бесплатно рефераты
 

Страхование средств автотранспорта в РФ: современное состояние и перспективы развития

p align="left">Источник: Федеральная служба страхового надзора (ФССН)

Четверка лидеров включает в себя две бывшие государственные монополии, изначально занимавшие доминирующее положение на рынке, и две компании-преследователя, образованные в последние 10-15 лет.

«Росгосстрах» является прямым наследником Госстраха РСФСР - государственного монополиста в сфере страхования. За более чем 70 лет работы в страховой отрасли «Росгосстрах» накопил огромный опыт практически во всех видах страхования и сформировал армию из более чем 60 тыс. страховых агентов, представленных во всех регионах России. Крупнейшая в России региональная сеть и наибольшая среди всех российских страховщиков узнаваемость брэнда обеспечивают ему устойчивое преимущество в наиболее массовых видах страхования, в первую очередь ОСАГО.

Основные «болезни» «Росгосстрах» унаследовал с советских времен. Прежде всего, это низкая эффективность продающей структуры, тяжелый административный аппарат и связанная с этим высокая доля расходов в страховых сборах. Кроме того, покупательная способность традиционной потребительской аудитории компании - людей старшего возраста, преимущественно в регионах - невысока, а их доля в общем доходе населения сокращается. Однако приход частных инвесторов в компанию, скорее всего, стимулирует значительные изменения в ней. Руководство «Росгосстраха» уже инвестировало в компанию свыше $200 млн. и заявило о готовности начать реализацию программы по привлечению состоятельных клиентов.

«Ингосстрах» был выделен из состава Госстраха еще в 1947 г. для страхования операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Таким образом, компания получила уникальный опыт сотрудничества с за-падными страховщиками, который после приватизации в начале 1990-х гг. помог «Ингосстраху» быстро стать одним из крупнейших игроков формирующегося российского рынка страхования. «Ингосстрах» проводит

активную экспансию на зарубежных рынках страхования. Так, в созданную в 2004 г. на основе «Ингосстраха» Группу „ИНГО“ уже входят 8 компаний в странах СНГ и дальнего зарубежья. На российском рынке компания является безусловным лидером в имущественных видах страхования и страховании юридических лиц в целом. По российским меркам «Ингосстрах» является достаточно транспарентной компанией. Компания занимает уверенное второе место после «Росгосстраха».

История «РЕСО-Гарантия» рассчитывает 14 лет. На протяжении всего срока существования «РЕСО-Гарантия» являлась одним из лидеров российского рынка реального страхования. Последние 2-3 года компания демонстрирует наивысшие среди всех крупных российских страховщиков темпы роста страховых премий, что позволило ей выйти на третье место по реальным страховым сборам после «китов» российского рынка - «Росгосстраха» и «Ингосстраха».

Компания последнее время проводила активное завоевание рынка добровольного автострахования за счет относительно низких тарифов. Такая

политика позволяет «РЕСО-Гарантии» быстрыми темпами наращивать сборы по ОСАГО и формировать пул розничных клиентов. Добровольное автострахование убыточно для компании. Фактически рост портфеля по данному виду страхования компания финансирует за счет ОСАГО. При сохранении высокой рентабельности «автогражданки» существующая стратегия позволит компании расти быстрее других конкурентов, при этом оставаясь безубыточной. Однако существует вероятность повторения в России т.н. «польского» сценария, при котором через 2-3 года ОСАГО может стать убыточным. В этом случае «РЕСО-Гарантия» рискует либо перейти в зону убытков по доминирующей части портфеля, либо отказаться от значительной части бизнеса.

Компания «РОСНО» была создана в 1992 г. в первую очередь для развития медицинского страхования. Стратегический фокус на медицинском страховании позволил сделать компанию лидером на рынках ДМС и ОМС. Одновременно компания входит в число ведущих игроков на рынках имущественного страхования и автострахования. В 2001 г. крупнейшая немецкая страховая компания Allianz приобрела 45% акций «РОСНО».

