бесплатно рефераты
 

Совершенствование организации финансов и налогообложения страховых компаний Украины

p align="left">Заслуживает внимания тот факт, что по действующей бухгалтерской отчетности (форма № 3 - Отчет о движении денежных средств) полученные проценты и дивиденды относятся к денежным поступлениям от инвестиционной деятельности, в то время как выплата дивидендов и процентов - к финансовой деятельности. Как мы показали, получение процентов от размещения страховых резервов (в банках и т. д.) может быть основной статьей доходов и потому считается инвестиционной деятельностью. Однако с позиций разделения результатов от разных видов деятельности и логики "доход - расходы" было бы целесообразно отнести и доход, и соответствующие расходы к одному и тому же виду деятельности. Следовательно, имеют место проценты и дивиденды от финансовой деятельности и точно так же проценты и дивиденды от инвестиционной деятельности в соответствии с направлением поступлений и расходов. В качестве примера финансовой деятельности можно привести получение процентов от предоставления ссуд, а инвестиционной деятельности - проценты от размещения страховых резервов на депозитных счетах в банках.

Для дальнейшего анализа применим сокращения, а именно, для основной операционной деятельности (страховая деятельность):

ДПООД - денежные поступления по основной операционной деятельности,

РООД - расходы по основной операционной деятельности,

ПООД - прибыль от основной операционной деятельности;

для другой операционной деятельности:

ДПДрОД - денежные поступления по другой операционной деятельности,

РДрОД - расходы по другой операционной деятельности,

ПДрОД - прибыль от другой операционной деятельности;

для инвестиционной деятельности:

ДПИД - денежные поступления по инвестиционной деятельности,

РИД - расходы по инвестиционной деятельности,

ПИД - прибыль от инвестиционной деятельности;

для финансовой деятельности:

ДПФД - денежные поступления по финансовой деятельности,

РФД - расходы по финансовой деятельности,

ПФД - прибыль от финансовой деятельности.

Предложенное деление позволит определять прибыль от основной операционной деятельности по формуле

ПООД=ДПООД - РООД. (1)

Прибыль от другой операционной деятельности определится как разность:

ПДрОД=ДПДрОД - РДрОД. (2)

Прибыль от инвестиционной деятельности определится по формуле:

ПИД=ДПИД-РИД. (3)

Прибыль от финансовой деятельности определится из такого расчета:

ПФД = ДПФД-ВФД. (4)

Общая прибыль страховщика определяется по сводной формуле:

ОП = ПООД + ПДрОД + ПИД + ПФД, (5)

или:

ОП =ДПООД + ДПДрОД + ДПИД+ ДПФД - РООД - РДрОД - РИД - РФД. (6)

Применим новое деление, чтобы модифицировать концепцию налогообложения в страховой отрасли. Для этого проанализируем проблемы действующей системы налогообложения страхового рынка и попытаемся найти способы их разрешения. Можно выделить два проблемных элемента: это уровень ставки налога и собственно база, к которой она применяется.

Рассмотрим проблемные вопросы действующего варианта налогообложения по страховым взносам и прибыли. Использование налога с премий как единого налога на страховую деятельность - сложный процесс, имеющий много противоречий и недостатков. Во-первых, налоге премий взимается независимо от текущего финансового положения компании, поэтому под его действие подпадают и временно убыточные компании. Следовательно, такое налогообложение может ухудшать их финансовое положение. Если увеличить ставку налога с премий, например до 10% (такое предложение рассмотрел в 2004 г. Госфинуслуг Украины), то возникает опасность недостаточного формирования страховых резервов.

Во-вторых, это налогообложение возвращенных сумм из страховых резервов: отчисленные в предыдущие периоды, они сначала учитываются как расходы по основной деятельности, а потом, уже в новом периоде, государство облагает эти средства налогом по ставке 25%, включая их в состав валового дохода страховщика (см. табл. 1). Следовательно, оказывается, что в рамках основной операционной деятельности есть поступления и расходы, которые облагаются налогом по разным ставкам и имеют разный объект налогообложения.

Еще одной проблемой является двойное налогообложение по действующей методике перестрахования резидента у страховщика-нерезидента. Здесь сначала осуществляется налогообложение валовых страховых платежей по ставке 3%, -ведь уменьшается сумма таких платежей только в случае перестрахования у резидента. Поэтому, если страховщик-резидент направит средства к перестраховщику-нерезиденту, то государство снова облагает их налогом, в зависимости от того, каков рейтинг финансовой надежности у последнего. А именно, в случае, когда рейтинг нерезидента находится на уровне ниже того, который был обусловлен решением Госфинуслуг Украины, то повторное налогообложение составит 12% от суммы перестрахования. С другой стороны, такое условие позволяет уменьшить отток средств за рубеж.

