бесплатно рефераты
 

Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациями

день задержки, а при задержке сверх 5 дней штраф уплачивается из расчета 1%

за каждый день задержки. При систематической задержке в перечислении денег

может быть применена санкция в виде увеличения нормы отчислений в резерв.

В 1995 г. значительно расширена база, от которой определяется

абсолютный размер отчислений в резервы.

В круг объектов резервирования включены корреспондентские счета

российских и иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам

пластиковых карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из-

за границы и аккредитивы.

В результате увеличения базы для расчетов размера суммы, отчисляемой в

обязательные резервы, наблюдается абсолютный и относительный рост их

остатков в целом по банковской системе России.

В 1996 году ассоциация российских банков обратилась к Центральному

банку с предложением положительно рассмотреть вопрос о начислении процентов

по средствам на резервном и корреспондентском счетах.

Центральный банк принял решение, согласно которому не может быть

осуществлено предложение о начислении процентов по средствам, которые

внесены в резервный фонд, и по денежным суммам, которые хранятся на

корсчетах коммерческих банков, поскольку Центральный банк в соответствии со

своими функциями не вступает в депозитные взаимоотношения с юридическими

лицами, из которых возникает обязанность выплаты процентов.

В свете значительного увеличения суммы резервов, а также принимая во

внимание, что более 1/3 всей денежной массы находится обычно на корсчетах и

резервных счетах, такое решение представляется спорным.

В перспективе Банк России будет, очевидно, пересматривать систему,

нормативы резервирования и порядок использования денег коммерческих банков,

которые они хранят на резервном и корреспондентском счетах.

В процессе совершенствования системы резервирования полезно

использовать многолетний опыт западноевропейских стран и США.

В этих странах для различных типов вкладов существуют различные

резервные требования. Например, в США положено хранить в виде резерва 3%

вкладов по счетам на сумму не менее 28,9 млн. долл. и 10 % вкладов выше

этой суммы. Срочные же вклады от физических лиц сроком менее полутора лет

должны храниться в резерве в пределах 3% их суммы, вклады же со сроком

свыше 1,5 лет свободны от резервных требований.

В Германии установлены прогрессивные ставки резервирования в

зависимости от суммы вкладов. При депозите в размере 10 млн. немецких марок

до востребования в резерв вносится 6,6%. Если вклад находится в пределах от

10 до 100 млн. немецких марок, то в резерв вносится 9,9% , если он

превышает 100 млн., то сумма резервирования определяется из расчета 12,1% .

По срочным депозитам установлена норма в 4,95% независимо от размера вклада

и срока хранения, а по сберегательным депозитам — 4,15% .

В США резервы рассчитываются на основе двухнедельного периода. Резервы

коммерческих банков США хранятся в 12 банках Федеральной резервной системы.

Суммы на этих счетах сверх нормативов резервирования образуют избыточные

резервы. Они являются объектом межбанковских кредитов.

Коммерческие банки заинтересованы в том, чтобы их избыточные резервы

были сведены к минимуму. Они стремятся продать их другим банкам, которые

должны восполнить свои резервы до размера согласно нормативам.

Резервные фонды используются в США и как деньги для текущих платежей.

Любой чек, выписанный на депозит в федеральном резервном банке,

оплачивается с резервного счета немедленно по предъявлению, в то время как

чек, предъявленный к корреспондентскому счету банка в другом банке,

оплачивается некоторое время спустя, обычно через 1-3 дня. Таким образом,

деньги, хранящиеся в резерве, могут быть использованы по мере надобности, а

избыточные для данного банка резервные фонды обращаются на кредитном рынке

страны. Средства на счетах резерва одновременно используются для

межбанковских коммуникаций денег.

Следует отметить, что Ассоциация российских банков обращалась с

просьбой к Центральному банку России изменить режим регулирования

резервного фонда, сделав его более гибким, предоставив возможность банку —

владельцу фонда в необходимых случаях воспользоваться хранящимися здесь

деньгами до очередного регулирования. В ответ на это обращение Центральный

банк России сообщил, что для денежно-кредитного регулирования и

осуществления антиинфляционных мер Банком России за счет депонирования

средств коммерческими банками и другими создается фонд обязательных

резервов.

Средства этого фонда имеют строго целевое назначение и возвращаются

коммерческому банку только в случае излишне внесенных им денежных средств

либо при отзыве у него лицензии на совершение банковских операций для

осуществления расчетов по его обязательствам. В других случаях возврат или

списание средств, депонируемых в фонде обязательных резервов, не

производится.