Как считают эксперты, сотрудничество с ведущим европейским страховщиком обеспечивает компании возможность использовать передовой опыт и бизнес-процессы немецкого партнера. В первые 1,5-2 года после прихода зарубежного партнера компания замедлила рост сборов, видимо, осуществляя «чистку» убыточного портфеля по автострахованию, однако впоследствии быстрый рост сборов продолжился. Доступ к технологиям крупнейшей страховой компании Европы и сбалансированная стратегия развития делают «РОСНО» наиболее опасной для «Росгосстраха» и «Ингосстраха» среди всех компаний-преследователей.

«АльфаСтрахование» была образована в результате объединения страховщиков «АльфаГарантия» и «ВЕСтА» в 2001 г. Однако за прошедшие года компания смогла прочно войти в число крупнейших игроков реального рынка. Компании удалось сформировать одну из сильнейших на рынке команд топ-менеджеров, которой удается без значительных маркетинговых затрат на равных конкурировать со страховщиками, осуществляющими массированные расходы на рекламу. «АльфаСтрахование» играет только на открытом рынке вследствие принципиальной позиции «Альфа-Групп», работающей с различными рыночными страховщиками на равных основаниях. В перспективе преимуществом компании могут стать возможные синергии с «Альфа-Банком». Однако обратной стороной этого преимущества является существующая сегодня высокая зависимость восприятия компании клиентами от имиджа «Альфа-Банка».

Выплаты по договорам ОСАГО в 2009г. составили 23,6млрд. руб., что на 4,61% превысило значение показателя за 2008г.

90,18% совокупного объема выплат (21,29 млрд. руб.) пришлось на крупнейшие страховые компании по объему страховых выплат (для сравнения в 2008г. на долю крупнейших страховщиков приходилось 86,22% общего объема выплат по договорам ОСАГО или 19,46 млрд. руб.). Прирост объемов выплат по договорам ОСАГО 50 крупнейшими страховыми компаниями в 2009г. по отношению к 2008г. составил 9,41% (приложение 1)

Среди крупнейших страховщиков наибольшие темпы роста объемов выплат в 2009г. относительно 2008г. были отмечены у «ИННОГАРАНТ» (более чем в 4,9 раз), «РСТК» (в 2 раза) и «ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ» (в 1,75 раза), «РУССКИЙ МИР» (в 1,64 раза). Снизили объемы выплат по договорам ОСАГО в отчетном периоде «СКПО-УРАЛСИБ» (на 45,28% относительно 2008г.), «МЕГАРУСС-Д» (на 32,43%), «ЮЖУРАЛ-АСКО» (на 26,93%).

Российский рынок обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), выросший в первом квартале 2010 года на 13,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года - до 18,8 миллиарда рублей, в последующие кварталы текущего года покажет более скромную динамику, и по итогам года его рост составит 5%, максимум - 10%, считают страховщики.

Согласно статистике Росстрахнадзора, в 2009 году рынок ОСАГО упал за январь-март на 3,1%. В дальнейшем страховщикам удалось изменить этот тренд, и на конец первого полугодия 2009 года премии в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года выросли на 1,7%, по итогам трех кварталов - на 5,4%, а по итогам года - на 6,6%.

Таким образом, темпы прироста, которые продемонстрировал рынок ОСАГО в первом квартале текущего года, стали одними из самых высоких за последние 21 месяц. Почти такой же рост (13,3%) был зафиксирован Росстрахнадзором последний раз еще до кризиса - по итогам шести месяцев 2008 года.

2.3 Анализ рынка добровольного автострахования

АвтоКАСКО в 2009 году осуществляло 460 страховых организаций. При этом большая часть из страховщиков, осуществлявших данный вид страхования, какого либо серьезного влияния на рынок не оказывало. Так 90% страховой премии было собрано 53 страховыми организациями; на долю ведущей двадцатки страховщиков пришлось 73% собранной страховой премии, тройкой лидеров (Ингосстрах, РЕСО-Гарантия и РОСНО) было собрано 28,8% страховых премий по страхованию средств наземного транспорта или 27,8 млрд. руб.

