| |||||
МЕНЮ
| Банковская система РФзамораживание и переоформление ГКО-ОФЗ в новые ценные бумаги без принятия соответствующего закона может вызвать лавину судебных исков. В России уже сегодня судебная система достаточно независима, чтобы защитить права инвесторов. В-четвертых, надолго потеряно доверие инвесторов, как внутренних, так и внешних. Бодрые заявления, что мы можем обойтись без новых кредитов, не просто не убеждают, они настораживают. Ведь если "покончить" с привычкой брать "взаймы", то скоро придется объявлять дефолт и по внешнему государственному долгу. События 17 - 23 августа 1998 г. выявили всю глубину финансово- экономического кризиса в стране. В этих условиях Президент Российской Федерации объявил об отставке правительства С. В. Кириенко и о назначении и. о. премьер-министра В. С. Черномырдина. Перед новым правительством стоят Рис. 4. Средневзвешенная доходность ГКО в апреле – августе 1998 года, в % крайне сложные задачи по преодолению текущего кризиса и созданию условий для перехода к устойчивому росту и структурной модернизации экономики. Для этого необходимо снять глубинные противоречия структурного характера, о которых говорилось выше. Поскольку прежняя модель воспроизводства исчерпала себя, она нуждается в пересмотре и замене. Как представляется, целью новой модели является принятие жестких и эффективных мер в целях устранения или минимизации дисбалансов и деформаций в структуре общественного капитала и в условиях воспроизводства в масштабах всей экономики. В этой связи давно назрела необходимость в разработке стратегической программы экономического развития, программы реалистичной и учитывающей неутешительный опыт всех предыдущих правительственных документов, главным недостатком которых было то, что они не носили комплексного характера, в том числе игнорировали необходимость осуществления сильной социальной политики и не создавали условий для структурной модернизации экономики на основе научно- технического прогресса. В этой связи нет иных способов рационального распределения очень ограниченных в результате кризиса ресурсов, кроме как жесткой системы государственного экономического регулирования. Как известно, система современного регулирования представляет собой синтез рыночных и административных методов, а их пропорции зависят от конкретной ситуации. Чем она острее, чем серьезнее кризис, тем выше роль и значение государственных методов экономического регулирования, и наоборот, чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных механизмов распределения ресурсов при сохранении за государством определенных функций в сфере экономического и социального регулирования. Это и понятно, высота или жесткость государственного регулирования находится в линейной зависимости по меньшей мере от двух факторов: во-первых, от величины наличных ресурсов и, во-вторых, от остроты противоречий и деформаций функционирующего капитала и общественного воспроизводства. В этой связи существенно важно восстановление нормальной структуры общественного капитала и условий воспроизводства во всех отраслях экономики. Задача эта непростая, ее решение требует определенного периода времени, и на этот период она неотделима от жесткого государственного регулирования. В этой связи существенно важны три блока мероприятий с целью: во-первых, восстановления условий воспроизводства основного капитала, прежде всего его активных элементов, для чего необходимо оптимизировать межотраслевое перераспределение части чистого продукта через систему цен и сформировать общегосударственную систему капиталовложений в различных формах, включая специальный инвестиционный бюджет и систему налоговых и кредитных льгот в этой области; во-вторых, восстановления денежно-ссудной части общественного капитала, что требует большего времени, зависит от хода восстановления и воспроизводства действительного капитала, а также от эффективности мер по противодействию оттока отечественных капиталов за границу; в-третьих, форсированной модернизации деформированной структуры распределения доходов, поскольку сложившаяся структура жестко лимитирует как личный потребительский, так и инвестиционный спрос, будучи связана с неприемлемой деформацией системы сбережений и их использования. Существенное значение в этом аспекте имеет система бюджетного финансирования, ее роль в перераспределении части чистого или конечного продукта. Очевидно, что масштабы последнего не могут быть одинаковыми для различных стран и зависят прежде всего от уровня социально-экономического развития, его