| |||||
МЕНЮ
| Банковская система РФценных бумаг и т.д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Такая ситуация отнюдь не упрощает проведение единой государственной денежно-кредитной политики. Это касается, например, порядка открытия отделений банков (данный вопрос целиком относится к компетенции властей штатов). Есть штаты, где открывать отделения или филиалы запрещено вообще (Техас, Иллинойс и др., всего 15). Другие разрешают делать это без всяких ограничений (Калифорния, Северная Каролина). В третьих сеть отделений должна быть ограничена тем же географическим местом (округом, городом, поселком), где располагается главная контора банка. Иногда допускается открытие отделения в соседних округах. С точки зрения регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы: . национальные банки; . банки штатов — члены ФРС; . банки — не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД); . банки — не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД. Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обращения (служба министерства финансов) и подпадают под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов — члены ФРС подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам, поскольку они являются членами ФРС и ФКСД. Банки — не члены ФРС с вкладами, застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также правилам и инструкциям ФКСД. Банки — не члены ФРС с незастрахованными вкладами подпадают под действие лишь законодательства штатов. Коммерческие банки США выполняют широкий спектр операций и услуг, в том числе принимают средства в депозиты (вклады до востребования и срочные), предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям. федеральным и местным органам власти; выполняют финансовые и трастовые услуги. Однако американские банки не могут (по законодательству) выступать владельцами ценных бумаг, кроме случаев возмещения непогашенного кредита. Между коммерческой и трастовой деятельностью банков проходит "китайская стена", информация, полученная одним отделом, не может передаваться в другой. Через холдинговые компании американские банки предлагают своим клиентам электронные услуги, дорожные чеки, брокерские услуги; занимаются размещением и куплей-продажей казначейских, муниципальных и других официальных долговых инстру ментов, оказывают услуги по инвестиционному консультированию. В отличие от коммерческих банков специализированные кредитные институты занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Как правило, можно выделить одну или несколько их основных операций. Эти институты доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру. Важным направлением специализации банков является инвестиционная деятельность. Инвестиционные банки мобилизуют долгосрочный ссудный капитал и предоставляют его заемщикам (функционирующим капиталистам и государству) посредством выпуска и размещения облигаций или других видов заемных обязательств. Классический тип инвестиционных банков характерен для США, где законодательство запрещает коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью (кроме операций с государственными и муниципальными облигациями). В настоящее время в США около 700 инвестиционных банков. 3.2.. Направления совершенствования банковской системы России. Основными проблемами российской банковской системы сегодня являются: - низкий уровень банковского капитала; - значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной; - высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов; - чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном "спекулятивный" доход, недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики; - пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий; - высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово - промышленных групп; - низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров; - политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела; - недостаточная жесткость надзорных требований; - недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора, отсутствие системы страхования вкладов граждан, организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков. Эти проблемы в значительной мере усугубили действие неблагоприятных внешних и внутренних факторов, включая ошибки в экономической политике, которые предопределили возникновение предкризисной ситуации в банковской сфере России в ноябре - декабре 1997 года. Положение дел оставалось тяжелым на протяжении января - августа 1998 г. В августе 1998 года Правительство России не смогло продолжать обслуживание и погашение внутреннего долга. Это привело к замораживанию выплат по ГКО и ОФЗ, остановке финансовых рынков, скачку валютного курса, что и явилось непосредственной причиной кризиса в банковской сфере России, так как значительная часть банков была ориентирована на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование рынка ГКО - ОФЗ. Банковский кризис, затронувший деятельность более половины российских банков, в настоящее время имеет следующие внешние проявления: - дефицит капитала, необходимого для обеспечения банками необходимого уровня ликвидности операций; - резкое снижение платежеспособности части банков, неспособность выполнять ими свои обязательства перед российскими и иностранными кредиторами и клиентами; - остановка рядом банков платежей своих клиентов, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; - снижение доверия населения, предприятий и иностранных партнеров к банковской системе; - резкое снижение уровня взаимного доверия внутри самого банковского сообщества и остановка межбанковского денежного