бесплатно рефераты
 

Банковская система в исламских странах

обстоятельств заёмщика нарушает нормы справедливости в исламе.

В бизнесе этичной является лишь та ситуация, когда индивид получает

вознаграждение ("делает деньги") пропорционально затратам умственного и

физического труда. При процентной сделке кредитор не прикладывает никаких

усилий и не тратит никаких денег, но тем не менее получает основную сумму и

проценты. Даже в случае, когда бизнес заемщика, в который он инвестировал

ссуду, терпит убыток, кредитор ожидает возврата основной суммы плюс

проценты.

2) Нестабильность системы, основанной на проценте, в результате неудачи

ведёт к банкротствам, результатом которых является потеря производственного

потенциала и безработица. "Мёртвый груз" процентных ставок в ситуации

депрессии с характерными для неё низкими показателями прибыльности делает

отрасли промышленности "больными", и их "выздоровление" становится очень

проблематичным, что в свою очередь ведёт к негативным последствиям в

занятости населения.

3) Система, основанная на процентах, ориентирована больше на

безопасность, нежели рост. Так как банки имеют обязательства перед своими

вкладчиками, они становятся более заинтересованы в безопасном возврате

выданных кредитов и процентов по ним. Это приводит к тому, что банки

ограничивают своих заёмщиков большими компаниями или такими организациями

или лицами, которые зарекомендовали себя как достаточно безопасные. Если

банки считают, что такие пути инвестирования недостаточны, они предпочитают

вкладывать средства в государственные ценные бумаги с гарантированным

доходом. Такая излишняя направленность на сохранность средств мешает росту,

так как данная система отделяет финансовые потоки от большого количества

потенциальных предпринимателей, чьи усилия могли бы увеличить валовой

национальный продукт, но которые не обладают достаточной обеспеченностью

для того, чтобы удовлетворить банковское требование о платежеспособности.

Излишнее предложение капитала известным компаниям и его ограничение для

большого сегмента населения также ведёт к возрастающим диспропорциям в

уровне состояния и дохода.

4) Процентная система не является стимулом для инноваций, особенно для

малых предприятий. Большие производственные фирмы и крупные землевладельцы

могут себе позволить эксперименты с новыми технологиями, так как у них

имеется достаточно собственных резервов на случай, если нововведения не

приносят ожидаемой прибыли. Малые предприятия неохотно идут на применение

новых производственных методов с использованием заёмных средств, так как им

необходимо обеспечить выплату по процентам и основному долгу вне

зависимости от результатов, в то время как у них имеется очень ограниченное

количество собственных средств. Например, в сельском хозяйстве, мелкие

фермеры не применяют новые методы культивации именно по этой причине. Это

не только отрицательно влияет на уровень роста, но и также увеличивает

диспропорции в распределении дохода.

5) При процентной системе банки заинтересованы только в сохранении

своего капитала и получении процентов. Интерес в финансируемым ими

предприятиям ограничен только лишь в плане действенности и прибыльности

таких предприятий с точки зрения их способности создавать поток денежных

средств, который бы обеспечил выплаты по процентам. Так как возврат на

средства, выдаваемые банком в качестве кредита, фиксирован и не зависит от

реальных прибылей финансируемого предприятия, то у банков нет никакого

стимула к финансированию предприятий с наибольшим потенциалом получения

прибыли. Социальная направленность может изменить определение эффективности

и рассматривать её с точки зрения отличных от рентабельности параметров.

Однако для большинства проектов частного сектора основным критерием

эффективности является рентабельность. При процентной системе недостаточно

внимания уделяется потенциальной прибыли от проектов, приоритет отдаётся

компаниям со значительным опытом, что в результате приводит к

непропорциональному распределению ресурсов.

Организация и ведение Исламского банковского дела

2.1. Исторические аспекты развития исламского банковского дела

Первая попытка внедрения исламских принципов в области банковского дела

была предпринята в Египте без ссылки на религиозную идеологическую сущность

данных операций. Такая скрытность была обусловлена господствующим

политическим режимом, власти которого воспринимали любую попытку

возрождения исламских традиций и принципов в общественной жизни как

провозглашение исламского фундаментализма.

В 1963 году в Мит Гамре египетском экономистом Ахмедом аль-Наджаром было

осуществлена попытка внедрения исламского банковского дела в форме

сберегательного банка, деятельность которого была построена на долевом

участии в прибылях и убытках. Этот эксперимент продолжался до 1967 года и к

тому времени в стране работало 9 таких банков. Эти банки не начисляли и не

платили проценты, инвестировали главным образом в торговлю и промышленность

прямым финансированием, либо совместно с другими инвесторами, а прибыль,

полученную в результате успешной реализации проекта, делили с вкладчиками.