конкретных этапов и характера решаемых задач. Существенно важно, на каких принципах строится бюджетный механизм, мобилизация его доходов и система их распределения и использования. Или иначе - подчинен ли он интересам общества в целом или отводит преимущественное значение групповым интересам господствующих кругов большого бизнеса. Не менее важно также укрепление системы государственного экономического регулирования и повышение уровня его экономической и социальной эффективности. Это связано с тем, что на деле произошло серьезное ослабление, а во многих случаях отказ государства от выполнения этой его безальтернативной функции. Степень управляемости в экономике серьезно понизилась, а там и тогда, где и когда режим осуществлял разрозненные, нередко противоречивые акции в области экономического регулирования, - эти последние были направлены не столько на создание условий для устойчивого, сбалансированного роста, сколько имели в своей основе прежде всего интересы отдельных олигархических групп. Факты показывают, что в обстановке реформ одним из главных условий быстрого обогащения явилась близость и связи соответствующих предпринимательских кругов с госаппаратом, прежде всего с чиновниками его высших эшелонов. Тотальная коррумпированность бюрократии превратилась в имманентную черту экономического реформирования. Речь, следовательно, идет о соотношении интересов частного бизнеса и общенациональных, общегосударственных интересов. Для выхода из кризиса необходимо подчинить интересы частного капитала общенациональным интересам, поскольку обратный вариант блокирует такой выход. Как показала практика, прежде проводившаяся государственная экономическая политика оказалась не в состоянии выполнить задачи, связанные с реализацией программы реформ, с наименьшими экономическими издержками и социальным ущербом. Более того, эта политика выступила в качестве одной из главных причин, приведших к глубокому и затяжному кризису. При этом пагубную роль сыграла и приверженность к монетаристской модели в истолковании представителей Чикагской школы. Дело в том, что кризис, вызванный рыночными механизмами, невозможно устранить только и исключительно с помощью рыночных же методов регулирования. Как подтвердил и мировой опыт, и многочисленные теоретические разработки, начиная с кейнсианских подходов и кончая последними изысканиями экспертов Международного валютного фонда и Мирового банка, - чем меньше объем наличных ресурсов, тем большая ответственность ложится на государство, на его органы экономического регулирования: именно они призваны обеспечить рациональное, экономически и социально приемлемое распределение и использование ограниченных ресурсов, поскольку выполнение этой задачи не по силам чисто рыночным механизмам. 3. Перспективы развития и пути совершенствования банковской системы. 3.1. Положительные аспекты зарубежных банковских систем. Считается, что в рыночно развитых странах банковские системы возникли и созрели давно. Рассмотрим на нескольких примерах, так ли это на самом деле и какие ценные уроки можно извлечь из чужого опыта. Английская банковская система в начале нашего века выглядела таким образом. БАНК АНГЛИИ — центральный банк. ДЕПОЗИТНЫЕ БАНКИ (первый из них - The London & Westminster bank — был основан в 1834 г.) занимались почти исключительно приемом денежных вкладов и выдачей краткосрочных ссуд предприятиям крупной торговли и аристократии под залог надежных ценных бумаг (государственных и др.), а также покупкой краткосрочных векселей, выдачей денежных ссуд на бирже. КРЕДИТНЫЕ И ТОРГОВЫЕ БАНКИ не принимали вкладов и занимались практически только учредительскими (спекулятивными) операциями, а также выдавали экспортные кредиты. КРЕДИТНЫЕ ПОСРЕДНИКИ — это были, ВО-ПЕРВЫХ, вексельные маклеры, зани мавшиеся главным образом покупкой векселей и перепродажей их банкам, ВО-ВТОРЫХ, фондовые маклеры, обеспечивавшие посреднические услуги при заключении биржевых сделок. КЛИРИНГОВЫЕ ДОМА. В последующие десятилетия эта структура изменилась незначительно. Сейчас в Великобритании выделяют следующие виды коммерческих банков. 1. Депозитные банки. К ним относятся наиболее крупные банковские монополии — клиринговые банки, доминирующие в депозитно-ссудных операциях внутри страны. Клиринговые банки — это так называемые банки "большой четверки" — National Westminster Bank, Lloyd's Bank, Midland Bank и Barclay's Bank. Они получили название клиринговых в силу заключенных между ними клиринговых соглашений о зачете взаимных требований. Клиринговые банки принадлежат к числу универсальных, предоставляющих своим клиентам свыше 300 различных услуг. Наиболее крупные банки имеют свои специфические черты: определенный круг клиентуры, территориальную или отраслевую специализацию, свою концепцию развития деятельности и т.