бесплатно рефераты
 

Банковские операции на рынке ценных бумаг

. Устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр

саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка

ценных бумаг и анализирует указанные лицензии: при нарушении

требований законодательства РФ о рынке ценных бумаг, а также

стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ.

. Обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках

ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и

регулирования рынка ценных бумаг.

ФКЦБ создала 15 региональных отделений, каждый из которых курирует

деятельность профессиональных участников субъектов РФ на рынке ценных

бумаг.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в

области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления

требований и т.д.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется

исключительно на основании лицензии, выдаваемых ФКЦБ России и

уполномоченных ею органами.

Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг выдаются

лицензии трех видов:

. лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг;

. лицензия на осуществление деятельности на ведение реестра;

. лицензия фондовой биржи.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг предоставляет

право осуществлять на рынке ценных бумаг(с учетом разрешенного совмещения,

см. таблицу) описанные выше виды деятельности.

Таблица 3.1.1. Совмещение различных видов профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг.

| | | | |Депозитарная |Клиринговая | |

|Вид |Бро|Дил|Довер|Исключая|Расче|Исключа|Клири|Органи|

|деятельности|кер|ерс|итель|расчетны|тный |я |нговы|зация |

| |ска|кая|ное |й |депоз|клиринг|й |торгов|

| |я | |управ|депозита|итари|овый |центр|ли |

| | | |ление|рий |й |центр | | |

|Брокерская | |+ |+ |+ |- |+ |- |- |

|Дилерская |+ | |+ |+ |- |+ |- |- |

|Доверительно|+ |+ | |+ |- |+ |- |- |

|е управление| | | | | | | | |

|Депозитарная|+ |+ |+ | | |+ |+ |+ |

|(искл. | | | | | | | | |

|расчетный | | | | | | | | |

|депозитарий | | | | | | | | |

|Расчетный |- |- |- | | |+ |+ |+ |

|депозитарий | | | | | | | | |

|Клиринговая(|+ |+ |+ |+ |+ | | |+ |

|искл. | | | | | | | | |

|клиринговый | | | | | | | | |

|центр) | | | | | | | | |

|Клиринговый |- |- |- |+ |+ | | |+ |

|центр | | | | | | | | |

|Организация |- |- |- |+ |+ |+ |+ | |

|торговли | | | | | | | | |

I. Документы, предоставленные на лицензирование должны соответствовать

законодательству РФ о ценных бумагах, правовым актам РФ и

нормативным актам ФКЦБ России.

К ним относятся:

а) требования к учредительным документам.

Организационно-правовая форма организации, собирающейся осуществлять

профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, должна

удовлетворять требованиям ФКЦБ России.

Таблица 3.1.2. Требования к организационно-правовой форме

профессиональных участников рынка ценных бумаг.

|Вид деятельности |ООО |ОАО |Некоммерческая |

| | | |организация |

|Брокерская |+ |+ |- |

|Дилерская |+ |+ |- |

|Доверительное управление |+ |+ |- |

|Депозитарная |+ |+ |- |

|Клиринговая |+ |+ |+ |

|Организация торговли ценными |+ |+ |+ |

|бумагами | | | |

б) бухгалтерские документы и бухгалтерская отчетность должны

соответствовать федеральному закону № 129-ФЗ от 12.11.97 года «О

бухгалтерском учете» к приказам Минфина РФ и ГНС РФ.

в) карта постановки на учет организации-заявителя в налоговую

инспекцию

Таблица 3.1.3. II. Требования к размеру собственного капитала,

рассчитанного по методике ФКЦБ России.

|Вид деятельности |Размер собственного |Единовременный |

| |капитала, тыс. экю |лицензионный сбор, |

| | |минимальных размеров |

| | |оплаты труда |

|Брокерская |50 |150 |

|Дилерская |75 |200 |

|Брокерская, включая |450 |250 |

|операции с физ. | | |

|лицами | | |

|Доверительное |1000 |300 |

|управление | | |

|Депозитарная |1000 |300 |

|Клиринговая |1000 |300 |

|Организация торговли |2000 |1000 |

|ценными бумагами | | |

Примечание.

1.Организации, которым ФКЦБ выдала лицензию на осуществление

деятельности по доверительному управлению ценными бумагами до 1 января 1998

года, должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю до 1

января 1999 года.

2. Организации, осуществляющие депозитарно-хранительскую деятельность

должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю к 1 января

2000 года.

III. Требования к системе внутреннего учета и внутренней отчетности.

В соответствии с Постановлением ФКЦБ России № 21 от 26 ноября 1996

года «Временное положение об учетных регистрах и внутренней отчетности

профессиональных участников ценных бумаг» внутренний учет и отчетность

должны соответствовать требованиям нормативных актов ФКЦБ.

IV. Предоставление отчетности.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг в зависимости от того,

где он получал лицензию - в ФКЦБ или в ее региональных отделениях, должен

предоставить отчетность в виде регистрационной формы на бумажном и на

магнитном носителе.

Новое в лицензировании.

