бесплатно рефераты
 

Виды ценных бумаг

p align="left">Инструкция 2005 г. устанавливает порядок расчетов в белорусских рублях за товары (работы, услуги) юридическими лицами и физическими лицами посредством чеков из чековых книжек, а также физическими лицами посредством расчетных чеков. Регламентируется и порядок получения по расчетному чеку физическими лицами наличных денежных средств в белорусских рублях в банке чекодателя или в банках, с которыми банк чекодателя заключил соответствующие договоры.

Чековая книжка состоит из обложки, контрольного талона и 10, 20, 25 или 50 чеков. Чековая книжка и расчетные чеки выписываются на сумму денежных средств, находящуюся на счете специального режима -- счете, открытом в банке чекодателя, на котором учитываются денежные средства, предназначенные для оплаты чеков из чековых книжек, расчетных чеков по мере их поступления в банк чекодателя.

Чековая книжка действительна в течение одного года со дня ее выдачи банком чекодателя, а расчетный чек -- в течение 30 календарных дней с аналогичной даты.

7 Муниципальные ценные бумаги

Основанием для организации выпуска облигаций местных займов областными, городскими и районными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь является Положение о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций местных займов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.1998 г. № 662 [21].

Упомянутым правовым актом введены следующие понятия:

* генеральный агент -- юридическое лицо, действующее от имени эмитента и являющееся распорядителем финансовых и иных средств облигационного займа;

* генеральный менеджер -- юридическое лицо, действующее по поручению эмитента и осуществляющее совместно с уполномоченным банком разработку программы целевого займа, маркетинг и внесение предложений по эффективному проведению займа, а также обеспечивающее организационное руководство и выступающее заказчиком при реализации указанной программы, выполняющее иные функции;

* уполномоченный банк -- банк Республики Беларусь, которому эмитент по договору поручает проводить первичное размещение и погашение (выкуп) облигаций займа, выполнять расчеты, связанные с проведением займа, а также осуществлять совместно с генеральным менеджером разработку программы целевого займа, маркетинг и внесение предложений по проведению займа;

* уполномоченный депозитарий -- юридическое лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующее на основании договора с генеральным агентом и осуществляющее ведение счета "депо" эмитента и начисление доходов по облигациям инвесторам местных займов;

* совет целевого займа -- орган, осуществляющий координацию деятельности участников займа, методологическое и финансовое управление займом.

Облигации местных займов являются долговыми обязательствами местных Советов депутатов и проводятся в целях привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования затрат, связанных с социально-экономическим развитием регионов.

Указанные ценные бумаги могут выпускаться как на бумажной основе, так и в виде записей на счетах. Облигации могут выпускаться эмитентом путем их открытого или закрытого первичного размещения среди инвесторов.

В зависимости от назначения привлеченных денежных средств могут проводиться общие и целевые местные облигационные займы. Решение о выпуске облигаций местных займов принимают местные Советы депутатов (городские, областные, районные) по предложению соответствующих исполнительных комитетов. Решением устанавливается цель проведения займа, общий объем его эмиссии, сроки проведения, гарантии по обеспечению погашения облигаций.

Облигации общих местных займов -- это долговые обязательства местных Советов по привлечению денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, которые выпускаются на срок не более одного бюджетного года. Объем эмиссии таких облигаций определяется суммой денежных средств, необходимых для финансирования временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, и расходов на их выпуск и размещение.

Решения о проведении общих местных облигационных займов принимаются:

* для областей и города Минска -- по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь;

* для городов областного подчинения и районов -- по согласованию с вышестоящим органом местного управления.

Для подготовки решения о проведении общих местных облигационных займов при эмитенте может создаваться специальная экспертная группа. В функции этой группы входит обоснование необходимости и целесообразности проведения общего местного облигационного займа, организация его проведения, контроль за использованием средств займа и его погашением. Порядок выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций общих займов утверждается эмитентом.

Облигации целевых местных займов -- это долговые обязательства местных Советов депутатов по привлечению денежных средств физических и юридических лиц для финансирования конкретных проектов. Целевые облигации местных займов могут быть краткосрочными и долгосрочными. Объем их эмиссии определяется суммой денежных средств, необходимых для финансирования конкретных программ социально-экономического развития региона и расходов на организацию и проведение займа.

Порядок выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций целевых займов утверждается советом данного займа. Объем эмиссии облигаций целевого местного займа может индексироваться при превышении фактического уровня инфляции над расчетным. В пределах общего объема эмиссии данного займа может осуществляться несколько выпусков облигаций. Каждый выпуск облигаций может размещаться по частям [21]. Для проведения экспертизы целесообразности привлечения заемных средств, анализа инвестиционных проектов, осуществления контроля за проведением целевых займов, подготовки предложений по выбору генерального агента, уполномоченного банка и генерального менеджера при местных Советах депутатов могут создаваться контрольно-экспертные советы местных облигационных займов.

