бесплатно рефераты
 

Социальное страхование и его организация в современных условиях

Социальное страхование и его организация в современных условиях

Содержание

Введение

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 История развития социального страхования в Российской Федерации

1.2 Особенности деятельности внебюджетного Фонда социального страхования Российской Федерации

1.3 Управление системой обязательного социального страхования

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИГУЛЕВСКОГО ФИЛИАЛА САМАРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФСС РФ

2.1 Краткая характеристика Жигулевского филиала Самарского регионального отделения ФСС РФ

2.2 Анализ исполнения бюджета по доходам Жигулевского филиала ФСС РФ за 2006 - 2008 г

2.3 Анализ исполнения бюджета по расходам Жигулевского филиала ФСС в 2006-2008гг

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

3.1 Современные методы улучшения финансового состояния ФСС

3.2 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Внебюджетные фонды - одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

В Бюджетном кодексе Российской федерации определен состав государственных внебюджетных фондов России. К ним относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Данные фонды призваны способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Они являются гарантией материальной поддержки граждан со стороны государства. [10]

Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они формируются за счет платежей и отчислений юридических и физических лиц и образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, то есть исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат. Роль социального обеспечения и его важнейшей составной части - социального страхования в России, становления новых отношений в обществе значительно возрастает. Это связано, прежде всего, с необходимостью адаптации человека к принципиально изменяющимся условиям существования общества, реструктуризации функций государства в вопросах трансфертных выплат, обеспечения социальных гарантий.

Вопрос развития и совершенствования системы социального страхования, организационным воплощением которой выступает Фонд социального страхования (ФСС), становится все более острым и актуальным. Рост инфляции, уровня цен либо временная нетрудоспособность человека приводит к угрозе снижения уровня жизни. Совершенствование государственной системы социального страхования, а также механизма социальной защиты населения приобретает особую актуальность. Получение гарантированных государством социальных пособий через Фонд социального страхования нередко является единственным средством существования для человека. [42]

Долгое время социальная роль государства была сильно ослаблена. Системный кризис 90х годов сильнее всего ударил по социальной сфере. Возникали острейшие ситуации, угрожающие национальной безопасности страны: деградация социальной структуры, обеднение населения, падение цены труда, опасность массовой безработицы, глубокий кризис качества и образа жизни. Для решения задач социальной политики необходима мобилизация государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования. В настоящее время очень важно поддержать существование граждан, нуждающихся в помощи. Данный фонд призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Как следствие существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях.

Связи с этим тема дипломной работы «Социальное страхование и его организация в современных условиях» представляется актуальной.

Целью дипломной работы является выявление проблем Фонда социального страхования и определение способов улучшения его финансового состояния в современных условиях.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы социального страхования в Российской Федерации;

- рассмотреть сущность социального страхования и его организацию в Российской Федерации;

- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования;

- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;

- предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Объектом исследования работы является Жигулевский филиал Самарского регионального отделения ФСС РФ.

Предметом исследования является социальное страхование.

Теоретической и методологической основой для написания дипломной работы являются: законы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации и работы ученых экономистов по страхованию, экономике страховой организации, а также анализу финансово-хозяйственной деятельности.

1. Теоретические аспекты социального страхования и его организация в современных условиях

1.1 История развития социального страхования в Российской Федерации

В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.

Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I в 1701 году "Об определении в домовьях Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых". И в 1712 году "Об учреждении во всех Губерниях госпиталей", в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены". [41, с.13]

Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных концессий.

Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех гражданских сословий". На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо. [41, с.14]

В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественной социальной политики.

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф. Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс.

До 1912 г. государственное обеспечение пособий в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности.

Упомянем и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.

Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр 1 основал Императорское человеколюбивое общество. Тогда же графом Шереметевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институт скорой помощи им. Склифосовского).

2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России. История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была не желательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, который покрывались за короткий срок специальными доходами. Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем.

Развитие законодательства России о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности имеет свою историю. С целью оказания помощи лицам, утратившим трудоспособность и как следствие источник доходов в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 31.10.1918, утвердившим Положение о социальном обеспечении трудящихся, были определены основания, круг лиц, размер и срок выплаты пособия в случае временной нетрудоспособности. В первые годы советской власти, принятое положение о социальном страховании не могло не иметь черт, Присущих Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, а, следовательно, лица, эксплуатирующие труд иных людей, не могли иметь права на пособие по временной нетрудоспособности. Статья 2 Положения закрепляла, что обеспечению по социальному страхованию подлежат «все без исключения лица, источниками существования которых, является только собственный труд, без эксплуатации чужого, не зависимо от характера и длительности работы, а так же от того, работают ли они в государственных, национализированных, частных, акционерных, общественных предприятиях, учреждениях или хозяйствах, у отдельных лиц или самостоятельно». Правом на получение пособий были наделены и иностранные граждане, имеющие доход исключительно от собственной трудовой деятельности по найму. Пособие назначалось «в случае временной утраты трудоспособности, сопровождающейся утратой заработка, независимо от причин ее вызвавших как-то: болезнь, увечье, карантин и т. п.». Пособие выдавались за все пропущенные в связи с нетрудоспособностью рабочие дни. Срок выплаты пособия не ограничивался какими-либо сроками: до восстановления трудоспособностью или до назначении пенсии по инвалидности.

