....................................15

1.8. Банкротство кредитной организации........................................17

2. Банковская система. Арбитражная практика...................................22

2.1. Экономический обзор развития банковской системы России и Новосибирской

области 22

2.2. Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о

несостоятельности

(банкротстве)................................................................

.............................................................................

................. 30

2.3. Развитие международного сотрудничества в области правового регулирования

банковской

деятельности.................................................................

.............................................................................

................ 47

3. Ликвидационный баланс......................................................54

3.1. О порядке составления ликвидационного баланса............................54

3.2. Порядок согласования промежуточного ликвидационного баланса

территориальными учреждениями Банка

России.......................................................................

................................................... 65

3.3. Требования по составлению окончательного ликвидационного баланса

ликвидируемых кредитных

организаций..................................................................

.................................................................. 67

3.4. Порядок согласования окончательного ликвидационного баланса

территориальными учреждениями Банка

России.......................................................................

................................................... 69

заключение....................................................................71

ПРИЛОЖЕНИя....................................................................77

Список использованной литературы..............................................95

введение

Банк - это кредитная организация, созданная для привлечения денежных средств

и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и

срочности. Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных

средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с

банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие

финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые

компании, брокерские, дилерские фирмы и т. д. Но банки как субъекты

финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех

других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они

размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные

сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в

долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает

банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих

собственных долговых обязательств.

- Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств

с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим

банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски,

связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди

своих акционеров. В Российской Федерации создание и функционирование

коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской

деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как

универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на

финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов,

покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение

средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и

иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. п. В России

банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной,

коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания

банков, основанных исключительно на государственной форме собственности,

которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять

свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов

российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных

инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит

участия иностранного капитала в банковской системе страны. Если на начальном

этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным

образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование

паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных

обществ.

Важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков,

является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую

ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая

самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами

банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков,

распоряжение доходами банка. Действующее законодательство предоставляет всем

коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и

доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов,

распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно

устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также

размеры дивидендов по акциям. По своим обязательствам коммерческий банк

отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может

быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий

банк берет на себя.

В данной работе мы рассмотрим такой важный вопрос, связанный с кредитными

организациями, как правовой аспект ликвидации организации, трудности,

связанные с подготовкой и проведением процесса ликвидации кредитной

организации, вопросы возникающие при этом. При этом будут рассмотрены

показатели деятельности кредитных организаций, их количество и количество их

филиалов, распределение их по экономическим регионам России, показатели

приведены в динамике.

Рассматриваются кредитные организации, расположенные в пределах Новосибирской

области в сравнении с равноправными кредитными организациями в целом по

России.

1. ликвидация кредитных организаций

1.1. Ликвидация

Ликвидация кредитной организации может произойти в связи с окончанием срока

действия, отзывом лицензии, нарушений и т. п. Ликвидация - это прекращение

деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей третьим лицам.

Конечными результатами ликвидации и подтверждением факта ликвидации

предприятия является внесение об этом записи в Госреестр и получение

свидетельства о ликвидации. Ликвидация - это достаточно сложный и трудоемкий

процесс, занимающий в среднем 10-12 месяцев в зависимости от конкретной

ситуации, но в некоторых случаях удавалось завершить все дела предприятия за

6-8 месяцев.

Ликвидация может быть инициирована по решению ее участников или по решению

суда. Процедура ликвидации требует безупречных бухгалтерских документов, так

как при подаче заявления о ликвидации почти наверняка (как показывает

практика) будет назначена налоговая проверка за весь период деятельности

предприятия. Все сделки должны быть завершены и документы приведены в

соответствие законным образом. На предприятии не должно оставаться никаких

задолженностей, включая коммунальные платежи и расчеты с фондами. Все

кредиты, выданные предприятию, должны быть возвращены. Хорошая аудиторская

проверка - самое лучшее средство для предотвращения каких-либо неприятностей

от налоговых органов.

Как только подано заявление о ликвидации в налоговую инспекцию, создается

ликвидационная комиссия, состоящая обычно из учредителей или ответственных

работников предприятия. Ее задача - выявление кредиторов и получение

дебиторских задолженностей, объявление о ликвидации в средствах массовой

информации и управление всеми делами фирмы до полного прекращения работы

предприятия. Два месяца это обычный срок предъявления требований кредиторов,

на основании которых приготавливается промежуточный ликвидационный баланс, в

котором должны быть отражены: имущество, требования кредиторов и результаты

их рассмотрения. В случае, если активы предприятия не позволяют погасить все

задолженности, имущество фирмы продается с публичных торгов. Ликвидационный

баланс, распределяемый между учредителями, делится соответственно их

пропорциональному участию после выплаты всех долгов предприятия.

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода

прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо

может быть ликвидировано (ст. 61 ГК РФ):

Ø по решению его учредителей (участников) либо органа юридического

лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с

истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели,

ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации

юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона

или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

Ø по решению суда в случае осуществления деятельности без

надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом,

либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых

актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной

организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности,

противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных

настоящим Кодексом.

Ø Требование о ликвидации юридического лица по основаниям,

указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд

государственным органом или органом местного самоуправления, которому право

на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о

ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган,

уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными

документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации

юридического лица.

Ø Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо

действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или

иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского

Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость

имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований

кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном

статьей 65 настоящего Кодекса. Положения о ликвидации юридических лиц

вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные

предприятия.

