бесплатно рефераты
 

Валютный рынок России и валютное законодательство

акон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" является главным документом валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране. Не следует считать слишком серьезным недостатком отсутствие в его тексте большого количества детальных норм валютного регулирования. Закрепление на уровне Закона на достаточно продолжительный срок того или иного набора валютных ограничений не только стало бы искусственным препятствием на пути объективных и весьма динамичных процессов интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, но и не дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более или менее значительных проблем проведения субъектов рынка валютных операций в условиях быстроменяющейся экономической ситуации. Многие положения Закона только предстоит наполнить реальным содержанием, переложив на язык соответствующих- нормативных актов, которые отличались бы актуальностью, взвешенностью, качеством подготовки и, главное, -соответствием реалиям хозяйственной жизни в Российской- Феде-рации.

В конце 1992 -- начале 1993 гг. в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 "О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 г. утвердил инструкцию № 11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" и письмо № 28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность. При этом Банк России исходил из того, что в силу исторических, экономических и психологических факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что вовсе не исключало запрещения расчетов в иностранной валюте между резидентами в будущем). В 1992 - 1993 гг. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютно-обменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В_третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте.

В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в Российской Федерации, а также купленных за рубли. Подобная практика имела широкое распространение, когда предприятия-резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей ниши на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.

Названной инструкцией существенно ограничен и четко описан круг товаров (работ- услуг), которые в Российской Федерации разрешены к- продаже гражданам за иностранную валюту. Что касается товаров, то за иностранную валюту на территории Российской Федерации могли реализовываться гражданам товары зарубежного производства, приобретаемые за иностранную валюту в безналичном порядке: а) у нерезидента непосредственно; б) у российской внешнеторговой посреднической организации, закупившей эти товары у нерезидента; в) у нерезидента через российскую внешнеторговую посредническую организацию по договорам комиссии или поручения. Таким образом, исключается последующее валютное посредничество, то есть закупка одним юридическим лицом-резидентом товаров за иностранную валюту на территории Российской Федерации у другого юридического лица-резидента для дальнейшей реализации за валюту третьему юридическому лицу-резиденту.

В упомянутой инструкции содержится еще одно принципиально важное требование, касающееся порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Продавцы импортированных товаров должны наряду с ценой товаров в иностранной валюте указывать также рублевый эквивалент валютной цены товаров. При установлении указанного соотношения торговая организация может учесть возможные курсовые колебания, а также свои накладные расходы в рублях. При этом необоснованно завышенное соотношение цены в рублях по отношению к валютной цене создаст такому предприятию эффект антирекламы' с сокращением и замедлением торговых оборотов. Кроме того, свобода установления упомянутого соотношения цен даст возможность торгующей организации продавать товары за рубли по соотношению ниже котируемого Банком России курса рубля к иностранным валютам в случае, если продавец испытывает сложности с реализацией тех или иных товаров за иностранную валюту. Такой порядок ценообразования распространяется на оказание услуг (проведение работ) за иностранную валюту на территории Российской Федерации. Указанный порядок в свое время сделал важное дело, положив конец дискриминации рубля, сделав его действительно универсальным платежным средством на территории страны.

Контроль за соблюдением установленного Банком России порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту был возложен на Главные территориальные управления Центрального банка Российской Федерации, которые при осуществлении своих контрольных функций должны активно сотрудничать с местными правоохранительными органами и в случае нарушения уполномоченными предприятиями и обслуживающими их учреждениями банков указанного порядка и условий соответствующих разрешений на право заниматься- вышеназванной деятельностью обязаны применять к нарушителям комплекс санкций вплоть до отзыва выданных ранее разрешений уполномоченных предприятий, (лицензий уполномоченных банков на совершение валютных о-пераций), а также направления в суд исков о ликвидации юридического лица, осуществляющего реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без разрешения Банка России.

На данный момент времени экономическая ситуация в стране складывается таким образом, что вышеперечисленные опасения, связанные с полным запретом на реализацию товаров и услуг на территории Российской Федерации, сведены к минимуму. Оценивая сложившуюся обстановку, а также основываясь на политике дальнейшего укрепления российского рубля, Центральный Банк РФ в августе 1997 года издает новый нормативный акт, полностью запрещающий использование на территории РФ иностранной валюты в качестве платежного средства (Положение ЦБ РФ "О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)" от 15.08.1997г.). Согласно этому документу, утратили силу все предварительно выданные территориальными учреждениями Банка России, Департаментом валютного регулирования и валютного контроля и другими уполномоченными организациями разрешения на реализацию товаров и услуг гражданам за иностранную валюту. Исключением в данном случае являются магазины беспошлинной торговли, расположенные на таможенной территории РФ. В случае использования при расчетах пластиковых карт международных систем, то есть когда обеспечением карты является валютный счет, уполномоченные банки могут списывать в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средства в иностранной валюте только с валютных счетов физических лиц. Средства в иностранной валюте, списанные со счетов держателей пластиковых карт, подлежат продаже в полном объеме на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки.

Нормализации функционирования внут-реннего валютного рынка (сближению курсов рынков наличной и безналичной иностранной валюты, обеспечению свободного доступа граждан в Российской Федерации к операциям купли-продажи наличной иностранной валюты через уполномоченные банки и, соответственно, борьбе с "черным рынком" наличной иностранной валюты,- а также повышению финансовой устойчивости уполномоченных банков при проведении ими операций по купле-продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет), способствуют утвержденное Банком России и Го-сударственным таможенным комитетом Российской Федерации 19 апреля 1993 года "Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками" (соответственно № 13 и №- 01-20/3371), а также инструкция Банка России от 28 мая 1993 года № 15 "О порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

1.3. Современное валютное законодательство РФ

Валютное законодательство РФ представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.

Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"; другие федеральные законы; подзаконные акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации; инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля.

Основу валютного законодательства составляет Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. № 3615-1, с принятием которого в валютной политике страны были произведены коренные преобразования. Закон определил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Закон состоит из трех разделов:

1. Общие положения

2. Валютное регулирование

3. Валютный контроль.

В первом разделе закона рассматриваются основные понятия, такие как:

- валюта Российской Федерации и ценные бумаги в валюте РФ,

- иностранная валюта,

- валютные ценности,

- резиденты и нерезиденты,

- текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала,

- уполномоченные банки.

Вторая глава освещает такие вопросы как:

- защита валюты Российской Федерации,

- право собственности на валютные ценности,

- внутренний валютный рынок РФ,

- счета резидентов в иностранной валюте,

- валютные операции резидентов в РФ,

- счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской федерации,

- валютные операции нерезидентов в РФ,

- Центральный банк РФ как орган валютного регулирования.

В раздел "Валютный контроль" входят следующие статьи:

- цель и направления валютного контроля,

- органы и агенты валютного контроля,

- полномочия органов и агентов валютного контроля,

- права и обязанности резидентов и нерезидентов,

- ответственность за нарушение валютного законодательства,

- права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.

Согласно Закону, к валюте РФ относятся:

- находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты,

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ,

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ.

Иностранная валюта определена как:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки,

- средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Под понятием "валютные ценности", в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле", понимаются:

- иностранная валюта,

- ценные бумаги в иностранной валюте -- платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте,

- драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме ювелирных изделий и их лома).

Согласно Закону, к валютным операциям относятся:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте,

- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей,

- осуществление международных денежных переводов,

- расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Действующим законодательством в области валютного регулирования валютные операции подразделяются по своему содержанию на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней,

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней,

- переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала,

- переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных операций.

Основанием для проведения той или иной текущей валютной операции является соответствующий первичный учетный документ. Наиболее распространен контракт предприятия-резидента с иностранной фирмой.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении предприятием,

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг,

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождение к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость,

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней,

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и по импорту товаров, работ, услуг,

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Указанные валютные операции осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Валютные операции могут совершаться как гражданами России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии с этим производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ,

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ,

- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ,

- дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ,

- находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.

К нерезидентам относятся:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ,

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ,

- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ,

- находящиеся в РФ иностранные дипломатические представительства и международные организации,

- находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.

Законодательство Российской Федерации дает разграничение валютных операций резидентов и нерезидентов.

Валютные операции резидентов РФ включают в себя:

- текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без ограничений,

- валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБР,

- право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил,

- право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке РФ в порядке, предусмотренном Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле",

- физические лица-резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из РФ ранее переведенные, ввезенные или пересланные в РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.

Валютные операции нерезидентов в Российской Федерации включают в себя:

- наличие права без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил,

- право продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, установленном ЦБ России,

- право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Россию или приобретены в РФ на основаниях, указанных в предыдущем подпункте, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ.

Валютные операции осуществляются уполномоченными банками, т.е. банками, имеющими лицензии Центрального банка РФ на проведение данных операций.

Текущие валютные операции проводятся резидентами без наличия лицензии или разрешения ЦБ РФ. Однако бывают исключения. Резиденты должны обратиться в ЦБ РФ за получением разрешения на совершение валютной операции в следующих случаях:

- если срок поступления экспортной выручки превышает 90 дней,

- если срок ввоза импортируемых резидентом товаров превышает 90 дней от даты их оплаты; то же самое относится к платежам по консигнационным соглашениям, по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам, по реэкспортным сделкам,

- если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту.

Все валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензий ЦБ РФ. Операции, связанные с движением капитала, осуществляются только банками, имеющими лицензию ЦБ РФ.

Существуют три вида лицензий, позволяющих вести валютные операции: генеральная, расширенная, внутренняя.

Генеральная лицензия разрешает проведение валютных операций как на территории РФ, так и за ее пределами. При наличии генеральной лицензии банки могут вести расчеты на территории РФ и устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. Генеральная лицензия дает право на совершение коммерческим банком всех банковских операций в иностранной валюте, позволяет выполнять все сделки на международных валютных биржах, арбитражные сделки и другие валютные операции, заключать любые корреспондентские отношения.

Расширенная лицензия дает возможность проводить валютные операции на территории РФ без ограничений, а за границей -- устанавливать корреспондентские отношения с шестью иностранными банками.

Внутренняя лицензия разрешает проведение валютных операций в пределах РФ и установление корреспондентских отношений без специального разрешения ЦБ РФ со следующими банками: Московским Народным банком (Лондон, Сингапур); Эйробанком (Париж), Ист-Вест-Юнайтед Банком (Люксембург), Ост-Вест-Хандельсбанком (Франкфурт), Донау-Банком (Вена), т.е. с иностранными банками, в уставном капитале которых ведущая роль принадлежит Центральному банку РФ и другим уполномоченным банкам. Если банк, обладающий расширенной лицензией, устанавливает корреспондентские отношения с указанными банками, то они не входят в квоту шести банков-корреспондентов. Наличие внутренней лицензии позволяет банку осуществлять только валютные операции с клиентами, а корреспондентские отношения устанавливать через уполномоченные банки. Однако в порядке исключения при наличии обоснованных причин ЦБ РФ может разрешить банку, имеющему внутреннюю лицензию, открыть счет в иностранном банке.

Банк, получивший лицензию на осуществление операций в иностранной валюте, выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.

Необходимо иметь в виду, что любые сделки по купле-продаже иностранной валюты за рубли между резидентами и нерезидентами, совершенные минуя уполномоченные банки, являются недействительными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.