В связи с этим предложение Ассоциации российских банков о разрешении,

использовать в экстренных случаях средства фонда обязательных резервов для

расчетов с вкладчиками и предоставления коммерческим банкам беспроцентных

ссуд под часть этих средств Центральный банк считает неприемлемым. Такое

решение носит дискуссионный характер, и в дальнейшем представляется

целесообразным его пересмотреть.

Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и

социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм,

которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому

государство в лице своего Центрального банка осуществляет наблюдения и

контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи

с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних

непосредственно связана с устойчивостью других.

Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила

проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и

представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления

своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков

необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по

полученной информации.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа

экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать

необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти.

Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению

без согласия банка.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую

информацию о банковской системе России.

Лицензирование деятельности кредитных организаций.

Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций

регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными

законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О

банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным

законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка

России.

В настоящее время действующим законодательством и Банком России

установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и

юридическими лицами при создании кредитных организаций. При регистрации

кредитной организации и согласовании изменений в ее уставе и составе

участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности

участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала,

составу руководителей кредитных организаций и их материально-техническому

оснащению.

Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в

установленном законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое

положение и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за

последние три года, а также располагать средствами, удовлетворяющими

требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной

организации.

Для приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации

требуется предварительное согласие Банка России.

Формирование уставного капитала за счет иностранных инвестиций также

требует разрешения Банка России.

Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств,

материальных активов (банковское оборудование и здание, в котором

располагается кредитная организация, за исключением незавершенного

строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен

превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в

последующие годы.

Основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной

организации изложены в статье 16 Федерального закона "О банках и банковской

деятельности".

Кредитные организации в зависимости от спектра выполняемых операций

подразделяются на банки и небанковские кредитные организации (ст. 1

Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков со

100-процентным участием российского капитала и банков, имеющих долю участия

иностранных инвестиций, не более 50% уставного капитала, составляет в

настоящее время 2,0 млн. ЭКЮ, для небанковских кредитных организаций - 0,5

млн. ЭКЮ.

Для вновь создаваемых банков с долей иностранных инвестиций в уставном

капитале свыше 50% минимальный размер уставного капитала составляет 5 млн.

ЭКЮ.

Для получения лицензии, предусматривающей операции со средствами в

иностранной валюте, минимальный размер собственных средств (капитала)

составляет 5 млн. ЭКЮ (для небанковских кредитных организаций - 1,25 млн.

ЭКЮ).

Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды

лицензий:

. лицензия на осуществление банковских операций (за исключением привлечения

во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях либо в рублях и

иностранной валюте;

. лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в

рублях и иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств

физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации

которых прошло не менее двух лет, при условии устойчивости их финансового

положения);

. генеральная лицензия, предоставляющая право осуществлять все операции в

рублях и иностранной валюте, а также открывать в установленном порядке

филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала)

кредитных организаций-нерезидентов;

. лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами

(золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по согласованию с

Министерством финансов Российской Федерации.

Лицензия на право осуществления операций с драгоценными металлами

может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций в

иностранной валюте или после ее получения.

Уполномоченными банками на проведение операций и сделок с природными

драгоценными камнями являются банки, действующие одновременно на основании

Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и

лицензией на осуществление операций с драг. металлами (либо разрешения на

совершение операций с драг. металлами(золотом, серебром)).

При наличии лицензии на проведение банковских операций кредитная

организация вправе совершать иные сделки, а также осуществлять деятельность

на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитные организации, ходатайствующие о расширении своей

деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру,

адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую службу

внутреннего контроля (внутренний аудит).

Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций.

В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк

Российской Федерации разрабатывает для коммерческих банков обязательные

нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов

и их соотношение с активами.

В декабре 1987 г. Банк международных расчетов, расположенный в городе

Базель (Швейцария), учредил международный комитет по определению общих

принципов расчета банковского капитала и классификации активов, их

соотношений с капиталом и другими пассивами. В состав комитета вошли

представители центральных банков 12 развитых стран мира. В следующем году

комитет утвердил соответствующие международные рекомендации.