Заслуживает внимания также тот факт, что по закону "О налогообложении прибыли предприятий" фактически отсутствуют санкции к страховщикам, если они досрочно разрывают договор долгосрочного страхования жизни. Поскольку страхование жизни имеет нулевую ставку налогообложения, постольку страховщики могут использовать досрочный разрыв, чтобы уклониться от уплаты налога.

В нормативно-правовой документации не рассмотрено также налогообложение резидентов, которые осуществляют "краткосрочное" страхование жизни (менее 10 лет), а также перестрахование резидента у страховщика-резидента.

Разумеется, действующий механизм налогообложения требует совершенствования, но существование значительного числа дополнений к нормативно-правовым актам усложняет эту работу, и она может быть даже неэффективной, ибо новые дополнения только создадут дополнительные трудности для всех. Ни в коем случае нельзя наотрез отказываться от действующей методики налогообложения на том основании, что она заслуживает критики. Но если внедрить дифференцированные ставки налогообложения прибылей страховщика по четырем разным видам деятельности (см. табл. 1 -4), то тем самым государство будет стимулировать страховые компании, которые инвестируют деньги в экономику Украины. На выход из положения указывает упрощенная методика налогообложения прибыли.

Объясним некоторые ее особенности. Вступление Украины в ВТО сделало возможной хозяйственную деятельность наших страховщиков за пределами Украины. Вместе с тем крайне необходимо расширить и улучшить структуру рынка всех услуг по страхованию. Ввиду этого следует ввести несимметричный режим налогообложения - с разными нормами для тех, кто работает на отечественную экономику или же на экономику других стран. Таким образом инструменты налогового регулирования обеспечат создание и поддержку национальных конкурентных преимуществ.

Действующие ставки налогообложения прибыли предприятий Украины слишком велики для страховщиков и создают эффект непосильного бремени, что заставляет уклоняться от уплаты надлежащих сумм. Поэтому есть смысл предложить оптимальное значение ставки, которое удовлетворило бы и субъектов страхового рынка, и государство. Мы провели опрос практиков, экспертов, налоговиков в отношении возможной новой оптимальной ставки при условии введения предложенного здесь дифференцированного налогообложения. В результате были названы такие ставки: 10% предложили страховщики, 16% - независимые эксперты, 21% - налоговики.

Далее, налогообложение прибыли страховщиков может быть проблемным и неэффективным с точки зрения наполнения бюджета страны. На основе статистических данных последних лет покажем при помощи несложных расчетов, что действующее налогообложение страховщиков (3% по страховым премиям) эквивалентно 50-100% налогообложения прибыли. Для этого определим удельный вес общей суммы налоговых сборов в прибыли от страховой деятельности для страховщиков, которые осуществляют рискованные виды страхования, иные, чем страхование жизни (табл. 5).

Таблица 5

Выборочные статистические показатели страхового рынка Украины за 2005-2008 гг. и соответствующие расчеты автора для всех видов страхования, кроме страхования жизни (млн. грн.)

П. II.

Основной показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

Страховые премии по договорам страхования

12532,2

13379,2

17224,1

22913,0

2

Чистые страховые премии

7482,8

8769,4

12353,8

15981,8

3

Чистые страховые выплаты

1546,7

2326,2

3884

6546,1

4

Страховые выплаты по договорам страхования

1884,5

2583,6

4189

7013

5

Технические резервы

4700,4

5405,8

7432

9295,1

Расчетные значения поступлений и расходов по основной операционной деятельности

6

Возвращенные суммы страховых резервов

1407,9

1411,1

1621,5

1141,05

7

Отчисления в страховые резервы

1409,5

3997,9

6020,9

7673,6

8

Расходы на ведение дела

1253,2

1337,9

1722,4

2291,3

Общие суммы налогов по видам страхования

9

3% от страховых премий

214,8

249,6

347,1

446,6

10

Общая сумма налоговых сборов

566,8

602,4

752,5

731,9

Расчет прибыли от страховой деятельности

11

Прибыль от основной операционной деятельности

4360

2067,7

1561,1

-182,8

Удельный вес общей суммы налоговых сборов в прибыли

12

Расчетная средняя ставка налога на прибыль (%)

