бесплатно рефераты
 

Билеты: Учет в КБ

Билеты: Учет в КБ

УЧЕТ В КБ

36.Учетная политика кредитной организации.

Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках.

Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативно­стью и единством

формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и

другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот

же день отра­жаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета

клиентов и контролируются путем составления ежедневного бух­галтерского

баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает

возможность анализа банковской деятель­ности.

Четкость и оперативность банковского учета позволяет осуще­ствлять, контроль

за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием расчетных и

кредитных отношений.

Правильная организация бухгалтерского учета и документообо­рота в учреждениях

банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и

организаций. Учреждения бан­ков ежедневно составляют лицевые счета

аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в

которых от­ражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассо­вые и

другие денежные операции. Такие выписки служат основа­нием для отражения в

учете предприятий, организаций и учреж­дений всех банковских операций.

Базой бухгалтерского учета в банках является операционная ра­бота, к которой

относятся:

· прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений

и проверка правильности их оформления;

· подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;

· ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;

· осуществление контроля за своевременностью платежей;

· операции по корреспондентским счетам, возникающим в свя­зи с

осуществлением расчетов между плательщиками и получате­лями денег, счета

которых ведутся разными банками.

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета в

кредитных организациях. Законодательные и нормативные документы, определяющие

порядок бухгалтерского учета в кредитных организациях и их уровни.

Система нормативного регулирования российского бух­галтерского учета, в том

числе и бухгалтерского учета в кре­дитных организациях, включает в себя

документы четырех уровней.

Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются

федеральные законы и иные за­конодательные акты, такие, как указы Президента,

поста­новления Правительства, прямо или косвенно регулиру­ющие вопросы

бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь

относится Федераль­ный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском

учете" в редакции Федерального закона от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ. Важным

документом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В

первой его части закреплены многие принципы учетной работы, по­ложения об

обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса

как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ

закреплены принципы составления и положения различ­ных договоров, заключаемых

организациями, что является немаловажным для правового обеспечения

бухгалтерской службы банка.

К документам первого уровня относятся и такие законы, как Федеральный закон от

26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в редакции Федерального

закона от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ, Федеральный закон от 8 февра­ля 1998

г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответст­венностью", Федеральный закон

"О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.

Федеральный закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" с изменениями и

дополнениями от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ. от 27 февраля 1997 г. № 45-ФЗ, от 28

апреля 1997 г. № 70-ФЗ, а также постановления Правительства РФ: от 5 августа

1992 г. № 552 "Положение о составе затрат по производству и реализации

продукции (работ, услуг), вклю­чаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),

и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при

налогообложении прибыли" с последующими изменениями и дополнениями, от 16 мая

1994 г. № 490 "Положение об осо­бенностях определения налогооблагаемой базы для

упла­ты налога на прибыль банками и другими кредитными ор­ганизациями" с

последующими изменениями и дополне­ниями, от 8 июля 1997 г. № 835 "О первичных

учетных до­кументах" и др.

Второй уровень документов системы нормативного ре­гулирования бухгалтерского

учета в кредитных организа­циях составляют положения по бухгалтерскому учету

(ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и пра­вила ведения

бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских (хозяйственных)

операций: В тех ПБУ, ко­торые на сегодняшний день разработаны и утверждены

Минфином РФ, содержится, как правило, оговорка "не рас­пространяется на

кредитные организации", кроме ПБУ 1/94 "Учетная политика предприятия".

