бесплатно рефераты
 

Страхование и гарантия банковских вкладов населения РФ

p align="left">Иностранные страховые и перестраховочные общества, проводя на страховом рынке России неагрессивную маркетинговую политику, занимались изучением потребительского спроса, предлагали страховые продукты, адаптированные к российским потребностям, налаживание контактов с отечественными страховщиками. Примечательно, что российские клиенты охотно приобретали страховые полисы зарубежных компаний, особенно руководители крупных предприятий.

В это время ОАО «Госстрах», преобразованное к акционерное общество, обладая широкой разветвленной сетью дочерних отделений на всей территории России и являясь, по сути, народной компанией, не сумело удержать позиции на страховом рынке и оказалось оттеснено более активными коллегами-страховщиками. Напротив, ОАО «Ингосстрах», основываясь на многолетнем опыте работы, продолжало занимать первые места в рейтингах по объему страховых платежей в классических видах страхования.

Наличие ряда проблем, свойственных этому этапу развития российского страхового рынка, сводится к отсутствию государственной поддержки, страховой культуры населения, недостаточности расходов на страхование, относимых на себестоимость. Инвестиционная политики большинства страховщиков этого периода основывалась на значительных вложения в ГКО и после кризиса 1998г. продемонстрировала несостоятельность.

Третий этап развития страхового рынка охватывает период с конца 1998г. по настоящее время. Ситуация конца 1998г. складывалась для страховщиков драматически, поскольку до 86% их резервов оказались вложены в ГКО и обязательства по выплатам пришлось отложить. Однако кризис, как это ни парадоксально, оказал позитивное влияние на развитие страхового рынка. Следует отметить, что уже к началу 2000г. наблюдалось возрастание роли страховых организаций в российской экономике. С 1999 по 2000г. российский страховой рынок развивался небывалыми темпами: страховые премии по разным видам страхования выросли в полтора - два раза.

Предприятия стали проявлять интерес к классическим страховым продуктам. Во многом это связано с увеличением доли расходов на страхование, относимых на себестоимость продукции. Повысилось доверие к страховщикам населения крупных городов, в несколько раз выросли по страхованию транспорта и гражданской ответственности автовладельцев, добровольному медицинскому страхованию. Вновь возник интерес к долгосрочному накопительному страхованию жизни.

Тенденции данного этапа развития страхового рынка - значительный прирост страховых премий, обострение конкуренции среди страховщиков, снижение тарифов по основным видам страхования, обозначение структуры страховщиков и выделение их специализации, интеграция финансовых - страховых и банковских - услуг, выявление потенциальных направлений развития, включая продажи через Интернет.

2.2 Проблемы развития страхового рынка в РФ

Но не все так замечательно, как может показаться. Страховой рынок России имеет серьезные проблемы, которые требует скорейшего решения.

Страхование в России, как и везде, соответствует степени развития рыночных отношений, т.е. в целом пока весьма низкое.

«Доля страхования в ВВП страны около 3% (приложение №1) реальная доля страхования в общем объеме ВВП, по оптимистической оценке, не превышает 2%. По данным экспертной оценки, страховые резервы приближаются к 90 млрд. руб., число занятых в отрасли составляет от 250 до 300 тыс. человек»1.

В 2003г. наметилась тенденция к решению социальных проблем в стране, и эти аспекты страхования становятся все более актуальными. Именно финансовый механизм страхования должен обеспечивать медицинскую помощь населению, страхование жизни, в том числе пенсий, ренты, обеспечивает гражданам социальную защиту.

__________________________________________________________

1. Е.Ш. Качалова, Актуальные макроэкономические проблемы российского страхования, // Финансы, №12, 2005г., стр.48

Все эти годы страхование в России развивалось не «благодаря», а «вопреки», так как не были созданы необходимые предпосылки для его функционирования. До сих пор не создана основа для развития страхования - долгосрочное страхование жизни, страховые резервы которого не только решают основополагающие проблемы населения, но и обеспечивают устойчивый рост экономик многих высокоразвитых государств. Отсутствие долгосрочного страхования жизни - это одна из самых больших ошибок в социально-экономической политике государства.

