бесплатно рефераты
 

Виды банковских ссуд и порядок их предоставления

p align="left">- понимание необходимости удешевления строительства при относительном росте качества для повышения доступности жилья и расширения масштабов жилищного строительства; - возникновение сети новых предпринимательских структур, обслуживающих рынок жилья (риелторы, оценщики, регистраторы и др.), заинтересованных в увеличении покупок населением жилья на основе ипотечного кредитования;

в) для банков и других субъектов хозяйства:

- укрепление законодательной и нормативной базы ипотечного кредитования; - выполнение ведущими банками пробных (пилотных) проектов ипотечного кредитования и обучения специалистов ипотечному делу;

- стимулирование со стороны государства финансирования реального сектора экономики и инвестиционных потребностей населения;

- активизация государственных и местных органов власти в поддержке проектов ипотечного кредитования граждан;

- сокращение сферы спекулятивного вложения капитала;

- ограниченность объектов инвестирования для финансовых инвесторов в условиях нестабильности фондового рынка;

- повышение привлекательности ипотечного кредитования и операций по привлечению сбережений населения в условиях финансового кризиса;

- создание инфраструктуры рынка недвижимости;

- рост конкуренции;

- создание структур вторичного рынка ипотечных кредитов (Агентство по жилищному ипотечному кредитованию);

г) для органов государственной и местной власти:

- появление новой возможности решения жилищной проблемы;

- укрепление и расширение среднего класса, рост занятости населения и связанное с этим повышение социальной стабильности в обществе;

- оживление деловой активности на рынке жилья, в строительной отрасли и других, связанных с ней секторах народного хозяйства;

- рост налоговых поступлений и расширение финансовой базы для обеспечения социальным жильем населения с низким уровнем доходов;

- выполнение градостроительных планов. [27]

Отметим еще один действенный экономический фактор, стимулирующий со стороны государства развитие первичного ипотечного рынка, это -- наличие налоговых льгот, связанных с ипотечным жилищным кредитованием, позволяющих существенно увеличить доступность долгосрочных ипотечных кредитов для населения.

Однако в настоящее время ипотечные отношения в нашей стране не приобрели того размаха и той зрелости, какими им надлежит быть. Поэтому актуален анализ причин, сдерживающих становление и развитие таких отношений.

Факторы, негативно воздействующие на отечественный ипотечный рынок:

- целенаправленная широкомасштабная рекламизации достоинств американской модели ипотечного жилищного кредитования;

- пассивность всех ветвей власти в создании развитого правового поля в отношении ипотечных отношений, прежде всего в сфере ипотечного жилищного кредитования и придании ему на этой основе стабильности;

- отсутствие заметных подвижек со стороны властных структур в формировании осмысленных экономических механизмов для обеспечения устойчивой финансовой базы ипотечных отношений, исходя из имеющихся внутренних ресурсов. Несмотря на все имеющиеся сложности с финансами, их в стране вполне достаточно (однако в большинстве мест и случаев неиспользуемых по объективным и субъективным обстоятельствам), чтобы уже на начальном этапе развернуть вполне масштабное и динамичное возрождение национального ипотечного рынка;

- российские банки демонстрируют стойкое нежелание включаться в долгосрочное кредитование, в т.ч. и под залог недвижимости, из-за отсутствия квалифицированных кадров, способных управлять рисками; отсутствие капитала; низкой доходностью (по меркам отечественных банкиров), от деятельности по ипотечному кредитованию и др.;

- структуры, так или иначе занимающиеся проблемами ипотеки, ориентированы на использование только своего потенциала.

Многие специалисты склонны видеть причины проблем не в самой ипотечной системе, а в общих экономических показателях. Мировая практика свидетельствует, что ипотека перспективна там, где годовая инфляция не превышает 6% в национальной валюте. До тех пор, пока разница между доходами населения и стоимостью недвижимости будет столь велика, массовость не станет ее отличительной чертой. Иными словами, спрос есть, но нет материального обеспечения.