рынка; - аресты корреспондентских счетов отдельных российских банков за рубежом, в результате чего уменьшается приток экспортной валютной выручки, снижаются ликвидные активы, выраженные в иностранной валюте. Центральный банк, учитывая состояние российской банковской системы, меру своих возможностей по поддержке кредитных организаций принял программу реструктуризации банковской системы. Процесс реструктуризации банковской системы предполагает обеспечение следующих основных принципов: - приоритетность защиты интересов частных вкладчиков; - равное отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, в том числе иностранных; - прозрачность и открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков; - экономическая ответственность собственников банков, не способных платить по обязательствам, выраженная в сокращении доли и объема принадлежащего им банковского капитала, привлечение их к процессу реструктуризации путем осуществления дополнительных взносов в капитал банков; - участие кредиторов в процедурах реструктуризации; - оказание государственной поддержки только тем банкам, которые принимают и успешно реализуют программы финансового оздоровления, ориентированные прежде всего на самостоятельное решение возникших проблем. Целями реструктуризации банковской системы в краткосрочной перспективе (до середины 1999 года) являются: - восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг; - увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и проведения платежей; - реструктуризация отдельных крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки; - восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в том числе иностранных партнеров; - недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности; - отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка; - привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов; - восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в т.ч. межбанковского денежного рынка. В среднесрочной перспективе целью программы является восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышения ответственности руководителей и собственников банков за результаты их деятельности по управлению банками. Задачами органов государственной власти и Банка России в области реструктуризации банковской системы являются: - оценка затрат на поддержку банковской системы, ее рекапитализацию и реструктуризацию, а также определение источников покрытия таких затрат; - создание и корректировка законодательной базы для быстрого и эффективного проведения реструктуризации, в том числе позволяющей снижать долю старых акционеров в капитале реструктурируемых банков, расширять возможность участия государства (в том числе Банка России) в капиталах банков, объективно требующих поддержки; - создание законодательства в области гарантирования вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций, законодательства о залоге; - создание "Агентства по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО), которое возьмет на себя основную часть оперативной работы по взаимодействию с реструктурируемыми и ликвидируемыми банками, по работе с "плохими" активами реструктурируемых банков, по участию в управлении такими банками, оказанию экономической поддержки по реализации имущества ликвидируемых банков; - обеспечение прозрачности планов и процессов реструктуризации; - выработка и воплощение в жизнь плана проведения неотложных мер по реструктуризации банковской системы, исходя из подходов, изложенных в настоящей программе; - проведение переговоров с международными кредитно - финансовыми организациями об оказании поддержки, в том числе путем предоставления средств на формирование капитала АРКО, на привлечение высококвалифицированных иностранных банковских специалистов к участию в реструктуризации конкретных банков, на пополнение ресурсов банковской системы; - проведение активной политики в поддержке и развитии инфраструктуры финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; - разработка новых форм участия государства в кредитной поддержке экономики через банковскую систему, в том числе путем переучета Банком России векселей предприятий реального сектора экономики; - усиление банковского надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления отчетности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, четкости и выверенности оперативных действий, контроля за выполнением предписаний, уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам. Предваряя конкретные шаги, которые можно сделать в конкретном регионе с конкретными банками в рамках существующего правового, экономического и банковского пространства в целях сохранения или восстановления расчетно- кредитной системы региона и через это — всей страны, следует отметить, что в известных рамках они могут иметь свои варианты и проявления. При этом не обязательно, чтобы каждый субъект Федерации занимался этими процедурами обособленно, более того, для определенного количества регионов, где и раньше-то банковской системы как таковой не существовало, объективно требуется объединение сил. Деньги, как известно, границ не признают и политическими амбициями не страдают.