Факторами, ограничивающими в настоящее время возможности развития российского страхового рынка, является невысокая платежеспособность физических и юридических лиц, выступающих на стороне спроса; недостаточная страховая культура населения и самих страховщиков; а самое главное - недостаточная емкость рынка с точки зрения капитала, которыми располагают страховые компании для несения риска. Стоимость рисков, которые могут страховаться собственными силами, не превышает 5-6 млн. дол.

Это соответствует финансовому потенциалу средней западной страховой фирмы. Собственные средства и страховые резервы российских страховщиков недостаточны для предоставления гарантий по крупным рискам. Если они такие берут, то вынуждены перестраховывать за рубежом. Такого рода практика традиционна для страхования, имеющего по своей природе интернациональный характер. И все же Россия заинтересована, чтобы несколько большая, чем сегодня, часть страховых взносов оставалась дома и инвестировалась в развитие отечественной экономики.

Главной причиной существования на российском страховом рынке кризисообразующей диспропорции является неразвитость платежеспособного спроса на реальное страхование. Динамика платежеспособного спроса, как предпринимателей, так и домашних хозяйств на все виды продукции и услуг, включая страховые услуги, определяются динамикой экономического развития страны. Главная проблема здесь -- это ускорение темпов экономического развития.

Страховые компании постоянно «лихорадит», постоянно меняются правила игры. Активный рост числа министерств и ведомств, регулирующих деятельность страховых организаций, усложняет их работу, поскольку каждое ведомство подходит к страховому риску только с позиции этого ведомства, порой, не представляя ситуации в целом. Отсутствие специалистов, знающих страхование оказывает негативное влияние на развитие отрасли. Это порождает дисбаланс, как в системе финансов, так и в экономике в целом.

Отраслевая структура российской экономики не отвечает требованиям рыночной экономики, формирующейся в стране. Техническая оснащенность наших производств находится на уровне середины 80-х гг.

Высок удельный вес добывающих отраслей, уровень технической оснащенности которых весьма низок, что не обеспечивает благоприятных условий для развития страхового бизнеса.

Поэтому имущественное страхование, в особенности промышленное, освоено недостаточно. По мнению специалистов, «потенциал страхования промышленных рисков освоен не более чем на 20%. В России практически не существует сельхозстрахования, страхование ответственности работодателей. Между тем несчастные случаи на производстве бывают довольно часто, и сотрудники должны быть от них застрахованы.

Особенно это актуально для мелких и средних предприятий. Очень серьезная ситуация сложилась с износом оборудования. Так, износ машин и оборудования на начало 2005г. В промышленности - 61,7%, в строительстве 53%, на транспорте 52,5%, в организациях торговли и общественного питания - более 50%. Несколько ниже в торговле и промышленности 31,8%

44% соответственно. Начались необратимые процессы, которые могут привести к техногенным катастрофам, если не будет обеспечен механизм защиты общества. Но возьмут ли страховщики такое оборудование на страхование? Вместе с тем проблема здесь гораздо глубже: создание условий для развития страхования, существенным фактором которого является наличие страхового поля.

Статистика свидетельствует, что страховой бизнес имеет сложное страховое поле, поэтому максимальная поддержка страховщиков со стороны государства позволит поэтапно решать вопросы экономической безопасности в стране»1. Одной из социально-экономических особенностей российской экономики применительно к страхованию остается недостаточный уровень развития институциональной составляющей, обеспечивающей непосредственную аккумуляцию страховой деятельности.

Сдерживает развитие страхования нерыночная, в особенности для населения, банковская система, отсутствие эффективных инвестиционных условий для развития страховых организаций из-за слабости фондового рынка.

В банковской системе не создана конкурентная среда. Доминирование госбанков в экономике России негативно влияет на развитие частных банков, в которых в силу этого факта снижается качество кредитного портфеля. Завышенные процентные ставки частных банков по кредитам реальному сектору, порожденные необоснованно высокой стоимостью ресурсов, приводят к росту риска банковских операций. Неадекватность кредитного потенциала банковской системы финансовым потребностям реального сектора приводит к росту изношенности ресурсной базы, следствием чего является сужение страхового поля, а следовательно, и эффективности страхования. Неустойчивая банковская система дестабилизирует страховой бизнес и подрывает доверие населения ко всему (финансовому сектору, в том числе к страховым организациям. Среди прочих проблем страхового рынка России следует отметить отсутствие в ряде случаев предложения многих страховых продуктов, интересующих потенциальных потребителей. Например, в регионах России все еще проблематично заключить договор страхования финансовых рисков жилищных инвесторов, многие страхователи встречаются со сложностями, если захотят застраховаться в коммерческих компаниях от потери дохода в результате утраты работы и т.д.

