бесплатно рефераты
 

Ссудный процент

p align="left">8. Регулирование деятельности кредитных институтов.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:

- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

- регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер не денежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков (не может превышать 25% собственных средств кредитной организации);

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала (предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска);

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

Банк России также регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

Интересно, что Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

Приобретение более 5 процентов долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20 процентов предварительного согласия Банка России.

Для поддержания стабильности банковской системы Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет при необходимости санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России или по его поручению - аудиторскими фирмами.

В случае нарушения кредитной организацией законодательства, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе примерить такие меры, как, например, взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала; потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, замены руководителей кредитной организации; реорганизации кредитной организации; и т.д., вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

9. Функция финансового агента правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы. Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а во некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. Выделим, что ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

Прогнозируя кредитно-денежную политику на следующий год, Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Годовой отчет Банка России включает:

1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;

4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

3.2 Ценовая динамика российского финансового рынка

Поступательное развитие российского финансового рынка в последние годы, обретение им определенной степени зрелости позволяет поставить вопрос о том, насколько успешно отечественный финансовый рынок выполняет такую важную для развитого финансового рынка функцию, как определение цены денег. Критерием успешности в этом случае выступает адекватность сложившейся структуры рыночных цен и перераспределяемых финансовых ресурсов потребностям развития экономики в целом, а также способность выработки надежных ориентиров при реализации прогностической функции рынка.

Проанализируем ценовую динамику на основных секторах финансового рынка России, выявим сложившиеся закономерности этой динамики, степень устойчивости основных ценовых пропорций.

Преобладающим направлением в движении ставок и доходности инструментов российского финансового рынка в период после кризиса 1998 г. было их снижение. Основные предпосылки повышения привлекательности рублевых финансовых инструментов и снижения их ставок формировались в ходе улучшения макроэкономической ситуации в России, в том числе за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. В рамках проводимой экономической политики важнейшими составляющими улучшения макроэкономической ситуации были высокие темпы экономического роста, замедление инфляции, значительный приток иностранной валюты в страну, улучшение бюджетной ситуации (переход от дефицитного к профицитному федеральному бюджету) [16, 27].

Для российской экономики стали характерны процессы, являющиеся отчетливыми признаками финансовой стабилизации. К ним относятся прежде всего своевременное обслуживание внешнего долга, наращивание золотовалютных резервов государства, замедление темпов роста потребительских цен, замедление внешнего обесценения национальной валюты и ее последующее укрепление в реальном, а затем -- и в номинальном выражении относительно доллара США.

Достигнутая степень финансовой стабильности, отражаясь на финансовом состоянии основных участников рынка, модифицировала их инвестиционные и сберегательные стратегии, одновременно стимулируя и расширение предложения, и рост спроса на денежные ресурсы. Параллельно шло развитие инфраструктуры финансового рынка -- правовой, инструментальной, институциональной.

Кроме того, на каждом из сегментов финансового рынка действовали и некоторые специфические факторы снижения ставок и доходностей. Так, на рынке межбанковских кредитов (МБК) это были: постепенное оздоровление банковской системы, снижение рисков межбанковского кредитования, а также совершенствование инструментов управления банковской ликвидностью и планомерное снижение ставки рефинансирования Банка России, в наиболее общей форме отражающей стоимость денежных ресурсов. На рынке государственных ценных бумаг снижению доходности способствовала прежде всего умеренная политика эмитента (направленная на ограничение стоимости заимствований, увеличение дюрации и повышение ликвидности рыночных инструментов), а также разработка законодательной базы пенсионной реформы, обеспечившей появление на рынке новой категории институциональных инвесторов. На рынке корпоративных облигаций, который прошел начальный этап становления, большую роль сыграло постепенное повышение надежности и прозрачности эмитентов, накопление ими кредитной истории, снижение издержек по эмиссии облигаций. Удешевлению кредитов предприятиям нефинансового сектора экономики способствовало снижение стоимости привлекаемых банками краткосрочных ресурсов, замедление инфляции, рост конкуренции банков за надежных заемщиков.

Снижению ставок и ограничению их волатильности способствовала также политика денежных властей, направленная на поддержание финансовой стабильности. В этой связи следует отметить прежде всего расширение инструментария денежно-кредитной политики Банка России и активизацию его операций на денежном рынке. Ставки по инструментам Банка России следовали общей тенденции снижения рыночных ставок, придавая этой тенденции дополнительный импульс. Свою роль сыграли также действия Минфина России по формированию единой политики управления государственным долгом (как внешнего, так и внутреннего), а также усилия соответствующих органов государственного регулирования по развитию инфраструктуры различных сегментов национального финансового рынка.

Вышеназванные факторы воздействовали с разной интенсивностью на различные сектора российского финансового рынка, в результате чего ценовая динамика на разных секторах не была полностью синхронной. Важную роль в определении масштабов этой асинхронности играли различия в соотношении рыночных факторов ценообразования и факторов регулирования. Так, динамика уровня ликвидности банковского сектора и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России воздействовали в первую очередь на ставки денежного рынка (ставки по рублевым МБК), политика Минфина оказывала воздействие прежде всего на конъюнктуру рынка ГКО- ОФЗ, через нее опосредованно влияя на состояние рынков региональных и корпоративных облигаций, финансовое состояние корпоративных эмитентов -- на рынки корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей).

Дополнительными внешними факторами для повышения привлекательности рублевых финансовых инструментов были сравнительно низкие ставки на международных финансовых рынках, нестабильное положение доллара США относительно основных мировых валют, общее улучшение экономического положения стран с формирующимися рынками, в состав которых входит и Россия.

