бесплатно рефераты
 

Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования

p align="left">(3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

(4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

(5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

(6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

(7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

(8) устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

(9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

(10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

(11) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

(12) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

(13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;

(14) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

(15) разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

(16) осуществляет руководство региональными отделениями Федеральной комиссии;

(17) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

(18) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

(19) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;

(20) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

(21) устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

Если обобщить указанные функции и выделить наиболее принципиальные, то к ключевым функциям ФКЦБ необходимо отнести следующие:

(1) Обеспечение динамичного развития рынка ценных бумаг в соответствии с национальными интерасами России

Эта функция имеет особенно важное значение на современном этапе, когда формируются основные элементы инфраструктуры, идет становление и быстрое развитие основных групп профессиональных участников рынка, формируются правила деловой этики и обычаи делового оборота. Реализация этой функции обеспечивается на основе:

разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг;

координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам развития рынка ценных бумаг;

поддержки важнейших инфраструктурных проектов; обеспечения создания саморегулируемых организаций.

проведения семинаров, конференций, использования других форм обучения и повышения профессиональной квалификации специалистов и персонала профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов и инвесторов.

Создание и развитие системы нормативных актов по вопросам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, участие в разработке законодательной базы рынка ценных бумаг (комплекс функций, связанных с формированием законодательной и нормативной базы рынка):

утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг.

разработка и утверждение единых правил осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг.

утверждение обязательных требований к операциям с ценными бумагами, в том числе обеспеченным недвижимым имуществом, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.

утверждение единых требований к порядку ведения реестра именных ценных бумаг.

утверждение порядка осуществления различных видов деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов.

определение стандартов деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг.

разработка проектов законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проведение их экпертизы.

разработка методических рекомендаций по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Создание и обеспечение эффективного функционирования системы регулирования рынка ценных бумаг, системы лицензирования и надзора за деятельностью субъектов рынка (ФКЦБ является основным элементом системы регулирования рынка, включающей также ряд других министерств и ведомств, а также саморегулируемые организации):

выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

утверждение порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

руководство региональными отделениями ФКЦБ России.

(4) Выполнение основных функций по лицензированию и надзору за деятельностью субъектов рынка, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг (ФКЦБ не только координирует деятельность всех элементов системы регулирования рынка, но также непосредственно выполняет основную часть работы по лицензированию и надзору за деятельностью субъектов рынка):

* осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России.

* обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг.

* обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

* ведение реестра выданных, приостановленных и отозванных лицензий.

* осуществление надзора за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении.

* обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

В частности, в соответствии со ст. 44 Закона “О рынке ценных бумаг” ФКЦБ имеет право выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);

Это весьма важный момент в осуществлении непрямого регулирования рынка. ФКЦБ не обязательно сама лицензирует всех профессиональных участников рынка ценных бумаг. Она вправе доверить это другой организации как государственной (например, ЦБ РФ), так и общественной -- СРО.

Естественно, лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется в комбинации с контролем за их деятельностью, для чего ФКЦБ наделена соответствующими правами:

устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения Федеральной комиссии о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной комиссии;

направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной комиссии (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;

Права регулирования даны и в отношении эмитентов, однако только в том, что относится к эмиссии ценных бумаг: в частности, право устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.

На современных рынках постоянно идет создание и развитие новых видов ценных бумаг. Для того, чтобы законодательные и нормативные документы не отставали от потребностей рынка ФКЦБ, дано право квалифицировать новые виды ценных бумаг и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наконец, ФКЦБ имеет естественные административные права в отношении своих региональных отделений: право принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений.

В законе установлены основы организации ФКЦБ. В частности, определена Коллегия ФКЦБ, основная роль которой состоит в согласовании деятельности ФКЦБ по регулированию рынка с другими органами государственной власти О коллегии Федеральной комиссии см. также Положение о Федеральной ко миссии по рынку ценных бумаг, утвержденное Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1009

.

Согласно ст. 41., Коллегия ФКЦБ состоит из 15 членов, включая председателя ФКЦБ, первого заместителя и заместителей председателя Федеральной комиссии, секретаря ФКЦБ. Пять членов коллегии Федеральной комиссии являются представителями федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг. В их состав в обязательном порядке включается представитель Министерства финансов Российской Федерации. Один член коллегии Федеральной комиссии является представителем Центрального банка Российской Федерации. Председатель Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг входит в состав коллегии Федеральной комиссии по должности. Два члена коллегии Федеральной комиссии являются представителями палат Федерального собрания Российской Федерации.