Россия пока в работе этого комитета не участвует. Вместе с тем Банк

России при разработке соответствующих нормативов руководствуется

принципами, принятыми Базельским комитетом. Однако содержание компонентов,

участвующих в расчетах нормативов, да и сами нормативы отражают специфику

настоящего этапа эволюции российской банковской системы. Нормативы

разработаны для двух групп банков.

В первую группу входят коммерческие банки, созданные на базе бывших

государственных банков, во вторую — не имевшие такой базы, т.е. вновь

созданные банки. Надо полагать, что подобная дифференциация была определена

в первоначальный период формирования новой банковской системы.

Действующую в 1991—1994 гг. систему нормативов российских коммерческих

банков отличали следующие моменты:

. установление наряду с директивными нормативами оценочных; первые

обязательны для выполнения всеми коммерческими банками, а вторые

используются для анализа их деятельности и финансового состояния;

. дифференциация нормативов в зависимости от типа банка;

. распределение всех активов по степени риска;

. предоставление права главным территориальным управлениям Центрального

банка Российской Федерации самостоятельно устанавливать индивидуальные

экономические нормативы коммерческим банкам, получившим Централизованные

кредитные ресурсы, в том числе для выдачи кредитов предприятиям и

организациям, осуществляющим досрочный завоз товаров в районы Крайнего

Севера;

. возможность установления Центральным банком индивидуальных экономических

нормативов для некоторых банков — с учетом особенностей кредитования

предприятий и организаций, связанных с сезонностью производства и

реализации продукции, проведением мероприятий по конверсии, а также в

связи с необходимостью поддержать текущую деятельность предприятий

общегосударственного значения.

В 1992 г. по индивидуальным нормативам работали около 500 банков. С

1995г. дифференциация нормативов в зависимости от типа банка и определение

их в индивидуальном порядке отменены. Установленные ЦБ РФ нормативы

соответствуют основным требованиям к коммерческим банкам в промышленно

развитых странах. Это объясняется интеграцией российской банковской системы

и мировой банковской системы, что диктует необходимость использования в

отечественной практике критериев организации и регулирования деятельности

банков, принятых в странах с рыночной экономикой.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает методики

определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по

активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и

консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и

методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О

предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России

официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.

Перечень нормативов и порядок их расчета устанавливается Инструкцией

№1 Центрального Банка России «О порядке регулирования деятельности

кредитных организаций». В связи с введением в действие с 1 января 1998 года

новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,

расположенных на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышла

новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие

обязательные экономические нормативы деятельности банков:

. минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;

. минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

. норматив достаточности капитала;

. нормативы ликвидности банков;

. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных

заемщиков;

. максимальный размер крупных кредитных рисков;

. максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

. максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных

банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

. максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;

. максимальный размер вексельных обязательств банка;

. норматив использования собственных средств банков для приобретения долей

(акций) других юридических лиц.

Предельный размер неденежной части уставного капитала; минимальный

размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры

процентного, валютного и иных рисков устанавливаются отдельными

нормативными актами Банка России.

Группировка активов по степени риска

Экономические нормативы предполагают определенные пропорции между

активами и пассивами коммерческого банка. Их соблюдение призвано обеспечить

оптимальные отношения между привлеченными и размещенными ресурсами с тем,

чтобы обеспечивать соответствующий уровень ликвидности банка.

Ликвидность коммерческого банка — это его возможность своевременно и

полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств

перед всеми контрагентами. Это в свою очередь определяется наличием

достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и

величиной средств, размещаемых по статьям актива и пассива баланса с учетом

соответствующих сроков.

Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на

постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее

составляющими — собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными

банком средствами. Здесь необходимо постоянное управление структурными

элементами этих трех категорий.

Ликвидность можно рассматривать в статике и динамике. Ликвидность в

статике состоит в способности коммерческого банка выполнить свои

обязательства перед клиентами в данный момент или через короткий

предварительно согласованный срок. Это требует, во-первых, использования

имеющихся в наличии средств и, во-вторых, оперативного изменения состава

вложений в активы в сторону повышения их ликвидности.

Ликвидность в динамике требует постоянного планирования и

прогнозирования возможности выполнить свои обязательства за счет

мобилизации собственных ресурсов и привлечения ресурсов со стороны. Каждый

банк обязан поддерживать необходимый уровень ликвидности на конкретном

отрезке времени и планировать ее состояние в перспективе.

Важное практическое значение имеет соблюдение рекомендуемых

обязательных нормативов. Для расчета как директивных, так и оценочных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.