13

29

48

Свыше 100

Как видим из таблицы 5, расчетная средняя ставка налога на прибыль от страховой деятельности колеблется от 13% в 2005 г. до значения свыше 100% в 2008 г. Значит, совокупный налог на страховщиков Украины в бюджет в случае прямого перехода на налогообложение прибыли от страховой деятельности был бы равен нулю. Средние статистические данные рынка страхования за последние годы свидетельствуют о неприбыльности основной операционной деятельности отечественных страховщиков, а потому она может быть и не главным источником прибыли последних. С другой стороны, такую ситуацию могут создать определенные действия страховщиков, которые, ожидая перехода на обложение налогом прибыли и пытаясь уклониться от фискальных обязанностей доводят размер базы налогообложения до нулевого значения, как это произошло в 1998 г.

Отметим, что примерно треть страховщиков Украины вообще не получают прибыли от страховой деятельности. Кроме того, на фоне перманентного увеличения уставных фондов страховщиков наблюдается уменьшение их прибыли от других видов деятельности; это связано с тем, что вложения денежных поступлений в корпоративные права (уставный капитал) входят в валовые расходы и уменьшают прибыль (часто страховщики таким действием "обнуляют" сумму прибыли). Именно потому мы представляем в таблице 6 компромиссное решение для страховщиков и для государства с целью эффективного пополнения бюджета.

Чтобы создать благоприятные условия для ускоренного экономического роста и привлечения прямых иностранных инвестиций, мы предлагаем, опираясь на собственные количественные оценки, уменьшить ставку налога на определенный вид деятельности в среднем с 25 до 15-23%. К слову, в странах, недавно вступивших в ЕС, было проведено поэтапное снижение ставок налога на прибыль корпораций (предприятий), в частности, в Польше - с 34 до 19%, Словакии - с 40 до 19%, Чехии - с 35 до 28%, Латвии - с 25 до 15%, Литве - с 29 до 15%.

Таблица б

Дифференцированное налогообложение прибыли страховщиков в зависимости от вида, направления, объемов и результатов деятельности

Вид и содержание деятельности

Объект налогообложения

(алгоритм)

Предложение по ставке

налога (%)

Основная операционная деятельность - страхование, перестрахование

ПООД (ДПООД-РООД)

15

Другая операционная деятельность

ПДрОД (ДПДрОД-РДрОД)

20

Финансовая деятельность в Украине

ПФД (ДПФД-РФД)

18

Финансовая деятельность в других странах

ПФД (ДПФД-РФД)

22

Ишестиционная деятельность в Украине

ПИД (ДПИД-РИД)

20

Инвестиционная деятельность в других странах

ПИД (ДПИД-РИД)

23

Инвестиции резидентов в экономику других стран объемом свыше 500 ООО евро

Сумма инвеспщий

2

В некоторых странах в систему налогового регулирования заложены такие стимулирующие средства, как прогрессивные ставки: их шкала опирается на прибыль, подлежащую налогообложению. Так, например, в Великобритании зависимость величины налогов от суммы прибыли выражается прямой прогрессией: чем выше доходы, тем больше и налоги (с 10 до 40%). Следовательно, нужно рассмотреть такую возможность и для украинского страхового рынка. На наш взгляд, такой прогрессивный подход в налогообложении может стать целесообразным, когда уровень инвестиций в экономику Украины повысится. Частично прогрессивное деление использовано здесь в налогообложении суммы инвестиций резидентов в экономику других стран.

Мы скептически относимся к долгосрочному и существенному уменьшению ставки налога на прибыль, так как через некоторое время это позволит страховым компаниям и предприятиям Украины использовать многошаговые и комбинационные схемы уклонения от налогообложения.

Вместе с тем страховая отрасль испытывает воздействие внешних экономических факторов (глобализация, международный финансовый кризис). Поэтому целесообразно рассмотреть возможность хотя бы краткосрочного снижения ставки налога, и не только для привлечения иностранных инвесторов, но и для сопротивления негативным внешним воздействиям.

Рассмотрим теперь, как повлияет такое совершенствование налогообложения на работу страховых компаний и поступление средств в бюджет страны. Для этого сравним структуру общей прибыли страховщиков по формуле 5 и соответствующих сумм налогов по таблице 6.

