| |||||
МЕНЮ
| Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациямидень задержки, а при задержке сверх 5 дней штраф уплачивается из расчета 1% за каждый день задержки. При систематической задержке в перечислении денег может быть применена санкция в виде увеличения нормы отчислений в резерв. В 1995 г. значительно расширена база, от которой определяется абсолютный размер отчислений в резервы. В круг объектов резервирования включены корреспондентские счета российских и иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из- за границы и аккредитивы. В результате увеличения базы для расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдается абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе России. В 1996 году ассоциация российских банков обратилась к Центральному банку с предложением положительно рассмотреть вопрос о начислении процентов по средствам на резервном и корреспондентском счетах. Центральный банк принял решение, согласно которому не может быть осуществлено предложение о начислении процентов по средствам, которые внесены в резервный фонд, и по денежным суммам, которые хранятся на корсчетах коммерческих банков, поскольку Центральный банк в соответствии со своими функциями не вступает в депозитные взаимоотношения с юридическими лицами, из которых возникает обязанность выплаты процентов. В свете значительного увеличения суммы резервов, а также принимая во внимание, что более 1/3 всей денежной массы находится обычно на корсчетах и резервных счетах, такое решение представляется спорным. В перспективе Банк России будет, очевидно, пересматривать систему, нормативы резервирования и порядок использования денег коммерческих банков, которые они хранят на резервном и корреспондентском счетах. В процессе совершенствования системы резервирования полезно использовать многолетний опыт западноевропейских стран и США. В этих странах для различных типов вкладов существуют различные резервные требования. Например, в США положено хранить в виде резерва 3% вкладов по счетам на сумму не менее 28,9 млн. долл. и 10 % вкладов выше этой суммы. Срочные же вклады от физических лиц сроком менее полутора лет должны храниться в резерве в пределах 3% их суммы, вклады же со сроком свыше 1,5 лет свободны от резервных требований. В Германии установлены прогрессивные ставки резервирования в зависимости от суммы вкладов. При депозите в размере 10 млн. немецких марок до востребования в резерв вносится 6,6%. Если вклад находится в пределах от 10 до 100 млн. немецких марок, то в резерв вносится 9,9% , если он превышает 100 млн., то сумма резервирования определяется из расчета 12,1% . По срочным депозитам установлена норма в 4,95% независимо от размера вклада и срока хранения, а по сберегательным депозитам — 4,15% . В США резервы рассчитываются на основе двухнедельного периода. Резервы коммерческих банков США хранятся в 12 банках Федеральной резервной системы. Суммы на этих счетах сверх нормативов резервирования образуют избыточные резервы. Они являются объектом межбанковских кредитов. Коммерческие банки заинтересованы в том, чтобы их избыточные резервы были сведены к минимуму. Они стремятся продать их другим банкам, которые должны восполнить свои резервы до размера согласно нормативам. Резервные фонды используются в США и как деньги для текущих платежей. Любой чек, выписанный на депозит в федеральном резервном банке, оплачивается с резервного счета немедленно по предъявлению, в то время как чек, предъявленный к корреспондентскому счету банка в другом банке, оплачивается некоторое время спустя, обычно через 1-3 дня. Таким образом, деньги, хранящиеся в резерве, могут быть использованы по мере надобности, а избыточные для данного банка резервные фонды обращаются на кредитном рынке страны. Средства на счетах резерва одновременно используются для межбанковских коммуникаций денег. Следует отметить, что Ассоциация российских банков обращалась с просьбой к Центральному банку России изменить режим регулирования резервного фонда, сделав его более гибким, предоставив возможность банку — владельцу фонда в необходимых случаях воспользоваться хранящимися здесь деньгами до очередного регулирования. В ответ на это обращение Центральный банк России сообщил, что для денежно-кредитного регулирования и осуществления антиинфляционных мер Банком России за счет депонирования средств коммерческими банками и другими создается фонд обязательных резервов. Средства этого фонда имеют строго целевое назначение и возвращаются коммерческому банку только в случае излишне внесенных им денежных средств либо при отзыве у него лицензии на совершение банковских операций для осуществления расчетов по его обязательствам. В других случаях возврат или списание средств, депонируемых в фонде обязательных резервов, не производится. В связи с этим предложение Ассоциации российских банков о разрешении, использовать в экстренных случаях средства фонда обязательных резервов для расчетов с вкладчиками и предоставления коммерческим банкам беспроцентных ссуд под часть этих средств Центральный банк считает неприемлемым. Такое решение носит дискуссионный характер, и в дальнейшем представляется целесообразным его пересмотреть. Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других. Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России. Лицензирование деятельности кредитных организаций. Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России. В настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами при создании кредитных организаций. При регистрации кредитной организации и согласовании изменений в ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей кредитных организаций и их материально-техническому оснащению. Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года, а также располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной организации. Для приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации требуется предварительное согласие Банка России. Формирование уставного капитала за счет иностранных инвестиций также требует разрешения Банка России. Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и здание, в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы. Основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации изложены в статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Кредитные организации в зависимости от спектра выполняемых операций подразделяются на банки и небанковские кредитные организации (ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков со 100-процентным участием российского капитала и банков, имеющих долю участия иностранных инвестиций, не более 50% уставного капитала, составляет в настоящее время 2,0 млн. ЭКЮ, для небанковских кредитных организаций - 0,5 млн. ЭКЮ. Для вновь создаваемых банков с долей иностранных инвестиций в уставном капитале свыше 50% минимальный размер уставного капитала составляет 5 млн. ЭКЮ. Для получения лицензии, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, минимальный размер собственных средств (капитала) составляет 5 млн. ЭКЮ (для небанковских кредитных организаций - 1,25 млн. ЭКЮ). Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий: . лицензия на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях либо в рублях и иностранной валюте; . лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии устойчивости их финансового положения); . генеральная лицензия, предоставляющая право осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов; . лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Лицензия на право осуществления операций с драгоценными металлами может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения. Уполномоченными банками на проведение операций и сделок с природными драгоценными камнями являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление операций с драг. металлами (либо разрешения на совершение операций с драг. металлами(золотом, серебром)). При наличии лицензии на проведение банковских операций кредитная организация вправе совершать иные сделки, а также осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами. Кредитные организации, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит). Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций. В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк Российской Федерации разрабатывает для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами. В декабре 1987 г. Банк международных расчетов, расположенный в городе Базель (Швейцария), учредил международный комитет по определению общих принципов расчета банковского капитала и классификации активов, их соотношений с капиталом и другими пассивами. В состав комитета вошли представители центральных банков 12 развитых стран мира. В следующем году комитет утвердил соответствующие международные рекомендации. Россия пока в работе этого комитета не участвует. Вместе с тем Банк России при разработке соответствующих нормативов руководствуется принципами, принятыми Базельским комитетом. Однако содержание компонентов, участвующих в расчетах нормативов, да и сами нормативы отражают специфику настоящего этапа эволюции российской банковской системы. Нормативы разработаны для двух групп банков. В первую группу входят коммерческие банки, созданные на базе бывших государственных банков, во вторую — не имевшие такой базы, т.е. вновь созданные банки. Надо полагать, что подобная дифференциация была определена в первоначальный период формирования новой банковской системы. Действующую в 1991—1994 гг. систему нормативов российских коммерческих банков отличали следующие моменты: . установление наряду с директивными нормативами оценочных; первые обязательны для выполнения всеми коммерческими банками, а вторые используются для анализа их деятельности и финансового состояния; . дифференциация нормативов в зависимости от типа банка; . распределение всех активов по степени риска; . предоставление права главным территориальным управлениям Центрального банка Российской Федерации самостоятельно устанавливать индивидуальные экономические нормативы коммерческим банкам, получившим Централизованные кредитные ресурсы, в том числе для выдачи кредитов предприятиям и организациям, осуществляющим досрочный завоз товаров в районы Крайнего Севера; . возможность установления Центральным банком индивидуальных экономических нормативов для некоторых банков — с учетом особенностей кредитования предприятий и организаций, связанных с сезонностью производства и реализации продукции, проведением мероприятий по конверсии, а также в связи с необходимостью поддержать текущую деятельность предприятий общегосударственного значения. В 1992 г. по индивидуальным нормативам работали около 500 банков. С 1995г. дифференциация нормативов в зависимости от типа банка и определение их в индивидуальном порядке отменены. Установленные ЦБ РФ нормативы соответствуют основным требованиям к коммерческим банкам в промышленно развитых странах. Это объясняется интеграцией российской банковской системы и мировой банковской системы, что диктует необходимость использования в отечественной практике критериев организации и регулирования деятельности банков, принятых в странах с рыночной экономикой. Центральный банк Российской Федерации устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами. Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие. Перечень нормативов и порядок их расчета устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций». В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков: . минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков; . минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков; . норматив достаточности капитала; . нормативы ликвидности банков; . максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; . максимальный размер крупных кредитных рисков; . максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); . максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; . максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан; . максимальный размер вексельных обязательств банка; . норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Предельный размер неденежной части уставного капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры процентного, валютного и иных рисков устанавливаются отдельными нормативными актами Банка России. Группировка активов по степени риска Экономические нормативы предполагают определенные пропорции между активами и пассивами коммерческого банка. Их соблюдение призвано обеспечить оптимальные отношения между привлеченными и размещенными ресурсами с тем, чтобы обеспечивать соответствующий уровень ликвидности банка. Ликвидность коммерческого банка — это его возможность своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами. Это в свою очередь определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств, размещаемых по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков. Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими — собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными банком средствами. Здесь необходимо постоянное управление структурными элементами этих трех категорий. Ликвидность можно рассматривать в статике и динамике. Ликвидность в статике состоит в способности коммерческого банка выполнить свои обязательства перед клиентами в данный момент или через короткий предварительно согласованный срок. Это требует, во-первых, использования имеющихся в наличии средств и, во-вторых, оперативного изменения состава вложений в активы в сторону повышения их ликвидности. Ликвидность в динамике требует постоянного планирования и прогнозирования возможности выполнить свои обязательства за счет мобилизации собственных ресурсов и привлечения ресурсов со стороны. Каждый банк обязан поддерживать необходимый уровень ликвидности на конкретном отрезке времени и планировать ее состояние в перспективе. Важное практическое значение имеет соблюдение рекомендуемых обязательных нормативов. Для расчета как директивных, так и оценочных |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|