Другой важный орган, образуемый ФКЦБ -- Экспертный совет. В него входят не только представители государственных органов, но и профессиональных участников рынка ценных бумаг, СРО, независимые эксперты.

Роль Экспертного совета заключается в том, чтобы на постоянной основе представлять интересы профессиональных участников в регулирующем органе, способствовать качественной проработке регулирующих документов, осуществлять связь между непосредственными участниками рынка и его регуляторами. Состав Экспертного совета избирается демократическим путем, что должно обеспечить баланс интересов разных участников рынка.

Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений. Постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями.

Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какими документами регулируется деятельность ФКЦБ?

2. Какие основные функции осуществляет ФКЦБ?

Перечислите основные права ФКЦБ на рынке ценных бумаг.

10.2 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ФКЦБ

Чтобы быть эффективным, федеральное регулирование рынка ценных бумаг должно сопровождаться системой реализации такого регулирования на всей территории России. В то же время ФКЦБ может в полной мере осуществлять регулирование, если она будет иметь необходимую информацию о развитии рынка в регионах. Такую систему поддержки для ФКЦБ могут обеспечить региональные отделения ФКЦБ.

В соответствии со ст. 47 Закона “О рынке ценных бумаг”, региональные отделения ФКЦБ образуются решением ФКЦБ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для обеспечения выполнения установленных законодательством норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых ФКЦБ решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Региональное отделение ФКЦБ действует на основании положения, утверждаемого ФКЦБ. Председатель регионального отделения утверждается ФКЦБ на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и председателя ФКЦБ.

Положение о региональном отделении устанавливает, что региональное отделение является территориальным органом ФКЦБ России, образуемым с целью обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования рынка ценных бумаг, практической реализации принимаемых ФКЦБ России решений и контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций. Региональное отделение является юридическим лицом и действует в границах территорий субъектов Российской Федерации, закрепленных распоряжением ФКЦБ России.

Положение определяет функции и права регионального отделения. Основными функциями являются контроль за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг, регистрация выпусков ценных бумаг, лицензирование дилерской и брокерской деятельности, лицензирование регистраторской деятельности, организация и проведение квалификационных экзаменов специалистов рынка ценных бумаг.

Контроль региональных отделений за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг предусматривает осуществление проверок деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, а так же коллективных инвесторов, действующих на территории регионального отделения.

Регистрация выпусков ценных бумаг осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов ФКЦБ России, за исключением тех эмитентов, в отношении которых ФКЦБ России осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг самостоятельно.

Лицензирование дилерской, брокерской и регистраторской деятельности предусматривает выполнение мероприятий по выдаче, приостановке и отзыву лицензий, а так же ведение соответствующих реестров лицензий. Названная - деятельность осуществляется в рамках полномочий, определенных решением ФКЦБ России.

Региональное отделение организует также проведение квалификационных экзаменов для специалистов рынка ценных бумаг в порядке, установленном ФКЦБ России.

Вместе с тем региональные отделения ФКЦБ России имеют право направлять материалы в правоохранительные органы, обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ России. Региональные отделения обладают правом реализовывать полномочия ФКЦБ России в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию, а так же лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность.

Взаимоотношения региональных отделений ФКЦБ России с представителями власти субъектов Российской Федерации и региональными комиссиями по ценным бумагам и фондовому рынку Региональные комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку создавались в соответствии с Указом Президента от 4 ноября 1994 г. № 2064 и принятым на его основе Постановлением Правительства от 28 февраля 1995 г. № 193. Институциональные и процедурные аспекты деятельности комиссий предусмотрены Примерным положением о региональной комиссии, утвержденным Постановлением № 193 и являющимся основой для составления региональных Положений. По мере формирования и активизации деятельности региональных отделений сфера деятельность комиссий будет сужаться.

на территориях деятельности региональных отделений строятся на принципах партнерства и сотрудничества. Региональные отделения ФКЦБ России совместно с представителями власти субъектов Российской Федерации осуществляют программы по повышению ликвидности акций отдельных эмитентов, проекты корпоративного финансирования, проекты развития инфраструктуры рынка ценных бумаг и программы обучения специалистов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Опишите порядок создания регионального отделения.

2. Какие функции выполняет региональное отделение на рынке ценных бумаг?

10.3 САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СРО)

Помимо федерального и регионального уровней регулирования РЦБ, важным элементом системы регулирования должны стать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО).

Их роль заключается в том, чтобы на основании опыта, накопленного непосредственно участниками рынка, вырабатывать более детальные, чем ФКЦБ нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем самым приближать регулятора рынка к его участнику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.