Для развития страхования, не ожидая реального подъема экономики России и обусловленного этим подъемом повышения спроса на страховые услуги со стороны предпринимателей и домашних хозяйств, следует решить ряд серьезных задач, непосредственно связанных с совершенствованием деятельности самих профессиональных участников страхового рынка: разработать и активно внедрять страховые продукты, в максимальной степени отвечающие интересам населения; проводить политику максимальной информационной открытости, естественным образом ведущую к повышению доверия со стороны населения к страховщикам; разработать меры по развитию деятельности

________________________________________________________

1. Е.Ш. Качалова, Актуальные макроэкономические проблемы российского страхования, // Финансы, №12, 2005г., стр.49

страховых брокеров и агентов; проводить политику разъяснения достоинств страхования в целом и отдельных видов страхования.

«Существует мнение о целесообразности широкомасштабного введения для решения задач обязательных видов страхования, в результате внедрения которых население познакомится с достоинствами страхования и в дальнейшем посчитает для себя необходимым приобретение страховых полисов, покрывающих различные типы рисков»1.

Тот относительно устойчивый круг потребителей страховых услуг, который уже сложился на российском страховом рынке к данному моменту, - это фактически предел, это максимум того, чего можно было достигнуть при экстенсивном развитии спроса на страхование в нашей стране. Двигаться дальше можно только за счет включения в сферу страхования новых потребительских групп, которые как раз и отличаются ограниченной платежеспособностью. Повышение уровня дохода населения - необходимое и важное условие развития рынка страхования.

Движению вперед очень серьезным образом мешает то, что существенной чертой господствующей на отечественном страховом рынке идеологии является игнорирование реальных интересов страхователя. В сложившейся на этом рынке системе

отношений главной целью является страховщик, а страхователь всего лишь средство, существование которого должно быть подчинено интересам страховщика.

В наше стране долгое время игнорировались проблемы развития страхования в целом. Сегодня, когда основной упор делается на широкое развитие обязательных видов страхования, может сложиться ситуация, когда без внимания останутся интересы потребителя.

Для развития отрасли необходимо приоритетное внимание к поиску путей и механизмов развития добровольных видов

1. А.А. Цыганов, А.Ю. Лайков, Проблемы развития страхового рынка,// Финансы, №7, 2005г., стр.49

страхования. Работа по расширению клиентской базы рынка должна вестись с учетом реального состояния платежеспособного спроса отечественного страхователя. Страховое сообщество должно добиваться от государства не

принудительного отъема денег у населения в пользу страховщиков, а осуществления обоснованных мер по развитию добровольного страхования на строго научной базе.

Концептуальной основой решения этой наиболее актуальной на сегодняшний день задачи должен стать программный документ. В подготовке этого документа должны принять участие представители всех членов страхового сообщества, включая страхователей, а одну из ведущих ролей в этом деле должно играть Всероссийское научное страховое общество (ВНСО), поскольку без глубокого пути решения назревших проблем отечественного страхования невозможно.

При выходе российской экономики из состояния депрессии потребность в страховых услугах будет расти вместе с ростом объемом хозяйственной деятельности. Во многих отраслях страхование является необходимой предпосылкой экономического роста, его составной компонентой. Это относится, в частности, к инвестициям в жилищное строительство, которое финансируются ипотечным кредитованием и гарантируются в значительной части страхование жизни заемщика в пользу кредитора. Поэтому более чем скромные объемы российского страхования отнюдь не свидетельствуют об отсутствии у него огромного потенциала развития.