Управление целевым облигационным займом осуществляет совет данного займа. В состав совета входят представители эмитента, генерального агента, уполномоченного банка, генерального менеджера и других предприятий, организаций и учреждений. Указанный совет координирует мероприятия по реализации целей займа, утверждает его технико-экономические условия, а также положение, регулирующее порядок выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций займа и их производных. К его компетенции также относятся регулирование в пределах зарегистрированного выпуска облигаций сроков и объемов привлекаемых средств, утверждение порядка реализации продукции, полученной в результате проведения займа, и др.

Облигации местных займов обеспечиваются конкретными доходными статьями местного бюджета, а также материальными, финансовыми и другими активами, находящимися в коммунальной собственности. Гарантами займов могут выступать юридические лица, независимо от форм собственности.

Эмитент может выпустить облигации местных займов только после их государственной регистрации и присвоения им соответствующего номера. Регистрация может быть произведена только после заверения в республиканском органе государственного управления, осуществляющем контроль и надзор за рынком ценных бумаг, краткой информации о проведении открытой продажи облигаций и проспекта эмиссии.

Заверение краткой информации об открытой продаже облигаций, регистрация облигаций и проспекта эмиссии в Департамент по ценным бумагам должны быть проведены не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.

Текст краткой информации об открытой продаже облигаций с указанием даты его заверения публикуется в средствах массовой информации не позднее одного месяца после ее заверения. Внесение изменений или дополнений в опубликованную краткую информацию, в проспект эмиссии допускается только после их заверения и регистрации в Департаменте по ценным бумагам в двухнедельный срок.

Размещение облигаций может осуществляться на аукционной либо безаукционной основе.

Сделки по купле-продаже облигаций местных займов на вторичном рынке с юридическими лицами осуществляются на фондовой бирже. Физические лица могут покупать или продавать такие ценные бумаги как через биржу, так и уполномоченный банк, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг. В последнем случае сделка должна быть зарегистрирована на бирже не позднее следующего рабочего дня после ее заключения.

Первый выпуск муниципальных облигаций в Республике Беларусь был проведен в Минске 15.03.1993 г. с целью финансирования строительства жилья. Заем состоял из 22 500 облигаций разного номинала на сумму 1 млрд руб. (1,25 млн дол. США) сроком на один год. Инвесторам была предоставлена возможность лотерейного выигрыша права на покупку на выгодных условиях квартиры в Минске. Однако только 41 облигация была продана на Белорусской фондовой бирже, остальные были переданы Национальному банку Республики Беларусь в качестве залога по кредиту в 1 млрд. руб., который был выплачен за счет продажи на аукционе квартир, предназначенных для лотереи. Таким образом, цель займа -- строительство жилья -- была реализована не посредством реализации облигаций, а посредством кредита Национального банка [26].

Одной из основных причин такого итога займа явилось отсутствие на тот момент нормативной правовой базы. Кроме того, в условиях возрастающей инфляции и финансовой нестабильности прогнозирование поведения финансового рынка было затруднено. Опыт же эмиссии индексируемых ценных бумаг, доходность по которым можно привязать к изменению курса рубля к иностранным валютам или уровня инфляции, отсутствовал. Инфраструктура рынка ценных бумаг страны только начинала развиваться.

Последующие выпуски были более удачными, хотя и здесь были свои проблемы. Минский облигационный заем 1996 г. (ноябрь) позволил привлечь 485,8 млрд руб., первый брестский -- 341 млрд руб. (на 24.12.1999 г.), первый гродненский -- 42 млрд руб. (на 24.12.1999 г). С ноября 1999 г. была начато размещение облигаций второго минского займа, с 2000 г. -- первого гомельского. Хотя облигации всех муниципальных займов, проводимых в стране, включались в котировальный лист и были допущены к обращению на бирже в качестве внесписочных ценных бумаг, сделки на бирже были прекращены с облигациями брестского, гродненского и гомельского займов. Причиной тому послужили: по брестскому займу -- невыполнение Брестским облисполкомом обязательств перед инвесторами, по гродненскому -- перевод строительства второго дома, возводимого по программе займа, на долевое строительство, по гомельскому -- решение совета займа о его приостановке до благоприятных изменений в экономической ситуации.

В последние пять лет, несмотря на определенные экономические успехи в стране, развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг, совершенствование механизмов проведения биржевых сделок с ценными бумагами и расчетов по их итогам, существующие льготы по налогообложению доходов от операций с муниципальными жилищными облигациями, выпуск целевых и общих займов не осуществлялся.