На диаграмме показано распределение страховых организаций в зависимости от доли собранных страховых премий по автомобильному страхованию в их портфеле добровольного имущественного страхования. Для сравнения отдельно приведено распределение всех участников рынка, осуществлявших данный вид страхования и распределение двадцати крупнейших страховых организаций, лидирующих в данной сфере.

Как видно из данного распределения крупнейшие страховщики предпочитают иметь долю АвтоКАСКО в портфеле добровольного имущественного страхования от 30 до 60%. При этом многие эксперты отмечают, что страхование автотранспортных средств, в особенности приобретенных в кредит, в настоящее время малоприбыльно и считают слишком большую долю автомобильного страхования в портфеле излишне рискованной.

Источник: www.fssn.ru

Рисунок 11 - Распределение страховщиков в зависимости от доли АвтоКАСКО в портфеле добровольного имущественного страхования

Крупнейшие страховщики проводят анализ убыточности и сегментацию рынка с целью снижения убытков в данной сфере. Так, например, выделяют такие группы лиц, покупающих автомобили в кредит:

- покупатели новых дорогих иномарок. В большинстве своем это люди в возрасте старше 30 лет и с немалым опытом вождения. Страхование таких автомобилей наименее рискованно для страховщика, а суммы страховой премии максимальны;

- лица, покупающие подержанные иномарки;

- люди, покупающие недорогие новые иномарки и отечественные автомобили. Данная категория страхователей считается наиболее «убыточной» для страховщиков. Экстремальные показатели (более 80% страховых премий приходится на страхование автотранспорта), либо наоборот игнорирование данного страхового продукта характерно чаще для небольших страховых организаций.

Несмотря на то, что в целом рынок страхования автотранспорта растет ежегодно (так в 2009 г. прирост данного сегмента рынка составил 56%) темпы роста у различных страховщиков существенно отличаются.

Источник: www.fssn.ru

Рисунок 12- Темпы роста страховых премий по АвтоКАСКО

Как видно из диаграммы 8, на рынке страхования транспортных средств значительное преимущество имеют крупные страховщики - все они в 2009 г. увеличили сборы в данном виде страхования, а четверть из них смогла эти сборы удвоить. Что касается более мелких страховщиков, то они либо постепенно сдают свои позиции в данном секторе (137 страховых организаций собрали в 2009 г. меньше премий в рассматриваемой сфере, чем в 2008 г.), либо имеют довольно скромные темпы роста. Исключение составляют страховщики только входящие на рынок страхования автотранспорта, либо резко изменяющие свой страховой портфель в сторону увеличения данного вида страхования. Распределение страховщиков, осуществляющих страхование транспортных средств в зависимости от коэффициента выплат представлено на диаграмме.

Источник: www.fssn.ru

Рисунок 13 - Распределение страховых организаций, осуществляющих АвтоКАСКО по коэффиценту выплат

Можно отметить, что по данному показателю двадцатка лидеров в общем показала результаты аналогичные среднерыночным (если среднерыночный коэффициент выплат по данному виду страхования составил 47,3%, то у двадцатки крупнейших страховщиков - 48,2%), причем в большинстве случаев данный показатель находится между 30 и 70%.

В настоящий момент страхование транспортных средств в России имеет все перспективы к дальнейшему росту: автопарк ежегодно увеличивается возрастающими темпами, автокредитование, постоянно совершенствуясь, стало по сути одним из самых дешевых способов получения заемных средств. При этом согласно исследованию, проведенному одной из ведущих страховых организаций, только чуть более 10% граждан используют страхование автотранспортных средств для защиты своих интересов. «Будущее страхового рынка. Основные перспективы российского страхования». Центр стратегических исследований. Росгосстрах. Кроме того, автострахование имеет большие перспективы развития в российских регионах, особенно в связи с распространением автокредитования.