2.3 Перспективы

В целом, перспективы развития страхового рынка сводятся к следующим направлениям: «развитие страховых операций регионах; принятие ряда законодательных актов об обязательном страховании, в частности личных судов, опасных производств, а также ряда других нормативных актов; отказ «зарплатных схем», рассчитанных только на оптимизацию налогообложения; принятие антидемпингового законодательства в части регулирования тарифных ставок; разработка определенных «стандартов качества» в связи с вступлением в ВТО, рост сотрудничества страховщиков с банками. Весьма актуальной в настоящее время является реализация страховых продуктов через

__________________________________________________________

Интернет»1. Тенденции развития страхового рынка свидетельствуют о постепенном переходе от количества предоставляемых услуг к повышению их качественного уровня, комплексному обслуживанию страхователей.

2.4 Специфика страхования в банковской сфере РФ

Банк - финансовое учреждение, имеющее лицензию на прием вкладов и выдачу кредитов, а также осуществляющее расчеты между фирмами и ведущее операции с ценными бумагами.

Банки являются посредниками между вкладчиками и заемщиками, обеспечивая функционирование и устойчивость платежной системы, а также оказывая существенное воздействие на спрос и предложение денежного капитала.

Одними из старейших, традиционных банковских услуг являются депозитные услуги, связанные с хранением свободных денежных средств клиентов на банковских счетах с условием начисления определенных процентов на них.

Депозит есть форма выражения кредитных отношений банка со вкладчиками по поводу предоставления последними банку своих собственных средств во временное пользование. «Депозит» в переводе с латинского - вещь, отданная на хранение, и, следовательно, депозитом может быть любой открытый клиенту в банке счет, на котором хранятся денежные средства.

Депозитные счета бывают самыми разнообразными, и в основу их классификации могут быть положены такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности и т.д.

Следует отметить, что в действующем банковском законодательстве России большое внимание уделяется вопросам вкладов граждан. Вклад -- денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками.

________________________________________________________

1. А.А. Юрченко, Страховой рынок России: некоторые тенденции и перспективы, // Финансы, №6, 2004г., стр.52

Как форму гарантии вкладов, помещенных в коммерческие банки, ЦК РФ ввел для них экономический норматив, согласно которому сумма привлеченных от населения денег не должна превышать размер собственных средств (капитала) банка - норматив Н11 использование этого показателя (даже в качестве расчетного) как характеризующего способность банка обеспечить возврат вкладов, представляется дискуссионным. Дело в том, что капитал банка и сумма вкладов не связаны между собой экономически. Они оба являются пассивами банка. Можно вложить капитал в высокорискованные активы, утратить его и тем самым поставить под угрозу возврат вкладов населению. Экономически более обоснованным было бы установить нормативы соотношения между суммой вкладов по различным срокам с суммой, адекватной по срокам ликвидности активов.

В настоящее время банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками, однако не гарантируют возврат вкладов при чрезвычайных для них обстоятельствах. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается. Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором.

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Учредителем такого фонда предполагаются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств федерального фонда обязательного страхования вкладов должен определяться федеральным законом.

Банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Фонды добровольного страхования вкладов создаются как некоммерческие организации.

Число банков -- учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков на дату создания фонда. Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяется их уставами и федеральными законами, которые также еще не приняты.

Актуальность принятия федеральных законов о гарантии и страховании вкладов особенно проявились в дни банковского кризиса, ибо потеря доверия и репутации банков грозит массовыми изъятиями вкладов, нарастанием социальной напряженности. Считается, что единовременное изъятие 1\3 вкладов из банка может привести к его банкротству. Такой ситуации можно избежать, если создать государственную систему гарантий вкладов.

На первых порах представляется целесообразной система многосторонних гарантий как залог страхования вкладов. Впоследствии гарантии в большей их части могли бы быть заменены созданием соответствующих общегосударственных денежных фондов. «Определенный интерес представляет опыт Санкт-Петербурга, где по инициативе группы руководителей коммерческих банков был образован Региональный фонд гарантирования вкладов. Суть деятельности фонда заключается в том, что он стал гарантом сохранности части вкладов тех граждан, которые являются клиентами банков-учредителей фонда. Сумма резервированного фонда первоначально составляла 1 млн. 700 тыс. руб. Тем не менее, существование этой структуры вне поля действующего законодательства не позволяет в полной мере развернуть ее деятельность»1. Опыт санкт-петербургского регионального фонда целесообразно распространить и на другие регионы. Однако отсутствие законодательной базы ограничивает деятельность фонда.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.