В настоящий момент начался новый этап рассмотрения заявлений на

получение, замену, переоформление лицензии профессионального участника

рынка ценных бумаг. Теперь в соответствии с Постановлением ФКЦБ России № 22

от 3 июня 19998 года, организации для получения должны предоставить

ходатайство саморегулируемой организации(СРО), внутренние документы которой

предусматривают членство профессиональных участников рынка ценных бумаг в

этих организациях. В частности, в соответствии со ст. 44 Закона «О рынке

ценных бумаг» ФКЦБ имеет право выдавать генеральные лицензии на

осуществления лицензирования профессиональных участников рынка ценных

бумаг. ФКЦБ может доверить лицензирование профессиональных участников рынка

ценных бумаг другой организации как государственной(например, ЦБ РФ) так и

общественной СРО.

Саморегулируемые организации.

Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные

организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг

на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на

основе государственных гарантий, поддержки, выражающейся в присвоении им

государственного статуса саморегулируемой организации.

Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и

депозитариев(ПАРТАД) имеет статус саморегулируемой организации.

Функции ПАРТАД:

. Регулирование деятельности регистраторов и депозитариев.

Регистраторами на рынке ценных бумаг называют организации, которые по

договору с эмитентом ведут реестр.

Депозитариями называют организации, которые оказывают услуги по

хранению сертификатов ценных бумаг или учету прав собственности на

ценные бумаги.

. Лицензирование профессиональных участников рынка - регистраторов и

депозитариев.

Процесс лицензирования происходит следующим образом: профессиональный

участник подает в ПАРТАД необходимые документы, эксперты ассоциации

оценивают степень их соответствия действующим требованиям ФКЦБ и

подают ходатайство в ФКЦБ либо направляют документы на доработку.

Таким образом, ФКЦБ получает документацию уже прошедшую первичную

обработку.

. Сертификация программного обеспечения ведения реестров владельцев

именных ценных бумаг. ПАРТАД создал единые требования к программному

обеспечению регистраторов.

Также существуют саморегулируемые организации: НАУФОР - национальная

ассоциация участников фондового рынка, ПАУФОР - профессиональная ассоциация

участников фондового рынка, АУВЕР - ассоциация участников вексельного

рынка, которые контролируют деятельность на рынке ценных бумаг.

Центральный банк РФ.

Центральный банк России выполняет своеобразную роль на рынке ценных

бумаг, одновременно являясь его профессиональным участником, активно

ведущим операции с ценными бумагами, а с другой - государственным органом

регулирования рынка ценных бумаг.

. Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг,

выступая в нем в качестве финансового брокера, работающего по

поручению Правительства.

. Выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по

операциям с отдельными выпусками государственных ценных

бумаг(например, 30-летний облигационный заем 1991 года).

. Ведет расчеты по выплате процентов и погашению отдельных выпусков

государственных ценных бумаг, учет для Правительства операций с

ними.

. Банк России выступает органом государственного регулирования для

коммерческих банков - профессиональных участников рынка ценных

бумаг.

В соответствии с [11,12], а также в соответствии с последующими

нормативными актами Банка России, им выполняются следующие регулирующие

функции на рынке ценных бумаг:

. установление для банков правил совершения операций на рынке, учета

и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;

. лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными

бумагами;

. аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными

бумагами;

. регистрация выпусков ценных бумаг банков;

. ведение реестра ценных бумаг банков;

. регистрация и ведение реестра акционерных обществ;

. регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения

государственных ценных бумаг.

В условиях финансового кризиса в целях поддержания текущей ликвидности

банковской системы была скорректирована политика обязательных резервных

требований Банка России.

С 24 августа 1998 года нормативы обязательных резервов кредитных

организаций, депонируемых в Банке России, были понижены с 11% до 10%. С 1

сентября Банк России в целях повышения ликвидности банков установил новые

нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и

иностранной валюте в зависимости от удельного веса вложений кредитных

организаций в государственные ценные бумаги(ГКО и ОФЗ) в работающих

активах: если он составляет 40% и более - размере 5%, а если от 20 до 40% -

7,5%(вместо 10%). Для Сбербанка РФ этот норматив снижен до 5%.

Роль Центрального банка как кредитора были весьма значительной в 1998

году. Так, ряду крупных системообразующих банков в целях погашения

обязательств перед вкладчиками в соответствии с решением Совета директоров

Банка России были предоставлены кредиты на общую сумму 9,3 млрд. руб. на

срок 6 месяцев.

Центральный банк РФ осенью 1997 года обнародовал программу

реструктуризации банковской системы. Данный документ предполагает

разделение всех российских банков на 4 группы.

1 группа. Банки, в настоящий момент не испытывающие значительных

затруднений в своей работе. Их меньшинство, причем из главных «героев

вчерашних дней» - банков, имевших наибольший показатель собственного

капитала в докризисный период - в данную категорию практически никто не

попал.

2 группа. Стабильно работающие региональные банки, которым будет

предоставлена государственная поддержка.