Для кредитных организаций к документам второго уровня следует отнести, прежде

всего: часть I Правил, ко­торая формулирует основные принципы бухгалтерского

учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной

политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и

ведению бухгалтерского учета в банках; часть III Правил, опреде­ляющую порядок

организации работы по ведению бухгал­терского учета в банках; приложение № б

"Порядок учета основных средств, нематериальных активов» их воспроиз­водства,

амортизации (износа) и выбытия" к приказу ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. № 02-263,

приложение № 7 "Порядок организации учета материальных ценностей в кредитных

организациях" к тому же приказу, а также ряд положений ЦБ РФ, изданных как до

введения нового Плана счетов, так н после этого: положение от 10 июня 1996 г. №

290 "О порядке ведения бухгалтерского учета валютных опе­раций в кредитных

организациях", положение от 21 марта 1997 г. № 55 "О порядке ведения

бухгалтерского учета сде­лок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных

металлов и ценных бумаг в кредитных организациях" в ре­дакции указания от 30

марта 1998 г. № 199-У, положение от 25 ноября 1997 г. № 5-П "О проведении

безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Феде­рации",

положение от 9 апреля 1998 г. № 23 "О порядке эмиссии кредитными организациями

банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их

использованием", положение от 31 августа 1998 г. 54-П "О порядке

предоставления (размещения) кредитными ор­ганизациями денежных средств и их

возврата (погаше­ния)". положение от 26 июня 1998 г. № 39-П "О порядке

на­числения процентов по операциям, связанным с привлечени­ем и размещением

денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам

бухгалтерского учета" (вве­дено в действие с 1 января 1999 г.) и др.

К третьему уровню относятся документы, раскрываю­щие конкретный механизм

бухгалтерского учета, это - ме­тодические указания по ведению учета. К числу

докумен­тов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов

бухгалтерского учета в кредитных организациях и инст­рукция по его

применению, содержащаяся в части II "Ха­рактеристика счетов" Правил № 61.

Кроме того, к доку­ментам третьего уровня относятся инструкции, указания,

письма, телеграммы и приказы, которые носят инструк­тивный, информационный

или консультационный (разъ­яснительный) характер по вопросам бухгалтерского

учета в кредитных организациях.

И наконец; к документам четвертого уровня относятся ра­бочие документы в

области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной

организации. Это прежде всего Рабочий план счетов бухгалтерского учета»

рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных опе­раций, формы

первичных учетных документов, правила до­кументооборота, технология обработки

учетной информа­ции и другие документы, совокупность которых формирует

учетную политику кредитной организации.

Проблемы, возникающие при формировании учетной политики банка. Качество

учетной информации, налоговый аспект в формировании учета и отчетности в

кредитной организации.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 21 но­ября 1996 г. № 129-ФЗ

"О бухгалтерском учете" организа­ции, руководствуясь законодательством

Российской Фе­дерации о бухгалтерском учете, нормативными актами ор­ганов,

регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную

политику, исходя из своей струк­туры, отрасли и других особенностей

деятельности. Со­став и назначение учетной политики определены положе­нием по

бухгалтерскому учету "Учетная политика пред­приятия" (ПБУ1/94), утвержденным

приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. №100. Оно устанавливает основы

формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций. Этот

документ является первым националь­ным стандартом по бухгалтерскому учету и

содержит в се­бе несколько разделов.

Так, в разделе "Общие положения" дается определение учетной политики. Под

учетной политикой организации понимается совокупность способов ведения

бухгалтерско­го учета - первичного наблюдения, стоимостного измере­ния, текущей

группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной

деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся ме­тоды группировки и

оценки фактов хозяйственной дея­тельности, погашения стоимости активов,

приемы органи­зации документооборота, инвентаризации, способы при­менения

счетов бухгалтерского учета, системы учетных ре­гистров, обработки информации

и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Согласно п.1.3 части I Правил, кредитная организация разрабатывает и

утверждает учетную политику, основанную на Плане сче­тов и Правилах

бухгалтерского учета, положениях, инст­рукциях и других нормативных актах ЦБ

РФ. Она вклю­чает следующие составные части, которые подлежат обя­зательному

утверждению руководителем кредитной орга­низации:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации,

ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном ЦБ РФ

Планом счетов;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления

операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности,

по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ типовые фор­мы

первичных учетных документов;

· порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих

действующему законодательству и нор­мативным актам ЦБ РФ (в редакции Указания

от 25 сен­тября 1998 г. № 360-У);

· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и

обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

· порядок и периодичность вывода на печать докумен­тов аналитического

и синтетического учета (в редакции Указания от 25 сентября 1998 г. № 3бО-У).

