бесплатно рефераты
 

Бюджет

законодательно установлено, что государственные задачи должны

распределяться между федерацией и землями, которые входят в ее состав. При

этом федерация и земли отдельно осуществляют затраты, которые возникают при

исполнении ими своих функций. Федерация и земли самостоятельны в вопросах

бюджетного устройства. Принципы независимого ведения бюджетного хозяйства

действуют с учетом необходимости взаимосвязи общегосударственных и

земельных интересов при решении конкретных задач и обеспечения

финансирования. Рядом с федеральным государством и землями носителями

определенных общественных функций выступают общины, которые имеют местные

бюджеты.

Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации.

Для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая

система Германии построена таким образом, что наиболее значительные

источники формируют сразу три или два бюджета. Например, налог на

предпринимательскую деятельность удерживается местными органами управления,

но им остается половина, а другая половина перечисляется в федеральный и

земельный бюджет. Подоходный налог с физических лиц распределяется таким

образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5%-в

бюджет соответствующей земли и 15%- в местный бюджет.

Из этого можно сделать вывод: поучающим является то, что в Германии

обостряется не только вертикальное, а и горизонтальное выравнивание

доходов. Земли, которые имеют высокие доходы, например, Бавария,

Вюртемберг, Северная Рейн-Вестфалия, перечисляют часть финансовых ресурсов

менее развитым землям, таким как Саксония, Шлезвиг-Гольштейн. Это есть

достижение многогодового развития налоговой системы.

3.2. Проблемы местных бюджетов.

Глобальные проблемы бюджета

1. Усовершенствование макроэкономического прогнозирования и бюджетного

планирования.

2. Обеспечение реальности плановых показателей бюджета и их

выполнение.

3. Приведение в соответствие конституционных и законодательных

обязательств государства касательно предоставления управленческих.

Гражданских и государственных услуг гражданам с финансовыми возможностями

государства.

4. Переход от практики удержания установок и организаций бюджетной

сферы к программно – целевому методу планирования и осуществления расходов.

5. Создание экономически и финансово самостоятельных территориальных

обществ.

6. Переход от многоканальной к одноканальной системы финансирования

учреждений и организаций бюджетной сферы, финансирование совместных

программ.

7. Разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, укрепление

собственной доходной базы территориальных обществ, внедрение новой системы

финансового выравнивания, бюджетных трансфертов, формального распределения

трансфертов.

8. Казначейское обслуживание кассового исполнения бюджетов.

Проблемы меж бюджетного финансирования

1. Система органов власти в Украине предполагает большую централизацию

(соответственно западноевропейской модели), нежели это предусматривалось

статусом независимости, наделенным местным органом власти. Очень важным

является курс на децентрализацию.

2. Несоответствие между обязанностями по расходам и источниками

финансирования.

3. Местные органы власти практически не имеют стимулов к повышению

объемов своих поступлений в контексте бюджета и управления своими ресурсами

рациональными методами. Ни одна система межбюджетного финансирования не

может функционировать эффективно, если нет стимулов увеличивать поступления

и повышать ответственность за использование этих ресурсов.

4. Система межбюджетного финансирования развивалась хаотично и

непредсказуемо, что усложняет органам власти всех уровней прогнозирование и

управление своими ресурсами. Это в первую очередь касается трансфертов.

Проведение расчетов на основе формул – самый важный шаг к предвиденью.

5. Хотя органы местного уровня обязаны делать значительный вклад в

обеспечение социальных благ и инфраструктуры, очень мало из них имеют

возможность финансировать необходимые инвестиции.

Осуществление, изменений в системе меж бюджетного финансирования есть

чрезвычайно сложным и долго действующим процессом. Однако, существует ряд

ключевых элементов или структурных блоков, которые следует рассмотреть во

время решения проблем данной системы в целом, к ним относятся:

а) институциональная и правовая база межбюджетного финансирования;

б) финансирование расходов;

в) распределение поступлений;

в) система трансфертов;

г) местные заимствования.

После провозглашения независимости Украины стали значительно более

актуальными проблемы создания дееспособного хозяйственно-правового

механизма решения вопросов, которые относятся к отношениям

общегосударственного и регионального управления, местного самоуправления.