3 группа. Системообразующие банки, неспособные самостоятельно

продолжать банковские операции. В данную группу занесены 18 наиболее

крупных кредитных организаций.

4 группа. Это безнадежные банки.

Агентство по реструктуризации кредитных организаций(АРКО).

При поддержке деятельности банков, одну из ведущих ролей должен

сыграть новый для российской экономики орган - по реструктуризации

кредитных организаций.

АРКО создано по инициативе ЦБ и Правительства осенью 1998 года.

Главной его задачей является восстановление платежеспособности российских

банков. Каким именно банкам будет оказана помощь, решает агентство. Выбор

форм и методов проведения реструктуризации также остается на его

усмотрение. Кто может рассчитывать на помощь АРКО, будет работать с

банками, которые:

. привлекли средства резидентов на сумму не менее 10% от общей суммы

привлеченных средств в данном регионе;

. кредитуют экономику на сумму не менее 30% активов;

. согласны на то, что АРКО получит возможность влиять на решения,

принимаемые кредитной организацией, в т.ч. путем приобретения

пакетов акций;

. способны осуществлять текущие налоговые платежи при условии

предоставления отсрочки по просроченным платежам.

Кроме того, будут учитываться следующие факторы:

. наличие в банке значительной доли бюджетных счетов в общем объеме

бюджетных потоков региона.

. значимое(более 25% участие администрации региона в акционерном

капитале банка).

. желание администрации региона обсуждать и принимать различные схемы

реструктуризации задолженности банка перед местным бюджетом и помощь

администрации в переговорах по реструктуризации задолженности перед

федеральным бюджетом.

АРКО - кредитная организация и находится под надзором ЦБ. За помощью к

АРКО может обратиться банк из любого региона. Для этого он должен направить

заявление в ЦБ и приложить к нему план реструктуризации.

3.2. Налогообложение на рынке ценных бумаг.

Cуществующая налоговая система не применяет каких либо специфических

подходов к фондовому рынку и рынку ценных бумаг, а перечень применяемых при

операциях с ценными бумагами налогов в основном соответствует налогам для

рынков товаров и услуг, а также мировой практике, что облегчает инвесторам,

в том числе нерезидентам, осуществлять операции с ценными бумагами на

российском фондовом рынке.

В российском налоговом законодательстве основные принципы

налогообложения операций с ценными бумагами и доходов с капитала те же

самые, что и принципы налогообложения всех прочих операций и доходов. Ниже

приводятся особенности налоговой системы российской федерации применительно

к рынку ценных бумаг.

Применение налога на операции с ценными бумагами

В соответствии с Законом РСФСР «О налоге на операции с ценными

бумагами» от 12.12.91 г. плательщиками налога на операции с ценными

бумагами являются юридические лица, которые на территории Российской

Федерации выступают в роли эмитентов ценных бумаг. Объектом

налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг,

заявленная эмитентом. В настоящее время согласно Закону РФ «О рынке

ценных бумаг» подлежат регистрации проспекты эмиссии акций и

облигаций.

По остальным ценным бумагам проспект эмиссии не разрабатывается.

По депозитным и сберегательным сертификатам, векселям, выпускаемым

банками, регистрируются условия выпуска, которые не представляют собой

проспект эмиссии.

Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8 %

номинальной суммы выпуска. В случае отказа в регистрации эмиссии налог

не возвращается. Налог на операции с ценными бумагами, эмитированные в

иностранной валюте взимается в рублях по курсу ЦБ РФ на дату

регистрации эмиссии. Сумма налога уплачивается плательщиком

одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии и

перечисляется в бюджет.

Существуют и льготы по этому налогу - при первичной эмиссии

ценных бумаг налог не взимается. Не облагается этим налогом сумма

выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение

уставного капитала на величину переоценок основных фондов,

производимых по решениям правительства России.

Описанный выше механизм относится к проспектам эмиссии

негосударственных ценных бумаг и регулируется Законом РФ «О внесении

изменений в Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» от

24.12.95 г.

Налог на операции с ценными бумагами при осуществлении сделки

купли-продажи, как государственных, так и корпоративных ценных бумаг в

настоящее время не взимается.

Действие налога на добавленную стоимость (НДС) при операциях с ценными

бумагами

Под обращением ценных бумаг понимаются действия приводящие к

смене владельца ценных бумаг, в том числе сделки купли-продажи, мены,

дарения. Операции, связанные непосредственно с обращением ценных

бумаг, относятся к льготируемым оборотам, и налогам на добавленную

стоимость (НДС) не облагаются. Как разновидности указанных сделок не

облагаются НДС операции по выпуску, размещению и конвертации ценных

бумаг.

|20%. |В то же время существуют и такие операции с ценными |

|НДС |бумагами, которые подлежат налогообложению. К ним в |

| |первую очередь относятся посреднические и брокерские |

| |операции. Комиссионные вознаграждения за их |

| |выполнение облагаются НДС. |

Посреднической деятельностью согласно п.16 Положения о выпуске и

обращении ценных бумаг и фондовых биржах является выполнение агентских

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.