д. 2. Торговые банки действуют в сфере внешней торговли и международных финансово-кредитных операций. 3. Банки Содружества. В настоящее время насчитывается 7 крупных британских заграничных банков. 4. Иностранные банки в Великобритании. Таких банков сейчас насчитывается около 450. 5. Консорциальные банки, в которых участвуют по крайней мере две стороны, причем ни одна из них не имеет контрольного пакета акций. 6. Учетные дома, выполняющие краткосрочные операции на денежном рынке. После многочисленных слияний в конце 80-х годов в Великобритании сформировалось девять учетных домов. Необходимо отметить следующие качественные особенности английской банковской системы. ВО-ПЕРВЫХ, Банк Англии кредитует коммерческие банки не прямо, а через посредников — учетные или дисконтные дома (биллброкеры), а его управляющий еженедельно встречается с руководителями различных ассоциаций, причем не только банковских, но и торговых и промышленных. ВО- ВТОРЫХ, в Великобритании, в отличие от континентальных систем, коммерческие и инвестиционные банки разделены (многие инвестиционные банки образовались из "торговых банков"). Впрочем, такое разделение отнюдь не относится к числу достоинств английской системы. В-ТРЕТЬИХ, в Англии деньги в уставный капитал вносятся учредителями навсегда, т.е. они становятся деньгами банка. Несомненный интерес представляет развитие правового регламентирования банковского дела в Великобритании. До принятия Банковского акта 1979 г. в законодательных документах отсутствовало официальное определение термина "банк". В общем плане согласно существовавшему подходу под банком понималась организация, которая принимала вклады от организаций и граждан, предлагала чековые книжки своим клиентам с целью осуществления последними денежных расчетов, обеспечивала некоторые другие финансовые услуги своим клиентам, включая предоставление кредитов и операции с ценными бумагами. Любая организация, которая могла продемонстрировать наличие этих трех базисных элементов в своей деятельности, была вправе претендовать на отношение к себе как к банку. В 1979 г. с принятием нового закона о банках особое внимание было уделено определению термина "банк". Британское законодательство значительно упростило формулировку, указав на то, что под банком понимается любая компания, если она признается в качестве банка Банком Англии. Закон предусматривал и исключение, когда организация могла получить статус банка даже если она не отвечала всем вышеперечисленным требованиям. Речь идет о так называемых дисконтных (учетных) домах, которые представляют собой уникальное явление и характерны только для банковской системы Англии. Закон 1979 г. предусматривал также другую категорию организаций, которые могли считаться банковскими учреждениями с ограниченными функциями. Речь шла о так называемых лицензированных организациях, принимающих депозиты (ЛОПД). На практике, прежде чем получить статус банка, любая организация должна была пройти испытательный срок в качестве ЛОПД. Банк Англии, обладая правом предоставления статуса банка различным финансовым корпорациям, имеет право аннулировать этот статус у многочисленных уже действующих банков. Новый Банковский акт 1987 г. не отменил полностью все положения акта 1979 г., а лишь дополнил и изменил некоторые из них. Согласно акту 1987 г. главным звеном банковской системы Великобритании является Банк Англии — центральный банк страны, созданный еще в 1694 г. в виде акционерной компании с ограниченной ответственностью. В середине XVIII в. он стал выполнять ряд функций центрального банка. С принятием Банковского акта 1844 г. он официально получил статус центрального банка. С законодательной точки зрения единственным банком с правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом страны соответствующего решения. В 1946 г. лейбористское правительство осуществило национализацию Банка Англии путем выкупа акций в обмен на 3- процентные облигации государственного займа по соотношению 1:4. Принятый в том же году Банковский акт наделил центральный банк Великобритании правом давать рекомендации коммерческим банкам и директивы, согласованные с министерством финансов. Кроме того, он получил право требовать от коммерческих банковских учреждений предоставления необходимой информации с целью