| Диплом: Кредитование проектов малого предпринимательства
где
Г – планируемая сумма гарантий;
k – средний процент невозврата прогарантированных сумм;
П – нетто-поступления в фонд из различных источников в планируемый период;
r – средний процент, взимаемый фондом за выдачу гарантий.
Так, если практикой показано, что:
- из каждых 100 рублей прогарантированных фондом ссуд 4,9 рубля не
возвращаются кредиторам и фонд вынужден возмещать им эти средства;
- средний процент, взимаемый за предоставление гарантий, составляет 0,9 %;
- предполагаемые поступления из бюджетных и внебюджетных источников (не
считая процентов, взимаемых за предоставление гарантий и возврат средств
Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, выделенных ранее на
какие-либо цели) в текущем году составляют 250 млн. руб., то фонд сможет
прогарантировать без риска снижения своих активов кредитов малым предприятиям
на сумму не более
250 * 100% / (4,9 % - 0,9 %) = 6 250 млн. руб.
Таким образом, гарантийные фонды смогут прогарантировать обязательств малых
предприятий больше, чем совокупная стоимость своих активов, без риска их
“проедания”.
Создание гарантийных фондов и развитие разнообразных схем гарантирования
займов малым предприятиям несомненно ощутимо повысят заинтересованность
кредитных организаций в кредитовании проектов малых предприятий.
3.2. Экспресс-анализа кредитных заявок
По мнению обращающихся за кредитом в банки малых бизнесменов процесс принятия
решения о кредитовании в них несколько затянут. Учитывая небольшие размеры
испрашиваемых кредитов, представляется нецелесообразной разработка
полноценного бизнес-плана по инвестиционным проектам малого бизнеса: сами
инициаторы как правило не знают, как это делать, а для банка затраты времени
инспекторов, работающих с малыми предприятиями лимитированы в силу высокой
удельная трудоемкости экспертизы проектов малого бизнеса, несоразмерной с
процентными и непроцентными доходами, которые получает банк от деятельности,
связанной с кредитованием проектов малого бизнеса (проценты по кредиту,
оплата консультационных услуг и прочее).
Для экспертизы проектов малого бизнеса можно применять метод экспресс-анализа
на основе кредитной заявки, заполняемой клиентом и результатами его
интервьюирования, в ходе которого проверяется реальность и достаточность
закладываемой в кредитную заявку информации.
Финансовый план проекта инспектор банка должен составить сам. Это позволит
ему более ясно представить возможные трудности при реализации проекта,
оценить влияние различных факторов (выручка, цены на продукцию и сырье, др.)
на основные экономические показатели проекта, сделать вывод об эффективности
и ликвидности проекта.
Современные средства автоматизации рабочего места банковского служащего
позволяют максимально ускорить этот процесс. В распоряжении инспектора
находятся различные программные средства: от мощных и дорогих (Project Expert
- $ 2 450) программных систем разработки инвестиционных проектов, до удобных
табличных редакторов, позволяющих самому составить программу с учетом
специфики сложившейся работы с малыми предприятиями.
Ниже представлен один из методов составления финансового плана проекта,
опробированный автором Дипломной работы во время прохождения практики в КБ
“Центр-инвест”. Программа составлена на основе табличного редактора Microsoft
Excel 95 с учетом Методических рекомендаций по оценке эффективности
инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.
Указанная программа состоит из 2 блоков-листов:
1) ввод данных, необходимых для расчета;
2) вывод результатов расчетов.
Стандартный финансовый план должен включать в себя:
- план доходов и расходов;
- план движения денежных средств (cash flow);
- расчет показателей эффективности проекта;
- средства для проведения анализа чувствительности проекта.
План доходов и расходов имеет следующий вид:
Таблица 3.1.