Государственное вмешательство в экономику при рыночных отношениях, к

которым стремится Украина на современном этапе, должно иметь ограниченный

характер и быть направлено на обеспечение бесперебойного функционирования

рыночного механизма в целом, на развитие производительных сил, укрепление

обороноспособности страны, а также на экономическую поддержку и социальную

защиту самых незащищенных слоев населения.

Самым важным инструментом, через который государство регулирует

экономические процессы, решает социальные, политические, производственные,

экономические проблемы, является бюджет, так как именно через бюджет, то

есть через перераспределение валового внутреннего продукта и национального

дохода, государство может аккумулировать в своих руках достаточно средств

для решения вышеуказанных проблем.

Становление рыночных отношений в Украине обусловило чрезвычайное

обострение проблемы финансового обеспечения ее регионов, что обуславливает

появление и развитие крайне опасных тенденций-процессов территориальной

дезинтеграции, то есть разногласий между территориями, органами

законодательной и исполнительной власти на основе распределения финансовых

ресурсов(38).

Проблема финансового обеспечения развития территорий свойственна

фактически всем странам. Ее суть в том, что административно-территориальные

образования, на которые распределено государство, имеют различную налоговую

базу и финансовый потенциал, который является следствием неравномерности

территориального размещения природно-ресурсного потенциала и

производительных сил.

Конечно же, в бюджетном устройстве Украины большая роль отводится

государственному бюджету, но проведение успешных экономических

преобразований в стране невозможно без пересмотра роли регионов в жизни

государства. Об этом свидетельствует пример бывшего СССР, где централизация

во всех сферах деятельности государства производит к не разумным решениям.

Так как, то, что приемлемо для одного региона, может быть совсем

нецелесообразно для другого. Смотря на это необходимо более тщательно

изучать возможности регионального самоуправления, беря во внимание

специфику каждого региона.

В экономически развитых странах финансовые проблемы регионов решаются

через предоставление местным органам власти стабильно закрепленных доходных

источников, расширения сферы местного налогообложения и реформирования всей

системы межбюджетных взаимоотношений[44, C. 65-68]

Определенные условия для решения финансовых проблем регионов дает

Закон «О местном самоуправлении в Украине», который в соответствии с

Конституцией Украины определяет как материальную, так и финансовую основу

местного самоуправления. Предусматривается, что органы местного

самоуправления в селах, поселках, городах, районах больших городов (в

случае их образования) самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют

соответствующие местные бюджеты (бюджеты местного самоуправления).

Областные и районные советы утверждают соответствующие бюджеты, которые

формируются на основе средств государственного бюджета для их

соответствующего распределения между территориальными обществами или для

исполнения совместных проектов, и со средств, привлеченных на договорной

основе с местных бюджетов для реализации совместных социально-экономических

и культурных программ, а также контролируют их исполнение. Местный бюджет

разделяется на текущий бюджет и бюджет развития. Текущий бюджет- это доходы

и расходы местного бюджета, которые создаются и используются для покрытия

текущих расходов; бюджет развития - это доходы и расходы местного бюджета,

которые создаются и используются для реализации программ социально-

экономического развития и укрепления материально-финансовой базы.[2, C. 34]

Самостоятельность местных бюджетов гарантируется собственными и

закрепленными за ними на стабильной основе общегосударственными доходами, а

также правом самостоятельно определить направления использования средств

местных бюджетов в соответствии с Законом.

Законом «О местном самоуправлении в Украине» предусматривается участие

государства в формировании доходов местных бюджетов. Государство

гарантирует органам местного самоуправления доходную базу, достаточную для

обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных

потребностей, в то же время, когда доходы от закрепленных за местными

бюджетами общегосударственных налогов и сборов превышает минимальный размер

местного бюджета, государство изымает из местного бюджета в государственный

часть излишка в порядке, установленном Законом о государственном бюджете.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов

бюджетной обеспеченности на одного жителя с учетом экономического,

социального, природного и экологического состояния соответствующих

территорий, исходя из уровня минимальных социальных потребностей.