8 Приватизационные чеки

Законом Республики Беларусь "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" от 19.01.1993 г. № 2103-ХИ предусмотрено, что доля (ее размер определяется Президентом) государственного имущества, подлежащего приватизации, должна безвозмездно передаваться гражданам Республики Беларусь. Целью такой акции является, прежде всего, обеспечение социального равенства всех граждан в процессе приватизации на этапе перехода к рыночной экономике.

Указанный закон определяет разгосударствление как передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Под приватизацией понимается приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этой собственностью.

В качестве объектов приватизации определены: государственное и общественное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, негосударственные юридические лица, юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий, иностранные инвесторы, а также лица без гражданства.

Негосударственными юридическими лицами признаются юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50%.

Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами -- жилищной квотой и квотой на имущество государственных предприятий. Квоты в первую очередь используются по их целевому назначению:

* жилищная квота -- для приватизации жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда;

* квота на имущество государственных предприятий -- для приобретения приватизируемых государственных объектов.

Для реализации права использования квот гражданами им выдаются именные приватизационные чеки "Жилье" и "Имущество".

Члены трудового коллектива предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, и приравненные к ним лица приобретают принадлежащие государству акции этого предприятия за деньги на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости).

Акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество", не могут быть отчуждены в период безвозмездной приватизации. Исключение составляют:

во-первых, случаи перехода права собственности физическим лицам: в результате дарения таких акций близким родственникам (родителям, детям, супругам, родным братьям и сестрам, внукам, бабке и деду), а также родителям супругов; в связи со смертью акционера наследникам; во-вторых, при отчуждении акций эмитентов, перечень которых ежегодно утверждается Правительством Республики Беларусь по согласованию с ее Президентом; в-третьих, при отчуждении акций Республике Беларусь, в том числе по причине выезда акционера на постоянное место жительства за пределы Беларуси; в-четвертых, при отчуждении акций в уставных фондах юридических лиц этим юридическим лицам, том числе для уменьшения их уставных фондов; при обмене акций в уставных фондах при реорганизации; в-пятых, при обращении взыскания на эти акции по решению суда.

Порядок эмиссии и обращения именных приватизационных чеков, их использования в период безвозмездной приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, государственные гарантии их владельцам устанавливает Закон Республики Беларусь "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь", принятый 06.07.1993 г.

Номинальная стоимость одного чека определяется Советом Министров Республики Беларусь исходя из общей стоимости приватизируемой государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам Республики Беларусь, и общего количества чеков, причитающихся всем гражданам Республики Беларусь.

При переоценке стоимости государственной собственности, подлежащей безвозмездной приватизации, стоимость неиспользованного приватизационного чека "Имущество" индексируется в той же пропорции.

Граждане Республики Беларусь, имеющие право владения приватизационными чеками "Имущество", могут:

* продавать (полностью или частично) принадлежащие им чеки;

* передавать чеки в распоряжение доверенного лица или организации на договорных условиях;

* обменивать чеки на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов, имеющих лицензию на работу с ними;

* использовать чеки при приобретении приватизируемых государственных объектов (акций, долей, паев в имуществе таких объектов);

* наследовать и завещать чеки в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Приватизационные чеки используются владельцами в качестве средства оплаты при приобретении в собственность объектов, подлежащих приватизации, или доли в имуществе этих объектов.

Положением "Об обращении именных приватизационных чеков "Имущество", утвержденным постановлением Мингосимущества от 10.05.2001 г. № 4, установлено, что юридические лица Республики Беларусь, иностранные инвесторы, лица без гражданства, являющиеся субъектами приватизации, могут приобретать именные приватизационные чеки "Имущество" при посредничестве профессиональных участников рынка ценных бумаг и использовать их в качестве средства оплаты за приобретаемые объекты приватизации.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, могут использовать приобретенные именные приватизационные чеки "Имущество" для оплаты за приобретаемые объекты приватизации, оплачивать по поручению иных субъектов приватизации государственное имущество, приобретенное этими субъектами, а также выполнять посреднические операции по приобретению именных приватизационных чеков "Имущество" по поручению и за счет этих субъектов приватизации.

Порядок обмена акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственного имущества, на именные приватизационные чеки "Имущество" установлен "Положением о порядке обмена принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственного имущества, на именные приватизационные чеки "Имущество" гражданам Республики Беларусь через обособленные подразделения открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк", утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2002 г. № 163.