План доходов и расходов (для юр. лица)
| Апр.98 | Май.98 | Июн.98 | Июл.98 | Авг.98 | Сен.98 | Окт.98 | Ноя.98 | Дек.98 | Янв.99 | Фев.99 | Мар.99 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1. Выручка от реализации, USD | 22 500 | 23 500 | 24 500 | 25 500 | 27 500 | 29 500 | 29 500 | 29 500 | 44 000 | 44 000 | 44 000 | 31 500 | 2. Чистая выручка (без НДС), USD | 18 750 | 19 583 | 20 417 | 21 250 | 22 917 | 24 583 | 24 583 | 24 583 | 36 667 | 36 667 | 36 667 | 26 250 | 3. Себестоимость продукции и | | | | | | | | | | | | | вычеты из прибыли до налогообложения, USD | 14 210 | 14 723 | 15 236 | 15 201 | 17 273 | 18 308 | 18 317 | 18 311 | 26 314 | 26 325 | 26 319 | 19 804 | 3.1. Переменные расходы, USD | 12 519 | 13 014 | 13 510 | 14 006 | 15 452 | 16 443 | 16 443 | 16 443 | 24 087 | 24 087 | 24 087 | 17 889 | 3.1.1 Фонд оплаты труда, USD | 984 | 984 | 984 | 984 | 1 311 | 1 311 | 1 311 | 1 311 | 1 639 | 1 639 | 1 639 | 1 639 | 3.1.2. Отчисления во внебюджетные фонды, USD | 379 | 379 | 379 | 379 | 505 | 505 | 505 | 505 | 631 | 631 | 631 | 631 | 3.1.3. Сырье и материалы (без НДС), USD | 11 156 | 11 652 | 12 148 | 12 644 | 13 635 | 14 627 | 14 627 | 14 627 | 21 817 | 21 817 | 21 817 | 15 619 | 3.1.4 Топливо и энергия, USD | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3.1.5. Вода и газ, USD | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3.2. Постоянные расходы, USD | 1 692 | 1 708 | 1 726 | 1 195 | 1 822 | 1 864 | 1 874 | 1 867 | 2 227 | 2 237 | 2 232 | 1 914 | 3.2.1 Амортизация, USD | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 3.2.2. Арендная плата, USD | 164 | 164 | 164 | 164 | 164 | 164 | 164 | 164 | 164 | 164 | 164 | 164 | 3.2.3. Налоги, относимые на себестоимость | | | | | | | | | | | | | и финансовые результаты, USD | 600 | 625 | 650 | 675 | 728 | 778 | 778 | 778 | 1 144 | 1 144 | 1 144 | 832 | 3.2.3.1. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально- | | | | | | | | | | | | | культурной сферы, USD | 281 | 294 | 306 | 319 | 344 | 369 | 369 | 369 | 550 | 550 | 550 | 394 | 3.2.3.2. Сбор на нужды образования, USD | 10 | 10 | 10 | 10 | 13 | 13 | 13 | 13 | 16 | 16 | 16 | 16 | 3.2.3.3. Единый 3-процентный местный целевой сбор, USD | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 3.2.3.4. Налог на имущество, USD | 281 | 294 | 306 | 319 | 344 | 369 | 369 | 369 | 550 | 550 | 550 | 394 | 3.2.4. Процент за кредит (в пределах 15%), USD | 250 | 231 | 211 | 192 | 172 | 151 | 131 | 110 | 88 | 67 | 45 | 23 | 3.2.5. Страховые платежи, USD | 49 | 49 | 49 | 82 | 82 | 82 | 98 | 98 | 98 | 115 | 115 | 115 | 3.2.6. Прочие, USD | 546 | 558 | 569 | 380 | 594 | 607 | 621 | 635 | 650 | 666 | 682 | 700 | 4. Налогооблагаемая прибыль, USD | 4 540 | 4 860 | 5 181 | 6 049 | 5 643 | 6 275 | 6 266 | 6 272 | 10 353 | 10 342 | 10 347 | 6 446 | 5. Налог на прибыль, USD | 1 589 | 1 701 | 1 813 | 2 117 | 1 975 | 2 196 | 2 193 | 2 195 | 3 623 | 3 620 | 3 622 | 2 256 | 6. Прибыль после налогообложения, USD | 2 951 | 3 159 | 3 368 | 3 932 | 3 668 | 4 079 | 4 073 | 4 077 | 6 729 | 6 722 | 6 726 | 4 190 | 7. Процент за кредит (свыше 15%), USD | 50 | 46 | 42 | 38 | 34 | 30 | 26 | 22 | 18 | 13 | 9 | 5 | 8. Погашение основной суммы долга, USD | 1 534 | 1 557 | 1 580 | 1 604 | 1 628 | 1 652 | 1 677 | 1 702 | 1 728 | 1 754 | 1 780 | 1 807 | 9. Нераспределенная прибыль, USD | 1 367 | 1 557 | 1 745 | 2 290 | 2 006 | 2 397 | 2 370 | 2 353 | 4 984 | 4 955 | 4 937 | 2 379 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
ИНТЕРЕСНОЕ
|