В настоящее время одними из основных источников финансирования жилищного строительства становятся банковские кредиты населению. В связи с этим важное значение имеет создание различных форм финансово-кредитного механизма. Это:

- институты залога недвижимости, ипотечный кредит, вторичный рынок закладных;

- расширение перечня имущества, сдаваемого в залог; создание разветвленной сети ссудосберегательных касс и жилищно-строительных банков;

- предоставление предприятиями кредитов и ссуд своим работникам под льготный процент и погашение уже полученных ими кредитов;

- льготное или бесплатное предоставление инженерно подготовленных участков земли под жилищное строительство;

- создание сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд.

Для банковско-небанковских учреждений в ипотечном кредитовании важны: устойчивость, законность кредитных отношений; твердое обеспечение предоставляемых кредитных средств и возможность развития вторичного рынка ценных бумаг, а для залогодателя и залогодержателя -- гарантии выполнения договорных отношений.

За последние годы коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Основными источниками финансирования жилищного строительства становятся внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья.

Основные источники инвестирования нового жилья для граждан:

- личный целевой вклад гражданина;

- адресные субсидии местных органов власти, субсидии предприятий, на которых работают локальные инвесторы, или субсидии из внебюджетных фондов, формируемых генеральным менеджером в рамках системы за счет привлечения к строительству организаций, предприятий и частных лиц (коммерческих инвесторов);

- средства от фьючерской продажи ранее занимаемой семьей очередника квартиры; - краткосрочный заем.

При нынешней ситуации на рынке потребительских товаров и услуг наиболее приемлемым является развитие практики предоставления гражданам банками лишь тех кредитов, которые могут быть ими освоены своевременно и в полном объеме. Например, вкладчикам банка можно было бы предоставлять право на получение кредита на покрытие расходов, связанных с организацией лечения и отдыха, приобретением туристических путевок для поездки по стране или за рубеж.

В дальнейшем, по мере наращивания производства необходимых для граждан товаров народного потребления и услуг, улучшения их качества, обеспечения соответствующих материально-денежных пропорций в экономике страны, сферу кредитования потребительских нужд населения коммерческими банками можно было бы расширять.

Заключение

Основная суть решения экономического кризиса в России состоит в доступном кредитовании. Во-первых, государство должно снизить банковский процент по кредитам, ради чего можно пожертвовать независимостью коммерческих банков и централизованно установить, при этом изменив законодательную базу, пределы процентов по кредитам. На мой взгляд, такой процент должен колебаться в пределах 5% - 9%, это наиболее приемлемая цифра для предприятий. Во-вторых, кредиты должны быть целевыми, т.е. выделяться строго на определенные цели, и выдаваться на более длительные сроки, как минимум на 5 лет. В-третьих, в первую очередь должны кредитоваться те отрасли и направления промышленности страны, импорт по которым превышает 50%, так как такой высокий уровень импорта говорит о вымирании данной отрасли.

Сокращение выпуска продукции на внутреннем рынке и заполнение освободившихся ниш импортом составляет потенциальную угрозу национальной безопасности России. Для этих предприятий процентная ставка должна быть еще снижена. Это позволит быстро развивать промышленность, привлечь в бюджет дополнительные средства с помощью налогов, и обеспечит рабочие места в стране, т.е. сократит безработицу, а одновременно с этим и частично сократит инфляцию.

У российского рынка потребительского кредитования две проблемы - реальная ставка по кредиту, скрывающаяся за дополнительными комиссиями, и доля просроченных кредитов.

Однако при ближайшем рассмотрении можно заметить, что высокие ставки не так уж и обременительны, а доля просрочки пока не доросла даже до 0,5% от активов банков. Так что, по мнению российских банкиров, до серьезных проблем рынку потребительского кредитования еще расти и расти.

В области государственного долга России основными задачами, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

- усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

- максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

- более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

- создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка внешнего и внутреннего государственного долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан. Как было сказано выше, снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, позволяет избежать перекладывания долгов нынешних поколений на плечи будущих. Также данная политика способствует укреплению национальной валюты и снижению экономической зависимости государства от ситуации на иностранных финансовых рынках.

Глоссарий

Понятие

Определение

1.