1.2. Основания для ликвидации

Юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с решением

учредителей (участников, акционеров) или уполномоченного учредительными

документами органа юридического лица в связи с (ст. 20 Закона "О банках и

банковской деятельности):

Ø окончанием срока действия юридического лица;

Ø достижения цели, для которой создавалось юридическое лицо;

Ø решением суда о признании регистрации юридического лица

недействительной из-за нарушения законодательства;

Ø решением суда в случае, если юридическое лицо ведет деятельность

без соответствующего разрешения (лицензии);

Ø юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законодательством;

Ø юридическое лицо допускало многочисленные или серьезные

нарушения законодательства;

Ø в других случаях, предусмотренных законодательством;

Ø в результате объявления юридического лица банкротом.

Ликвидация юридического лица может быть начата уполномоченным государственным

органом (например, регистрационной палатой - местного или государствен-ного

уровня, налоговой инспекцией и другими). В результате ликвидации юридического

лица деятельность юридического лица прекращается без передачи прав и

обязательств другим лицам правопреемства (ст.61”Ликвидация юр. лица” ГК

РФ)(ст. 20 Закона “О банках и банковской деятельности).

1.3. Процедура добровольной ликвидации

Решение о ликвидации юридического лица должно быть принято уполномоченным на

это органом. Участники - акционеры юридического лица или органа, принявшего

решение о ликвидации, обязаны в письменном виде поставить в известность об

этом решении государственный орган, осуществляю-щий государственную

регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к

ней переходит управление делами юридического лица. Ликвидационная комиссия

может выступать в суде от имени ликвиди-руемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия должна сообщить через средства массовой информации о

ликвидации юридического лица, порядке и сроках подачи претензий со стороны

кредиторов. Срок подачи претензий не может быть менее 2-х месяцев с момента

публикации сообщения.

После окончания срока предъявления претензий со стороны кредиторов

ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден уполномоченным

органом и согласован с государственным органом по регистрации.

Ликвидационная комиссия удовлетворяет денежные требования кредиторов в

соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная с даты его

утверждения в порядке очередности, установленном текущим законодательством.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения

требований предыдущей очереди. Если стоимость имущества юридического лица

недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к ликвидируемому

предприятию должны быть применены процедуры банкротства. В этом случае

ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о

признании должника банкротом. Если ликвидационная комиссия еще не назначена с

таким заявлением в суд должен обратиться владелец должника.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника

банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного

управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на

председателя ликвидационной комиссии (ст. 51 Закона "О несостоятельности

(банкротстве) кредитной организации"). Кредиторы вправе предъявить свои

требования в месячный срок с момента публикации объявления о признании

ликвидируемого должника банкротом. Нарушение требования об обращении в

арбитражный суд является основанием для отказа во внесении в единый

государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического

лица. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители

(участники) и руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии,

допустившие нарушение, несут субсидиарную ответственность по

неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным

платежам должника.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна

составить ликвидационный баланс, который подлежит утверждению участниками

(акционерами) юридического лица или руководящим органом, который принял

решение о ликвидации юридического лица и согласован с государственным органом

по регистрации. Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения

требований кредиторов, подлежит распределению между участниками (акционерами)

в соответствии с очередностью, определенной в учредительных документах

юридического лица, с учетом требований законодательства, применимого к

конкретной организационно-правовой форме юридического лица (ООО, АО,

Кооператив).

Ликвидация юридического лица считается законченной, а юридическое лицо

ликвидированным после внесения записи о ликвидации в единый государственный

реестр юридических лиц (ст. 51”Признание ликвидируемой кредитной организации

банкротом” Закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации).

1.4. Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой

по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса РФ

(письмо ЦБ РФ от 28.10.98 № 306-Т)

Поступающие из территориальных учреждений Банка России сведения о проведении

ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии

на осуществление банковских операций, свидетельствуют о фактах начала

задержки ликвидационных процедур в случае принятия арбитражным судом решения

о ликвидации кредитной организации в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи

61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По состоянию на 1 октября 1998 года по 174 кредитным организациям

арбитражными судами РФ приняты решения об их ликвидации в порядке статьи 61

Гражданского кодекса Российской Федерации, однако, в 140 кредитных

организациях судебные решения их учредителями (участниками) не выполнены. В

ряде случаев созданные учредителями (участниками) банка ликвидационные

комиссии так и не приступили к работе, либо устранились от выполнения своих

обязанностей. В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного

Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением

части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если решением суда о

ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) возложены

обязанности по осуществлению ликвидации, однако в установленный срок

ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и

поручает ему осуществить ликвидацию банка.

С учетом изложенного, в целях ускорения процесса ликвидации, а также защиты

интересов кредиторов и вкладчиков, рекомендуется территориальным учреждениям

Банка России в случае наличия кредитных организаций, учредители (участники)

которых не выполняют решения судов о ликвидации, обратиться в арбитражный

суд, принявший решение о ликвидации, с заявлением в порядке статьи 205

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении

способа исполнения решения суда о ликвидации кредитной организации и

назначении ликвидатора. Указанный порядок территориальным учреждениям Банка

России следует применять также в случаях, когда решением суда на учредителей

(участников) не возложена обязанность по осуществлению ликвидации кредитной

организации.

Если ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение длительного срока не

приступает к работе в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете

ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также в случае недостаточности

имущества кредитной организации, территориальное учреждение Банка России

должно рекомендовать ликвидационной комиссии (ликвидатору) обратиться в

арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной организации на основании

статьи 174 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве кредитной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.