Реструктуризация банковской системы, а по большому счету, ее сохранение в масштабах, требуемых для выполнения определенных функций, не терпит отлагательства. Опыт Башкортостана может быть полезен другим или хотя бы стать предметом профессионального обсуждения. Процесс реструктуризации в этом регионе развивался следующим образом. Первый шаг. Территориальное учреждение Центрального банка РФ исследует поднадзорную территорию, образно говоря, поле недавнего "боя", проводит инспекцию войск, определяя живых, раненых и погибших. Эта процедура хотя и болезненная, но не требующая специальной подготовки: территориальные учреждения Банка России давно пользуются рекомендациями ЦБ РФ о критериях определения финансового состояния банков, его указаниями о пересчете капитала кредитных организаций и другими инструментами для определения реального положения дел каждого банка и распределения их по соответствующим группам. В результате явно выделятся банки, сохранившие капитал и платежеспособность, и банки, потерявшие и то, и другое. Во второй группе, к сожалению, будут и системообразующие банки регионального значения, которым потребуется пройти процесс реструктуризации. В Республике Башкортостан таковым определился агропромышленный банк, занимающий среди 18 банков республики по количеству филиалов первое место, по валюте баланса, сумме активов и вкладов — четвертое, по численности персонала — второе. Второй шаг. Территориальное учреждение Банка России на основании оценки роли и значения кредитной организации в экономике региона, круга обслуживаемой ею клиентуры, возможных последствий ликвидации банка, учитывая мнения финансовых, налоговых, исполнительных органов, определяет конкретные банки для предстоящей реструктуризации. Одновременно, на основании тех же критериев и других, выработанных в надзорной деятельности, определяется финансово-устойчивая кредитная организация — опорный банк — способная осуществлять расчетно-кредитное и кассовое обслуживание клиентуры неплатежеспособного банка, в том числе по вкладным операциям. В Республике Башкортостан в качестве опорного выбрали КБ "Социнвестбанк". При этом было решено укрепить его устойчивость присоединением к нему двух стабильно работающих малых банков, также специализирующихся на обслуживании предприятий агропромышленного сектора. Третий шаг. По инициативе территориального учреждения Банка России руководством области, края, республики принимается решение о приоритетах в организации расчетно-кредитного обслуживания предприятий и учреждений региона и сохранении сети конкретных банков. Это могут быть постановления администраций или решения комиссий по финансам и кредитам, банковских советов при администрациях. Главное, чтобы они смогли помочь скоординировать действия банков, их клиентов, налоговых органов, местных администраций, а также подготовить общественное мнение. В Башкортостане принципиальное решение было принято республиканским банковским советом при Национальном банке, возглавляемым премьер-министром республики, куда входят министры финансов и экономики, республиканской налоговой службы, руководители крупных коммерческих банков. Далее последовало постановление Кабинета Министров РБ, устанавливающее порядок перевода бюджетных и внебюджетных счетов городов и районов, расчетных счетов хозяйствующих субъектов с государственной или муниципальной долей участия в капиталах. Четвертый шаг. Наблюдательный совет реформируемого банка принимает решение о последовательной ликвидации филиалов банка и разрешении открывать в занимаемых ими зданиях филиалы и (или) дополнительные офисы опорного банка. Совет опорного банка принимает решение об открытии филиалов и (или) дополнительных офисов на площадях, занимаемых реформируемым банком. Пятый шаг. Исполнительные органы обоих банков заключают договор о намерениях или соглашение о предполагаемых действиях, основные составляющие которых описаны ниже. Шестой шаг. Исполнительный орган реформируемого банка образует ликвидационные комиссии по каждому своему филиалу, которые уведомляют всех кредиторов и вкладчиков, а также работников о закрытии филиалов, проводят инвентаризации и составляют передаточные акты. Готовят активы и пассивы к передаче на баланс головного банка в соответствии с гражданским законодательством и инструкцией ЦБ РФ № 75-И от 23.06.98. Седьмой шаг. Реформируемый банк увольняет, опорный банк принимает часть персонала филиала для начала функционирования подразделения опорного банка, из них назначаются исполнительные руководители филиала (дополнительного офиса), главный бухгалтер, заведующий кассой. В нашем примере ориентир был взят на создание дополнительных офисов в целях экономии средств на регистрационный сбор за открытие филиала, устранения проблем, связанных с присвоением банковского идентификационного кода филиалу и предварительного согласования руководителей с Национальным банком РБ. Восьмой шаг. Клиенты открывают второй (дополнительный) расчетный счет во вновь открытом филиале (дополнительном офисе) опорного банка, вкладчики оформляют заявления на расторжение договора банковского вклада с реформируемым банком и на согласие зачисления остатка денежных средств на новый счет в опорном банке. Девятый шаг. Реформируемый и опорный банки уточняют сумму вкладов, а также некоторых других обязательств первого, на эту сумму выбирают активы (в большинстве своем ссудную задолженность 1—2 групп, здания, имущество, необходимые для функционирования подразделений второго банка). Десятый шаг. Активы и пассивы филиалов реформируемого банка передаются на баланс головного банка. Исполнительные органы банков подписывают договор уступки долга на сумму вкладов граждан и договор переуступки прав требова ния к должникам реформируемого банка на соответствующую сумму. Реформируемый банк уведомляет своих должников о передаче требований опорному банку. При недостаче стандартной ссудной задолженности оставшаяся часть вкладов покрывается другими ликвидными активами. Реформируемый банк Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|