Условия выплаты пособия были достаточно жесткими. Если в результате заболевания работник не утрачивал заработок или хотя бы его часть, то пособие по временной нетрудоспособности не выплачивалось. Размер пособия в среднем был равен заработной плате лица, получающего пособие. Если же работник проходил стационарное лечение, то размер пособия ему мог быть существенно снижен.

С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1927 году правила выдачи пособий были ужесточены. Возможность получения пособия стала зависеть от добросовестности трудящегося.

15 января 1927 года Совет народных комиссаров своим Постановлением «О мероприятиях по борьбе с прогулами» предоставили право страховым кассам не выплачивать пособие по временной нетрудоспособности «в случаях установления нетрудоспособности вследствие острого опьянения, если нетрудоспособность продолжалась не более трех дней либо использование не по назначению отпуска, представленного для лечения».

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. В 1931 году была введена дифференциация размера пособия в зависимости от стажа работы. Право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка имели непрерывный стаж работы более 2-х лет, при наличии общего стажа не менее 3-х лет. При этом это правило касалось рабочих и служащих, непосредственно занятых в производстве, и не распространялось в административно - управленческий персонал (конторы). Работники контор при таком же стаже получали право на пособие за первые 5 дней нетрудоспособности пособия в размере ? заработка, а с шестого дня нетрудоспособности - в полном размере. Особые условия создавались для ударников коммунистического труда, которым пособие в размере 100% среднего заработка назначалось при наличии годичного труда непрерывного стажа работы; по истечении года работы на предприятии получали право на пособие в размере 100% средней заработной платы и подростки, не достигшие 18-летнего возраста. Тем работникам, которые имели два года непрерывного трудового стажа, но не имели 3-х лет стажа работы по найму пособие в размере ? заработка выплачивалось в течение 20 дней и с 21-го дня - в размере 100% заработка, в таком же порядке выплачивалось пособие и несовершеннолетним, не имевшим необходимого годичного стажа работы. Работники, имевшие непрерывный стаж работы от 1 до 2-х лет, получали в первые 20 дней нетрудоспособности 2/3 заработка работника. В 1938 году были повышены требования к стажу при назначении пособия по временной нетрудоспособности. В соответствием с постановлением Совета народных Комисаров СССР, Центрального Комитета ВКП (б) от 23.12.1938 года «О мероприятиях по упрочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле» было установлено, что рабочим и служащим, состоящим членами профессионального союза, пособия по временной нетрудоспособности (не считая пособия по беременности и родам) выплачивались в следующих размерах - в зависимости от стажа непрерывной работы в данном предприятии или учреждении:

- при непрерывном стаже в одном учреждении или предприятии свыше 6 лет пособие составляло 100% заработка;

- от 3 до 6 лет пособие составляло 80%;

-от 2 до 3 пособие составляло 60%;

- от 2 лет пособие составляло 50%.

Подросткам, не достигшим 18 лет, пособие выплачивалось при непрерывном стаже свыше 2 лет - 80% заработка, а до 2-х лет -60%. При этом время обучения в школе фабрично - заводского ученичества засчитывался в общий стаж.

Начиная с 1931 год, за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактика заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». Даже теперь, в условиях жесткого экономического кризиса, высочайший медицинский, оздоровительный потенциал делает ее уникальной среди мировых курортных систем. С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

Рассмотрим роль социального страхования в системе социальной защиты населения на современном этапе. Система социальной защиты - это сфера жизненно важных интересов населения, которая является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. Вопрос устройства национальной системы социальной защиты во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Сформировать эффективную систему социальной защиты можно на основе сочетания различных её видов и многосубъектных организационно-правовых форм (Приложение 1табл.1), активного и ответственного участия в её функционировании работников, работодателей и граждан (организованных в самоуправляемые структуры гражданского общества), а также государственных органов власти.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить пять базовых институтов социальной защиты.

1. Государственная социальная помощь лицам, которые из-за отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников доходов не в состоянии самостоятельно обеспечить своё материальное существование. Объём представляемой помощи не связан с величиной прошлого дохода или сложившимся общим уровнем жизни населения.

Социальная помощь имеет в значительной степени благотворительный характер. Пенсии и пособия в рамках социальной помощи предоставляются только установленным законодательством категориям граждан. Определяющая характеристика данного института защиты - социально-алиментарные внедоговорные отношения государства по оказанию помощи уязвимым категориям населения (инвалиды детства; лица других ранних сроков наступления инвалидности; граждане, не имеющие необходимого страхового стажа для получения пенсий). Получение физическим лицом социальной помощи происходит независимо от его участия в общественной полезной трудовой деятельности. Выплаты в рамках этот системы принимают форму дополнения к доходу после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход.

В системе социальной помощи размеры пенсий, пособий устанавливаются с учётом имеющихся доходов членов семьи с тем, чтобы их совокупный объём достигал установленного прожиточного минимума. Правовая основа института социальной помощи проистекает из природы прав человека в области социального обеспечения и базируется на конституционном праве людей на жизнь.

Финансовыми источниками данного института социальной защиты служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счёт общей налоговой системы или/и за счёт особого целевого социального налога.

2. Государственное социальное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел и налоговой полиции, государственных служащих, а также ряда других категорий граждан с учётом специфического характера их трудовой деятельности по выполнению важных функций государства.

Предоставление государственного социального обеспечения не обусловливается предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым предоставляется обеспечение в данной форме. Финансовые источники данного института социальной защиты - прямые ассигнования из федерального и региональных бюджетов, формируемые за счёт общих и, в некоторых случаях, специальных налогов.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.