бесплатно рефераты
 

Банковская система

критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на

«общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером

работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что

регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными

экономическими (а не административными) методами. Государство определяет

«правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в

кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств,

временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и

денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции

коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения

ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.

Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных

связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия

промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях

платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства

формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате

достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве,

соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного

развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью

уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.

Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без

посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери

денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их

перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о

платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных

средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие

банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в

соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации

своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на

банковские счета.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков — стимулирование

накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики

должно опираться на использование главным образом и в первую очередь

внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны

составлять основную часть средств, необходимых для реформирования

экономики, Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у

непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни,

включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению ресурсов.

Для предприятий пропорции распределения полученных доходов на потребляемую

и накапливаемую часть устанавливались директивным планированием. При

невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась

на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила

этот уровень до минимальной отметки.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на

кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в

хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к

накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к

накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой

депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов,

выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии

надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий

послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования активов

банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

В целях обеспечения защиты сбережений граждан Российской Федерации и

повышения их доверия к банковским учреждениям страны в соответствии с

Указом Президента РФ № 409 от 28 марта 1993 г. в Российской Федерации

создается Федеральный фонд страхования активов банковских учреждений,

образуемых за счет привлечения вкладов граждан. На основании решения Совета

директоров ЦБР от 22—23 сентября 1993 г. (Протокол №40) в этот фонд в

качестве страховых взносов передаются средства коммерческих банков,

перечисленные ими в 1991—1993 гг. в фонд страхования депозитов в

коммерческих банках.

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет

доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех

гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся

у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом

состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

В силу неразвитости в нашей стране рынка ценных бумаг вклады в банки в

течение всего переходного периода будут преимущественной формой мобилизации

финансовых ресурсов для осуществления экономических преобразований. Задача

банков — создать такие формы привлечения средств, которые реально

заинтересовывали бы клиентов в накоплении ресурсов и формировали у них

привычку к сбережению, определяющую инвестиционные возможности экономики,

развивающейся по законам рынка.

Третья функция банков — посредничество в платежах между отдельными

самостоятельными субъектами — при переходе к рынку приобретает новое

содержание. В условиях государственной монополии на общенародную

собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились

через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок

платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную

концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом

совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно

принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень

незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к

рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны

брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы

практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение

расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по

форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы

расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками

через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты

проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными

коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность

банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по

совершению платежей.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают

ведущее место в платежном механизме экономики. Велика роль коммерческих

банков в обеспечении расчетов в народном хозяйстве и в нашей стране. Но

изменившиеся условия хозяйствования требуют реформирования всего,

платежного механизма, доставшегося в наследство от административно-

командной системы.

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая

функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными

бумагами. В отличие от некоторых развитых стран (например, США) действия

наших коммерческих банков на рынке ценных бумаг не ограничиваются. Они

могут производить разнообразные операции с ценными бумагами. В соответствии

с Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР,

утвержденным постановлением Правительства РСФСР 29 декабря 1991 г., банки

имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут

осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника

(инвестиционного брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной

компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера,

банки выполняют посреднические (агентские) функции при купле-продаже ценных

бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или

поручения.

Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги

своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет

на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска

ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего лица;

куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе

путем котировки ценных бумаг, т. е. объявляя на определенные ценные бумаги

«цены продавца» и «цены покупателя», по которым он обязуется их продавать и

покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени

и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки - от

изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет

акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда.

Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие

в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих

квалификационный аттестат Министерства финансов РФ, дающий право на

совершение операций с привлечением средств граждан.

1.3 ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на

территории Российской Федерации определен Законом № 395-1 от 02.12.1990 «О

банках и банковской деятельности в РСФСР». В соответствии с этим законом в

Российской Федерации действует лицензионный порядок осуществления

банковской деятельности. Банковские операции могут производиться только на

основании специальной лицензии ЦБР. Необходимость особого лицензирования

банковских операций вызвана их повышенным риском и влиянием, которое они

оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Организации,

совершающие банковские операции, нуждаются в строгом государственном

регулировании и контроле со стороны ЦБР, поэтому они обязательно должны

получать лицензии на совершение банковских операций и проходить регистрацию

в ЦБР. В противном случае банковские операции являются незаконными.

Правовые нормы учреждения и организации коммерческих банков

регламентируется банковским законодательством, законодательными актами,

определяющими организационно-правовые формы предприятий и общие положения о

предпринимательской деятельности, а также банковскими нормативными

документами.

Для организации работы по созданию и контролю за деятельностью

коммерческих банков ЦБ РФ разработал в 1991 г. "Методические указания о

создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР", в которые

в последующие годы вносились некоторые изменения и дополнения. Этот

документ содержит сведения о порядке создания банка, получения лицензии на

право проведения банковских операций, условия государственной регистрации и

открытия филиалов банка. Особый раздел посвящен надзору за деятельностью

банков со стороны Банка России и их ответственности за нарушения

действующих правил. В последнем разделе представлен порядок ликвидации

коммерческого банка.

Коммерческий банк получает статус юридического лица с момента

регистрации его устава и получения лицензии на совершение банковских

операций от Центрального банка республики, на территории которой он

находится.

Учредителями, акционерами коммерческих банков могут быть граждане и

юридические лица, за исключением представителей органов власти всех

уровней, их исполнительных органов, политических организаций и

специализированных общественных организаций.

Предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные

неплатежеспособными, не могут быть учредителями, акционерами, участниками

коммерческого банка.

Каждый коммерческий банк обладает обособленным имуществом: зданиями,

сооружениями, оборудованием, инвентарем, уставным и другими фондами и

средствами, принадлежащими банку на праве собственности. Уставный фонд

банка образуется за счет средств акционеров, поступивших от реализации

акций банка, если банк создается как акционерное общество, или за счет паев

(вкладов) участников, если создаваемый банк является товариществом с

ограниченной ответственностью.

В качестве вклада в уставный капитал акционеры (участники) банка могут

внести денежные средства в рублях и иностранной валюте, здания, сооружения,

оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права

пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями,

сооружениями и оборудованием, а также иные имущественные права. Вклад,

оцененный в рублях, составляет долю акционера, участника в уставном

капитале.

Уставный капитал коммерческого банка формируется только за счет

собственных средств акционеров (участников). Доля любого из участников в

уставном капитале не должна превышать 35%. По своим обязательствам банк

несет ответственность в пределах всего имущества, являющегося его

собственностью. Участники банка, созданного как товарищество с ограниченной

ответственностью, отвечают по его обязательствам в пределах своего пая, а

участники акционерного банка — в пределах стоимости приобретенных ими

акций. Минимальный размер уставного капитала для вновь образуемых

коммерческих банков всех видов на территории России повышается и установлен

с 10.10.94 г. в размере 3 млрд. руб. (эквивалент 1 млн. ЭКЮ). По решению ЦБ

РФ до 1999 г. российские коммерческие банки должны увеличить размер

собственных средств до суммы, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ. На сегодняшний день

минимальный размер уставного капитала для вновь образуемых банков должен

быть не менее 27.130.000 рублей.

"Методические указания" предусматривают необходимый для получения

лицензии и государственной регистрации банка пакет документов,

представляемый в региональное Главное управление ЦБ. Департамент

банковского надзора ЦБ осуществляет методическое руководство по вопросам

регистрации и лицензирования кредитных учреждений, а также контроль за этим

процессом.

Коммерческие банки действуют на основании Устава, который принимается

его участниками. В Уставе закрепляются функции банка, его правоспособность,

структура, порядок образования и полномочия органов управления.

Коммерческим банкам запрещается осуществлять деятельность в сфере

материального производства и торговли материальными ценностями, а также

заниматься всеми видами страхования, за исключением страхования валютных и

кредитных рисков. Банки могут выступать учредителями и участвовать

собственными средствами на долевой основе в хозяйственной деятельности

предприятий и организаций.

Взаимоотношения банков с клиентами строятся на основе договоров, при

этом стороны имеют широкие возможности в определении их условий. Например,

с 1 января 1992 г. в России отменены ограничения на установление процентных

ставок по операциям коммерческих банков. Банк и предприятие, вступая в

договорные отношения друг с другом, стремятся к осуществлению своих

хозрасчетных интересов, эффективному сотрудничеству.

В ходе надзора за деятельностью коммерческих банков, осуществляемого

Департаментом банковского Надзора, проверяется правильность исполнения

банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, а также

контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов. В

этих целях может быть произведена сплошная или выборочная проверка операций

банков. Банки обязаны представлять учреждению ЦБ по месту своего нахождения

балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения

правильности ведения кредитно-расчетных операций.

К коммерческим банкам, допускающим недостатки в работе, могут

применяться санкции или соответствующие меры. Например, банку даются

рекомендации о возможных путях ликвидации недостатков, о проведении

мероприятий по финансовому оздоровлению банка (увеличению собственных

средств, изменению структуры активов и т.п.). В качестве санкций

применяются повышение нормы обязательных резервов; взыскание штрафа в

размере дохода, полученного в результате неправомерных действий банка;

отзыв лицензии на ведение банковских операций или введение ограничения на

проведение банком операций. Отзыв лицензии действует как решение о

ликвидации банка. Эта мера применяется в следующих случаях: при обнаружении

недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия; при задержке

начала деятельности более чем на один год с даты выдачи лицензии;

осуществлении операций, запрещенных законодательством и выходящих за

пределы предоставленной банку лицензии; выявлении нарушений банком

требований антимонопольного законодательства (например, превышение доли в

35% уставного капитала банка одним из его участников). Организационная и

управленческая структура коммерческого банка регламентируется его Уставом,

в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре,

порядке образования и функциях. Коммерческие банки не имеют вышестоящих

органов. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание

акционеров (пайщиков), созываемое ежегодно для решения следующих вопросов:

изменение Устава и уставного капитала, избрание Совета банка, утверждение

годовых результатов деятельности, распределение доходов банка, создание и

ликвидация дочерних предприятий банка и некоторых других важных вопросов

деятельности банка (не касающихся его менеджмента).

Организация взаимоотношений ЦБР с коммерческими банками и методы

регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующим

банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в

экономике ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков посредством

использования такого комплекса экономических методов, как:

- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими

банками в ЦБР;

- изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а

также процентных ставок по кредитам;

- проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой.

Для этих целей ЦБР была разработана в 1991 г. инструкция № 1 «О

порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о

порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за

счет взносов коммерческих банков, вступившие в действие с 1 июля 1991 г.

В соответствии с вышеуказанными нормативными документами ЦБР образует

резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет

резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками

средств сторонних предприятий и организаций.

Глава 2

БАНКОВСКИЕ РИСКИ

И МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. ПОНЯТИЕ “БАНКОВСКИЕ РИСКИ”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.