Количество чеков "Имущество", принимаемое в обмен на акции конкретного акционерного общества, доводится отдельно до каждого филиала АСБ Беларусбанк". При этом пакет акций объемом до 100 тыс. приватизационных чеков обменивается в городе или районе по месту расположения открытого акционерного общества, от 100 тыс. до 200 тыс. -- в пределах области, города Минска, свыше 200 тыс. -- по всей Республике Беларусь.

Обменять на акции можно чеки, начисленные гражданину в соответствии с законодательством (личная имущественная квота) и полученные по наследству. Обмену также подлежат чеки, переоформленные гражданину от близких родственников (родителей, детей, супругов, родных братьев и сестер, внуков, бабушек, дедушек, свекрови, свекра, тестя и тещи), которым они были начислены в качестве личной имущественной квоты, но в сумме не более 250 штук в течение всего периода безвозмездной приватизации.

Приватизационные чеки "Жилье" используются владельцами и соответствии с Законом Республики Беларусь "О приватизации Жилищного фонда в Республике Беларусь" для приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного жилищного фонда.

Декретом Президента Республики Беларусь от 07.06.2005 г. № 6 установлено, что до 01.01.2007 г. именные приватизационные чеки "Жилье" подлежат перерегистрации в открытом акционерном обществе "Сберегательный банк "Беларусбанк", и определен порядок перерегистрации.

Перерегистрированные чеки "Жилье" не подлежат отчуждению, за исключением дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и сестрам, деду, бабке, инукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 25.10.2000 г., № 441-3 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 106, 2/219.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 7-9. Ст. 101.

3. ГубичЛ. Рынок корпоративных облигаций // Белорусский фондовый рынок. 2004. № 10.

4. Гусева ИЛ. Практикум по рынку ценных бумаг. М.: Юристъ, 2000.

5. Инструкция о банковском переводе: Утв. Правлением Национального банка Респ. Беларусь от 29.03.2001 г., № 66 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 49,8/5770.

6. Инструкция о порядке начисления и выплаты дивидендов по акциям и доходов по облигациям: Утв. постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Респ. Беларусь 22.11.2004 г. № 19/П.

7. Инструкция о порядке приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ, а также приобретения акций открытых акционерных обществ, сопровождающегося заверением предложения о покупке акций: Утв. постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Респ. Беларусь от 02.03.2006 г. № 03/П // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 43, 8/14121.

8. Инструкция о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения отдельных видов государственных ценных бумаг: Утв. постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 18.08.2003 г, № 118 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 100, 8/9964.

9. Инструкция о порядке размещения государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций среди физических лиц: Утв. постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Респ. Беларусь от 31.12.2004 г. № 192/22П.

10. Инструкция по выпуску и обращению депозитных и сберегательных сертификатов: Утв. постановлением Правления Национального банка Респ. Беларусь от 06.03.2003 г., № 38 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 37, 8/9270.

11. Килячков АЛ., Чалдаева Л Л. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: Юристъ, 2000.

12. Малюгин В.И. Рынок ценных бумаг: количественные методы анализа: Учебное пособие. Мн.: БГУ, 2001.

13. Миркин ЯМ. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995.

14. Об обращении переводных и простых векселей: Закон Респ. Беларусь от13.12.1999 г., № 341-3 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 2, 2/116.

15. О внутреннем государственном долге Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 27.05.1993 г., № 2328-ХИ.

16. Основные условия выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.02.2003 г., № 173 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2003. № 22, 5/11958.

17. О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь от 09.12.1992 г., № 2020-ХП // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 18, 2/1197.

18. О ценных бумагах и фондовых биржах: Закон Респ. Беларусь от 12.03.1992 г. // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэсп. Беларусь. 1992. № 11. Ст. 194.

19. Положение о двойных и простых складских свидетельствах. Утв. постановлением Комитета по ценным бумагам Респ. Беларусь от 04.05.2001 г. № 39/П // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 55, 8/6191.

20. Положение о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденное постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 11.04.2006 г. № 09/П.

21. Положение о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций местных займов. Утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 25.04.1998 г. № 662 // Национальная эконом, газ. 1998. № 22.

22. Правила перевозок грузов внутренним водным транспортом. Утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь от 26.01.2005 г. № 3 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 94, 8/12719.

23. Правила регистрации векселей банков и проведения банками операций с векселями: Утв. постановлениеи Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 24 июня 2003 г., № 115 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2003. № 79, 8/9761.

24. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1998.

25. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие / Под общ. ред. Е.М. Шелег. Мн.: БГЭУ, 2000.

26. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и тенденции его развития / Т.М. Алексеева, А.Ф. Галов, Ю.И. Енин и др.; Под ред. В.М. Шухно, А.Ю. Семенова, В.А. Котовой. Мн.: Изд.-метод. центр РИВШ БГУ, 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.