По прогнозам экспертов страхового рынка добровольное страхование имущества может увеличиться в ближайшие годы в несколько раз и составить к 2012 году 677 млрд. рублей. В случае сохранения нынешней доли АвтоКАСКО в страховых портфелях игроков нашего рынка страховые премии по данному виду страхования могут утроиться и составить около 300 млрд. рублей.

За 2009 г страховыми компаниями было заключено с физическими лицами более 3 млн. договоров автострахования на общую сумму в 109,897 млрд руб. Количество действовавших полисов автокаско в 2009 г с физическими лицами превысило 3,3 млн. полисов. Общая сумма выплат по автокаско по договорам с физическими лицами составила 100,044 млрд. руб.

За 2009 г страховщики заключили также более 487 тыс. договоров с юридическими лицами на общую сумму в 27,683 млдр. руб. Количество действовавших полисов автокаско в 2009 г с юридическими лицами превысило 502 тыс. полисов.

Данные представлены исследовательской компанией Profi Online Research на базе ежеквартального синдикативного исследования "Мониторинг страхового рынка. Страховые компании". В данном исследовании участвуют 7 100 российских граждан в возрасте от 21 до 55 лет, принимающих финансовые решения или оказывающих влияние на принятие решений в семье. Исследование проводится методом анкетного опроса респондентов через Online панель Profi Online Research в 13 крупнейших городах страны: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уф, Екатеринбург, Самара, Омск, Пермь, Волгоград. Данные отражают ситуацию, сложившуюся на рынке страхования, по итогам 2009 года Телепин Я. В. Рейтинговая оценка надежности страховых компаний как фактор, предотвращающий банкротства // Страховое дело. - 2008. - № 5. - С. 32-43. .

Исследование показало, что по итогам 2009 г большинство респондентов (порядка 1/3), имеющих КАСКО, оформили его в "Росгосстрахе" (30%). Практически с трехкратным отставанием от лидера, на втором месте оказалась компания "РОСНО": с ней сотрудничает около 12% участников исследования. Третьим среди ТОП-5 страховщиков, к которым предпочитают обращаться россияне, если им нужно обзавестись КАСКО, стал "УралСиб" (11%) Сокол П.В. Изменения в добровольном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. // Страховое дело - 2009. - №10. - С.48-51..

Рисунок 14 - Структура страховщиков КАСКО, %

Как известно, при покупке машины в кредит, оплата полиса КАСКО является обязательным условием, которое должен выполнить заемщик. Статистика говорит, что в 2009 г, только 1/4 респондентов оформляли КАСКО из-за условий кредитного договора. Подавляющее же большинство делало это по собственной воле (рис. 15).

Рисунок 15- Выбор полиса по кредитному договор КАСКО, %

Несмотря на достаточно широкий спектр способов оформления полисов, который предлагают сегодня страховщики, почти половина респондентов (45%) предпочитает действовать привычным образом: прийти/позвонить в офис компании, чтобы оформить все документы. Однако, приблизительно такая же часть опрошенных сделала это через агентов и брокеров (22%), или в салонах дилеров (21%), где покупали машину. Посредством Интернета КАСКО обзавелись лишь 3% участников исследования (рис. 16). Вероятнее всего, россияне обычно не прибегают к возможностям Сети не только в отношении покупки КАСКО. Данный тренд может быть справедливо распространен и на приобретение других видов страховых услуг.

Рисунок 16- Структура выбора текущего полиса КАСКО, %

Интересно отметить, что из всех владельцев КАСКО, проверить его в работе удалось только 1/3 участников исследования. Остальным же не приходилось обращаться в обслуживающую компанию по причине наступления страхового случая (рис.17).

Рисунок 17 - Страховые случаи обращения в страховую компанию КАСКО, %

Из тех же, кто все-таки столкнулся с проблемами, которые должно решать КАСКО, вне зависимости от компании, в которой они приобрели страховку, подавляющее большинство оказалось вполне удовлетворено данной услугой (90%) (рис. 18).