В Законе определено, что доходы местных бюджетов формируются за счет

собственных, определенных Законом источников и закрепленных в установленном

Законом порядке общегосударственных налогов, сборов и других платежей. В

случае, когда возможности сбалансирования доходов и расходов местных

бюджетов исчерпаны и при этом не обеспечивается покрытие расходов,

необходимых для осуществления органами местного самоуправления

предоставленных им Законом полномочий и обеспечение населения услугами не

ниже уровня минимальных социальных потребностей, государство обеспечивает

сбалансирование местных бюджетов путем передачи необходимых средств в

соответствующие местные бюджеты в виде дотаций, субвенций, субсидий.

Дотации – это форма централизованного регулирования доходов и расходов

предприятий, организаций, учреждений, а также бюджетов, плановые затраты

которых превышают полученные доходы, в виде предоставления средств, которые

компенсируют убытки. Такая дополнительная выдача средств может идти на

покрытие убытков предприятий и организаций как производственной, так и

непроизводственной сферы, а также на сбалансирование местных бюджетов.

Субвенции – это целевая помощь, вид государственного содействия

местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, которая

предоставляется для решения отдельных задач.

Субсидии - это финансовая помощь в форме денежной помощи, которая

предоставляется чаще всего за счет средств государственного бюджета местным

органам власти, юридическим и физическим лицам. Субсидии делятся на прямые

и непрямые.

В соответствии с Законом органы местного самоуправления могут

устанавливать местные налоги и сборы. Средства, которые поступают от их

удержания, зачисляются в соответствующие местные бюджеты. По решению

собрания граждан по их месту жительства могут вводиться местные сборы на

условиях самоналогообложения – привлечения на добровольной основе средств

для финансирования разовых целевых мероприятий социально-бытового

характера.

Состав и размеры отчислений от общегосударственных налогов, сборов и

платежей, которые поступают в местные бюджеты, определяются в соответствии

с социально-экономическими нормативам, бюджетной обеспеченности населения

территории и состояния местных источников. Источниками доходов местных

бюджетов являются: общегосударственные налоги, сборы, платежи; налог на

прибыль предприятий и организаций всех форм собственности; часть акцизного

сбора; подоходный налог с граждан; плата за землю; налог с владельцев

транспортных средств; таможенный сбор; плата за воду; налог на промысел и

др.; а также местные налоги, сборы и обязательные платежи, к которым

принадлежат: отельный сбор; сбор за парковку автомобилей; рыночный сбор;

сбор за выдачу ордера на квартиру; курортный сбор; и другие.

Таким образом, Закон, предлагает определенные пути решения финансовых

проблем регионов и городов Украины. Важное место в Законе отводится

развитию местного налогообложения. [2, C. 6-10]

Опыт применения местных налогов и сборов в Украине свидетельствует

пока что незначительную их роль, в формировании финансов органов местного

самоуправления. По сравнению с практикой западных стран институт местных

налогов и сборов в Украине фактически остается недееспособным.

Регионы Украины, которые имеют более мощную налоговую базу, отстаивают

свои права на преимущества в формировании доходной части своих бюджетов, а

«бедные» территории, наоборот, апеллируют к центральной власти с

требованиями увеличения объемов финансовой помощи. В связи с этим возникает

необходимость осуществлять государственную политику бюджетного выравнивания

высоко- и мало развитых регионов.[37, C. 125-127]

Обострение этой проблемы в значительной степени зависит от масштабов

территориальных диспропорций в размещении налоговой базы. Анализ финансовых

проблем местных органов власти, проведенный известным ученым В. Кравченко,

свидетельствует, что налоговые доходы на территории Украины формируются

очень неравномерно. Лидером в налоговых доходах на душу населения является

Киев. Второе и третье место по показателям абсолютного объема налоговых

доходов занимают соответственно Донецкая и Днепропетровская области. К

категории «богатых» территорий, то есть, к тем, где средние показатели

доходов на душу населения были выше, чем в среднем по Украине, кроме

указанных, принадлежат Полтавская, Запорожская, Львовская, Сумская и

Харьковская области. В тоже время средние налоговые доходы на душу

населения в Тернопольской области составили 58% к среднему уровню, а в

Ивано-Франковской – лишь 56,6%. Возрастает разрыв между среднедушевыми

доходами самых богатых и самых бедных территорий.