проверки их деятельности. Хотя формально Банк Англии принадлежит правительству, сам он функционирует на коммерческой основе. Второй уровень банковской системы страны составляют клиринговые банки. Особенность клиринговых банков заключается в том, что все они активно работают в системе зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между обычными банками и другими финансовыми организациями могут осуществляться только через клиринговые банки. Неординарное положение занимает Национальный сберегательный банк страны (НСБ). Этот банк, основанный в 1861 г., не похож на другие банковские учреждения. По своему правовому статусу НСБ является подразделением министерства национальных сбережений. Особый банковский статус характеризует деятельность еще двух крупнейших банков — Трастового сберегательного банка и Национального жиробанка (НЖ). НЖ — квазигосударственное учреждение, услугами которого пользуются только государственные ведомства и местные органы власти при расчетах с населением. Можно утверждать, что наличие и особые функции клиринговых банков, так называемых торговых банков (которые больше занимаются посредничеством, консультированием и предоставлением рекомендаций по тем или иным финансовым вопросам), дисконтных домов (имеющих привилегию обращаться в Банк Англии за централизованными кредитами и работающих с привлеченными средствами коммерческих банков), а также организаций типа ЛОПД (их называют фринджбанками) делают британскую банковскую систему во многом уникальной и неповторимой. Далее обратим наше внимание на Швейцарию. Как известно, Швейцария — страна банков. На каждые 1,5 тыс. жителей приходится одна банковская структура. В стране функционирует 140 филиалов (отделений) крупных иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских организаций. Все швейцарские банки традиционно делятся на три основные категории. К первой относятся три крупнейших банка: Union bank of Switzerland, Swiss bank corporation и Swiss credit bank. Кантональные, местные и сберегательные банки, относящиеся ко второй категории, в основном работают с местными вкладчиками в своих регионах, специализируясь на кредитовании и обычных банковских расчетах. Третья категория — так называемые частные банки. Основной вид их деятельности — управление инвестиционными портфелями. В кредитную систему Швейцарии органично входит большое количество финансовых компаний. Они делятся на: • компании, которые публично рекламируют себя для приема депозитов и которые обязаны отвечать всем требованиям федерального банковского законодательства; • компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские операции. Такие компании подпадают под регулирование лишь части статей упомянутого законодательства. Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. Контроль за банками имеет З-ступенчатую структуру и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным банком и Швейцарской банковской ассоциацией. Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение закона — защита интересов клиента. Банковская лицензия выдается Федеральной банковской комиссией только в том случае, если банк отвечает всем требованиям указанного закона. Исключения не допускаются. В случае, если обнаруживаются нарушения закона, выданная лицензия может быть немедленно отозвана. В настоящее время величина минимального оплаченного уставного капитала банка должна составлять 2 млн. швейцарских франков, однако на практике для получения лицензии требуется сумма в 20 млн. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства банка Еще одна черта, определяющая высокий рейтинг швейцарских банков, — банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права. Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой информации грозит тюремное заключение на срок до 6 месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков. Банковская информация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства причастности клиента к уголовном преступлению. Уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не считается. Нарушение валютного регулирования других стран также не попадает по швейцарском уголовному праву в разряд преступлений. Банковский комитет - это независимый орган, не подчиняющийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет осуществляет контроль за соблюдением банками Закона о банковской деятельности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые находятся вне банка, а также на внутренний аудит банка. Комитету Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|