Содержание учетной политики кредитной организации должно определять

конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено

альтернатив­ное решение в рамках системы нормативного регулирова­ния

бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно

связано с налоговым планирова­нием, оптимизацией налогообложения кредитной

органи­зации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оце­нить "налоговые

последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с

организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики

принято рассматривать и ее налоговые аспекты.

Учетная политика подлежит оформлению соответст­вующей организационно-

распорядительной документаци­ей (приказом, распоряжением и т.п.).

Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется последовательно

от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной политике банка могут

иметь место в случае: реорганизации кредитной организации (слияния,

разделения, присоединения), смены собственников, изменений законодательства

Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского

учета в Российской Федерации, разработки новых спосо­бов бухгалтерского

учета.

Изменение в учетной политике должно быть обосно­ванным и оформляться приказом

или распоряжением. По­следствия изменений в учетной политике, не связанные с

изменением законодательства Российской Федерации, дол­жны быть оценены в

стоимостном выражении.

Как было сказано выше, определяя те или иные элемен­ты учетной политики,

необходимо предвидеть их налого­вые последствия. Налоговый аспект учетной

политики вы­ражается еще и в том, что банкам дано право самостоя­тельно

выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на прибыль,

налог на добавленную стоимость. Выбор того или иного варианта следует

закре­пить в учетной политике банка. Существует еще один важный налоговый

аспект учетной политики. Это деление всех расходов (доходов) банка на расходы

(доходы), учитываемые и не учитываемые для целей налогообложения.

Определение периодичности расчетов с бюджетом по на­логу на прибыль.

Согласно п. 5.2. инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке

исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"

начиная с 1 января 1997г. организации (за исключением бюджетных и малых

предприятий) имеют право сами вы­бирать периодичность уплаты налога на прибыль:

ежеме­сячно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчет­ным, исходя из

фактически полученной прибыли, либо ежеквартально, с уплатой ежемесячных

авансовых плате­жей. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль опре­деляется

организацией и действует без изменения до конца календарного года, что следует

предусмотреть в учетной политике. Ежемесячная уплата налога предусматривает и

ежемесячное представление в ГНИ "Расчета налога от фактической прибыли" и

"Справки определения данных, отраженных по строке 1 "Расчета", а следовательно,

и представление "Отчета о прибылях и убытках". В этом случае, по всей

видимости, следует предусмотреть и еже­месячное формирование финансового

результата.

Ежеквартальная уплата налога с уплатой ежемесячных авансовых платежей, как

это было и раньше, предусмат­ривает доплату в бюджет разницы между суммой,

подле­жащей взносу в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за

квартал и уплаченными авансовыми платежа­ми, проиндексированную на ставку

рефинансирования ЦБ РФ за квартал. Это, естественно, влечет за собой

дополни­тельное отвлечение оборотных средств банка, хотя и уменьшает объем

работы по составлению отчетности. В слу­чае принятия решения о ежеквартальной

уплате налога на прибыль, на наш взгляд, следует предусмотреть и

еже­квартальное формирование финансового результата.

Определение варианта расчетов с бюджетом по НДС.

В соответствии с инструкцией ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке

исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" кредитным

организациям пред­лагается два варианта исчисления НДС, подлежащего взносу в

бюджет.

Использование первого варианта согласно п.46 инст­рукции № 39 предусматривает

ведение раздельного учета операций, участвующих и не участвующих в получении

доходов, подлежащих обложению НДС. Это относится не только к доходам, но и к

расходам по таким операциям. В случае ведения такого учета сумма налога,

подлежащего взносу в бюджет, определяется как разница между сумма­ми налога,

полученного по доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога,

уплаченного в расходах по налогооблагаемым операциям. Сумма НДС, уплаченного

в расходах по необлагаемым налогом операциям, отно­сится на себестоимость

оказанных банком услуг (при со­блюдении общих условий зачета по этому

налогу).