В таких условиях проблемы бюджетного выравнивания продолжают

обостряться. При увеличении диспропорций в территориальном размещении

налоговой базы центральной власти, чем дальше, тем тяжелее осуществлять

бюджетное выравнивание для обеспечения единого стандарта услуг, которые

предоставляются за счет бюджета на всей территории государства.

При этих обстоятельствах возрастает объем перераспределения финансовых

ресурсов непосредственно через Государственный бюджет Украины, что остро

критикуется как представителями власти «богатых» территорий, так и

отдельными политическими силами.

Нельзя не согласиться и с мыслью доктора экономических наук,

профессора, заслуженного экономиста Украины Б. Панасюка, что доходная часть

бюджета будет реальной лишь тогда, когда будет определяться не на так

называемых макро показателях, неизвестно как рассчитанных, а на основе

реального состояния экономики в каждом районе, городе, области. Это

требует, прежде всего, постепенного отступления от распределения бюджетных

средств по отраслевому принципу, а также соответствующих способов

формирования доходной части бюджета. А чтобы доходная часть бюджета была

реальной, необходимо начинать с территорий и, в первую очередь, с бюджета

районов. Районная налоговая администрация вместе с районной администрацией

по установленным нормативом должны формировать проекты доходов района и

часть поступлений в областной и государственный бюджет. Обрабатывая доходы

бюджета по районам и в целом по области, можно более объективно определить

возможные поступления в государственный бюджет согласно с установленными

нормами и нормативами.

Вместе с этим в Украине необходимо создать многоканальную систему

формирования бюджета, на основании которой каждый уровень бюджетной системы

должен иметь собственные закрепленные доходы. Объем этих доходов должен

быть достаточным для обеспечения функций и обязанностей, которые наложены

на тот или иной уровень власти.

При решении проблем бюджетного выравнивания необходимо, в первую

очередь, разработать правовые мероприятия и механизм бюджетного

регулирования в Украине, где зафиксировать стабильную часть разных уровней

власти – центральной, региональной, местной - в распределении

общегосударственных (регулирующих) налогов. На основе глубокого анализа

установить уровни социально-экономического развития территорий и на этой

базе определить объемы финансовых ресурсов, необходимых для бюджетного

выравнивания. Следует поддержать также предложения ученых, которые считают,

что на уровне Государственного бюджета Украины необходимо создать фонды

трансфертов, за счет которых возможно осуществлять бюджетное выравнивание.

Должны быть определены и мероприятия, на основании которых местные органы

власти могут получать средства из трансфертных фондов.

Что касается формирования расходной части местных, то можно сказать,

что расходы местных бюджетов – это те же экономические отношения, что и

расходы государственного бюджета. Это экономические отношения, которые

возникают в связи с распределением центральных средств, которые находятся в

распоряжении местных органов власти.

В областных, местных и районных бюджетах создаются резервные фонды

исполнительных органов советов народных депутатов для финансирования

неотложных мероприятий, которые не были предусмотрены, когда утверждались

эти бюджеты.

В Бюджетном кодексе указывается, что для составления проекта бюджета,

в ходе его исполнения для решения проблемы нехватки собственных средств

органы государственной исполнительной власти и исполнительные органы

местных советов имеют право делать следующее:

1. Определить в своих бюджетах объем финансирования мероприятий

социально-культурного развития соответствующих административно-

территориальных единиц в пределах плановых бюджетных доходов,

предоставленных дотаций, субсидий, а также с учетом полученных бюджетных

средств.

2. Определить направления использования бюджетных средств с инвестиций

на собственные целевые программы, а также на общие программы с органами

власти других административно- территориальных единиц и другие.

3. Определить в установленном порядке в пределах дополнительных

поступлений на протяжении года средства дополнительных льгот в помощь

гражданам, которым необходима социальная защита.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.