Таким образом, они функционировали по сути как сберегательный

инвестиционный институт, нежели как коммерческий банк.

Назир Сошиал Банк, учрежденный в Египте в 1971 году был объявлен как

беспроцентный коммерческий банк.

Исламский Банк Развития (ИБР) был основан в 1974 году Организацией

Исламских Стран (ОИС), изначально служивший межгосударственным целям в

обеспечении капиталом проектов по развитию экономики стран членов

организации. ИБР предоставляет платные финансовые услуги и оказывает

поддержку в операциях по долевому участию в прибылях странам-участницам.

Операции в ИБР четко основаны на принципах Шариата. В 70-х годах во многих

мусульманских странах произошли политические изменения, которые дали толчок

легализации Исламских финансовых институтов. На Ближнем Востоке обрели свое

законное существование многие Исламские банки, такие как, Дубай Исламик

Банк (1975), Файзел Исламик Банк в Судане (1977), Файзел Исламик Банк в

Египте (1977), Бахрейн Иламик Банк (1979). Тихоокеанско-азиатский регион не

остался не затронутым этим ветром перемен. Филиппинский Амана Банк был

учрежден в 1973 году по президентскому указу как специализированный

банковский институт без ссылки в уставе на исламский характер. Учреждение

этого банка явилось уступкой филиппинского правительства в реакции на

восстание мусульман с требованиями удовлетворить нужды экономической

стороны жизни мусульманского сообщества. Однако, основной задачей этого

банка являлось строительство и реконструкция в городах Минданао, Сулу и

Палаван на юге страны. Филиппинский Амана Банк имеет 8 филиалов,

расположенных в крупных городах южных мусульманских провинциях, головной

офис находится в Минданао. Этот банк не считается полностью исламским, так

как наряду с исламскими методами финансирования существуют и обычные

процентные операции. Любопытно наблюдать как Филиппинский банк оперирует с

двумя "окнами" депозитных операций: традиционных и исламских. Тем не менее

предпринимаются усилия по переводу этого банка в полномасштабный исламский

банк. В Малайзии дебют исламского банковского дела состоялся в 1983 году.

Первым финансовым исламским институтом в Малайзии стала Исламская

Сберегательная Корпорация по вкладам паломников, основанная в 1963 году. В

1969 году эта организация была преобразована в Управление по делам

паломников и Фондовый департамент, широко известной сейчас как Табунг Хадж.

Эта организация действует как финансовая компания, которая инвестирует

сбережения паломников согласно канонам Шариата, но ее роль достаточно

ограничена рамками небанковского финансового института. Тем не менее успех

Табунг Хаджа способствовал открытию исламского малазийского банка Bank

Islam Malaysia Berhad, который предоставляет весь спектр исламских

банковских услуг Табунг Хадж оплатил 12.5% уставного капитала в 80

миллионов долларов. Этот банк имеет 14 филиалов в различных частях страны.

Необходимо отметить некоторые исламские финансовые институты учрежденные в

странах, где мусульмане проживают в составе населения в меньшинстве. В 70-е

годы в Индии произошел количественный рост беспроцентных сбережений и

кредитов на социальные цели. Исламская банковская система (сейчас

называется Исламский Финансовый Дом), основанная в Люксембурге в 1978 году,

показала западному сообществу пример исламского банковского дела. На

сегодняшний день открыты и успешно функционируют исламские банки в США,

Великобритании, Западной Европе. В Копенгагене работает Исламский

Международный Банк Дании, в Мельбурне Исламская Инвестиционная Компания

Австралии.

2.2. Альтернатива ведения банковского дела на условиях разделения

прибыли или убытков.

В то время как ислам строжайше запрещает любое извлечение прибыли в

форме процента, нет никаких возражений против вступления владельца капитала

в партнёрство с предпринимателем и участие первого в разделении деловых

рисков. Это указывает на возможность такой организации банковского дела,

при которой вкладчики и акционеры банка получают прибыль на свой капитал,

которая напрямую связана с результатами бизнеса. Другими словами, вкладчики

банка могут не получать фиксированный процент на свои сбережения, но им

будет выплачиваться часть реально заработанной банком прибыли. Схожим

образом банк не будет требовать фиксированный процент на выдаваемый им

кредит, но может вступить с заёмщиком в соглашение о разделе прибыли или

убытков.