Рисунок 18 - Виды удовлетворения услугой (КАСКО)

Это позволяет сделать вывод, что страховщики неплохо справляются со взятыми на себя обязательствами, оказывая профессиональные услуги, которые оправдывают ожидания их клиентов www. i-rate.ru. .

3 Проблемы и перспективы развития автострахования в РФ

3.1 Влияние финансового кризиса на рынок автострахования

В период падения страхового рынка в условиях кризиса некоторые страховщики пытаются сохранить приток средств за счет демпинга. Однако данный путь не приводит к успеху. Экономический спад в России является довольно продолжительным, такие страховые компании сталкиваются с проблемой кассового разрыва. Страховщики, которые выберут стратегию демпинга, только отложат проявление своих фундаментальных проблем с устойчивостью.

Если ОСАГО - это тот вид страхования автомобиля, без которого автовладельцу просто не обойтись, то КАСКО - это возможность выбора, страховать автомобиль дополнительно или нет. В условиях нехватки наличных средств, волны сокращений и растущей безработицы, можно было бы ожидать, что рынок каско понесет значительные убытки.

Однако на практике картина не является такой депрессивной. Несмотря на общемировые кризисные тенденции, рынок КАСКО продолжает испытывать подъем, пусть и ограниченный упавшими потребительскими способностями населения. Аналитики считают, что в наступившем 2010 году страховщики получат более ста девяноста миллиардов премий, что превышает показатели прошлого года Грудцына Л. К вопросу об условиях и порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Адвокат. - 2009.- №9. - С.24-32..

Что помогает КАСКО оставаться востребованной даже в период кризиса услугой? Прежде всего, уникальность этого вида страхования. Только КАСКО способно дать автолюбителю ту степень гарантий, которая его полностью устроит. И как это ни парадоксально, но автовладельцы именно сейчас готовы тратить больше денег на страхование своего транспортного средства.

В условиях кризиса люди начинают больше ценить то, что имеют, и стремятся это сохранить. Дополнительные гарантии в виде страхового полиса КАСКО избавляют от лишних волнений Базанов А.Н., Дэвидсон И.В. Страхование личного автотранспорта в США и России. Краткий сравнительный анализ // Страховое дело. - 2008. - №6. С.55-58..

Если на протяжении последних лет рост популярность КАСКО объяснялся тем, что данный вид страхования сопутствовал покупке автомобиля в кредит, то сейчас картина изменилась. Пару лет назад покупатель кредитного автомобиля просто не мог избежать участи дополнительного страхования автомобиля, даже если не хотел никаких дополнительных гарантий, кроме полиса ОСАГО.

Сейчас автовладелец приходит в страховую компанию по собственной инициативе, и страхует свой автомобиль по системе КАСКО (по данным аналитики «УралСиб»). КАСКО стало желанным видом страхования, а не вынужденной мерой.

Таким образом, рынок автострахования КАСКО - одна из немногих отраслей, на которые мировой финансовый кризис оказывает наименьшее влияние. И перспективы роста данного рынка оцениваются как стабильные и успешные.

На рынке розничного страхования клиентами в основном являются лица со средним и высоким доходом, считающие страхование цивилизованным способом защиты и готовые платить больше за более высокий уровень сервиса и надежности.

Страховые компании планируют в условиях кризиса сконцентрироваться на развитии самых значительных с точки зрения объемов линиях бизнеса: КАСКО, ОСАГО.

Страховые компании смогут увеличить долю не только благодаря дальнейшему развитию своей деятельности, но и за счет принятия на страхование высвобождающихся страховых портфелей конкурентов, некоторые из которых будут испытывать финансовые затруднения. Такие затруднения будут вызваны несколькими основными факторами: недостаточными страховыми резервами, показателями убыточности и расходов на ведение дела, высокой долей в портфеле договоров ОСАГО. Взвешенная политика страховых компаний в области резервирования, андеррайтинга и риск-менеджмента позволяет смотреть в будущее с оптимизмом - невзирая на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, продолжить реализовывать потенциал и увеличивать долю на рынке, сохраняя качество бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.