Совокупный налог, который был бы уплачен страховщиком при условии перехода на дифференцированное налогообложение прибыли от страховой деятельности (налог на прибыль от всех видов деятельности, ОСИП), определится так:

ОСНГИО, 15 * ПООД + 0,20 * ПДрОД +

+ 0.18ПФД в Украине + 0.22ПФД в других странах +

+ 0.20ПИД в Украине + 0.23ПИД в других странах +

+ 0,02 от суммы инвестиций в экономику других стран. (7)

Общая сумма нераспределенной прибыли (ОСНерП), которая остается у страховщиков после налогообложения, в таком случае будет:

ОСНерП=0,85ПООД + 0,80ПДрОД +

+ 0.82ПФД в Украине + 0.78ПФД в других странах +

+ 0.80ПИД в Украине + 0.77ПИД в других странах. (8)

Таким образом, компромиссное решение заключается в том, что мы предлагаем одновременное снижение ставок налога на прибыль и дифференциацию налогов по видам деятельности.

Мы предполагаем, что с целью обеспечения прозрачности страхового рынка и принятия центральными органами исполнительной власти взвешенных решений было бы целесообразно обязать Госфинуслуг Украины и Государственную налоговую администрацию Украины приводить в годовых отчетах не только формализованную информацию о страховщиках по основной операционной деятельности (то есть указывать объемы страхования и перестрахования), но и полную информацию о прибылях, суммах поступлений в бюджет, как от страховой деятельности, так и по всем другим, названным выше, видам деятельности.

Выводы

Действующая классификация расходов отражает движение средств в страховых компаниях далеко не в полной мере. Предложено, во-первых, обособить инвестиционную деятельность страховщика от финансовой, во-вторых, соотносить расходы по основным видам деятельности страховой организации аналогично тому, как группируются доходы. Таким образом, содержание и движение средств в страховой компании целесообразно рассматривать в соответствии с направлениями ее деятельности. Это позволяет визуализировать формирование финансовых результатов страховщика и иметь более мобильную базу налогообложения.

Предложено ввести дифференцированное налогообложение прибыли по разным ставкам, отдельно по каждому из четырех видов деятельности. Реформирование налоговой системы в сфере страхования требует сориентировать инструменты налогового регулирования на создание и обеспечение поддержки национальных конкурентных преимуществ.

Описанная методология в отношении базы налогообложения страховщиков Украины может быть применена также к нестраховым предприятиям и позволит оптимизировать механизмы функционирования и регулирования всего рынка финансовых услуг. Благодаря предложенным предложениям и рекомендациям можно будет существенно повысить эффективность страховых процессов и создать почву для реализации Стратегии развития финансового сектора Украины на период до 2015 года.

Использованные источники

1. Орланюк-Малицкая Л.А. Страховые компании в корпоративном секторе экономики. "Финансы и кредит" № 27, 2004, с. 34--39.

2. Официальный сайт Госфинуслуг Украины, http://www.dfp.gov.ua.

3. Закон Украины "О системе налогообложения в Украине"от 25.06.1991г.

4. Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 24.12.02 г.

5. "Все про бухгалтерський облік" № 8, 2003, с. 37--53;

6. Гаманкова О.О. Фінанси страхових організацій. Навчальний посібник. - К., КНЕУ, 2007, 328 с.

7. http://www.dfp.gov.ua

8. "Цінні папери України" № 5 (547), 2009.

9. Василенко А.В. Оподаткування інвестиційної діяльності страхових компаній. "Прометей" № 3 (18), 2005, с. 128-131.

10. Сосис А., Шапиро Е. Варианты возможны, лишь бы рынок не пострадал. "Финансовые услуги" № 4, 2005, с. 38--42.

11. Завада А. Цель определяет средства. "Финансовые услуги" № 4, 2005, с. 43--45.

12. Кисельова О. Чинний порядок оподаткування доходів, отриманих страховиками від здійснення операцій з технічними резервами. "Бухгалтерський облік і аудит" № 9, 2006, с. 36-49.

13. Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О страховании". "Голос України" № 207 (2707), 2001, с. 10-13.

14. Страхування. Підручник. К., КНЕУ, 1998,с. 457

15. Базилевич В.Д., Базилевич К.С. Страхова справа. Навчальний посібник. - К., 1998, 216 с.

16. Приходько В.С. Бухгалтерський облік страхової діяльності. Навчальний посібник. - К., "Лібра", 2002, 216 с.

17. Ротова Т.А., Рудєнко Л.С. Страхування. Навчальний посібник. - К., КНТЕУ, 2001, 400 с.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.