2.3. Инструменты исламского банковского дела

Исламский банк опирается в своей деятельности на определенный набор

сформулированных шариатом финансовых инструментов. За арабскими названиями,

однако, скрываются вещи, знакомые всякому мало-мальски сталкивавшемуся с

банками человеку.

"Мудараба" - это доверительное финансирование (банк при этом

попеременно выступает то трастовым управляющим, когда работает со

средствами вкладчиков, то клиентом, когда финансирует проект, часть дохода

от которого должна составить прибыль банка, а через него - его вкладчиков).

"Мушарака" суть товарищество, совместная реализация проекта или сделки

силами банка и предпринимателя (прибыль банка возникает как доля от

получаемой общей прибыли или как дивиденд). Операция "иджара" хорошо

известна как лизинг. "Салям" есть авансовое финансирование, преимущественно

в аграрном секторе, схожее с договором контрактации. "Мурабаха" -

финансирование операции, чаще всего торговой, по принципу "издержки банка

плюс наценка", в основном с рассрочкой возмещения клиентом.

Финансовые инструменты "мудараба", "мушарака" и "иджара", их применение

и расчеты подробно приводятся в 3 главе. Далее остановимся на механизмах,

регулирование которых осуществляется посредством государства.

Кардул Хасана (беспроцентная ссуда)

Данный термин буквально переводится как "хорошая ссуда". Это означает

предоставление лицу или организации беспроцентной ссуды, возвращаемой в

согласованный срок. Если заранее ясно, что лицо не сможет возвратить ссуду,

деньги могут быть предоставлены в форме обязательной или добровольной

благотворительности.

Предприниматели, нуждающиеся в инвестиционных средствах, могут получить

ссуду из имеющихся фондов. Они инвестируют заемные средства в легальный

бизнес, так как им не надо беспокоиться о проценте, который нужно отдавать

сверх полученных средств. С другой стороны, состоятельный член общества

может беспроцентно ссудить правительство или организацию, которые способны

эффективно использовать эти средства на осуществление общественных

проектов, например строительство дорог, водоочистных сооружений и т.п.

Идея беспроцентной ссуды состоит в обеспечении равноправных условий для

кредитора и заемщика.

Кредитный счет

В рамках исламского банка он имеет уникальные особенности. Его

назначение - предоставление средств нуждающимся на краткосрочной или

долгосрочной основе. Каждый исламский банк должен иметь кредитные счета, на

которые состоятельные мусульмане могут вкладывать краткосрочные (до одного

года) или долгосрочные депозиты. С помощью такого счета вкладчик оказывает

исключительно общественную услугу на основе КардульХасана (беспроцентной

ссуды). Вкладчику гарантируется полное рефинансирование его депозита в

соответствии с определенными сроками и условиями. В конце срока ссуды он,

однако, не получает ничего сверх первоначальной суммы.

Байтул Мал (государственное казначейство)

Концепцию государственного казначейства обеспечивает фонды для

удовлетворения общественных потребностей. Важнейшим источником поступлений

здесь служат налоги, взимаемые согласно законодательству уполномоченным

ведомством исламского правительства.

Средства могут направляться и на удовлетворение индивидуальных

потребностей. Так, если задолженность не погашена по той или иной причине

(например, из-за смерти заемщика), погашение ссуды может быть осуществлено

за счет государственного казначейства. Преимущество такой гарантии в том,

что кредитор не утрачивает стимулы к кредитованию других лиц в будущем.

Государственное казначейство также обладает правом предоставлять ссуды

в качестве кредитора последней инстанции при отсутствии других источников.

Оно обеспечивает права вдов, сирот, бедных, нуждающихся, больных и

инвалидов, удовлетворяя какую-то часть их потребностей.

Центральный исламский банк

Центральный банк - необходимый элемент исламской банковской системы. Он

функционирует на федеральном уровне и имеет местные отделения. Все его

операции также беспроцентны. Центральный банк действует преимущественно так

же, как и местный исламский банк (ведет текущие, инвестиционные и кредитные

счета), но, кроме того, наделен рядом дополнительных функций. Это общий

мониторинг и контроль над всеми местными банками, надзор за соблюдением ими

правил и норм регулирования, обеспечение их финансовой безопасности,

особенно в случаях невыполнения обязательств по ссудам и при других

чрезвычайных обстоятельствах.