При невозможности ведения раздельного учета обла­гаемых и необлагаемых НДС

операций согласно п. 47 ин­струкции № 39 сумма налога, подлежащего взносу в

бюд­жет, определяется как разница между суммами налога, по­лученного по

доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в

расходах, в части, опреде­ляемой удельным весом доходов, полученных по

операци­ям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка. Ос­тавшаяся часть

уплаченного в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком услуг.

Зачет уплаченно­го НДС производится, если в отчетном периоде удельный вес

доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка

превышает 5%. В противном случае весь уплаченный в расходах НДС относится на

се­бестоимость оказанных банком услуг.

Исходя из вышеизложенного, в учетной политике, ве­роятнее всего, следует

отразить второй вариант порядка исчисления НДС.

Кроме того, п. 47 инструкции дает банкам право опре­делить в учетной политике

один из двух вариантов учета НДС по приобретаемым основным фондам и

нематери­альным активам. Согласно первому варианту НДС при постановке на учет

основных средств и нематериальных активов, используемых при проведении

операций, обла­гаемых НДС, подлежит отнесению на расчеты с бюдже­том, а

неиспользуемых - подлежит оприходованию в со­ставе балансовой стоимости с

последующим отнесением на расходы через износ. Но поскольку, как уже

упомина­лось выше, вести учет основных средств, участвующих и не участвующих

в проведении операций, облагаемых НДС, невозможно, долю НДС, подлежащую

возмещению из бюджета, следует определять в таком же порядке, как и при

возмещении налога по расходам, т.е. пропорциональ­но доле облагаемых налогов

в общей сумме доходов и при условии, что эта доля превышает 5%. Для

определения до­ли НДС, подлежащей зачету, следует произвести в учете или

внесистемно следующие операции:

· выделить НДС из стоимости основных средств и не­материальных

активов, приобретенных в отчетном периоде;

· определить долю доходов, облагаемых НДС. в общей сумме доходов банка;

· определить долю НДС, подлежащую зачету из бюд­жета;

· оставшуюся часть НДС вновь присоединить к стои­мости основных средств.

Поскольку производить такие операции как с отраже­нием по учету, так и

внесистемно каждый отчетный пери­од, особенно при большом объеме

приобретаемых основ­ных средств, довольно сложно, по нашему мнению,

целе­сообразнее остановиться на втором варианте учета НДС по приобретаемым

основным фондам и нематериальным активам.

Согласно второму варианту приобретенные основные средства и нематериальные

активы приходуются вместе с уплаченной суммой НДС с последующим списанием в

установленном порядке через суммы износа на расходы банка независимо от доли

облагаемых доходов в общей сумме доходов в целом по банку. Хотя это и

приводит к некоторому незначительному завышению суммы НДС, перечисляемой в

бюджет, но позволяет сократить объем осуществляемых операций, тем более, что

редко в каком банке объем операций, облагаемых этим налогом, превы­шает 5%.

И еще один момент следует закрепить в учетной поли­тике банка по этому

вопросу: как приходовать основные средства непроизводственного назначения,

т.е. предназна­ченные для внебанковской деятельности с НДС или без него.

Согласно инструкции № 39 и многочисленных разъ­яснений ГНС РФ по этому

вопросу их следует приходо­вать без НДС, чтобы при начислении износа частица

НДС, содержащаяся в нем, не переносилась на затраты и не предъявлялась, таким

образом "к зачету", т.е. уменьше­нию платежей в бюджет (налога на прибыль).

Налоговые аспекты учета кредитных операций.

Это касается прежде всего, размера процентов, уплачиваемых банком-заемщиком

банку-кредитору за пользование кре­дитом, который может быть отнесся на

расходы банка-заемщика, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (в пределах

ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, плюс три пункта - по рублевому

м в пределах 15 % -по валютному кредиту), и который не может быть отнесен на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.