Аваль

Поручительство по векселю, в силу которого лицо (авалист), совершившее его, принимает ответственность за выполнение обязательств каким-либо из обязанных по векселю лиц -- акцептантом, векселедателем, индоссантом.

2.

Акцепт

Принятие плательщиком обязательства уплатить по переводному векселю при наступлении срока.

3.

Бланковая надпись

Подпись индоссанта на оборотной стороне векселя, без указания приобретателя векселя.

4.

Вексель

Ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю).

5.

Индоссамент

Передаточная надпись, совершаемая на оборотной стороне векселя.

6.

Индоссант

Лицо, совершающее индоссамент, то есть лицо, делающее на обороте векселя передаточную надпись.

7.

Индоссат

Векселедержатель, приобретающий вексель по надписи.

8.

Индоссация

Передача векселя.

9.

Переводной вексель (тратта)

Приказ векселедателя (трассанта) плательщику (трассату) уплатить через установленный срок или по требованию определенную денежную сумму третьему лицу (ремитенту) либо тому, кого оно укажет.

10.

Простой вексель (соло)

Это безусловное обязательство векселедателя уплатить через установленный срок или по требованию определенную сумму денег кредитору либо тому, кого он укажет.

11.

Ремитент

Первоприобретатель переводного векселя.

12.

Ссуда банковская

Денежные средства банка, предоставленные в кредит с уплатой процента. Различают кратко-, средне- и долгосрочные банковские ссуды, а также по видам: платежные, учет векселей, под товарные документы и ценные бумаги, для инвестиций и т.д.

13.

Трассант

Векселедатель переводного векселя. Отвечает за акцепт и платеж по векселю.

14.

Трассат

Плательщик по переводному векселю. Трассат становится ответственным лицом только после акцепта векселя, в силу которого он принимает на себя ответственность.

15.

Тратта

Переводной вексель по отношению к трассату.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РСФР» от 03.02.1996 № 17-ФЗ (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня 2003 г.).

2. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ.

3. Федеральный закон от 24.12.2002 № 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства РФ изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)».

4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10.01.2003).

5. Гражданский кодекс РФ, часть I, (принят Государственной Думой 22.12.1995, г. Москва).

6. Инструкция ЦБ РФ «О порядке регулирования деятельности банков» от

01.10.1997.

7. Инструкция ЦБ РФ «О порядке формирования и использования резерва на

возможные потери по ссудам» от 30.06.1997 № 62-а.

8. Письмо ЦБ РФ от 29.05.2003 № 05-13-5/1941 «О порядке предоставления кредитными организациями денежных средств».

9. Положение «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.1998 № 54-П.

10. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М., 2000.

11. Бабичев М.Ю., Бурова М.Е., Крючкова И.П., Суровцева В.И., Трохов М.Е., Чекмарева Е.Н. Банковское дело: Справочное пособие, - М.: Экономика, 1994.

12. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело, - М.: Финансы и статистика, 2003.

13. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: Учебное пособие, - Таганрог: Издательство ТРТУ, 1999.

14. Деньги, кредит, банки: Учебник / под ред. Белоглазовой Г.Н., - М.: Юрайт-Издат, 2007.

15. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андрисова Л.Д. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит, - М.: ЮНИТИ, 1997.

16. Куликов А.А., Голосов В.В. Кредиты. Инвестиции. - М.: ЮНИТИ, 2006.

17. Лаврушина О.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2000.

18. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие, - Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003.

19. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции развития и инструменты, - М., 2000.

20. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / под ред. В.В. Круглова, - М., 1998.

21. Тавасиев А.М. Банковское дело. Технологии и управление, - М.: ЮНИТИ, 2001.

22. Ямпольский М.М. Об особенностях и проблемах денежно-кредитной политики. / Деньги и кредит. - 1997, - № 7.

23. Справочно-правовая система «Гарант».

24. www.bibliotekar.ru

25. www.bo.bdc.ru Информационный портал «Банковское обозрение».

26. www.creditorus.ru

27. www.finance-analysis.ru.

28. www.finansi-credit.ru

29. www.minfin.ru

30. www.rating.rbc.ru

31. www.ru.wikipedia.org

32. www.univelive.ru «Банковское дело».

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.