2.4. Методика перехода от процентного банковского дела на беспроцентное

Переход со стороны пассивов

Основными статьями обязательств процентного банка являются уставный

капитал, резервы, вклады до востребования, сберегательные и срочные вклады

населения, межбанковские депозиты, межбанковские кредиты и кредиты

центрального банка данной страны. Переход от процентного к беспроцентному

банковскому делу не требует изменений структуры банковских обязательств,

что касается уставного капитала и резервов. Эти два компонента не связаны с

получением или уплатой процента и могут остаться без изменений на балансе

исламского банка. При определении возврата на акционерный капитал,

включающего в себя уставный капитал и резервы, произойдут изменения. В

процентной системе доходом на акцию является прибыль, оставшаяся после

выплаты процентов по всем вкладам и кредитам банка. При беспроцентной

системе ни одна из сторон не имеет права на получение фиксированной

прибыли, и, таким образом, акционеры банка располагают долями в реальной

прибыли банка наравне с остальными источниками ресурсов банка.

Вклады до востребования в современной банковской системе могут быть

полностью погашены по требованию. Обычно банки не выплачивают по ним

никаких процентов, а некоторые банки даже взимают определённую плату за

обслуживание вклада. Вклады до востребования в исламской банковской системе

сохранят свои характеристики. Источники в форме вкладов до востребования

могут быть использованы исламскими банками в операциях, которые могут

оказаться прибыльными или убыточными, тем не менее, будет гарантирована

полная выплата вклада в любое время по требованию. Такие депозиты

рассматриваются как кредит клиента банку. По этой причине некоторые

исламские банки классифицировали такие депозиты как депозиты "кард аль-

хасанах" (qard al-hasanah). Например, в Иране счета до востребования были

переименованы в счета типа "кард аль-хасанах" сразу после принятия Закона о

Беспроцентном Банковском Деле в 1983 году. Некоторые учёные настаивают на

присвоении вкладам до востребования классификации "аманах" (amanah), так

как они передаются банку для сохранения. Банки, таким образом, должны

хранить их на доверительной основе. Однако даже эти учёные соглашаются с

тем, что банки могут использовать данные вклады в своих операциях с

разрешения их владельцев.

Общепринятая банковская система также использует категорию

сберегательных вкладов. Они отличаются от вкладов до востребования

определёнными ограничениями по снимаемым суммам, а также по периодичности

востребований. По сберегательным вкладам обычно выплачивается заранее

установленный процент. При переходе на беспроцентную систему сберегательные

вклады будут продолжать своё существование, однако по ним не будет

выплачиваться заранее установленный процент. В соответствии с принципами

Шариата, владельцы сберегательных вкладов могут получать по ним выплаты,

которые не будут заранее устанавливаться и будут зависеть от прибыли банка;

также должно оговариваться принятие на себя и части убытков в случае

несения банком чистых убытков. Большинство исламских банков работают в

соответствии с данным принципом. Однако в некоторых случаях вкладчикам

могут предоставляться различные льготы не в форме фиксированного процента,

при этом гарантируется выплата основного вклада. В случае с Bank Islam

Malaysia Berhad банку разрешается, под его полную ответственность,

вознаграждать держателей сберегательных вкладов путём "возврата время от

времени части прибыли, полученной в результате использования их средств". В

Иране сберегательные вклады включены в категорию кард аль-хасана, и процент

по ним не выплачивается. Банковское законодательство требует полную

гарантию выплаты основного вклада. Однако банкам разрешено предлагать

различные услуги для привлечения потенциальных клиентов, как например,

призы и бонусы в денежной или натуральной форме, освобождение от или скидка

на тарифы или приоритет в использовании банковских услуг.

Срочные вклады в современном банковском деле подразумевают гарантию

выплаты основного вклада с фиксированным процентом. При переходе на

беспроцентную систему такие вклады должны быть заменены вкладами, которые

не подразумевают выплату заранее оговоренного процента. Если банк получает

прибыль, владельцам таких вкладов будет выплачиваться определённая её

часть. В противном случае, вкладчики должны будут участвовать в несении

убытков. Как следствие такого изменения в природе этих вкладов, сделавших

их всё более похожими на обыкновенные акции, многие исламские банки

присвоили им категорию "Инвестиционные счета" или "Инвестиционные

депозиты".

Инвестиционные депозиты в исламском банке могут иметь различные сроки

погашения. Например, в Пакистане, вклады с разделом прибыл или убытков (PLS

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.