Названные обстоятельства позволили ведущим международным рейтинговым агентствам провести поэтапное повышение суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации, достигших в конце 2003 г. -начале 2005 г. инвестиционного уровня по версии всех ведущих агентств. Вслед за этим до инвестиционного уровня были повышены рейтинги ряда иных российских эмитентов (включая субъекты федерации, кредитные организации, крупные нефинансовые предприятия), что также способствовало повышению привлекательности российских финансовых инструментов.

Иллюстрацией тезиса о наличии в послекризисный период общей тенденции снижения ставок и доходности (роста котировок ценных бумаг) по рублевым инструментам на основных секторах российского финансового рынка могут служить данные о динамике ценовых индикаторов на годовом горизонте (рис.2) [16, 31].

Что касается валютных инструментов, то, например, динамика ставок по валютным межбанковским кредитам, предоставляемым российскими банками, почти полностью определяется динамикой ставок по аналогичным операциям на мировом денежном рынке, поскольку основные объемы валютных МБК размещаются в банках-нерезидентах. Можно считать, что ставки по валютным межбанковским кредитам, интегрированным в мировой рынок, являются чисто рыночным индикатором. Помимо согласованного характера динамики рыночных ценовых индикаторов важной их особенностью являются достаточно устойчивые соотношения различных индикаторов в зависимости от срочности, риска и типа соответствующих финансовых инструментов.

Дифференциация диапазонов уровней ставок связана не только с типом инструмента (кредиты - ценные бумаги), но и с завершившимся функциональным разделением российского финансового рынка на денежный рынок и рынок капитала. Сопоставление ценовых индикаторов рынков МБК и ГКО-ОФЗ показывает, что в период, когда инструменты последнего использовались прежде всего для регулирования текущей ликвидности, уровень и динамика доходности государственных облигаций были близки к ставкам по рублевым МБК на соответствующие сроки. К настоящему времени функциональное назначение рынка внутреннего долга принципиально изменилось. Во-первых, на рынке государственных ценных бумаг доминируют долгосрочные инструменты, во-вторых, существенно увеличилась ликвидность отдельных выпусков, и наконец, участникам рынка предложены дополнительные инструменты на базе сделок РЕПО. Все это изменило соотношение рыночных операций с государственными облигациями по регулированию текущей ликвидности и по вложениям капитала в пользу последних.

В нижней части спектра рыночных ставок находятся ставки по межбанковским кредитам. Так, средняя ставка МИАКР по 1-дневным рублевым кредитам с 15% годовых в 1999 г. снизилась до 3 - 4% в 2003 -2004 гг., а в I квартале 2005 г. опустилась до 1% годовых. Аналогичный показатель по МБК на срок 8-30 дней составлял 27% в 1999 г., 5% в 2003 - 2004 гг. и 3% в I квартале 2005 г. Колебания ставок по межбанковским кредитам, как правило, не выходят за границы диапазона, задаваемые ставками по кредитным и депозитным операциям Банка России на соответствующие сроки. Низкий уровень ставок по межбанковским кредитам определяется как краткосрочностью данного инструмента, так и его функциональностью. Выступая в качестве инструмента управления ликвидностью, межбанковские кредиты призваны снизить издержки хранения денежных средств в форме не приносящих процентов остатков на счетах. Таким образом, межбанковские ставки отражают стоимость краткосрочных ресурсов в рамках конкретной ситуации с текущей банковской ликвидностью, что обусловливает также высокую подвижность межбанковских кредитных ставок. Верхнюю часть спектра формируют показатели ставок (доходности) по рублевым долговым ценным бумагам, которые относятся преимущественно к инструментам рынка капитала. Для этой категории инструментов ключевым фактором, определяющим уровень рыночных ставок, является, помимо срочности, надежность эмитента (кредитный риск). Среди рублевых облигаций минимальным уровнем доходности характеризуются государственные облигации федерального уровня (ГКО-ОФЗ), выступающие в качестве индикатора стоимости безрисковых (свободных от кредитного риска) заимствований на российском финансовом рынке. Средняя доходность ГКО-ОФЗ (индикатор рыночного портфеля) снизилась с 85% в 1999г. до 8 - 9% в 2003 - 2005 гг. При этом следует учитывать, что дюрация портфеля ГКО-ОФЗ за указанный период возросла с 1,5 до почти 5 лет.

Над ставками по федеральным облигациям располагаются ставки по субфедеральным и муниципальным облигациям, причем в сегменте региональных облигаций функцию индикатора стоимости заимствований на практике выполняют облигации Москвы (ОГОВЗ). Средняя доходность ОГОВЗ Москвы на вторичном рынке снизилась с 19% годовых в 2001 г. до 8 - 10% в 2003 - 2004 гг. и до 7% в I квартале 2005 г. Средняя доходность по группе (20 выпусков) ликвидных субфедеральных и муниципальных облигаций на вторичном рынке (индекс Cbonds-Muni) составляла 9 -11% в 2003 - 2004 гг. и 8% в I квартале 2005 г. Максимальной доходностью обладают корпоративные ценные бумаги - облигации и векселя. Средняя доходность по группе ликвидных корпоративных облигаций на вторичном рынке (индекс RUX-Cbonds) составляла 12% в 2003 г. и 9% в 2004 - 2005 гг. Средняя доходность портфеля наиболее ликвидных векселей (индекс «RUX-Регион») на срок 1 месяц снизилась с 31% в 1999 г. до 9 - 10% в 2003 - 2004 гг. и 6% в I квартале 2005 г., а по 12-месячным векселям - с 57% в 1999 г. до 12% в 2003 - 2004 гг. и 9% в I квартале 2005 г. Внутри сегмента корпоративных ценных бумаг доходность инструментов варьируется в широких пределах, отражая особенности конкретных корпоративных эмитентов, однако агрегированные индикаторы доходности корпоративных бумаг отличаются достаточно плавной и согласованной динамикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.